Система регионального управления: структура, механизмы формирования и развития. Межрегиональное взаимодействие.
Регион - часть территории РФ, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Основой экономического районирования является административно- территориальное устройство.
РФ – федеративное государство, 85 субъектов: 22 республика, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа. Региональная политика - система целей и задач органов гос власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. При экономическом районировании в Российской Федерации выделяют 11 экономических районов (ЭР): Центральный; Центрально-Чернозёмный; Восточно-Сибирский; Дальневосточный; Северный; Северо-Кавказский; Северо-Западный; Поволжский; Уральский; Волго-Вятский; Западно-Сибирский
Отдельно следует рассматривать Калининградскую область.
Государственные органы образуют единую систему осуществления государственной власти в Российской Федерации. Государственное управление регионами осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ и судами РФ, как на федеральном, так и на уровне субъектов Федерации.
Федеральные органы различных ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) взаимосвязаны между собой, а принцип единства позволяет обеспечить баланс данных властей исходя из разграничения полномочий при осуществлении своих функций.
В настоящее время усиливается роль регионального управления.
Система регионального управления включает в себя:
1. Систему федеральных и региональных органов власти.
2. Совокупность функций, осуществляемых государственными органами, а также разносторонние методы, ресурсы, используемые для реализации этих функций.
3. Систему государственной службы.
4. Систему связей (прямых и обратных), возникающих между объектами и субъектами управления.
Вся система регионального управления базируется на общих принципах государственно-властного воздействия на регионы, которое находит свое выражение в правовых формах, а также в выработке общегосударственных целей, как для федеральных, так и для региональных органов власти. В каждом регионе осуществляют свою деятельность территориальные отделения федеральных исполнительных органов государственной власти, которые находятся в прямом подчинении у Центра, но часто одновременно в сильной зависимости от региональных администраций. В настоящее время все избранные главы региональных администраций формально не находится в прямом подчинении федерального центра, поэтому Глава Российской Федерации и Правительство должны иметь свои собственные подразделения в регионах.
Координация деятельности территориальных органов федеральной власти базируется на взаимодействии Федерального центра и муниципальной власти, а также является неотъемлемой частью в области решения региональных проблем и направлена на достижение поставленных целей федеральной региональной политики.
На законодательном уровне власти создаются комитеты и комиссии, структуры, занимающиеся вопросами взаимодействия Центра с субъектами РФ.
В основе межрегионального взаимодействиялежит интеграция систем информации, связи, транспорта, общность источников ресурсов, коммуникации в сфере получения и использования образования и знаний и т.д. Все эти процессы базируются на принципе сотрудничества, который обязывает регионы взаимодействовать друг с другом, независимо от существующих между ними различий, с целью содействия экономической стабильности, общему благосостоянию населения.
Субъектами экономического взаимодействия регионов являются: 1. Федеральные органы управления, имеющие соответствующие полномочия; 2. Межрегиональные обществен. организации, ассоциации, создаваемые региональными и др. органами власти; 3. Региональные органы гос. власти (субъектов РФ); 4. Органы местного самоуправления; предприятия всех форм собственности; 5. Домохозяйства и индивид. предприниматели. Государство является основным субъектом организации экономического взаимодействия регионов. Механизм реализации включает нормативно-правовые, организационные, экономические средства и методы воздействия на управляемый объект и предполагает выработку соответствующих решений, создание управленческих структур, наличие необходимых ресурсов. Эффективность выполнения мероприятий зависит от реалистичности поставленных целей, взаимодействия всех участников, поддержки целей социальными группами.
Во взаимоотношениях с федеральными органами гос. власти все субъекты РФ между собой равноправны