Внешняя политика современной России.
Внешнеполитический курс Россиина протяжении 90-х годов определялся двумя приоритетными направлениям:
1) отношения с т.н. «дальним зарубежьем» (включение России в Совет Европы и в Международный валютный фонд, противодействие расширения НАТО на восток, участие российских миротворцев в горячих точках);
2) отношения с бывшими союзными республиками - «ближним зарубежьем» (установление границ, подписание важных договоров, в том числе, - договора о коллективной безопасности, участие российских миротворческих сил в разрешении вооруженных конфликтов в Приднестровье, Южной Осетии, Абхазии, Таджикистане).
Но в виду своего экономического и политического ослабления России с каждым годом все труднее было реализовывать свой внешнеполитический курс. Роль России на международной арене становилась все более второстепенной, а стремление создать на территории СНГ интеграционного общество, основанное на социально-ориентированном рыночном хозяйстве, демократических ценностях натолкнулось на негативную реакцию стран «ближнего зарубежья», прежде всего Украины и Казахстана, обвинивших Россию в экспансионизме и неоимперских устремлениях.
С принятием новой концепции внешней политики летом 2000 г. основные парадигмы международного сотрудничества не изменились (приоритетными направлениями оставались отношения со странами СНГ и Евросоюзом). Кроме того, более активным стало участие России в Азиатско-тихоокеанском регионе, расширилось российско-американского взаимодействия.
Но более 5000 тыс. жертв в результате террористического акта в Нью-Йорке; начавшаяся в качестве ответной меры антитеррористическая операция Североатлантического альянса в Афганистане; планируемое масштабное вторжение войск Великобритании и США в Ирак; затяжной чеченский кризис и, наконец, события, связанные с захватом почти 800 заложников в театральном центре в Москве, - всё это стало причиной изменения внешнеполитического курса России.
Совещание лидеров стран НАТО, проходивший в Праге 21-22 ноября 2002 г., завершилось принятием новой концепции блока и плана его модернизации, направленной (в аспекте борьбы с международным терроризмом) на трансформацию альянса в организацию коллективной безопасности с расширенной зоной ответственности, основная миссия которой будут сведена к военному обеспечению миротворческих операций (включая превентивные военные действия за пределами своих границ) и исполнению роли международного полицейского.
Правительство РФ, доселе боровшееся, правда безуспешно, с продвижением НАТО на восток, теперь считает, что углубленные отношения России с НАТО возможны, если деятельность альянса не будет противоречить её интересам. Россия стремится к тесному сотрудничеству с НАТО и участию в процессе принятия решений и, одновременно, к полной свободе и независимости на международной арене (по сути, Москва предпочитает быть не в НАТО, а при НАТО).
При определении новых приоритетов внешней политики, следует учитывать ряд серьезных моментов. Прежде всего, это значительный географический охват НАТО. Под своим крылом Североатлантическому блоку удалось объединить вооруженные силы 43 евроазиатских государств, а также США и Канады. Из них 19 стран - члены НАТО, 27 - участники программы «Партнерство ради мира», рамки которой раздвинулись до центра Азии (последним в ПРМ вступил Таджикистан). Более того, участие России не предусматривается при создании своеобразного «корпуса мира» - 60-тысячной европейской армии, которая будет сформирована из частей и подразделений 11 стран НАТО, входящих в Евросоюз.
Бывшие союзники СССР, а также страны СНГ и Балтии, по-прежнему, рассматривают членство в НАТО как способ противодействия российской гегемонии. Именно они станут решать вопрос о том, какими должны быть отношения России с НАТО в ближайшие годы. Однако, Правительство РФ утверждает, что блок расширяется за счет стран, у которых нет враждебных антироссийских намерений.
Россия, выдвигая новые доминанты во внешнеполитической сфере, еще больше дистанцируется от интеграционных процессов на европейском континенте. Европа, среди жителей которой значительная доля латиноамериканцев, африканцев и арабов, не принимает проводимую США (и в целом поддерживаемую теперь Россией) антитеррористическую стратегию, грозящую привести человечество к новой мировой войне между христианским и исламским миром, и в какой-то степени, противостоит им. Но, Европа, тем не менее, делает ставку на развитие собственных военных структур - так называемой Евроармии, во многих европейских странах уже приостановлено сокращение расходов на оборону, а в Англии, Франции, Португалии, Люксембурге, Чехии, Венгрии и Польше идет увеличение оборонных бюджетов.
«Наши приоритеты связаны с Европой»,-заявил в своем ежегодном обращении к нации В.Путин и его поддержали (по данным социологического опроса) 52% россиян[3]. Однако невнятная позиция администрации Путина в вопросах выхода США из Договора по ПРО, принятие резолюции СБ ООН по Ираку, самоустранение от процесса балканского урегулирования, поддержка США в их экономическом противоборстве с ЕС, война с терроризмом в Чечне, свидетельствуют о геополитическом откате на европейском направлении. Пристроившись в хвост американской стратегии крестового похода против ислама, Москва потеряла свои позиции и в мусульманском мире.
Очевидно, что подобная непоследовательность в отношении с Евросоюзом (и без того непростых из-за конфликта вокруг Калиниградского анклава, который с присоединением к ЕС Польши и Литвы окажется полностью отрезанным от остальной России) ограничивает свободу маневра России на внешнеполитической арене и подталкивает к поиску нестандартных решений.
Ключевые даты
1992 г., февраль- США и Россия подписали Кэмпдэвидскую декларацию о прекращении состояния «холодной войны».
1994 г., июнь- присоединение России к программе НАТО «Партнерство во имя мира».
2000 г., июньпринятие Концепции внешней политики России.
2000 г., 11 сентября- налет террористов на Мировой Торговый центр в Нью-Йорке.
2002 г., октябрь- захват террористами театрального центра в Москве.
2002 г., ноябрь- встреча В.В. Путина и Дж. Буша.
[1] ГКО - государственные краткосрочные обязательства.
[2] Удержание Центробанком курса доллара в течении длительного времени в определенных пределах с незначительными колебаниями.
[3] Профиль. №43. 18 ноября 2002. С.58.