Раздел 2. Формы и типы государств

8. Формы государства. Форма и содержание - это инструментарий, наработанный философией. Обществознание использует этот инструментарий для своих целей.

Представим себе кувшин, наполненный водой. Кувшин - это форма, вода - его содержание. Вода принимает форму кувшина. Из этого делается вывод, что форма и содержание зависят друг от друга, являются неразрывными.

Если же попытаться налить воды в некую выпуклую форму, вода растечется; условно говоря - "побежит искать другую форму". Следовательно, форма и содержание одновременно являются самостоятельными, автономными явлениями. И бывают, ситуации, когда форма не принимает содержание или, наоборот, содержание не может "уместиться" в той или иной форме.

Все эти рассуждения применимы и к такому общественному явлению, как государство.

Содержанием государства является власть. Власть "варится" в определенном аппарате. Этот аппарат и есть форма существования политической власти. Однако, как оказывается, существует много различным форм, в которых действует политическая власть, т.е. много форм государства.

Таким образом, форма государства - это способ организации власти.

В связи с организацией власти возникают три вопроса:

1) как рождается (передается) власть, кому она подотчетна?

2) как власть распределяется по территории?

3) какими методами власть управляет обществом?

В зависимости от ответа на эти вопросы можно говорить о трех разновидностях формы государства (или о трех "подформах"):

форма правления;

форма государственного устройства;

форма политического (государственного) режима.

Под формой правления понимается организация высших, центральных органов государственной власти.

Если верховная власть в стране осуществляется единолично одним лицом и передается по наследству, перед нами государство в форме монархии.

Если власть представлена выборным органом, подотчетна народу, перед нами государство в форме республики.

Под формой государственного устройства понимается способ распределения власти по территории страны; внутренняя территориальная организация государства.

С точки зрения государственного устройства выделяются государства:

простые, или унитарные, - где власть управляет страной из одного центра;

сложные, или федеративные, - где власть "делится по вертикали": часть власти остается в центре, а часть власти - передается вниз "субъектам федерации";

Под формой политического (государственно-правового) режима понимаются методы осуществления политической власти в государстве.

Если власть действует в стране в основном методами насилия, принуждения, это - недемократический режим. И наоборот: если власть предпочитает методы убеждения, гарантирует плюрализм и права человека, это - демократический режим.

Часто бывает так, что власть уже больше не может удержаться в форме монархии (или в форме унитарного государства, либо в условиях недемократического режима). Тогда происходит смена формы государства. Такая смена может происходить эволюционным или революционным путем.

Монархии и республики. Монархия (в переводе с греческого "единовластие", "единодержавие") - это форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит по наследству единоличному главе государства.

Монархии бывают двух видов - неограниченные (абсолютные) и ограниченные (конституционные).

Характерные черты абсолютной монархии: в руках монарха сосредоточена вся полнота власти; он руководит органами исполнительной власти, осуществляет или контролирует правосудие; монарх является источником всякого права и не несет юридической ответственности за свои действия; он единолично представляет свое государство; пользуется титулом; управляет казной; имеет особую охрану.

При неограниченной, абсолютной монархии всеми своими правами монарх пользуется безусловно и неограниченно.

В Воинском уставе Петра I указывалось, что государь - "самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен".

При ограниченной монархии монарх, как правило, делит власть с каким-либо властным органом или даже просто выполняет представительские функции. Наиболее известной ограниченной монархией является Великобритания.

Абсолютных же монархий в современном мире почти не осталось. Даже такая монархия Среднего Востока, как Саудовская Аравия, начала движение в сторону формирования парламента.

Обычно ограниченные монархии подразделяют на дуалистические и парламентские. Если центр власти смещен в сторону парламента, монархия считается парламентской (парламентарной).

Если же властные полномочия более-менее сбалансированно распределены между монархом и парламентом, монархия может считаться дуалистической.

В дуалистических монархиях (Таиланд, Марокко, Иордания, Кувейт) монарх располагает исполнительной властью: формирует правительство, назначает министров. Он также вправе распустить парламент и имеет право вето на принимаемые законы.

В современных парламентских монархиях (Бельгия, Норвегия, Швеция) правовое положение монарха и его правомочия ограничены существенно: парламент может распустить правительство; многие вопросы, например помилование преступника, нуждаются в дополнительном согласии парламента; парламент регулирует личную жизнь монарха (брак, дворцовая жизнь, средства на содержание); монарх ограничен в праве роспуска парламента и праве вето.

Интересно, что существуют нетрадиционные монархии, где монарх не наследует трон, а переизбирается (Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия).

Республика - это форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, ответственным перед избирателями.

Ярким примером древней республики в рабовладельческую эпоху является Афинская Республика (V-IV вв. до н.э.). Высшие органы республики избирались полноправными гражданами Афин.

В Средние века - в эпоху феодализма - республиками были города-государства Венеция, Генуя, Новгород, Псков.

Республики подразделяются на несколько видов - на парламентские, президентские, смешанные (парламентско-президентские). Точно определить форму можно, лишь проанализировав конкретное распределение полномочий между высшими органами государства.

В парламентских республиках центр власти смещен в сторону парламента; исполнительная власть контролируется парламентом, парламентским большинством (Италия, Индия). С потерей парламентской поддержки правительство уходит в отставку.

В парламентских республиках президент, если такая должность предусмотрена, как правило, является формальным главой государства, но не возглавляет правительство и не имеет преобладающего влияния на исполнительную ветвь власти.

В президентских республиках центр власти смещен в сторону президента. Президент чаще всего является и главой государства, и одновременно главой правительства либо так или иначе управляет исполнительной ветвью власти.

Зачастую, если президент сам не возглавляет правительство, то назначает его председателя и министров; вправе распустить правительство (в ряде стран с согласия парламента).

В президентских республиках президент чаще всего избирается населением, а в парламентских - парламентом.

Отношения между президентом и парламентом строятся обычно на системе сдержек и противовесов.

Классической президентской республикой являются США.

Президентская форма правления в большей степени обеспечивает политическую стабильность, но и она не безупречна. Не исключены трения между президентом и законодательной властью, особенно если президент и парламентское большинство принадлежат к различным партиям или политическим течениям.

Возможны также смешанные (промежуточные) формы республики - парламентско-президентские. В таких странах власть парламента и президента находится в равновесии, распределена в целом относительно равномерно; ни один из этих органов не имеет довлеющего влияния на другой.

К таким странам зачастую относят Францию, Финляндию, Португалию, Австрию, Ирландию, Польшу.

История России с точки зрения форм правления довольна богата. Только в ХХ веке Россия несколько раз меняла форму правления.

Так, в начале ХХ века Россия была абсолютной монархией. В 1905-1906 гг. были приняты акты, считающиеся первой русской конституцией: Манифест от 17 октября 1905 года и два Основных закона 1906 года. Манифестом народу "были дарованы" основные права, в том числе свобода слова, свобода собраний, митингов, а Законы предусматривали создание Государственной Думы и Государственного Совета.

В 1917 году Россия стала республикой, а с октября 1917 года в стране воцарилась исторически уникальная форма правления - Республика Советов.

В 1991 году, после распада СССР, Россия стала смешанной (парламентско-президентской) республикой. Однако в ходе конституционного кризиса 1993 года президент "перетянул на себя" дополнительную часть властных полномочий; центр власти существенно сместился в сторону президента.

Можно утверждать, что по Конституции 1993 года Россия является президентской республикой.

9. Унитарные государства и федерации. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные (или "простые") и федеративные (или "сложные").

Большинство существующих государств - унитарные. Федераций в современном мире насчитывается порядка тридцати. К ним, в частности, относятся: Россия, Австрия, Бельгия, Германия, Швейцария, Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США, Нигерия, Танзания, Эфиопия, Австралия и др.

Унитарное государство - это целостное, единое государство, административно-территориальные единицы которого не имеют статуса государственных образований (области, округа, районы, провинции).

Власть в унитарном государстве управляет из одного центра и не делится "по вертикали". В унитарном государстве единые высшие органы, единое гражданство, единая конституция, единая система права.

Все административно-территориальные единицы обладают одинаковыми правами и находятся в подчинении центра (либо в двойном подчинении - центра и местных органов).

Унитарные государства могут быть и мононациональными (Швеция, Норвегия), и многонациональными по составу населения.

Унитарные государства могут иметь в своем составе автономии, т.е. самоуправляющиеся образования. Наличие автономии само по себе не делает государство федеративным.

Так, в унитарной Испании, помимо провинций, имеются также 17 автономных областей: Каталония, Страна Басков, Валенсия, Наварра, Канарские острова и т.д.

Вместе с тем, автономизация отдельных регионов часто является началом процесса федерализации.

Унитарные государства могут иметь двухпалатные парламенты: парламент Великобритании, например, состоит из двух палат - Палаты общин и Палаты лордов.

Федерация - это сложное государство, состоящее из территориальных единиц, которые считаются государственными образованиями, или субъектами федерации. В федерации власть делится "по вертикали" на власть в центре и власть в регионах (территориальных единицах).

В федерациях имеются как общие (федеральные) высшие органы власти, так и органы государственной власти субъектов федерации.

Наличие двойной (двухуровневой) системы органов государственной власти требует разграничения компетенции между общефедеральным и региональным уровнями власти.

Разделение полномочий (власти) осуществляется с помощью конституционного механизма разграничения предметов ведения, как правило, на три сферы:

сферу федеральной компетенции,

сферу совместной компетенции,

сферу компетенции субъектов.

В субъектах федерации могут быть органы государственной власти, представляющие все три ветви власти, - законодательную, исполнительную и судебную. Однако может быть и так, что судебная ветвь власти, например, "по вертикали" не делится, а остается вся общефедеральной.

Так, в США сложился дуализм судебной системы: имеется судебная система общефедеральная и судебные системы штатов. В России же нет этого дуализма, существует только федеральная судебная система.

В субъектах федераций могут быть свои конституции, свое гражданство.

Есть несколько классификаций федеративных государств. Прежде всего различают федерации:

созданные по национальному признаку; за основу в таких федерациях берется национальный состав - преобладание так называемой "титульной нации"; такого рода федерации чаще подвергаются распаду (Чехословакия, Югославия);

созданные по территориальному признаку; за основу в таких федерациях берутся территориальные образования - без учета национального состава; по территориальному принципу возникли США, ФРГ;

смешанные; в основу их устройства положены одновременно и территориальный, и национальный принципы (Канада, Индия, Россия).

И еще одна важная классификация федераций. Во-первых, существуют федерации, исторически создававшиеся "снизу" - путем передачи полномочий от субъектов общефедеральным органам. Так появились и США, и ФРГ.

Во-вторых, существуют федерации, исторически создававшиеся "сверху", - путем передачи полномочий от высших органов государства территориальным единицам. Именно таким путем возникла федерация в России.

Периодически поднимается вопрос о федерализации Великобритании, Испании. Путем передачи власти из центра возможна федерализация Молдавии и некоторых других государств.

Понятно, что территориальная целостность федеративных государств - превыше всего. Субъекты федераций не имеют права одностороннего выхода из федераций.

Что касается России, то она до 1917 года представляла собой унитарное государство, в котором проживали совместно десятки наций и народностей. Главным административно-территориальным звеном страны на начало ХХ века были губернии.

Надо отметить, что ряд регионов империи (Польша, Финляндия) пользовались достаточно широкой самостоятельностью.

После октябрьского переворота в 1917 году большевики под руководством Ленина приступили к реализации на практике своей национальной политики и лозунга "автономизации наций".

"Подогревая" национальный вопрос и выступая за обособление и оформление национальных интересов "малых народов", партия Ленина стремилась расширить социальную базу своей идеологии, направить энергию наций на слом государств, на мировую революцию. На практике в российское общество внедрялись элементы конфликтности по национальному признаку.

Польша и Финляндия получили полную независимость. От России отошли большие территории бывшей Российской империи - Литва, Латвия, Эстония, Украина, Белоруссия, Туркестан, Закавказские республики.

В январе 1918 года на III Всероссийском съезде Советов была принята Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Согласно Декларации Советская Российская Республика учреждалась как федерация национальных республик. Так была заложена основа для создания федерации по национально-территориальному принципу.

На территории России стали возникать автономные республики и области: Башкирская, Дагестанская, Карельская, Марийская, Татарская, Чувашская и др. (всего 25).

В 1922 году на пространствах бывшей Российской империи возник Союз Советских Социалистических Республик - СССР. Создание СССР было закреплено договором.

Россия (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика - РСФСР) стала стержневой частью СССР. Помимо России, в состав СССР входили и другие советские республики - Украина, Белоруссия и др.

СССР был федерацией, в состав которой входила, в частности, и федеративная Россия. Советский Союз стал едва ли не единственным в мире федеративным государством, в конституции которого предусматривался свободный выход республик из СССР. Это с формально-юридической точки зрения и обеспечило распад Советского Союза в 1991 году.

Тоталитарный государственно-правовой режим во времена СССР не позволял развиваться открытым федеративным отношениям и по сути способствовал росту скрытого национализма "титульных наций" в регионах.

Ко времени принятия Конституции СССР 1936 года и Конституции РСФСР 1937 года государство стало де-факто унитарным. Формальный федерализм прикрывал собой жестко централизованное государство. Это был этап фиктивного федерализма.

В Российской Федерации в этот период существовали: 16 автономных республик, 5 автономных областей, 10 национальных округов.

Ко многим автономным образованиям советское государство подходило волюнтаристски, без учета интересов как отдельных наций, так и по-настоящему общенародных интересов. Многие нации и народности подверглись репрессиям по национальному признаку.

С прекращением существования СССР в 1991 году политическими силами "сверху" был брошен регионам лозунг: "берите суверенитета, сколько можете унести". Начался период, известный как "парад суверенитетов".

Автономные области провозгласили себя республиками (кроме Еврейской автономной области), а некоторые даже "субъектами международного права" и "государствами, ассоциированными с Россией" (Татарстан и др.). Отдельные регионы закрепили в своих актах "право выхода из России" (Тыва) и положения о "делегировании полномочий Федерации" (Адыгея, Бурятия и др.)

Понятно, что такой подход регионов не имеет ничего общего с реальной историей России и природой российской федерации, никаких фактических и юридических оснований.

Россия была и остается единым суверенным целостным государством.

В новой России началось строительство реальной федерации. В марте 1992 года был подписан Федеративный договор, по которому статус субъектов федерации был придан всем региональным образованиям - областям, краям, республикам, автономной области, национальным округам, а также двум городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу.

Договор не был документом, учреждавшим Российскую Федерацию, как это иногда понимают в отдельных субъектах федерации. Он провел разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов федерации. Утверждался также принцип равноправия субъектов федерации.

Таким образом, Россия в ХХ веке сменила не только формы правления, но и форму государственного устройства.

10. Конфедерации. Часто в качестве разновидности формы государственного устройства называют такую форму, как конфедерации. Вместе с тем, это, скорее, форма межгосударственного (а не государственного) устройства.

Конфедерация - это объединение суверенных государств, образуемое для достижения определенных целей.

Участники конфедерации остаются субъектами международного права; суверенитет сохраняется за каждым субъектом конфедерации и не распространяется на объединение в целом. Они сохраняют за собой собственное гражданство, систему органов власти, управления, правосудия, собственную конституцию, самостоятельные источники дохода.

Конфедерация имеет лишь те органы, которые необходимы для выполнения ее целей и задач. Акты конфедерации требуют одобрения государственными органами государств - членов конфедерации. Бюджет конфедерации формируется из средств, выделяемых государствами-участниками. Армия конфедерации состоит из контингентов государств - членов конфедерации.

Обычно конфедерации имеют переходный характер; они либо распадаются, либо преобразовываются в федерации, либо, наоборот, ведут от федерации к полной независимости и суверенитету.

Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, которая стала ступенькой на пути создания США.

Конфедерациями были Нидерланды (1579-1795), Швейцарский союз (1815-1848), Германский союз (1815-1866).

Современные конфедерации существовали недолго (Объединенная Арабская Республика, включавшая Египет и Сирию; Сенегамбия, объединившая на несколько лет Сенегал и Гамбию).

По мнению специалистов, исторические перспективы объединения в конфедерацию имеются, в частности, у Северной и Южной Кореи, бывших республик Югославии. Европейский союз в ряде внутренних актов государств-членов также признается конфедерацией.

11. Формы политического (государственно-правового) режима. Методы осуществления политической власти в государстве образуют в стране соответствующий политический режим. В ряде учебников используется термин "государственно-правовой режим".

В принципе все многообразие методов условно можно подразделить на методы убеждения и методы принуждения. Первая группа методов преимущественно применяется, когда между государством и обществом сложились и поддерживаются партнерские отношения. Государство использует различные стимулы, чтобы добиться от общества нужного поведения.

Вторая группа методов преимущественно применяется, когда между государством и обществом сложились отношения противостояния, недоверия, "несотрудничества". Государство применяет силу, давление с тем, чтобы добиться от общества нужного поведения.

Политический режим зависит от соотношения, расклада политических сил, от господствующей идеологии, от зрелости общества и общественных отношений.

Различают, главным образом, демократический и недемократический режимы. Каждый из указанных видов режима имеет свои подвиды.

Так, в рамках демократического режима могут существовать социал-демократический, либерально-демократический и другие разновидности режимов.

В рамках недемократического режима чаще всего выделяют, например, авторитарный и тоталитарный режимы.

При демократических видах режима государственный аппарат функционирует на принципе разделения властей, в обществе гарантируется политический плюрализм, население реально влияет на состав государственных органов, обеспечиваются права и свободы человека; государством применяются методы убеждения, законности, парламентаризма.

При авторитарном режиме население отстраняется от управления обществом и государством, ограничиваются права и свободы граждан. Зачастую ограничения демократии получают законодательное закрепление. Ограничивается деятельность оппозиционных партий, нарушается принцип разделения властей, парламент становится придатком исполнительной власти.

Тоталитарный режим ограничивает не только политическую жизнь граждан, но и личную жизнь. Запрещаются любые партии, кроме правящей. К выборам в парламент, если он существует, не допускается значительная часть граждан либо выборы превращаются в фикцию.

Очевидно, что существует определенная связь между политическим режимом и формой правления. Например, абсолютная монархия сама по себе недемократическая форма государства.

Деление на указанные выше режимы - достаточно условно. Оно необходимо для того, чтобы лучше понять сущность власти, конкретного государства.

В реальной жизни встречается множество промежуточных, переходных, временных, чрезвычайных политических режимов. Они, как правило, устанавливаются в результате военных переворотов, в чрезвычайных условиях, при стихийных бедствиях, массовых беспорядках, на переходных этапах развития той или иной страны.

Обычно при таких режимах запрещаются митинги, демонстрации, ограничивается свобода печати, приостанавливается деятельность партий, вводится комендантский час и т.п.

Часто наличие недемократических видов режима можно объяснить исторической неразвитостью демократических институтов, общественного сознания, цивилизационными особенностями общества и т.п.

В целом прослеживается закономерность: идет постепенный общемировой процесс сдвига государств от недемократических видов режимов к демократическим. Многие передовые, развитые государства такую смену акцентов в методах управления уже в основном осуществили.

В то же время видные правозащитники и ученые обращают внимание на то, что в ведущих развитых странах усиливаются методы тотального контроля со стороны государства в отношении населения.

Как обстояло дело с политическими режимами в России? Следует признать, что вплоть до 90-х гг. ХХ века Россия жила в условиях недемократических режимов.

В начале ХХ века Россия представляла собой абсолютную монархию и была, по сути, полицейским государством. Впрочем, общий вектор развития страны следовал (пусть и с некоторым запаздыванием) за европейскими странами.

В советский период истории после 1917 года государство на первом этапе управляло методами военной диктатуры. Характерными чертами жизни были: примитивная уравниловка, прямой продуктообмен, трудовые армии, военное принуждение.

Последовавший период нэпа стал интуитивным движением к социал-демократическим ориентирам.

В конце 20-х годов начался период тоталитаризма: власть сосредоточилась в руках диктатора, использовались методы насилия, террора, произвола, беззакония; общество тотально контролировалось карательным аппаратом; официальные конституционные органы были придатком диктатора и партийной номенклатуры; верхушка партии встала над государством и обществом.

Во второй половине 50-х гг. крайности тоталитарного режима были устранены, государство перешло к авторитарному режиму с элементами тоталитарности и зарождающейся демократии.

В середине 80-х - первой половине 90-х гг. ХХ века государство постепенно (во многом под давлением общества) стало менять политический режим, приступив к созданию демократического режима.

Современный политический режим России можно охарактеризовать как демократический. Остаточные явления предыдущего политического режима постепенно исчезают.

12. Классификация и типы государств. Современное государствоведение классифицирует государства по различным критериям. Как известно, от избранного критерия зависит и соответствующая классификация.

Все наиболее известные типологии (классификации) государств основаны, главным образом, на двух подходах. Первый называется формационным, второй - цивилизационным.

При формационном подходе история рассматривается как смена формаций, господствующих форм собственности. На этой основе можно выделить следующие, например, типы государств:

рабовладельческие;

феодальные;

буржуазные (капиталистические);

социалистические.

Первые государства были в основном государствами рабовладельческими. В Европе первые рабовладельческие государства возникли в IX-VIII вв. до н.э. в Северном Средиземноморье (Древний Рим, Древняя Греция, города-республики).

В рабовладельческом государстве существуют два основных класса - класс рабовладельцев и класс эксплуатируемого большинства, рабов. Между этими двумя классами складывался главный общественный конфликт интересов.

Преобладающей формой собственности была частная собственность рабовладельца на раба. Часть общества (рабы) юридически лишалась всяких прав. Рабы не считалась субъектами права. В обществе господствовала физическая зависимость человека от человека.

Класс собственников использует публичную власть как орудие классового угнетения и подавления. Это вызывало сопротивление угнетаемого большинства, рабов, зачастую вело к восстаниям против рабовладельцев (восстание Спартака в I в. до н.э. и др.).

Чтобы предотвратить острые формы классовых столкновений, государство иногда старалось улучшить положение рабов, ввести некоторые ограничения власти рабовладельцев, применять идеологические методы и меры экономического стимулирования.

В Афинах запрещалось избиение или убийство раба. В Риме рабы выполняли функции врачей, учителей, торговцев, ремесленников. Вольноотпущенники могли занимать крупные посты в системе государственной власти. Таким образом государство проявляло не только классовую (групповую) сторону сущности, но и (временно) общесоциальную сторону.

Рабовладельческое общество содержало в себе предпосылки дальнейшего развития. Усложнение отношений между равноправными собственниками вело к появлению сложных правовых систем, законов, развитию демократических начал.

В наше время рабство, работорговля запрещены международным правом (Конвенция о рабстве 1926 года и Протокол к ней 1953 года; Дополнительная конвенция по борьбе с рабством 1956 года; Всеобщая декларация прав человека 1948 года; Пакты о правах человека 1966 года).

Феодальные государства возникли в Европе в VI-IX вв. н.э. и прошли ряд стадий развития - централизованной монархии, феодальной раздробленности, сословно-представительной и абсолютной монархии.

В феодальном государстве существовали два класса - феодалы (меньшинство населения) и крестьяне (большинство населения). Феодалы обладали правом частной собственности на землю; это была господствующая форма собственности.

Крестьяне были юридически ущемлены. Они имели мелкое единоличное хозяйство на земле феодала и должны были за пользование землей отдавать ему часть урожая и безвозмездно работать на него (оброк и барщина). Участия в управлении государством крестьяне не принимали. В таком обществе сословного неравенства зависимость человека от человека была опосредована землей.

Преодолевается феодальная раздробленность посредством создания общегосударственного законодательства либо путем придания общей силы судебному прецеденту.

Феодальные государства существовали в основном как монархии. В независимых городах, где господствовало купечество, существовала республиканская форма правления (города-республики Венеция, Генуя, Данциг, Новгород, Псков и др.).

В наше время в ряде стран существуют остатки феодальных отношений.

Первые буржуазные государства возникли в Европе и Северной Америке 200-300 лет назад. Сословное неравенство было заменено на равенство формальное, правовое при неравенстве социальном, экономическом. Люди, лишенные средств производства, могут свободно продавать свой труд и в обмен получают плату за него - заработную плату.

Зависимость человека от человека приняла более тонкие - экономические - формы. Люди оставались неравноправными экономически - по отношению к средствам производства (фабрики, заводы, земля и т.п.).

Общество разделилось на два класса: капиталистов - собственников средств производства (меньшинство населения) и наемных работников (большинство населения).

Господствующей формой собственности в обществе являлась частная собственность капиталиста на средства производства.

Буржуазные государства в своем развитии прошли ряд стадий: период свободной конкуренции, период монополистического капитализма, период правового (социального) государства.

На первой стадии существует множество собственников, демократия носит ярко выраженный классовый характер: запрещаются профсоюзы рабочих, вводятся избирательные цензы (имущественные, образовательные, ценз оседлости). Налицо политическое неравенство при механизмах парламентаризма, законности.

На второй стадии (конец ХIX - начало ХХ вв.) основная часть общественного богатства через акционирование концентрируется в руках монополистических объединений. Возникают и распадаются антидемократические режимы (фашистские режимы в Германии, Италии; военно-полицейские режимы в Латинской Америке, Южной Африке). Вместо силовых, политических механизмов регулирования общества, включаются экономические. Государство все больше внимания уделяет общесоциальным функциям, т.е. смещает акцент на общесоциальную сторону сущности.

На третьей - современной - стадии формируется "средний класс", владеющий акциями предприятий. Класс пролетариата по существу исчезает. Часто этот этап называют периодом "смешанного общества".

Всеобщее избирательное право ведет к дальнейшим уступкам народу в политическом и экономическом плане. Уровень жизни большинства населения улучшается. Формируется социальное, правовое государство, которое активно воздействует на экономику путем планирования, субсидирования, кредитования, национализации, приватизации и т.п.

В ХХ веке фактически произошло (или происходит и в настоящее время) перерождение государства. Преобладающую часть истории государство обслуживало интересы, главным образом, меньшинства - экономически господствующих классов.

Во второй половине ХХ века акценты в сущности современного государства стали смещаться в сторону преимущественного обслуживания общесоциальных интересов.

В современном передовом развитом государстве господствует плюрализм форм собственности. Государства в большинстве случаев отражают волю всего населения, а не только его незначительной части.

Впрочем, бывает и так, что при принятии отдельных решений государство по-прежнему отстаивает интересы экономически господствующих групп населения. Однако такой подход не является определяющим для правового/социального государства современного типа.

Видимо, современное государство (и общество) западного типа являются переходным этапом к очередному, более высокому типу общественно-экономической формации.

В социалистическом государстве, как предполагалось теоретиками и практиками марксизма-ленинизма, власть впервые в истории будет принадлежать трудящимся классам - рабочим и крестьянам, т.е. большинству, а не меньшинству народа.

Первым социалистическим государством стала Советская Россия, позднее - Советский Союз (Союз Советских Социалистических Республик - СССР).

В стране были осуществлены национализации средств производства; фабрики, заводы, земли были отобраны государством у собственников. Тем самым якобы произошло "освобождение" рабочих и крестьян от власти капиталистов и помещиков.

Считалось, что свободный труд (т.е. труд на себя, а не на капиталиста, хозяина) приведет к невиданному росту производительности труда. На самом же деле труд оказался также несвободным; это был труд на другого капиталиста - на государство. Государство поставило средства производства на службу себе и своей идеологии.

Таким образом, господствующей формой собственности в социалистическом государстве являлась государственная собственность на средства производства. Государство становилось главным капиталистом и эксплуататором.

Простой человек экономически зависел от государства и лишался стимулов к производительному труду. Из общества исключалась личная заинтересованность в труде: в самом деле, зачем хорошо и эффективно трудиться, если все равно весь доход присвоит государство?

Человек превращался в придаток, в "винтик" государственной машины, лишался экономической основы своей независимости и своих прав. Личность, индивид теряли свою ценность. Личная инициатива, конкуренция собственников практически исключались из общественной жизни.

Общество, где нет конкуренции, лишено главного двигателя экономики. Отсутствие этого двигателя социалистическое государство компенсирует системой обязательных планов, т.е. административным принуждением.

Огосударствленное общество объективно лишается механизмов движения вперед. До поры, до времени государственное принуждение может заменить такие механизмы, но в историческом плане это не решает проблему. Именно поэтому социалистическое государство проиграло историческое соревнование в эффективности.

В большинстве реально существовавших и существующих государств социалистического типа аппарат (или партийная верхушка господствующей партии) узурпировал власть; произошло огосударствление всей общественной жизни. Государство использовало репрессии против народа, в том числе для принуждения к труду.

Государство социалистического типа, как правило, отрицает принцип разделения властей, теорию естественных прав; права человека становятся формальностью. Выборы превращались в фикцию, общество - в средство достижения идеолог<

Наши рекомендации