Глава 15. нормативные правовые акты. правотворчество

15.1. Понятие, признаки и виды нормативных правовых актов

Нормативные правовые акты являются одним из источ­ников права в ряду других источников (правовые обычаи, су­дебные прецеденты и др.).

Нормативный акт ~ это акт правотворчества, содержа­щий нормы права. Он называется нормативным потому, что содержит нормы права. С его помощью устанавливаются, из­меняются или отменяются нормы права.

Нормативно-правовой акт — это официальный документ. Как и любой документ, он является носителем информации, а именно информации о нормах права. Как правовой акт, он обладает юридической силой и обязателен для всех лиц, ко-| орым адресован. Это акт нравотворчества, результат деятель­ности компетентных государственных органов, а потому акт властный. С помощью нормативных актов веления государ­ства становятся общеобязательными.

Нормативный акт — это разновидность юридических ак-юв. Его следует отличать от актов применения права, имею­щих конкретный, индивидуальный характер, с помощью ко­торых разрешаются конкретные дела (например, решение су­да). В отличие от них нормативный акт носит общий характер. Его следует отличать и от актов толкования, в которых дается разъяснение норм права.

Нормативные акты составляют единую иерархическуюсистему.Она отражает иерархическую систему государствен­ных органов.Нормативные акты иерархически высшихорга­нов обладают и высшейюридической силой поотношению

к актам нижестоящихорганов. Актами высшей юридической силы являются законы.

Все вместе взятые нормативные акты составляют систему законодательства в широком смысле этого слова. В узком смысле под законодательством понимается только система за­конов.

Нормативные акты принимаются только в пределах ком­петенции соответствующих органов и согласно законодатель­ной процедуре. Нормативные акты, принятые вне компетен­ции или в нарушение установленной процедуры (порядка), не являются легитимными, не обладают юридической силой, т. е- не обязательны для их адресатов.

Нормативные актыподразделяются на две основные груп­пы: законы иподзаконные акты.

15.2. Закон: понятие и виды

Закон — это нормативный акт, принятый высшим зако­нодательным органом или путем референдума, обладающий высшей юридической силой.

Закон — это, во-первых, нормативный акт, содержащий нормы права.Во-вторых, он принимается путем всенародного голосования (референдума)или высшим законодательным органом — парламентом.В-третьих, в силууказанного законобладает высшейюридической силой. Это означает, что другие органы немогут изменять законы, что все прочие норматив­ные акты, называемые подзаконными, должны издаваться в соответствии с законами, не нарушатьих, Правоприменитель-ные,индивидуальные акты такжедолжны выноситьсяна ос­нове законов. Если при решении конкретного дела возникает ситуация, когда подзаконный акт (например, указПрезидента или постановление ПравительстваРФ) противоречитзакону. то право при мен ительдолжен отдать предпочтениезакону. В-четвертых, законыне только регулируют наиболееважные, коренные общественныеотношения, но и устанавливаютпринципиальныеположения правового регулирования.

Законы Российской Федерации можно подразделять по субъектам, их принимающим, по юридической силе и по от­раслям права. По субъектам принятия законы делятся на:

а) принятые на референдуме;

б) принятыеФедеральным Собранием РФ;

220.

в) законы субъектов федерации.

Путем референдума могут бытьприняты какфедеральныезаконы, таки законы субъектов федерации.

Федеральные законы подразделяются на федеральные конституционные законы и просто на федеральные (текущие) законы.

Конституционные федеральные законы принимаются по |вопросам, прямо указанным Конституцией РФ. К их числу относятся законы об изменении Конституции, кроме гл. 1 и 2 (ст. 136 Конституции РФ), о введении чрезвычайного поло­жения (ст. 56), военного положения (ст. 87), о принятии и об­разовании новых субъектов федерации и об изменении их ста­туса (ст. 65, 66), о Государственном флаге, гербе, гимне (ст. 70), о правительстве, о судебной системе и высших судеб­ных инстанциях (ст. 118, "128). Законы, прямо не отнесенные к числу конституционных, таковыми не являются, несмотря на их важность и необходимость.

Законы субъектов федерации принимаются в пределах пол­номочий этих субъектов, определенных КонституциейРФ,федеральными договорами и специальными договорами, за­ключенными Российской Федерацией с отдельными субъек­тами.

Наши рекомендации