Коллоквиум (собеседование). Тема: Политическое лидерство в современной России.
Тема: Политическое лидерство в современной России.
На основе изучения новейшей литературы, определите, какие типы лидеров присутствуют в современной России. Определите роль женщины в российском политическом лидерстве. Назовите Вам известных российских женщин-политиков регионального и национального уровней. Выделите функции современного политического лидерства. Определите современные тенденции в развитии политического лидерства в Российской Федерации. Составьте описательные портреты политических лидеров современной России и проведите их сравнительный анализ.
Литература для коллоквиума
1. Дурдин Д. М. «Образ» политического лидера и возможности его изменения // Полис. 2000. №2.
2. Замятин Д. Н. Российские политики мирового развития: образы и их интерпретации // Полис. 2004. № 4. С. 103-115.
3. Климова С.Г., Якушева Т.В. Образы политиков в представлении россиян // Полис. 2000. №6.
4. Курс политологии: Учебник./ Под ред. Грязновой А.Г.М., 2002. Гл. 4.
5. Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. Екатеринбург, 2001.
6. Петренко К. Какой правитель нужен России сегодня? // Власть. 1998. №1.
7. Пугачев В.П. Политология: Справочник студента. М., 2001. С. 171-195.
8. Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской политики 1990-х. М., 2001.
Тематика рефератов:
1. Политическое лидерство в истории.
2. Российское политическое лидерство.
3. Путинизм – идеология и политика.
4. Женщина как политический лидер.
5. Имидж политического лидера.
Основная литература
1. Оценка личностных качеств российских политических лидеров: проблемы измерения и интерпретации: Материалы «круглого стола» // Полис. 2001. № 1.
2. Земляной С. Искус лидерства // Литературная газета. 2003. № 43.
3. Курс политологии: Учебник. / Под ред. проф. Грязновой. А. Г. 2-е изд., испр. и доп. М., 2002. С. 87-110.
4. Политология: Учебник для вузов. / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. М., 2002. Гл. 8.
5. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2002. Гл. 8.
Тема 14: Политический менеджмент.
Логические задания
№1. Определить последовательность действий при разработке политической ситуации:
- выбор теоретической концепции (модели);
- анализ данных, конструирование ситуации;
- сбор информации с использованием эмпирических методов;
- определение основных направлений поиска информации;
- операционализация.
№2. Самюэль Адамс (1722-1803 гг.) – один из организаторов освободительной борьбы английских колоний, видный деятель Американской революции сформулировал ряд принципов ведения политической кампании:
1. Наличие организации, способной возглавить кампанию.
2. Использование легко узнаваемых эмоциональных символов.
3. Использование плакатов с эмоциональной символикой и легко запоминающимся текстом.
4. Постановка сценических представлений и других действий, привлекающих внимание публики, провоцирующих дискуссии и определяющих общественное мнение.
5. Опережение оппонентов в интерпретации событий.
6. Необходимость постоянного воздействия с использованием всех возможных средств коммуникации.
Что из перечисленного можно использовать в современной политической кампании, что необходимо модернизировать, а что неактуально в настоящее время?
№3.Особенностью научного знания о политическом менеджменте является его междисциплинарный характер. В связи с этим, предлагается составить аналитическую таблицу «Место политического менеджмента в системе наук».
ТЕСТЫ
Ответить на вопросы, указав правильный вариант ответа.
I. Какие субъектно-объектные отношения относятся к политическому менеджменту?:
а) управленческие отношения, возникающие между государственными должностными лицами и государственными органами и населением;
б) управленческие отношения, складывающиеся внутри государственных и политических организаций;
в) отношения, между государственными органами и институтами гражданского общества;
г) управленческие отношения, где субъект не может опереться на право «легитимного насилия» и на свои статусные ресурсы, а вынужден прибегать к иным формам и методам воздействия на объект управления.
II. Какими видами управленческой деятельности не занимается политический менеджер?:
а) финансирование политических проектов;
б) заключение политических союзов;
в) организация и проведение избирательной кампании;
г) лоббизм.
III. С чего начинается проектирование любой политической кампании?
а) создание план-графика;
б) определение стратегии;
в) выработка тактики;
г) определение ресурсов.
Дать определение терминам
I блок:
- политическое решение;
- политический менеджмент;
- политическая идентичность.
II блок:
- политический PR;
- политическое управление;
- политический компромат.
III блок:
- политическая коммуникация;
- лоббистская деятельность;
- политический бренд.
IV блок:
- политическая кампания;
- электоральный менеджмент;
- процесс структуризации.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое политический менеджмент?
2. Каковы цели и задачи политического менеджмента?
3. Выделите особенности политического менеджмента?
4. Какое место занимает процесс принятия решений в современной политике?
5. Назовите стадии процесса принятия политических решений.
6. От чего зависит эффективность принятого в политике решения?
7. Перечислите основные виды политического менеджмента.
8. Дайте определение политической кампании.
9. Определите взаимосвязь субъекта и объекта управления в политической кампании.
10. Что такое проект политической кампании?
11. Что такое «политический PR»?
12. Перечислите и охарактеризуйте функции политического менеджера в современных условиях.