Систематизация законодательства. Законодательство состоит из огромного количества актов, принятых государственными органами в различные исторические периоды

Законодательство состоит из огромного количества актов, принятых государственными органами в различные исторические периоды. Время от времени возникает насущная необходимость приведения его в стройную систему, устранения противоречий путем внесения изменений и дополнений.

Систематизация необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

Основные формы систематизации: учет, инкорпорация, консолидация и кодификация.

Учет нормативно-правовых документов является простейшим видом систематизации. Учет включает в себя деятельность по сбору, хранению нормативно-правового материала, созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации из принятой на учет.

Инкорпорация – это форма систематизации путем объединения нормативного материала в определенном порядке без изменения его внутреннего содержания. Объединение нормативно-правовых актов осуществляется в сборники. При этом каждый акт сохраняет своё самостоятельное юридическое значение.

Инкорпорация ограничивается обработкой материала. Допускаются лишь изменения внешнего, редакционного или технического характера (например, исправление опечаток или грамматических ошибок в тексте, исключение правовых актов или их статей, формально отмененных последующим законодательством, опущение подписей под законодательными актами и т. д.).

Инкорпорация может проводиться по различным основаниям:

- хронологии, когда акты располагаются соответственно времени их принятия;

- субъектам, когда акты располагаются соответственно органам, их принявшим;

- социально-экономическим отраслям (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, социальное обеспечение, строительство и т. д.).

Инкорпорация может быть официальной и неофициальной.

Консолидация – форма систематизации путем объединения нормативно-правовых актов в единый акт без изменения их содержания. При этом каждый из актов теряет самостоятельное юридическое значение. Объединение актов осуществляется по предметному признаку. Данный вид систематизации законодательства не имеет самостоятельного значения, поскольку является этапом в переходе от инкорпорации к кодификации и не затрагивает существа права. Тем не менее, отдельные авторы именуют его кодификацией или формальной кодификацией.

Кодификация – это форма систематизации путем объединения нормативного материала в единый, логически цельный, внутренне согласованный акт с изменением его внутреннего содержания.

Кодификация предполагает такое упорядочение законодательного материала, которое направлено на его переработку путем исключения повторений, противоречий, восполнения пробелов, преобразования характера и направленности. Тем самым в максимальной мере обеспечивается внутренняя согласованность, целостность, системность и полнота правового регулирования соответствующих общественных отношений.

Кодификация является по существу законотворчеством, с той лишь разницей, что текущее законотворчество создает отдельные законодательные акты по тем или иным проблемам, кодификация же упорядочивает значительную часть уже существующего и действующего законодательства, изменяя, дополняя и преобразуя его. В результате кодификации появляются укрупненные законодательные акты, регулирующие значительную область общественных отношений. В итоге кодификации появляются нормативно-правовые акты в форме кодекса, основ законодательства, устава, положения.

В отличие от инкорпорации, в основу которой заложен произвольный характер расположения законодательного материала, кодификация (в зависимости от цели и назначения) связана с системой права, хотя полностью с ней и не совпадает. На практике нередко возникает потребность создания так называемых «комплексных» кодификационных сборников, смысл которых заключен в логическом объединении правовых норм нескольких отраслей или институтов права, регулирующих один и тот же круг общественных отношений (например, морское или воздушное право).

Особое место в систематизации законодательства занимает введение в действие электронных классификаторов правовых актов («Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс»). За этими способами систематизации – будущее. Они позволяют отслеживать все изменения законодательства в режиме реального времени.

Юридическая техника

В процессе правотворчества и систематизации законодательства большая роль отводится юридической технике.

Юридическая техника – это система средств, правил и приемов, подготовки и систематизации правовых актов для обеспечения их совершенства и эффективности правоприменения.

Технические средства: юридические термины и юридические конструкции правовых норм.

Юридические термины – словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания юридической нормы. Юридическая терминология должна отвечать требованиям точности, краткости и простоты.

Юридическая конструкция правовых норм – способ нормативного и системного построения материала по определенному типу связи между его элементами:

- средства словесно-документального изложения содержания нормативно-правовых актов (текст документа с его реквизитами, наименованием, датой принятия, подписями);

- структурная организация (общая и особенная части, преамбула, статья с её подразделениями, включая абзацы, пункты, части).

Технические правила:

- ясность и четкость, простота и доступность языка правовых
актов;

- сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний;

- последовательность в изложении юридической информации;

- отсутствие эмоциональности;

- взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.

Технические приемы (способы) построения нормативного акта:

- абстрактный (обобщающий), когда правило поведения излагается в общей форме («лицо освобождается из мест заключения», «отсутствие вины»);

- казуистический способ, когда реализация конкретного правила поведения связывается с наличием определенных условий («грузоотправитель освобождается от ответственности при наличии явлений стихийного характера»).

К техническим приемам относятся также прямой, отсылочный и бланкетный способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов.

Основным объектом юридической техники является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. При их принятии важно, чтобы содержание (дух) и текст (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясности, двусмысленности.

Юридическая техника призвана:

- структурировать правовой материал;

- упорядочивать процедуру правотворчества;

- систематизировать законодательство;

- совершенствовать язык правового акта;

- делать его более понятным, точным и грамотным.

Во многом именно степень развития юридической техники символизирует собой определенный уровень правовой культуры конкретного общества.

Юридическая техника способствует созданию условий для рационализации правовой деятельности, для оптимизации процесса правового регулирования общественных отношений.

Систематизация законодательства – это упорядочение действующего нормативно-правового материала, приведение его в единую, стройную, внутренне согласованную систему.

Вопросы для самоконтроля

1. Понятие, сущность и основные признаки права.

2. Принципы права и функции права.

3. Понятие и элементы системы нормативного регулирования.

4. Понятие источника (формы) права.

5. Понятие, признаки и виды нормативно-правового акта.

6. Понятие системы права.

7. Многообразие подходов к типологии правовых систем.

8. Понятие и виды правовых норм.

9. Понятие правотворчества, его принципы и виды.

10. Систематизация нормативно-правовых актов.

11. Понятие юридической техники.

Темы рефератов

1. Основные концепции правопонимания.

2. Система российского права и международное право.

3. Предмет и метод правового регулирования.

Глава 6

Реализация права

В обществе существуют различные отношения: экономические, политические, нравственные, семейные, трудовые и т. д. Все виды отношений, возникающих и функционирующих в обществе, являются общественными, или социальными. Если эти отношения регулируются правом, то они становятся правоотношениями. С помощью правового воздействия государственная власть переводит наиболее существенные отношения под свою юрисдикцию и защиту, придает им упорядоченность, стабильность, устойчивость. При этом регулируемые отношения в принципе не утрачивают своего фактического содержания (экономического, политического и т. п.), а лишь приобретают дополнительные свойства. Таким образом, правоотношения не отделяются от опосредуемого ими реального отношения, а существуют вместе с ним как форма и содержание.

Правовые отношения

Правовое отношение – это основанное на нормах права общественное отношение, участники которого обладают субъективными правами и юридическими обязанностями.

Правоотношения возникают не потому, что есть норма права, а потому, что определенные общественные отношения нуждаются в правовой регламентации. Тогда появляется юридическая норма, а на её основе – правоотношение.

Правоотношения позволяют перевести абстрактные юридические нормы на уровень субъективных прав и юридических обязанностей для данных субъектов.

Собственник вещи имеет совокупность прав на неё, но эти права проявляются только во взаимоотношениях с другими лицами.

Признаки правоотношений:

- являются разновидностью общественных отношений;

- возникают, изменяются или прекращаются только на основе норм права;

- эти отношения возникают по поводу реальных ценностей;

- представляют собой различные связи, участники которых обладают субъективными юридическими правами и обязанностями, выступают по отношению друг к другу в качестве управомоченных и правообязанных лиц;

- реализация правоотношения гарантируется возможностью государственного принуждения;

- правоотношения носят волевой характер:

Классификация правоотношений:

- по отраслевой принадлежности норм, на основе которых возникают правоотношения: гражданские, уголовные и т. д.;

- в зависимости от характера обязанностей, возложенных на участников: активные – обязывают совершать определенные правомерные действия в пользу уполномоченного лица (например, передать проданную вещь); пассивные – воздержаться от нежелательного для контрагента поведения;

- по функциональной роли: регулятивные – основываются на регулятивных функциях права, возникают при правомерном поведении; охранительные – основываются на охранительных функциях права, возникают в результате совершения правонарушений и в связи с необходимостью восстановить нарушенные права или применить санкции;

- по содержанию: политические, экономические, социальные, культурные и т. п.

Предпосылки возникновения правоотношений – условия (факторы), порождающие правовые отношения, делятся на материальные (общие) и юридические (специальные).

Материальные предпосылки – совокупность социально-экономических, культурных и иных факторов, обусловливающих объективную
необходимость правового регулирования тех или иных общественных отношений:

- наличие объекта правоотношения (то, по поводу чего субъекты вступают в данные юридические связи);

- наличие не менее двух субъектов;

- интересы, потребности субъектов;

- соответствующее поведение участников правоотношений.

Юридические предпосылки:

- норма права;

- правосубъектность;

- юридический факт.

Правоотношение возможно только при наличии всех предпосылок.

Взаимосвязь между нормами права и правоотношениями:

- норма права и правоотношения выступают элементами механизма правового регулирования;

- норма права – основа возникновения правоотношения. Правоотношения возникают и функционируют только на основе норм права;

- правоотношение есть форма реализации юридической нормы;

- норма права устанавливает круг субъектов правоотношений;

- норма права в гипотезе предусматривает условия возникновения правоотношения; в диспозиции определяет субъективные права и юридические обязанности участников правоотношения; в санкции содержит указание на возможные последствия в случае нарушения данной нормы.

Таким образом, правоотношение есть форма реализации нормы права.

В любом правоотношении выделяются материальное, юридическое и волевое содержание.

Материальное (фактическое) содержание составляют те конкретные проблемы, по поводу которых возникают общественные отношения (экономические, политические и т. д.).

Волевое содержание составляет воля государства и самих субъектов.

Юридическое содержание – субъективные права и юридические обязанности участников. Юридическим содержанием правоотношений являются не фактические действия сторон, а лишь возможные и должные, предусмотренные правом.

Структура правоотношений

Структура правоотношений включает четыре элемента:

1) субъект;

2) объект;

3) субъективные права;

4) юридические обязанности.

Под субъектом правового отношенияпонимаются стороны этих отношений, каждая из которых является носителем субъективных прав и юридических обязанностей.

Следует различать понятие «субъекты права» и «субъекты правоотношений», хотя эти понятия близки по своему содержанию. Особенности заключаются в следующем:

- любой субъект права не может быть одновременно участником всех правоотношений;

- отдельные лица (дети, душевнобольные и т. д.) не являются субъектами большинства правоотношений;

- правоотношение не единственная форма реализации права.

Виды субъектов правоотношений: индивидуальные и коллективные.

Индивидуальные субъекты:

- граждане;

- лица с двойным гражданством (бипатриды);

- лица без гражданства (апатриды);

- иностранные граждане.

Коллективные субъекты:

- государство в целом;

- государственные организации;

- негосударственные организации;

- иностранные фирмы.

Коллективные субъекты могут обладать качествами юридического лица. Для признания субъекта юридическим лицом требуется его регистрация в соответствующих государственных органах. Признаки юридического лица сформулированы в ст. 48 ГК РФ:

- имущественная обособленность;

- способность от своего имени приобретать соответствующие права и нести обязанности;

- способность быть истцом и ответчиком в суде.

Субъектами правоотношений являются лица, за которыми признано законом особое юридическое свойство правосубъектности. Под правосубъектностью понимается признаваемая государством возможность лица иметь и осуществлять предусмотренные законом права и обязанности, способность быть их носителем, участвовать в различных правоотношениях с другими лицами и организациями.

Правосубъектность включает в себя правоспособность и дееспособность. Она опосредует правовой статус субъекта права.

Правоспособность – это способность субъекта иметь субъективные права и юридические обязанности, предусмотренные законодательством. Правоспособность означает не наличие у субъекта прав, а принципиальную способность иметь их (право иметь право).

Все физические лица имеют равную правоспособность. Она возникает с момента рождения и прекращается с его смертью.

Дееспособность – это способность субъекта своими действиями осуществлять субъективные права и юридические обязанности. Для физических лиц она связана с возрастными и психическими свойствами человека и зависит от них. Дееспособность может быть полная, частичная и ограниченная:

- полная (с 18 лет);

- частичная (с 14 до 18 лет);

- ограниченная – лицо ограничивается в дееспособности по суду.

В гражданском праве существует понятие «эмансипация». Лицо, достигшее 16 лет, может быть объявлено полностью дееспособным, если оно работает по трудовому договору или с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью.

Деликтоспособность – способность нести правовую ответственность. В принципе, деликтоспособность является элементом дееспособности так же, как и вменяемость. Отдельные авторы выделяют их как самостоятельные элементы правосубъектности с целью более глубокого уяснения этих понятий. Однако юридическая обязанность предусматривает возможность наступления юридической ответственности, подтверждая, таким образом, обоснованность рассмотрения деликтоспособности как составной части дееспособности.

Для организаций правоспособность и дееспособность, как правило,
не разрываются, они наступают одновременно.

Совокупность всех прав, свобод и обязанностей граждан, определенная законодательством, носит название правового статуса.

Правовой статус – это признанная законодательством совокупность прав и обязанностей личности, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, непосредственно закрепляемых за ними. Кроме того, правовой статус включает в себя гарантии и ответственность.

Любое явление, испытывающее на себе воздействие со стороны другого явления, выступает объектом последнего.

Под объектом правоотношения понимают то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников, т. е. то, по поводу чего субъекты вступают в правовые отношения.

В юриспруденции сложились две концепции объекта правоотношения: монистическая и плюралистическая.

Монистическая концепция – объектом правоотношений могут выступать только действия субъектов, поскольку именно они подвергаются регулированию юридическими нормами.

Плюралистическая концепция – объекты правоотношений столь же разнообразны, сколь и регулируемые правом общественные отношения. С этой точки зрения под объектом правоотношения следует понимать те материальные и духовные блага, представлением и использованием которых удовлетворяются интересы уполномоченной стороны правоотношений.

Правовые нормы оказывают своё воздействие не только на поведение людей, но и на все объекты материального мира, субъекты, устанавливают или изменяют их статусы, режимы, состояния. А субъективное право – это право не только на действия, но и на определенные материальные блага. Безусловно, общим объектом (предметом) правового регулирования являются общественные отношения. Однако существуют определенные различия между объектом права в целом и объектами конкретных правоотношений. Эти различия проявляются в степени конкретизации.

Юридическое содержание правоотношений составляют взятые в единстве субъективные права и юридические обязанности.

Субъективное право – это принадлежащая лицу мера возможного (дозволенного) поведения, гарантируемая государством. В его основе лежит юридически обеспеченная возможность. Элементы субъективного права:

- право на собственные действия, возможность положительного поведения самого управомоченного лица (право – поведение);

- право и возможность требовать от правообязанного лица соответствующего поведения, право на чужие действия (право – требование);

- возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения другой стороной своей обязанности, обратиться в соответствующий компетентный орган за восстановлением своего нарушенного права (право – притязание);

- возможность пользоваться на основе субъективного права определенным социальным благом (право – пользование).

Каждый из элементов субъективного права обычно именуется правомочием. В совокупности все четыре элемента составляют содержание субъективного права.

Юридическая обязанность – это мера должного (необходимого) поведения лица, на которое возложена определенная обязанность. В её основе лежит юридически закрепленная необходимость. Её элементы:

- необходимость совершить определенные действия либо воздержаться от тех действий, которые запрещены нормами права;

- необходимость отреагировать на законные требования управомоченного лица;

- возможность наступления юридической ответственности за неисполнение обязанностей или требований управомоченного лица;

- необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, в отношении которого он имеет право.

Обладатель субъективных прав называется управомоченным лицом, а носитель юридической обязанности – правообязанным.

Юридические факты

Связующим звеном между нормой права и правовым отношением является юридический факт.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства (случаи), с которыми нормы права связывают наступление определенных юридических последствий и возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Классификация юридических фактов осуществляется по различным признакам.

По волевому признаку: события и действия.

Событие– это такие жизненные обстоятельства, наступление которых не зависит от воли участников правоотношений. События могут быть относительными и абсолютными:

- относительные – поступки людей, которые не зависят от воли участников правового отношения (пожар, смерть и т. п.);

- абсолютные – явления стихийного характера.

Действия– это такие деяния, наступление которых зависит от воли участников правоотношений:

- правомерные действия – это такие юридические факты, которые соответствуют предписаниям правовых норм;

- неправомерные действия – это такие юридические факты, которые нарушают требования норм права.

В качестве юридических фактов могут выступать не только отдельные события и действия, но и сложные фактические обстоятельства, охватывающие своим содержанием и то и другое.

В зависимости от характера наступающих последствий факты могут быть:

- правообразующие;

- правоизменяющие;

- правопрекращающие.

В зависимости от числа обстоятельств, порождающих юридические последствия:

- простые факты – одно обстоятельство;

- сложные факты – несколько обстоятельств (юридический состав).

В зависимости от способа связи с действительностью:

- позитивные факты – связаны с наличием определенных обстоятельств;

- негативныефакты – связаны с отсутствием необходимых обстоятельств.

Для возникновения юридических последствий в ряде случаев имеют значение не только сами явления действительности, но и предположения о реальности их наступления – презумпция.

Правовая презумпция – предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанных на связи между предполагаемыми фактами, действительными и подтверждаемыми предшествующим опытом.
Это предположения не достоверные, а вероятные. Их роль в праве очень велика. Правовые презумпции прямо или косвенно закрепляются в нормах права.

Правовая фикция – несуществующее положение, признанное законодательством существующим и ставшее в силу этого общеобязательным.

Таким образом, право само по себе ничего не создает, а только санкционирует общественные отношения. Если норма права – статическое состояние правового регулирования, то правоотношения – динамическое.

Формы реализации права

Реализация права – это воплощение предписания правовых норм в фактической правомерной деятельности субъектов права.

Реализация права как процесс может быть охарактеризована с объективной и субъективной стороны.

С объективной стороны она представляет собой совершение определенными средствами, в установленной последовательности, в конкретные сроки и определенном месте правомерных действий.

Субъективная сторона в реализации права характеризуется отношением субъекта к реализуемым правовым требованиям, его установкой и волей в момент совершения предписываемых действий.

В зависимости от характера действий субъектов различают четыре формы реализации права: соблюдение, исполнение, использование и применение.

Соблюдение права – воздержание от совершения запрещенных
нормами права действий. В данной форме реализуются запрещающие
нормы.

Особенности рассматриваемой формы реализации:

- это в основном пассивная форма поведения субъектов – воздержание от совершения неправомерных действий;

- это наиболее общая и универсальная форма реализации права, охватывающая всех без исключения субъектов;

- может осуществляться вне конкретных правоотношений;

- в большинстве случаев осуществляется обыденно, без акцентирования внимания на процессе реализации права.

Исполнение норм права состоит в активном поведении участников общественных отношений по реализации предусмотренных в праве обязанностей в интересах управомоченной стороны, реализуя тем самым обязывающие нормы. При этом реализация должностными лицами своих полномочий является не только правом, но и обязанностью. Специфика данной формы:

- предполагает активные действия субъектов;

- связана с властными отношениями, т. к. невыполнение норм может повлечь применение санкций, обеспеченных принудительной силой государства;

- в большинстве случаев имеет формальный характер, фиксируется или отображается в определенных актах.

Использование норм права – это такая форма реализации права, когда субъекты по своему усмотрению и желанию используют предоставленные им права и возможности, удовлетворяют законные интересы. Характерный признак данной нормы – добровольность. В этой форме реализуются управомочивающие нормы.

В некоторых случаях полное осуществление субъектом своего права обеспечивается исполнением обязанностей другими лицами (назначение пенсий и пособий, оформление регистрации и т. п.).

Применение права – это особая форма реализации, которая выражается в деятельности компетентных органов, основанных на их властных полномочиях по разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт.

Применение – это такой способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц, которые выступают от имени государства. Государственный характер применения права обусловлен теми функциями и полномочиями, которыми государство их наделило.

Применение – особая форма реализации права, характеризующаяся следующими признаками:

- применяют право только уполномоченные на то компетентные субъекты (государственные и негосударственные);

- оно носит властный характер;

- осуществляется в процессуальной форме;

- имеет под собой соответствующее юридическое основание;

- связано с реализацией соответствующего индивидуального властного (правоприменительного) акта;

- носит персонифицированный характер;

- направлено на установление конкретных правовых последствий;

- состоит из определенных стадий.

Правоприменение необходимо:

- когда субъекты не могут без помощи властных органов осуществлять свои права и обязанности;

- когда возникает спорная ситуация и субъекты в процессе правоотношений не способны сами урегулировать эти отношения;

- когда возникают высокозначимые отношения, что вызывает необходимость поставить их под контроль государства;

- когда определенные права и обязанности не могут реализоваться самими субъектами и требуется вынесение компетентным субъектом правоприменительного акта;

- когда возникает потребность в государственном принуждении;

Принципы применения правовых норм:

- законность – означает, что субъекты правоприменения должны в рамках законодательства;

- социальная справедливость – означает, что субъект правопри-менения должен действовать с учетом интересов граждан и всего общес-тва;

- целесообразность – означает, что необходимо выбирать оптимальный вариант решения;

- обоснованность – означает, что в ходе принятия правоприменительного решения необходимо в полной мере выявлять, тщательно изучать и использовать все относящиеся к делу материалы, достоверные и не подлежащие сомнению факты.

Правоприменение – сложный процесс, состоящий из ряда логически последовательных стадий. Оно регламентируется соответствующими процедурными нормами, которые устанавливают определенный порядок правоприменения и обеспечивают его логическую завершенность.

Стадии применения права:

- установление и анализ фактического обстоятельства рассматриваемого дела;

- выбор правовой нормы, подлежащей применению к данным фактическим обстоятельствам;

- принятие решения и вынесение акта применения норм права. В рамках этого этапа решается судьба дела и зависит дальнейшее развитие правоотношений.

На первой стадии устанавливается объективная истина по делу, т. е. идет сбор всей юридически значимой информации, относящейся к конкретному делу. Римские юристы применяли на этой стадии формулу: что – где – когда – кто – как – почему. Ответив на эти вопросы, можно установить фактические обстоятельства дела – абсолютную объективную истину.

Под абсолютной объективной истиной при этом понимается полное соответствие выводов юрисдикционного органа фактическим обстоятельствам.

На второй стадии:

- правоприменитель выбирает отрасль, институт и норму права, регулирующие данное общественное отношение;

- проверяет подлинность текста статьи и анализ с точки зрения её законности;

- проверяет пределы действия нормы права во времени, в пространстве и по кругу лиц;

- уясняет смысл и содержание юридических предписаний;

- дается юридическая квалификация совершенного деяния.

При правонарушении речь фактически идет об установлении его полного состава, иными словами – юридической основы дела.

На третьей стадии принимается решение и выносится акт применения права. В рамках этого этапа решается судьба дела и зависит дальнейшее развитие правоотношений

Акт применения права – это юридический документ, который содержит индивидуальное, конкретное государственное предписание, вынесенное компетентным органом или должностным лицом в результате решения конкретного юридического дела. Его признаки:

- исходит от компетентных органов;

- охраняется от нарушений силой государственного принуждения;

- имеет четко индивидуальный, а не нормативный характер, поскольку адресован конкретным субъектам;

- имеет определенную, установленную законом форму и внутреннюю структуру;

- Выступает в качестве юридического факта, порождающего новые правоотношения.

Существуют организационно-распорядительные (приказ о приеме на работу) и охранительные (приговор суда) акты.

Соотношение правоприменительного и нормативно-правового актов:

- правоприменительный акт принимается на основе нормативного;

- он конкретизирует норму права применительно к конкретным ситуациям, отношениям;

- он имеет индивидуально-определенный характер;

- он не является источником (формой) права и рассчитан только на однократное применение;

- он выступает юридическим фактом для возникновения, изменения и прекращения соответствующих правоотношений.

Наши рекомендации