Дни памяти: Собор новомучеников и исповедников Российских, 7 / 20 ноября.
Священномученик протоиерей Павлин родился 31 января / 13 февраля 1865 года в селе Быковые Горы Васильсурского уезда Нижегородской губернии, где его отец в то время служил псаломщиком. Получив образование в Лысковском Духовном училище, 26 ноября / 9 декабря 1884 года был определен исполнять обязанности псаломщика в селе Великовское Макарьевского уезда. Через три года, 23 августа / 5 сентября 1887 года, состоялось его посвящение в стихарь, а 29 апреля / 12 мая 1890 года — рукоположение в сан диакона, с дальнейшим назначением в село Засережья Пустынь Горбатовского уезда.
Прослужив в этом приходе девять лет, диакон Павлин Старополев был перемещен в село Шатки Арзамасского уезда. Через пять лет, в 1904 году, его перевели служить в Арзамасский собор. А спустя год, в возрасте 40 лет, он был рукоположен в сан священника к церкви села Девичьи Горы Лукояновского уезда. В 1909 году последовало назначение на новый приход, в село Большие Можарки Сергачского уезда, но уже через год произошло очередное его назначение на приход в село Березники Сергачского уезда.
В Березниковском приходе иерей Павлин Старополев прослужил только три года, 9 / 22 января 1913 года он вновь был перемещен в Троицкую церковь села Кирманы Арзамасского уезда. С началом Первой мировой войны вдовый священник Павлин Старополев пожелал исполнить свой пастырский долг перед русскими воинами и в июне 1914 года подал прошение Преосвященному Иоакиму (Левицкому): «В виду открывающихся военных действий с недоброжелателями дорогой нашей Родины — многострадальной матушки России, воспламененный усердием желаю послужить Родине в качестве священника на театре военных действий. Ревность к службе для Родины усиливается у меня от того более, что я слишком 15 лет вдов, а семейство, состоящее из 4-х детей, уже пристроено». Но, учитывая возраст отца Павлина и большое количество пастырей, желающих стать полковыми священнослужителями, в этом прошении ему было отказано.
Новый Троицкий каменный храм в селе Кирманы освятили в 1905 году, а построен он был «тщением потомственных почетных граждан г. Н. Новгорода братьев Рукавишниковых, в память брата их — Николая Михайловича». В этом обширном приходе отцу Павлину приходилось исполнять обязанности как заведующего, так и законоучителя в церковно-приходских школах, которых здесь в различных приходских деревнях насчитывалось более пяти. В самом же селе церковно-приходская школа была построена в 1897 году на пожертвования мещанина Александра Стекина.
Именно за заслуги в деле просвещения и религиозно-нравственного воспитания прихожан отец Павлин был отмечен различными наградами: серебряной медалью в память царствования государя Александра III и аналогичной медалью в память общероссийского 25-летнего юбилея церковно-приходских школ, в 1913 году награжден памятным крестом и бронзовой медалью в память 300-летия Дома Романовых. В 1918 году священник Павлин Старополев был представлен к награждению набедренником.
Согласно записям в клировых ведомостях Троицкой церкви села Кирманы взрослые дети отца Павлина, три дочери и один сын жили отдельно. Старшая из дочерей Мария была замужем за диаконом Александром Цветковым, который служил в Нижнем Новгороде. Дочь Олимпиада — замужем за псаломщиком Александром Бархатовым, который служил в селе Борисовское. Сын Виктор служил диаконом в селе Коробиха Макарьевского уезда, а младшая дочь Анна была замужем за священником Николаем Знаменским из села Считовка.
Начиная с 1930 года, отец Павлин, имея уже сан протоиерея, служил настоятелем в Рождественском храме села Дубское Перевозского района. В ночь с 20 на 21 октября 1937 года сотрудниками районного отделения НКВД по постановлению своего начальника и с санкции прокурора, были арестованы все священнослужители Перевозского района. Среди них оказался и 72-летний отец Павлин, а также его зять — священник Александр Цветков, который служил в соседнем селе Бутурлино. Во время ареста при обыске у батюшки были изъяты только его личные церковные награды.
Председатель сельсовета предоставил в НКВД справку о том, что священник села Дубское Павлин Иванович Старополев «с 1930 года на всем протяжении своей службы вел антисоветскую пропаганду в скрытой форме, а порой и выступал открыто, при поддержке отсталой части заядлых церковников. В 1936 году во время снятия колоколов и образовавшегося бунта он активно протестовал против снятия колоколов… Старополев был корнем и рассадником среди всей отсталой части села против проводимых мероприятий советской власти и партии».
Из предъявленного отцу Павлину в 1937 году обвинительного заключения следует, что и в прежние годы батюшка привлекался органами НКВД за контрреволюционную деятельность. Первый раз его арестовывали в 1928 году, а вторично — в 1934, когда в течение двух месяцев отец Павлин находился в Бутурлинском НКВД под следствием, но после уплаты прихожанами штрафа он был оправдан. Следствие же 1937 года шло менее месяца, на допросах отец Павлин отверг все выдвинутые против него обвинения и не признал себя виновным. 22 октября 1937 года начальник Перевозского НКВД провел допрос отца Павлина.
— Вы арестованы как участник контрреволюционной церковно-фашистской шпионско-диверсантской повстанческой организации, признаете ли себя виновным?
— Виновным себя в участии в контрреволюционной организации я не признаю.
— Расскажите, что вам известно о поездке благочинного Страгородского в 1936 году к митрополиту Феофану — Тулякову Василию Степановичу в город Семенов.
— О поездке благочинного Страгородского к митрополиту Феофану Тулякову Василию Степановичу в город Семенов я узнал впервые из письма Страгородского от 20 мая 1937 года, которое я получил, и в котором он мне сообщил дословно следующее: «1/14 мая познакомился я с новым святителем. Принял он меня очень любезно, радушно и ласково, своими разговорами задержал до 12 часов ночи, чай пил и ужинал и в первом часу ночи послал своего послушника проводить меня на станцию. Между прочим назначил меня благочинным всего Перевозского района, присоединив ко мне еще семь приходов. Обо всем побеседуем позднее».
— Следствием установлено, что Страгородский рассказывал вам о контрреволюционной беседе с Феофаном, говорил вам о необходимости объединения всему духовенству с контрреволюционными и антисоветскими элементами и повести борьбу с советской властью путем шпионажа, террора, диверсий и так далее. Дайте показания по существу вопроса.
— Никаких суждений по вопросам, названным вами как имевшими место при нашей беседе со Страгородским об объединении духовенства на борьбу с советской властью у нас не было.
11 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила священника Павлина Старополева, как и других священнослужителей Перевозского района, к расстрелу. Протоиерей Павлин Старополев был расстрелян 20 ноября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле.
Священномученик Иоанн Мошков (1885 – 1937)