Современные проблемы культуры управления на государственной службе.
Культура управления – это одновременно и культура управленческого мышления, и культура управленческого действия. Культура управления всегда связана с инновациями, под которыми следует понимать действия, придающие ресурсам новые возможности. Особенно важна профессиональная этика для управленческих структур и, прежде всего, государственной службы. Этика государственной службы, как один из видов профессиональной этики, представляет собой систему морально-нравственных норм, предписывающих определенный тип человеческих взаимоотношений на государственной службе, включающая в себя принципы, правила и нормы, выражающие моральные требования к нравственной сущности чиновника, к характеру его отношений с государством и т . д. Составляющие профессиональной этики: "профессиональный долг"; "профессиональная честь" (оценка значимости той или иной профессии в жизни общества) и "профессиональное достоинство" (самооценка своей деятельности), "профессиональная справедливость"; "профессиональный такт". Нравственные принципы: Принцип служения государству и обществу; законности; гуманизма; ответственности; справедливости (несправедливость, допускаемая чиновником, наносит моральный ущерб авторитету власти), лояльности; политической нейтральности; честности и неподкупности. Значение этики и культуры управления для госслужбы объясняется важностью задач, которые решает госвласть (проблемы обеспечения устойчивости и управляемости общества, распределения благ, защиты прав и свобод граждан), и той общественной ролью, которую выполняют госслужащие в жизни любого государства. Проблемы: *Коррупция – совершение или не совершение к-л действия при исполнении обязанностей в результате получение подарка/обещания/взятки (зависит от ПК; общества) *лоббистская этика (оказания влияния)
Причины, объясняющие усиление роли управленческой культуры в современных условиях. К основным из них можно отнести следующие:
1) в новом меняющемся мире перестают действовать традиционные рационалистические, механистические методы управления (возрастает важность духовных аспектов управления);
2) современная социальная реальность имеет тенденцию к усложнению, появляются альтернативы социального развития, новые идеи, новые структуры;
3) усиливается потребность работников аппарата и служащих в психологически комфортной обстановке;
4) усиливается внимание к культурным ценностям, соответствующим ценностным ориентациям работников и служащих;
5) возникает необходимость выработки новой парадигмы, основанной на социокультурном подходе к управлению;
6) наблюдается ускорение процессов, происходящих в современном социуме;
7) возрастает не только сложность социальных процессов, но и роль личности в них.
В современных условиях одной из основных проблем государственной и муниципальной службы в России становится овладение демократической культурой.
81. Российская Федерация в системе глобальных отношений. Основные показатели геополитического статуса России.[8]
Роль РФ возросла в целом ряде аспектов: решение важнейших международных проблем, урегулирование военных конфликтов, обеспечение стратегической стабильности и верховенства международного права в межгосударственных отношениях.Стратегия национальной безопасности РФ (Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации») – базовый документ стратегического планированиявнутренней и внешней политики.
Процесс формирования новой полицентричной модели мирового устройства сопровождает рост глобальной и региональной нестабильности. Так, к важнейшим современным проблемам можно отнести: риск возрастания стран с ядерным и биологическим оружием; военные конфликты, которые порождают межнациональную вражду; возрастающие проблемы с терроризмом, в частности, двойная политика стандартов, появление организации «Исламское государство»; демографические проблемы; экономические проблемы.
Длязащиты национальных интересов Россией проводится открытая, рациональная и прагматичная внешняя политика, исключающая затратную конфронтацию (в т.ч. новая гонка вооружений).РФ выстраивает международные отношения на ряде принципов: международное право, обеспечение безопасности государств, взаимное уважение народов. Цель РФ заключается в приобретении равноправных партнеров в мире.
В области международной безопасности РФ сохраняет приверженность к использованию, в-первую очередь, политических и правовых инструментов, дипломатию и миротворчество. Применение военной силы для защиты национальных интересов осуществляется только в случае, когда все иные принятые меры ненасильственного характера были неэффективны.
Россия продолжила членство СССР в ООН и в других международных организациях, приняла на себя внешний долгСССР, к ней перешли зарубежные активы СССР в полном объеме.При этом существует два мнения: РФ признают в качестве правопреемника СССР и не признают (как в юридической литературе, так и отдельными государствами).
Россия является одной из великих держав и несет особую ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Внешнюю политику РФ определяет Президент страны и осуществляет Министерство иностранных дел.
В значительной мере геополитические перспективы РФ в мире определяет ход ее экономического развития, стратегия в выборе геоэкономических сфер, соответствующих реальному потенциалу страны. В свете последних геополитических событий Россия проявила себя как страна, которая может отстоять национальные интересы, сохранить государственный суверенитет и экономическую независимость (в связи с введением рядом стран соответствующих санкций).
82. Цивилизационная геополитика: состав и характеристика мировой системы цивилизаций, место России в ней.
Цивилизационная геополитика представляет собой геополитику, преодолевающую традиционную ограниченность в географическом и экономическом детерминизме за счет расширения набора базисных факторов, которые определяют поведение государств на международной арене. В отличие от формационного подхода, цивилизационной геополитикой делается упор на устойчивость культурно-генетических кодов, в частности, принадлежности к той или иной цивилизации (суперэтносу). История свидетельствует, что мировые цивилизации имеют способность устоять против любых внешних вызовов, в случае, если сохраняются их менталитет и нравственные ценности.
Научное оформление цивилизационной российской геополитики относится лишь к последнему десятилетию XX века. При этом следует отметить, что российская геополитическая школа зародилась намного раньше западных направлений, при этом развивалась она в значительной степени автономно но не изолированно от них и принимала отчетливые национальные, русские, славянские и евразийские формы. Восходит цивилационная геополитика России прежде всего к именам таких русских ученых, как социолога и естествоиспытателя Н.Я. Данилевского (1822-1885), писателя и публициста К.Н. Леонтьева (1831-1891), лингвиста и философа Н.С. Трубецкого (1890-1938), географа и экономиста П.Н. Савицкого (1895-1968), философа права и государствоведа Н.Н. Алексеева (1879-1964), историка и этнолога Л.Н. Гумилева (1912-1992).
Россия как русско-славянский мир представляет собой особый культурно-исторический тип, к которому Европа относится достаточно враждебно. Сила России заключается в государственной централизации, Православной вере и Всеславянском союзе. Русским народом было создано единое евразийское государство и объединено все народы в "евразийское братство", сформировав при этом "евразийскую суперэтническую систему".
Россия-Евразия представляет собой самостоятельную духовно-историческую и геополитическую реальность - особой цивилизации, руководимая Русской национально-православной Идеей. Принципы такого государственного устройства восходят к новозаветным началам любви и милосердия. При этом обязательное, праведное государство Общего Дела сочетает в себе иосифлянский принцип абсолютного служения с очищающим принципом заволжского созерцания и преображения в духе Нила Сорского.
В новых условиях ХХI века целесообразно на базе исторических констант необходимо разработать концепцию и восстановить механизм подлинной русской, российской духовной власти, которая будет идентичной современной эпохе. В отличие от механизма формирования системы государственной власти, являющегося выразителем изменчивых, динамичных интересов общества, духовно-идеологическая власть в силу своей нравственно-цивилизационной укорененности должна быть стабильна и, в известной степени, консервативна, достаточно суверенна и автономна.
83. Глобализация как объективный и субъективный процесс. Виды глобализации, место России в ней. (Хараева)
Глобализация - это форма определенной экономической политики, осуществляемой крупнейшими ТНК, государствами, мировыми финансовыми центрами в своих собственных интересах.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) различает три этапа в процессе глобализации:
-интернационализация (начиная с середины XIX века), соответствующая развитию экспортных потоков;
-транснационализация (особенно с начала 1945 года), которая связана со стремительным ростом потоков прямых инвестиций и их размещением в зарубежных странах;
- глобализация (начиная с 1980-х годов), выражающаяся в развитии глобальных сетей производства, финансирования и информации.
Глобализация мировой экономики, для которой характерны значительный рост и либерализация трансграничных перемещений товаров, услуг и капитала, интенсивный обмен информацией и технологиями, привела к своеобразному «стиранию национальных границ». Ее компонентами являются транснациональное производство, глобальная финансовая система. Глобализация – это закономерный, объективно обусловленный процесс движения к единой мировой экономической целостности, качественно новая, наиболее высокая стадия интернационализации экономической, социальной, информационной и иной составляющей государства
Субъективный аспект глобализации:
Глобализация и интеграция — это многоуровневые явления, затрагивающие региональную, национальную экономику (макроуровень); товарные, финансовые и валютные рынки, рынки труда (мезоуровень); отдельные компании (микроуровень) Глобализация не только объективный, но и субъективный процесс. Она постепенно превращается из термина, отражающего широкое международное функционирование экономики, финансов, информации в социальную теорию, суть которой заключается «в победе капитала и информационной свободы над национальными интересами, создании транснациональных систем.
На наш взгляд, чтобы занять достойное российскому статусу место и уверенно чувствовать себя в современных процессах глобализации, России необходимо кардинально укрепить свои позиции в глобализирующемся мире, для чего требуется:
· использование конкурентных преимуществ, которыми обладает Россия: уникальное евразийское геополитическое положение, богатейшие природные ресурсы, сохранение статуса великой державы по некоторым признакам (ракетно-ядерный потенциал, постоянное членство в Совете Безопасности ООН), высокий образовательный и научный уровень, духовно-культурные традиции России, ряд уникальных производств (например, в оборонно-промышленном комплексе);
· развитие инновационной основы отечественной экономики, технологическая модернизация; · самоидентификация российского общества на исторических и культурно-цивилизационных началах, направленная на укрепление полиэтнической и многоконфессиональной российской общности, ее мобилизацию для участия в глобальной борьбе за рынки и ресурсы на благо национального процветания;
· выработка новой российской идеологии, системы национальных интересов, базовых общенациональных ценностей · укрепление национальной безопасности с учетом геополитического и геостратегического положения; · восстановление статуса великой державы;
· наращивание интеллектуального потенциала страны;
· решение демографической проблемы;
· выработка эффективной модели геоэкономического развития России, учитывающей особенности регионов, адаптированной к современным реалиям, с определением приоритетов и ориентиров государственной экономической политик
· государственное регулирование как необходимое условие социально-экономического развития;
· внутренняя и региональная интеграция огромной неустроенной российской территории, наряду с интеграцией в общемировые экономические, технологические и информационные процессы.
83. Глобализация как объективный и субъективный процесс. Виды глобализации, место России в ней.(Хвостов)
Объективная глобализация отражает исторический процесс формирования единого межцивилизационного, межнационального пространства во всех сферах жизни людей (экономике, культуре, политике) на основе международного разделения труда и диалога цивилизаций.
Субъективная глобализация отражает идеологию рынка, содержание и правила которой диктуют Международный валютный фонд, Мировой банк, индустриально развитые страны, олигархические кланы.
Главные идеи субъективного глобализма:
· полное раскрытие национальных экономик, финансовой системы, информационной сферы всех стран, которые не способны этому сопротивляться;
· отмена суверенитета стран на их природные ресурсы.
Таким образом, современная субъективная глобализация – это доведенный до крайности паразитизм мирового капитала, который имеет своих идеологов, организаторов и агентов влияния.
Объективные и субъективные процессы глобализации не изолированы один от другого, находятся во взаимосвязи и взаимовлиянии. Субъективный глобализм использует объективный процесс международного разделения труда для реализации своих интересов, формирует международные связи в нужных для себя направлениях. В то же время объективная необходимость в международном обмене, совместном решении общемировых проблем в интересах общностей, каждого землянина становится преградой на пути субъективного глобализма.
Чтобы занять достойное российскому статусу место и уверенно чувствовать себя в современных процессах глобализации, России необходимо кардинально укрепить свои позиции в глобализирующемся мире, для чего требуется:
· использование конкурентных преимуществ, которыми обладает Россия: уникальное евразийское геополитическое положение, богатейшие природные ресурсы, сохранение статуса великой державы по некоторым признакам (ракетно-ядерный потенциал, постоянное членство в Совете Безопасности ООН), высокий образовательный и научный уровень, духовно-культурные традиции России, ряд уникальных производств (например, в оборонно-промышленном комплексе);
· развитие инновационной основы отечественной экономики, технологическая модернизация; · самоидентификация российского общества на исторических и культурно-цивилизационных началах, направленная на укрепление полиэтнической и многоконфессиональной российской общности, ее мобилизацию для участия в глобальной борьбе за рынки и ресурсы на благо национального процветания;
· выработка новой российской идеологии, системы национальных интересов, базовых общенациональных ценностей · укрепление национальной безопасности с учетом геополитического и геостратегического положения; · восстановление статуса великой державы;
· наращивание интеллектуального потенциала страны;
· решение демографической проблемы.
Здесь надо сказать, стремление России к открытости своей экономики для всего окружающего мира несет в себе как позитивные моменты, так и негативные. По мнению профессора Гарвардского университета Д. Родрика, «стратегия развития отдельных стран становится заложницей идеи интеграции в мировую экономику. Открытость для торговли представляется как наиболее потенциальная сила для экономического роста, хотя интеграция в мировую экономику требует наличия институциональных предпосылок, создание которых обходится недешево»
Существуют три основных вида глобализации, выделяемые исследователями данной проблематики.
-Во-первых, это экономическая глобализация. Ведущая роль во всеохватывающем процессе глобализации принадлежит становлению мирового экономического пространства;
- Во-вторых, культурная глобализация. Она получает свое развитие из технологической революции и экономической глобализации, которые вместе создают поток культурных благ. Здесь ключевым является выбор между унификацией, стандартизацией и стремлением к многообразию;
- в-третьих, существует политическая глобализация, как результат двух первых. Под влиянием глобализации государственные структуры, так же как традиционные социальные институты испытывают значительные потрясения. Новые акторы подрывают традиционные приоритеты государственного суверенитета. Государство претерпевает давление «снизу», «сверху» и «извне».