Священномученик димитрий шишокин

Память 27 сентября / 10 октября, в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

Родился в 1880 году. Окончил духовную семинарию, в 1904 году был рукоположен во священника.

В 1905 году был назначен настоятелем церкви села Тихий Плес Казанской епархии.

13 / 27 января 1913 года переведен священником церкви при губернской тюрьме г. Казани.

О. Димитрий был человеком скромным и далеким от политики. Это был умный собеседник и добрый пастырь, одинаково любимый и в среде рабочих, и в среде заключенных, уважавших в "народном батюшке" добродушие и приветливость, с которыми встречал о. Димитрий всякого нуждающегося и терпящего скорби душевные.

Во время крестного хода 9 июля 1918 года, чтобы прекратить произнесение проповеди и раздачи религиозных листовок, красноармейцами была совершена попытка арестовать членов «Братства защиты святой православной веры» - священников Димитрия Шишокина, Федора Гидаспова и Николая Троицкого, но верующие заступились за священников[52].

26 сентября 1918 года, через 16 дней после взятия красными частями Казани, о. Димитрий Шишокин был арестован в Штабе Внешней обороны Казани._ и, после издевательств и оскорблений, препровожден в ЧК с запиской, объяснявшей причину ареста. Запиской, впрочем, столь безграмотной (15 только грамматических ошибок), что приводим здесь полуисправленный текст (оставив без изменения пунктуацию и стилистику оригинала):

"Прошу немедленно арестовать Тюремного Белогвардейского Агитатора Против Большевиков Что они грабители мерзавцы и изменники Российского Пролетариата. Призывал что Всех Большевистских Комиссаров нужно расстреливать и Арестовывать Все вышеизложенное удостоверяю Комендант Штаба Внешней обороны Казани".

Арестован о. Димитрий был по доносу 25-летнего милиционера Михаила Ц-на (хотя в протоколе его допроса, в графе "профессия" стоит - "чернорабочий"). По свидетельству молодого человека, он был посажен белочехами в тюрьму и в одно из воскресений решил посетить церковь, где его узнал священник Димитрий Шишокин. Услышав, что причиной ареста Ц-на послужило то, что он - коммунист, священник якобы начал "ругать" молодогo человека и - по его словам - "предлагать... как служившему у Советской власти прийти к нему поисповедаться, и тогда он простит грех, т. е. службу у большевиков и причастит". Михаил Ц-н, конечно, отказался, тогда Шишокин обратился к арестованным: "Православные христиане, кто из вас служил у большевиков - покайтесь...". "В этот день, - заканчивает свои показания молодой человек, - Шишокин не служил, а занимался, агитацией среди арестованных против Советской власти".

Священник показал:

"Пред арестантами тюрьмы я выступал только как проповедник, за богослужением объясняя содержание только дневных очередных Евангелий.. На выступления политические я не могу идти по своему высокому сану священника.. Вот поэтому-то меня равно уважали люди решительно всяких убеждений .. как человека терпимого... Из Казани, во время ухода прежней администрации, я с места службы не ушел, так как нисколько, ни в чем, ни перед кем-либо не виновен. Ведь только виновный бежит и укрывается... Ни к каким организациям против существующей власти не принадлежу и не принадлежал".

В защиту арестованного священника было направлено заявление от администрации и работников губернской тюрьмы и Арестантского дома, подписанное 17 служащими Казанской губернской тюрьмы и 19 надзирателями Казанского исправительного отделения:

"Мы, нижеподписавшиеся, служащие при Казанской губернской тюрьме, заявляем, что священник церкви при Казанской Губернской тюрьме - Димитрий Шишокин, арестованный 26-го сентября в 1 час дня в Штабе обороны г. Казани по неосновательному доносу присутствовавших бывших арестованных, никогда во всю свою шестилетнюю службу не выступал как контрреволюционер и политики совсем не касался. В бытность белогвардейских банд в г. Казани, означенный священник вел себя, как подобает истинному пастырю, никаких выступлений с его стороны не было и, как ни в чем не повинный, из г. Казани никуда не убегал при восстановлении Советской власти".

В защиту арестованного о. Димитрия выступили и прихожане церкви Параскевы Пятницы, располагавшейся неподалеку от дома священника (ул. Нагорная, д. 10):

"Мы - рабочие Пятницкого прихода, узнав об аресте священника Тюремной церкви О. Шишокина, очень опечалены. Священника этого мы знаем, он настоящий народный священник, в нашем Пятницком приходе он часто служил, совершал разные требы и ходил по Престольным праздникам со св. Крестом, кроме хорошего, о нем мы ничего не можем заявить, а потому убедительно просим священника о. Шишокина освободить. О. Шишокин во время занятия г. Казани никуда не убегал, это одно уже свидетельствует, что он не имеет за собой никакой вины, еще раз просим освободить священника о. Димитрия Шишокина".

Надо заметить, что казанцы еще долго не могли простить городскому духовенству, покинувшему свои приходы подобной "измены", тем более понятны те чувства благодарности, признательности и любви, что испытывали верующие по отношению к каждому из оставшихся на своем месте пастырей. Таких было немного, и одним из них был о. Димитрий Шишокин.

Сохранилось устное предание о последних днях земной жизни о. Димитрия. По свидетельству его внучки, Елены Константиновны Варфоломеевой, от о. Димитрия ЧК требовала разглашения тайны исповеди. Это и понятно, кому как нее священнику тюрьмы (в которой кто только не сидел!) было знать умонастроения заключенных. Священника хотели использовать для выявления "антиреволюционных настроений". Однако от такого сотрудничества о. Димитрий отказался. Родственники, как рассказывала супруга о. Димитрия Анна Михайловнам, негодовали, говорили, что о. Димитрий из ума выжил, ведь ему стоило сказать всего одно слово согласия, и он остался бы жив...

Сохранилось единственное письмо священника, дошедшее из тюремных застенков:

"Милая Анечка! Выбор сделан, на днях все решится. Их условия невыполнимы. Бедой обязан (…), но, видно, так Богу угодно. Прошу никуда не ходить, не хлопочи и никого не проси обо мне, все бесполезно, навлечешь лишь дополнительные беды на себя и детей. Все хлопоты обо мне бесполезны, я это чувствую и знаю, никто и ничто меня уже не спасет. Я не могу быть другим. Утешаюсь мыслью, что такова Воля Божия, и вы все уцелеете по милости Его. Обо мне не справляйся, ничего не выясняй, не скажут, и это опасно. Когда меня вывезут из Казани с приговором, поищи вдоль стены обломок химического карандаша Димитрий.

9 октября 1918 года председатель ЧК по борьбе с контрреволюцией на чехословацком фронте Лацис утвердил представленное следователем Бабкевичем постановление: "Димитрия Шишокина, как ярого контрреволюционера, агитировавшего среди арестованных против советской власти, подвергнуть высшей мере наказания".

Расстрелян 10 октября 1918 года.

По слухам, группу заключенных, среди которых находился и о. Димитрий, увезли куда-то по Волге на барже. Сохранилось свидетельство о том, что в Свияжске в 1917-1920 гг. действовала скотобойня, куда в 1918 г. привозили на расстрел заключенных из Казанской тюрьмы, приговоренных ЧК к казни. Скотобойня была выбрана не случайно: это было место, удобное для расстрелов - грязь и кровь животных скрывали лужи крови человеческой. После расстрелов монашествующие окрестных монастырей ночами тайно хоронили духовенство подле стен своих обителей.

Священник Димитрий Шишокин причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

Использованные материалы

  • Сщмч. иер. Димитрий Шишокин // Официальный сайт Татарстанской митрополии
    • http://www.tatarstan-mitropolia.ru/mesyaceslov/dimitrii/
  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"

http://kuz3.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxIT...m**

О дне сем.

Чтения литургии. Отрывок из послания апостола Павла к Эфесянам: 1Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе: 2благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

3Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, 4так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, 5предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, 6в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, 7в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, 8каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, 9открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, 10в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом.

11В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей, 12дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа.

13В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, 14Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его.

15Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, 16непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих, 17чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, 18и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, 19и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, 20которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, 21превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, 22и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, 23которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.

Глава 2.

1И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, 2в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, 3между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, 4Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, 5и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом,- благодатью вы спасены,- 6и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, 7дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.

8Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: 9не от дел, чтобы никто не хвалился.

10Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

11Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, 12что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире.

13А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою.

14Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, 15упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, 16и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.

17И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, 18потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.

Апостол в двух словах изъясняет самую суть Крестного подвига Христа – спасти людей, по делам своим приготовивших себя к аду, возвратив им тот удел, к которому они были приготовлены от начала мира. И Господь сотворил это, дабы спасти всех и каждого. Исполняя веления плоти, мы приготавливаем себя к аду, Господь же зовет нас идти по другому пути, дабы наследовать данное нам Царство…. Каждый из нас призван к этому не по какому-то мнимому достоинству, но по единой милости Божией. Пока же человек жиает, господь зовет нас по пути этому, призывая отвергнуть путь погибели. Но по смерти человека нступает время суда, так как если он при жизни земной он отверг руку Божию, то в жизни загробной каяться поздно. Поэтому для нас главное – принять милость Божию, о которой пишет апостол….

Евангелие (от Луки): 31И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние.

32И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью.

33Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом: 34оставь; что́ Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.

35Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему.

36И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?

37И разнесся слух о Нем по всем окрестным местам.

38Выйдя из синагоги, Он вошел в дом Симона; тёща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней.

39Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала и служила им.

40При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их.

41Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос.

42Когда же настал день, Он, выйдя из дома, пошел в пустынное место, и народ искал Его и, придя к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них.

43Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан.

44И проповедовал в синагогах галилейских.

Господь совершает множество чудес, исцеляя и изгоняя бесов. И снова евангелист подчеркивает, что Он заставляет бесов молчать, дабы они не говорили о Нем, хоть и правду, ибо «диавол есть лжец и отец лжи», дабы кто услышал одно слово правды, не смутился и не вошел в беседу с духами тьмы. Последнее значит, что человек потерпит от них много вреда, так как он может проглотить ложь, как попались некогда праотцы наши, поверив диаволу, который довел их до грехопадения. А современные экзорцисты, напротив, частенько пишут целые книги, сопровождающиеся цитатами того, что кричат духи через одержимых во время отчитки…. И здесь очевидна разница между ними (впрочем, эти последние подчас подражают житиям святых, где святые частенько беседуют с бесами, но в том-то и дело, что Отцы это делать не советуют) и Христом…. И совершив многие исцеления, Господь уходит, но местные жители не хотят расставаться с таким источником Благодати, которым был Господь. Господь же напоминает им, что есть и другие города и селения, куда Слово Божие тоже должно прийти (чтобы не было эгоизма)….

Вторник 11 октября.

Праздников в этот день отмечается довольно много. Так, в этот день отмечается праздник Собора преподобных отцов, в Ближних пещерах (первоначально выкопанных преподобным Антонием) почивающих. Ранее эта общая память совершалась в первую субботу по отдании праздника Воздвижения, т.е. после 21 сентября / 4 октября. Установление празднования общей памяти преподобных, почивающих в Антониевой пещере, в субботу, по отдании праздника Воздвижения Честного Креста, относится к 1670 году.

В 1886 году при Киевском митрополите Платоне празднование памяти Собора Ближних пещер было перенесено на 28 сентября / 11 октября в соответствии с совершаемым 28 августа / 10 сентября празднованием памяти Собора святых Дальних пещер.

Также в этот день отмечается полиелейный праздник преподобного Харитона исповедника, а также праздник преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского. Последний является славословным (служба с великим славословием), однако в соборе решено было отслужить полиелей именно им.

Наши рекомендации