Тема 3.7. Международное экономическое право

Понятие, возникновение и эволюция международного экономического права (МЭП). Источники международного экономического права. Виды договоров и соглашений в МЭП (универсальные, региональные и двусторонние экономические соглашения и договоры). Решения (рекомендации, постановления) международных организаций и конференций. Принципы международного экономического права. Региональное экономическое сотрудничество и его международно-правовое регулирование. Интеграция и интеграционные объединения. Европейский Союз, ЕАЭС и другие региональные экономические союзы и объединения. Понятие, источники, принципы и система сотрудничества государств по таможенным вопросам. Всемирная таможенная организация. Деятельность Всемирной торговой организации по вопросам сотрудничества в сфере таможенного дела. Таможенный Союз государств - участников ЕАЭС.

Практическое занятие «Международное экономическое право»

(форма обучения: очная и заочная)

1. Понятие международного экономического права и основные ис­точники, специальные принципы внешней торговли и внешнеэ­кономических связей.

2. Юридическая природа, виды и особенности договоров по вопро­сам экономического сотрудничества.

3. Правовые формы экономического сотрудничества.

4. Общая характеристика международных и региональных экономических организаций и объединений.

5. Дискуссия на тему «Особенности интеграционных процессов на пространстве ЕАЭС».

Задания для самостоятельной работы

1. Знать значение следующих терминов: бойкот, демпинг, национализация, новый международный экономический порядок, оговорка Кальво, право развития, преференции, протекционизм, транснациональная корпорация, эмбарго.

2. Приведите примеры и дайте характеристику каждой из следую­щих групп международных договоров:

¾договоры о двойном налогообложении;

¾договоры о поощрении капиталовложений и гарантиях инвес­тиций.

3. Сформулируйте предложения относительно интеграционных процессов на пространстве ЕАЭС.

Подготовиться к проведению интерактивного практического занятия в форме дискуссии на тему «Особенности интеграционных процессов на пространстве ЕАЭС».

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию

Для подготовки к практическому занятию необходимо:

1) изучить лекционный материал и рекомендованную (основную и дополнительную) учебную литературу;

2) изучить и проанализировать нормативно-правовой и справочный материал, соответствующий плану практического занятия;

3)В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ гово­рится: «Сегодня наша страна все больше интегрируется в мировое хо­зяйство. И поэтому во внешнеполитической сфере мы должны учиться защищать экономический интерес государства в целом, российские предприятия и российского гражданина. Мы обязаны по-настоящему обеспечивать, если угодно, обслуживать, интересы российской эконо­мики. А это значит — противодействовать дискриминации отечествен­ных производителей. Гарантировать сохранение и оптимальное испо­льзование российской собственности за рубежом. Ускорять подгото­вительные работы по вступлению в ВТО на приемлемых для нас усло­виях. В целом работать на конкурентоспособность России во всех смыслах этого слова».

Какие меры в области международного сотрудничества и междуна­родного права следует предпринять, чтобы усилить позиции россий­ского производителя?

4) Существуют два основных подхода к экономической интегра­ции. Представители либерального подхода считают, что экономиче­ской интеграции можно достичь свободной международной торгов­лей, при этом государства полностью сохраняют свой экономический суверенитет, ведь свободная торговля сама по себе интегрирует сферу сотрудничества, поэтому не требуется особых наднациональных ин­ститутов, которые бы заботились об интеграции. Институционалисты представляют противоположную точку зрения; они исходят из утверждения, что либерализация международных экономических отноше­ний и свободная деятельность рыночных законов сама по себе недо­статочна для действительной интеграции. Необходимо согласование экономической политики отдельных государств, что диктует создание специальных международных институтов с наднациональными пол­номочиями.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Из каких правовых институтов состоит международное эконо­мическое право?

2. С какими отраслями международного нрава тесно взаимодейст­вует международное экономическое право?

3. Дайте характеристику источников международного экономиче­ского права.

4. Основные принципы международного экономического права.

5. В чем состоит предмет регулирования международного эконо­мического права?

6. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Методические рекомендации по подготовке и проведению учебных занятий в интерактивной форме (часть 1 «Деловая игра» / под общ. ред. В.А.Черных, О.В. Саенко. М.: Изд-во Российская таможенная академия / 2012.- 104 с.

2. Положение о текущем контроле, текущей и промежуточной аттестации студентов Российской таможенной академии и филиалов.

3. Положение о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов Российской таможенной академии и филиалов.

4. Руководство по подготовке и оформлению рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ. М.: Изд-во Росс. таможенной акад., 2012.

7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Наши рекомендации