Глава 15. нормативные правовые акты. правотворчество
15.1. Понятие, признаки и виды нормативных правовых актов
Нормативные правовые акты являются одним из источников права в ряду других источников (правовые обычаи, судебные прецеденты и др.).
Нормативный акт ~ это акт правотворчества, содержащий нормы права. Он называется нормативным потому, что содержит нормы права. С его помощью устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.
Нормативно-правовой акт — это официальный документ. Как и любой документ, он является носителем информации, а именно информации о нормах права. Как правовой акт, он обладает юридической силой и обязателен для всех лиц, ко-| орым адресован. Это акт нравотворчества, результат деятельности компетентных государственных органов, а потому акт властный. С помощью нормативных актов веления государства становятся общеобязательными.
Нормативный акт — это разновидность юридических ак-юв. Его следует отличать от актов применения права, имеющих конкретный, индивидуальный характер, с помощью которых разрешаются конкретные дела (например, решение суда). В отличие от них нормативный акт носит общий характер. Его следует отличать и от актов толкования, в которых дается разъяснение норм права.
Нормативные акты составляют единую иерархическуюсистему.Она отражает иерархическую систему государственных органов.Нормативные акты иерархически высшихорганов обладают и высшейюридической силой поотношению
к актам нижестоящихорганов. Актами высшей юридической силы являются законы.
Все вместе взятые нормативные акты составляют систему законодательства в широком смысле этого слова. В узком смысле под законодательством понимается только система законов.
Нормативные акты принимаются только в пределах компетенции соответствующих органов и согласно законодательной процедуре. Нормативные акты, принятые вне компетенции или в нарушение установленной процедуры (порядка), не являются легитимными, не обладают юридической силой, т. е- не обязательны для их адресатов.
Нормативные актыподразделяются на две основные группы: законы иподзаконные акты.
15.2. Закон: понятие и виды
Закон — это нормативный акт, принятый высшим законодательным органом или путем референдума, обладающий высшей юридической силой.
Закон — это, во-первых, нормативный акт, содержащий нормы права.Во-вторых, он принимается путем всенародного голосования (референдума)или высшим законодательным органом — парламентом.В-третьих, в силууказанного законобладает высшейюридической силой. Это означает, что другие органы немогут изменять законы, что все прочие нормативные акты, называемые подзаконными, должны издаваться в соответствии с законами, не нарушатьих, Правоприменитель-ные,индивидуальные акты такжедолжны выноситьсяна основе законов. Если при решении конкретного дела возникает ситуация, когда подзаконный акт (например, указПрезидента или постановление ПравительстваРФ) противоречитзакону. то право при мен ительдолжен отдать предпочтениезакону. В-четвертых, законыне только регулируют наиболееважные, коренные общественныеотношения, но и устанавливаютпринципиальныеположения правового регулирования.
Законы Российской Федерации можно подразделять по субъектам, их принимающим, по юридической силе и по отраслям права. По субъектам принятия законы делятся на:
а) принятые на референдуме;
б) принятыеФедеральным Собранием РФ;
220.
в) законы субъектов федерации.
Путем референдума могут бытьприняты какфедеральныезаконы, таки законы субъектов федерации.
Федеральные законы подразделяются на федеральные конституционные законы и просто на федеральные (текущие) законы.
Конституционные федеральные законы принимаются по |вопросам, прямо указанным Конституцией РФ. К их числу относятся законы об изменении Конституции, кроме гл. 1 и 2 (ст. 136 Конституции РФ), о введении чрезвычайного положения (ст. 56), военного положения (ст. 87), о принятии и образовании новых субъектов федерации и об изменении их статуса (ст. 65, 66), о Государственном флаге, гербе, гимне (ст. 70), о правительстве, о судебной системе и высших судебных инстанциях (ст. 118, "128). Законы, прямо не отнесенные к числу конституционных, таковыми не являются, несмотря на их важность и необходимость.
Законы субъектов федерации принимаются в пределах полномочий этих субъектов, определенных КонституциейРФ,федеральными договорами и специальными договорами, заключенными Российской Федерацией с отдельными субъектами.