Расшифруйте данную схему. Чем, по-вашему, можно ее дополнить

2. Проверь себя.Тест. Дифференциально-диагностический опросник.
Предположим, что после Соответствующего обучения вы можете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, чтобы вы предпочли? В каждой паре выберите только одну возможность и запишите цифру от 1 до 5, стоящую после выбранного варианта:


1. а) Ухаживать за животными (1) или б) Обслуживать машины, приборы (2)
2. а) Помогать больным людям (3) или б) Составлять таблицы, схемы программы для вычислительных машин (4)
3. а) Следить за качеством иллюстраций, плакатов, открыток (5) или 6) Следить за состоянием, развитием растений (1)

4. а) Обрабатывать материалы, дерево, ткань и т.п. (2) или б) доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать) (З)

5.а) Обсуждать научно-популярные книги, статьи (4) или б) Обсуждать художественные книги, пьесы, концерты (5)

6. а) ухаживать за животными (1) или б) Тренировать товарищей в выполнении каких-либо действий (3)
7. а) Копировать рисунки, настраивать музыкальные инструменты (5) или б) Управлять каким-либо транспортом (2)
8. а) сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (З)или б) художественно оформлять выставки, витрины, участвовать в подготовке концерта (5)
9. а) Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище) (2) или б) Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах (4)
10. а) Лечить животных (1) или б) Выполнять вычисления, расчеты (4)

11. а) Выводить новые сорта растений (1) или б) Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, дома, одежда, продукты питания) (2)
12. а) Разбирать споры между людьми (3) или б) Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (4)
13. а) Участвовать в работе кружков художественной самодеятельности (5)или б) Изучать простейшие организмы под микроскопом (1)
14. а) Налаживать медицинское оборудование (2) или б) Оказывать людям медицинскую помощь (3)
15. а) Составлять точные описания наблюдаемых явлений, событий(4) или б) Художественно описывать события (наблюдаемые или воображаемые) (5)
16. а) Делать лабораторные анализы в больнице (1) или б) Принимать, осматривать больных, беседовать с ними (3)
17. а) Красить и расписывать стены помещения, изделия или б) Строить здания, собирать машины, приборы (2)
18. а) Организовывать походы в театр, экскурсии в музеи (3) или б) Играть на сцене, принимать участие в концертах

19. а) Изготавливать по чертежам детали, изделия (машины, одежду) (2) или б) делать чертежи, карты (4)
20. а) Вести борьбу болезнями растений (1) или б) Работать на компьютере, пишущей машинке (4)
Комментарий. Обратите внимание на повторяющиеся в вашем выборе цифры. Они означают ваш выбор сферы деятельности и личные предпочтения

1. «Человек — природа»; 2 «Человек — техника»; 3. «Человек — человек» 4. «Человек — знаковые системы»; 5.«Человек — художественный образ».

3. Вот десяток самых востребованных работодателями в 2001—2002 гг. профессий, предполагающих наличие среднего и среднего специального образования:

менеджер по продажам, секретарь-референт, менеджер по работе с клиентами, бухгалтер-экономист, оператор ПК, водитель-экспедитор, сотрудник отдела маркетинга, инженер-технолог, квалифицированный рабочий-наладчик, продавец торгового зала, ларька.

Составьте рейтинг «десятки» наиболее востребованных профессий для сегодняшнего дня. Какие изменения произошли за последний период на рынке труда?

4. В начале 2004 г. Министерство образования вместе с Министерством экономического развития и торговли и Министерством труда исследовало будущий рынок труда в России прогноз специальностей, которые окажутся востребованные через 5—6 лет, был подготовлен с учетом потребностей 83 субъектов РФ. Вот их выводы

Агроном станет самой выгодной профессией уже через три года. И вообще популярны профессии, связанные с землей. Все больше людей приобретают участки и разводят сады. На рынке появился новый продукт— земля. Возрастет потребность в специалистах по обработке материалов, в том числе драгоценных.

Юристы - экономисты будут по-прежнему в цене. Но в первую очередь не знатоки мировой экономики, а специалисты, разбирающиеся в экономике российской. То же самое касается юристов. Потребность в них возрастет уже к 2006 г. Фирмы будут искать тех, кто владеет хозяйственным и гражданским правом, правоохранительные органы примут на работу знатоков уголовного права. Еще одна нужная профессия — специалист по информационной безопасности. Компьютерщиков потребуется через 5 лет в 4 раза больше, чем сейчас. Будут в цене врачи (их нужно в три раза больше, чем выпускается ежегодно), работники театра и кино (от вокалистов до режиссеров). Из профессионалов без высшего образования в первую очередь необходимы официанты, парикмахеры, продавцы — работники сферы обслуживания. А вот у педагогов к концу десятилетия возникнут проблемы с работой: из-за демографической ямы в школы и в вузы придет мало учеников.

Дипломом университета уже сейчас никого не удивишь, а к 2010 г. — и подавно. Через 5—6 лет для первокурсников будет готово в вузах около миллиона мест, вот только школу окончат не больше 800 тыс. ребят. В результате, по расчетам социологов Высшей школы экономики и центра ВЦИОМ. А, к концу десятилетия только 20—35% обладателей дипломов смогут найти работу по своей институтской специальности. Всем остальным придется довольствоваться занятием, для которого не стоило 5 лет «грызть» гранит науки, а вполне подошли бы короткие курсы продавцов, официантов или секретарей-референтов.
Сбылись ли в настоящее время предсказания аналитиков, относительно спроса на рабочую силу? Предложите ваш вариант анализа текущей ситуации на рынке труда.

5. Знай свои права.

Законодательством запрещено применение труда несовершеннолетних до 18 лет на тяжелых работах, на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных и других работах, участие в которых может нанести вред их развитию (в том числе производство спиртных налитков, табачных изделий, работа в казино, ночных клубах и др.). Запрещено поднятие тяжестей, вес которых превышает установленные нормативы. Лица моложе 18 лет не допускаются к работе в ночное время. Лица до 21 года принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра. С несовершеннолетними нельзя заключить договор о полной материальной ответственности за вверенные ценности.

Законом допускается прием на работу обучающихся в образовательных учреждениях, но только по достижении ими 14 лет, для выполнения легкого труда, в свободное от учебы время и с согласия родителей или лиц, их заменяющих.

Устанавливается продолжительность рабочего времени в неделю для несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет — не более 36 ч, в возрасте от 15 до 16 лет — не более 24 ч, а также для учащихся в возрасте от 14 до 15 лет, работающих в период каникул, — не более 24 ч; для учащихся, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, в возрасте от 16 до18 лет не более I8 ч, в возрасте от 14 до16 лет не более 12 ч. в соответствии с частью 1 ст. 266 Трудового кодекса РФ предварительный медицинский осмотр при приеме на работу является обязательным.

Отсюда следует, что несовершеннолетний претендент на вакансию не может быть принят в организацию не пройдя медицинского осмотра, цель которого — определить его годность к работе по состоянию здоровья.

Как известно, в настоящее время многие выпускники средних общеобразовательных школ имеют пониженное зрение, слух, страдают различными заболеваниями. Чтобы предполагаемая трудовая деятельность не навредила их здоровью еще больше, они обязаны пройти не только предварительный медицинский осмотр, но и ежегодный. Его проводят в сроки, устанавливаемые приказом администрации, в котором указывают фамилии таких лиц. Приказ согласовывают с соответствующими лечебными учреждениями. Уклонение подростка до 18 лет от прохождения ежегодного медицинского осмотра рассматривается как дисциплинарный проступок. Администрация вправе наложить дисциплинарное взыскание за невыполнение ее распоряжения без уважительных причин. Работникам моложе 18 лет ежегодно устанавливают удлиненные отпуска, продолжительностью не менее 31 календарного дня.

Ежегодный оплачиваемый отпуск работника моложе 18 лет нельзя переносить на следующий год (ст. 124 ТК РФ). Несовершеннолетний работник может использовать данный отпуск в любое удобное для него время (допустим, всегда летом). Поэтому, прежде чем составлять график отпусков, работодатель обязан учесть пожелания сотрудников этой категории. Кроме того, их нельзя отзывать из отпуска (ст. 125 ТК РФ), а также заменять им отпуск денежной компенсацией (ст. 126 ТК РФ).

Ранее действовавший КЗОТ запрещал несовершеннолетним работать сверхурочно и в выходные дни. Теперь в соответствии со ст. 268 ТК РФ их нельзя привлекать и к работе в праздничные нерабочие дни, а также посылать в командировки.

Дополнительная гарантия при увольнении работников моложе 18 лет закреплена в ст. 269 ТК РФ. Увольнение помимо соблюдения общих правил (ст. 81 ТК РФ) производят лишь ссогласия соответствующей государственной инспекции труда, а также комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Таким образом, на увольнение несовершеннолетнего работника по инициативе администрации необходимо согласие двух органов, а в некоторых случаях (ст. 82 ТК РФ) — ее и профкома.

Для несовершеннолетних рабочих, только что принятых на работу по окончании учебы, в том числе и для прошедших профессиональное обучение на производстве, могут быть утверждены пониженные нормы выработки, поскольку у них нет опыта. Работодатель самостоятельно определяет, кому ина сколько уменьшить нормы выработки, как долго будет продолжаться период адаптации. Он вправе убавить на первое время и те нормы, которые предусмотрены частью) ст. 270 ТК РФ.

Что касается заработной платы, то лица моложе 18 лет при повременной системе оплаты труда могут получать оклады, ставки в том же размере, что и взрослые работники. Если раньше данное положение было подкреплено ст. 18 КЗОТа 1971 г., то теперь оно выполняется по усмотрению работодателя.

Составьте проект трудового договора с работодателем, учитывающий Ваши права, как несовершеннолетних при приеме на работу.

6. Предлагаем поиграть…

Ролевая игра в парах «Собеседования с работодателем».

Вопросы для рефлексии:

- смогли ли вы в беседе добиться своей цели?

- нашли ли вы общий язык с собеседником?

- что мешало вам при собеседовании?

- в чем вы видите свои достижения?

Как правильно подготовиться к собеседованию?

«Вредные советы»

Что делать, чтобы добиться отрицательного результата беседы, «завалить» беседу? «Завалить» беседу – это значит, что вы:

1. Не устанавливаете контакт. Смотрите хмуро не улыбаетесь. Обращаетесь с собеседником, как с неодушевленным предметом (пустым местом).

2. Держитесь прямо и одеревенело. Поза статуи. Ни одной шутки.

3. Говорите монотонно, невнятно, без эмоции, без паузы.

4. Говорите о том, что вам интересно и выгодно, а собеседник пусть свои интересы оставит при себе.

5. Перебиваете собеседника, у вас нет времени его выслушивать терпеливо и внимательно.

6. В процессе беседы применяете нечестные приемы и манипулируете.

7. Нападаете, критикуете, обвиняете (в тупости, в агрессивности, в упрямстве и т.п.).

8. Говорите в жесткой манере, так, как будто собеседнику что-то надо, а вам все ни к чему.

9. Не признаете своих ошибок и не извиняетесь.

10. Не входите в положение собеседника.

Станете на этот путь – точно зайдете в тупик и «завалите» беседу.

7. «11 вещей, которым тебя забыли научить в школе», по Биллу Гейтсу:
1) Жизнь несправедлива — свыкнись с этим фактом.
2) Миру наплевать на твое самоощущение и самоуважение. Мир ожидает от тебя каких-нибудь достижений, перед тем как принять во внимание твое чувство собственного достоинства.
3) Очень маловероятно, что тебе начнут платить 40 тысяч долларов в год сразу после окончания школы. Ты не станешь вице-президентом компании с лимузином и личным шофером, пока не заслужишь этого.
4) Если ты думаешь, что твой учитель строг и требователен — подожди знакомства со своим боссом. В отличие от учителя карьера босса зависит от того, как ты справляешься со своими заданиями.
5) Обжаривать бургеры в «Макдоналдсе» — не ниже твоего достоинства. Твои прадеды назвали бы любую, даже такую работу, «хорошим шансом».
б) Не спеши обвинять в каждой своей неудаче своих родителей. Не ной и не носись со своими неудачами, учись на них.
7) До твоего рождения твои родители не были такими скучными и неинтересными людьми, какими они кажутся тебе сейчас. Они стали такими, зарабатывая на твое беззаботное детство, стирая твою одежду и слушая твою бесконечную болтовню о том, какой ты классный. Поэтому перед тем как отправляться спасать леса Амазонки от уничтожения жадным поколением твоих родителей, попытайся для начала привести в порядок свою комнату.
8) Твоя школа отменила деление на победителей и «лузеров», жизнь — нет. В некоторых школах прекратили ставить плохие отметки, разрешили сколько угодно попыток сдать тест или ответить на вопрос... Это не имеет ни малейшего сходства ни с чем, происходящим в жизни.
9) Жизнь не разделена на семестры, летних каникул в ней не существует, и очень мало работодателей заинтересованы в том, чтобы помочь тебе найти твое собственное Я. Тебе придется делать это в твое личное время.
10) Не путай реальную жизнь с тем, что показывают по телевидению. В жизни людям приходится большую часть времени проводить не в кофейне, а на рабочем месте.
11) Поддерживай хорошие отношения с очкариками-«ботаниками». Скорее всего, один из них когда-то станет твоим начальником».

Какие мысли у тебя вызывает этот текст? Актуальны ли эти советы для представителей российской молодежи? Составьте свою памятку учителю на тему: «Чему нас забыли научить в школе…»

Проверочный тест по теме: «Рыночная экономика»

1. В рыночной экономике:

1) Все решения по вопросам производства принимаются центральными органами управления экономикой

2) принимаю государственные планы, обязательные для производителей

3) Вопрос о том, что производить решает сам производитель

4) спрос регулируется карточками, талонами, списками льготников

2. В рыночной экономике:

1) вопрос о том, что производить, решается органами государственного управления

2) цена на товары определяется соотношением спроса и предложения

З) государственный план определяет, сколько производить определенной продукции

4) спрос регулируется карточками, талонами, списками льготников

3. Характерной чертой рыночной экономики является:

1) стремление к получению сиюминутной выгоды 2) полная занятость

3) неэкономное ведение дела 4) низкая производительность труда

4. Рыночной экономике присуще:

1) стимулирование вложений в фундаментальные научные исследования

2) бережное использование невосполнимых природных ресурсов

3) расточительное использование сырья и материалов

4) циклическое развитие

Наши рекомендации