Установление результатов и распределение мест в выборных органах по итогам голосования.
При необязательной регистрации закон даже формально не ставит своей целью добиться включения в списки избирателей всех лиц, удовлетворяющих избирательным цензам: регистрация производится по инициативе самого избирателя, а регистратору вменяется в обязанность лишь не допустить к участию в выборах лиц, не имеющих права голоса. Система необязательной регистрации имеет две разновидности. При первой из них регистрация избирателя является постоянной: избиратель, один раз внесенный в списки для голосования, считается навсегда зарегистрированным и вычеркивается из них только в случае смерти. Сущность второй разновидности состоит в том, что регистрация является периодической: через определенное время списки избирателей аннулируются и каждый избиратель, желающий принять участие в выборах, обязан пройти перерегистрацию.
При обязательной системе регистрации регистратор обязан позаботиться о том, чтобы каждый имеющий право голоса был внесен в списки для голосования.
Распределение мандатов по итогам голосования может производиться при помощи мажоритарнойлибо пропорциональнойсистемы подсчета голосов.
Мажоритарная система представляет собой такой способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать установленное законом большинство голосов. Главным принципом этой системы является правило «победитель получает все». Разновидностями мажоритарной системы являются мажоритарная система относительного большинства и мажоритарная система абсолютного большинства. При системе абсолютного большинства для избрания кандидату требуется получить абсолютное большинство поданных по округу голосов избирателей (более половины или 50% + 1 голос). Достоинством этой системы является простота определения результатов к то, что избранный депутат будет представлять абсолютное большинство избирателей. Однако существенны и ее недостатки: высокая непредставительность (в итоге может быть потеряно до 49% голосов) и вероятность проведения нескольких туров голосования (в случае, если в первом туре ни один из кандидатов не набрал абсолютного большинства голосов), что ведет к росту абсентеизма (уклонение от участия в выборах).
При мажоритарной системе относительного большинства избранным считается тот кандидат, который набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности. Эта система позволяет определить победителя уже в первом туре голосования. Однако зачастую избранным оказывается кандидат, получивший весьма незначительный процент голосов и представляющий интересы явного меньшинства электората.
Пропорциональная избирательная система— зто способ определения результатов голосования основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией числу голосов. При такой системе создаются большие округа, от каждого из которых избирается несколько депутатов. Часто избирательным округом становится вся страна. Выборы проводятся только на партийной основе: каждое избирательное объединение или блок выдвигает свой список кандидатов на вакантные должности и избиратель голосует не за отдельную личность, а за тот или иной партийный список в целом. Внутри списка мандаты распределяются в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположены в списке. При такой системе невозможно выдвинуть так называемого независимого кандидата: для того, чтобы быть избранным, нужно попасть в список.
После голосования определяется избирательная квота («избирательный метр»). Простейший способ ее определения состоит в том, что общее число поданных по округу голосов делится на количество распределяемых мандатов. Затем распределение депутатских мест между партийными списками осуществляется посредством деления полученных каждой партией голосов на квоту. Сколько раз квота уложится в количество полученных партией голосов, столько и будет у нее мандатов. При применении этого метода все места сразу не распределяются: после первой передачи мандатов нужно использовать еще один из способов распределения остатков (например, метод наибольшего остатка).
Пример. В выборах участвовало 5 партийных списков. Список партии А получил 126 тыс. голосов, партии Б — 94 тыс., партии В — 88 тыс., партии Г — 65 тыс. и партии Д — 27 тыс. Всего по округу подано 400 тыс. голосов. Округ представлен в парламенте 8 депутатами.
Определяем избирательную квоту. 400 тыс. голосов : 8 мест = 50 тыс. Проводим первое распределение. Список А — 126 тыс. голосов : 50 тыс. = 2 места (остаток 26 тыс. голосов). Список Б — 94 тыс. голосов : 50 тыс. = 1 место (остаток 44 тыс. голосов). Список В — 88 тыс. голосов : 50 тыс. = 1 место (остаток 38 тыс. голосов). Список Г — 65 тыс. голосов : 50 тыс. = 1 место (остаток 15 тыс. голосов). Список Д — 27 тыс. голосов : 50 тыс. = 0 мест (остаток 27 тыс. голосов). Таким образом, после первого распределения мандатов остались незамещенными 3 мандата. В соответствии с методом наибольшего остатка по одному дополнительному мандату получат списки с наибольшим остатком голосов — списки Б,В и Д.
Чтобы не допустить получение мандатов «карликовыми» партиями, в некоторых странах введен так называемый процентный барьер: списки, не набравшие определенного числа голосов (как правило, 5%), отстраняются от распределения мандатов, и собранные ими голоса не учитываются при подведении итогов.
В большинстве стран в конституциях отсутствует положение о праве избирателей на отзыв депутатов до истечения срока их полномочий. В этих странах выборы основаны на принципе свободного мандата, т. е. независимости депутата от избирателей. Принцип свободного мандата реализован и в избирательном законодательстве Российской Федерации. В бывших же советских республиках существовал так называемый императивный мандат, согласно которому депутат был «связан» в своей деятельности наказами избирателей, ответственен перед ними и мог быть досрочно отозван.
Еще одним институтом прямой демократии является референдум - всенародное голосование по законопроектам, действующим законам либо иным вопросам государственного значения. Родиной референдума считается Швейцария, где первое всенародное голосование было проведено еще в 1439 г. Референдумы разделяются:
а) по правовой силе результатов на консультативные (решения этого референдума не обязательны к исполнению, цель его — выяснить мнение населения) и решающие (решения референдума обязательны и не требуют утверждения каким-либо органом);
б) по содержанию проектов, выносимых на голосование, на конституционные (принятие конституции либо внесение изменений и поправок в нее), законодательные (утверждение или отклонение законопроектов) и плебисцит (определение государственной принадлежности территории всей или части спорной территории на основе волеизъявления населения);
в) по способу организации на обязательные (выносимый на голосование вопрос может быть решен только референдумом) и факультативные (референдум по данному вопросу не является обязательным).
Инициатива референдума может исходить от главы государства, всего парламента или группы его депутатов, от определенного числа граждан или органов местного самоуправления. На референдум обычно выносятся вопросы, предполагающие однозначно положительный («да») или однозначно отрицательный («нет») ответы. Ряд вопросов выносить на референдум не разрешается. Так, например, в Российской Федерации к таковым относятся вопросы об изменении статуса субъекта РФ, о досрочном прекращении или продлении полномочий высших органов государственной власти, о государственном бюджете, налогах, амнистии и помиловании. Как и на выборах, для проведения референдума образуются специальные комиссии, ведется агитационная работа. Правовые последствия связаны прежде всего с решающим референдумом, итоги которого в случае положительного ответа на вопрос становятся законом государства.
Все остальные институты прямой демократии (например, митинги, шествия, пикетирования и д-р.) имеют консультативное значение.
Государственный аппарат
Механизм (аппарат) государства— это система государственных органов, при помощи которых осуществляются задачи и функции государства.
Деятельность любого государственного аппарата строится в соответствии с конкретнымипринципами, под которыми понимаются основные идеи, определяющие подходы кформированию и функционированию государственных органов. В демократических государствах (в том числе к в России) к таковым относятся:
1) принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата;
2) принцип разделения властей, исключающий возможность произвола со стороны государственных органов и должностных лиц;
3) принцип демократизма, позволяющий учитывать интересы большинства граждан государства;
4) принцип законности, означающий обязательность соблюдения законов во всех звеньях государственного аппарата;
5) принцип гласности, обеспечивающий открытость деятельности государственных органов;
6) принцип профессионализма и компетентности государственных служащих, гарантирующий высокий уровень решения важнейших вопросов государственной жизни;
7) принцип федерализма (в федеративных государствах), обеспечивающий разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами.
Современная юридическая наука выделяет три основные модели построения государственного аппарата:
1) централизованно-сегментарную, при которой органами государственной власти считаются только центральные органы, функционирующие в масштабе всего государства (президент, парламент, правительство), а также их представители на местах. Местные выборные органы рассматриваются в данной системе как органы местного самоуправления и имеют особую сферу деятельности. Такая модель характерна для современных демократических государств. Она особенно эффективна в условиях политической стабильности в стране;
2) моноцефальную (греч. mono — один, kephale — голова), при которой вся система государственных органов едина. Во главе этой системы стоит лицо или орган, обладающий всей полнотой власти и наделяющий ею нижестоящие органы, которые, как правило, назначаются вышестоящими. Подобная система государственных органов носит жестко иерархический характер, предельно персонифицирована и пирамидальна по своему построению. Местные органы власти представляют собой не органы местного самоуправления, а органы государства. Моноцефальная модель государственного механизма характерна для антидемократических режимов, так как хорошо приспособлена для осуществления централизованного контроля за обществом. Она складывается обычно в условиях политической нестабильности в послереволюционные периоды либо в результате военных переворотов;
3) монотеократическую, при которой сочетается единовластие главы государства, подкрепленное религиозными догмами, и длительное сохранение родовых порядков. Глава государства является одновременно и высшим духовным лицом. Отсутствует разделение властей и парламентаризм. Эта модель
характерна для государств, провозгласивших ислам государственной религией (Иран, Саудовская Аравия, Катар).
Государственный аппарат состоит из различных по порядку формирования, структуре и роли в осуществлении власти государственных органов. Государственный орган — это составная часть механизма государства (физическое лицо или организация), наделенная государственно-властными полномочиями и участвующая в осуществлении функций государства. Таким образом, государственный орган:
1) представляет собой самостоятельный элемент государственного аппарата;
2) наделен властными полномочиями, в том числе возможностью применения принуждения;
3) образуется и действует на основе правовых актов, которые определяют его компетенцию. Компетенция государственного органа— это объем и перечень государственно-властных полномочий, закрепленных за этим органом, а также его юридические обязанности. Кроме того, часто в понятие компетенции включается перечень вопросов, по которым данный орган вправе самостоятельно принимать властные решения.
Государственные органы реализуют свою компетенцию в трех формах. Первой формой является издание нормативно-правовых актов. Вторая форма — это принятие правоприменительных актов. Третья форма представляет собой организационную деятельность государственного органа.
Органы государства различают по нескольким критериям:
1) по срокам полномочий все госорганы делятся навременные и постоянные. Временные органы создаются для достижения краткосрочных целей, тогда как постоянные функционируют без ограничения срока. Например, к временным органам в России в 1917—1918 гг. относились Временное правительство и Учредительное собрание;
2) по месту в иерархии государственные органы подразделяются на высшие иместные. В федерациях помимо них существуют еще и органы власти субъектов федерации. Примером высшего органа власти в Российской Федерации является Государственная Дума Федерального Собрания РФ; примером органа власти субъекта федерации — Правительство Москвы; примером местного органа власти — мэр Владивостока;
3) по характеру осуществления компетенции различают коллегиальные и единоначальные государственные органы. К первым относится, например, Верховный Суд Российской Федерации, ко вторым — Генеральный прокурор РФ;
4) по порядку формирования государственные органы бывают первичными, т. е. избираемыми непосредственно населением, и производными, которые формируются первичными. Примером первичных органов может служить Московская городская Дума, производных — Федеральная служба безопасности РФ;
5) по правовым формам деятельности выделяют правотворческие (парламенты), правоприменительные (правительства) и правоохранительные (суды, органы внутренних дел) государственные органы;
6) в соответствии с принципом разделения властей государственные органы делятся на законодательные, исполнительные исудебные.
Сам принцип разделения властей имеет давнюю историю. Основы теории разделения властей были заложены еще античными мыслителями, в частности Аристотелем. В наиболее полном виде ее сформулировал в 1784 г. французский просветитель Ш.-Л. Монтескье. Потребность в разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную вытекает, по мнению Монтескье, из природы человека, его склонности к злоупотреблению властью: всякая власть должна иметь свой предел и не угрожать правам и свободам граждан. Эта теория была призвана обосновать такое устройство государства, которое исключило бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще, а в частности — любым органом государства. Первоначально она была направлена на обоснование ограничения власти короля, а затем ее стали использовать как идеологическую основу борьбы против всех форм диктатуры. История оказывает, что опасность последней является постоянной: общество и государство все время борются между собой, и периодически в этой борьбе побеждает государство.
Теория разделения властей, как она была изложена Монтескье, предполагает раздельное функционирование трех разных, независимых и взаимоуравновешенных властей: законодательной, исполнительной и судебной. Разделение властей основывается на том, что в государстве необходимо осуществлять три различных вида деятельности: принятие законов, их исполнение и осуществление правосудия (наказание нарушителей этих законов, разрешение конфликтов, связанных с применением законов). Но есть и другая сторона проблемы: с точки зрения обеспечения демократии целесообразно распределить три этих направления государственной деятельности между тремя различными группами государственных органов, чтобы не произошла монополизация власти одной ее ветвью. Важно и то, что эти три независимые власти могут контролировать друг друга, создавая сложную систему «сдержек и противовесов».
Таким образом, разделение властей предоставляет определенные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма. Однако принцип разделения властей нельзя абсолютизировать: для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.
Ведущее место в системе разделения властей занимает законодательная ветвь власти. Законодательная власть — это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью, главным образом в финансовой сфере.
Законодательная власть — это власть представительная. В ходе процедуры выборов народ передает власть депутатам и таким образом уполномочивает законодательные органы осуществлять государственную власть.
В различных государствах законодательные органы называют по-разному: в Российской Федерации — Федеральное Собрание, в США — конгресс, в Великобритании — парламент, во Франции — Национальное собрание. Исторически первым законодательным органом являлся английский парламент (от франц. parler — говорить), поэтому часто законодательный орган называют парламентом.
Парламенты могут бытьодно- и двухпалатными. Как правило, двухпалатные парламенты существуют в федеративных государствах. При этом верхняя палата отражает интересы субъектов федерации и формируется на основе равного их представительства. Кроме того, срок полномочий верхней палаты зачастую более длителен, чем нижней, ее депутаты имеют более высокий возрастной ценз, и обычно она формируется на основе косвенных (непрямых) выборов. Во многих странах досрочному роспуску подлежат только нижние палаты парламента. Поэтому верхние палаты становятся своеобразным «заслоном» на пути поспешных и популистских законопроектов, принятых нижними палатами.
Палаты парламента образуют постоянные и временные комитеты икомиссии, основное назначение которых — предварительное рассмотрение законопроектов. Депутаты от одной партии объединяются в парламенте во фракции для координации совместных действий.
Помимо исключительного права законодательства только парламент вправе устанавливать налоги и сборы, принимать бюджет, ратифицировать внешнеполитические договоры. Парламент участвует в формировании многих высших органов государственной власти. Свои полномочия парламент осуществляет на сессиях. Деятельность парламентов освещается средствами массовой информации. Депутаты обязаны периодически работать в своих округах, отчитываться перед избирателями. В некоторых государствах существует право отзыва депутата избирателями до истечения срока его полномочий (императивный мандат).
Ведущее положение парламента в системе государственной власти и управления называется парламентаризмом.
Исполнительная власть— это вторичная, подзаконная ветвь государственной власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной, власти.
Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов, которые призваны осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность.
Исполнительная деятельность этих органов состоит в том, что именно они являются непосредственными исполнителями требований, содержащихся в законах и актах вышестоящих органов. Распорядительная деятельность этих органов состоит в том, что они принимают практические меры по реализации указанных выше требований, организуют исполнение законов и распоряжений гражданами и общественными организациями, а также нижестоящими органами исполнительной власти.
Всю свою деятельность эти органы обязаны осуществлять в строгом соответствии с законодательством и во исполнение законов, а не произвольно, по собственному усмотрению. Поэтому деятельность исполнительных органов государства называют подзаконной, а издаваемые ими юридические акты — подзаконными актами.
Исполнительная власть реализуется государством через президента иправительство, их органы на местах. За проводимый курс и осуществляемую управленческую деятельность правительство несет, как правило, солидарную политическую ответственность. Отказ правительству в доверии выражается в строгой юридической форме и путем специальной парламентской процедуры. Вотум недоверия приводит к отставке правительства и по общему правилу его замене новым. Однако потерпевшее поражение правительство (в целях уравновешивания законодательной власти) может, не уходя в отставку, прибегнуть к досрочному роспуску парламента (его нижней палаты) и проведению внеочередных всеобщих выборов.
Во всех странах предусматривается возможность привлечения главы правительства или его членов к судебной ответственности за совершение преступных деяний. При этом обвинение предъявляется парламентом или нижней палатой, а рассмотрение и решение дела отнесено к юрисдикции или конституционного суда, или верхней палаты парламента.
Особое место в системе разделения властей занимает судебная власть, осуществляемая путем гласного, состязательного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Монополию на осуществление судебной власти имеют суды.
Судебная власть значительно отличается от законодательной и исполнительной. Суд не создает общих правил поведения (законов), он не занимается управлением. Но, осуществляя государственную власть в особой форме — форме правосудия, суд не изолирован от других ветвей власти. Он применяет законы, изданные парламентом, другие нормативные акты органов государства, а исполнительная власть реализует его решения (тюремное содержание преступников). Правосудием называется деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.
Суд характеризуется судоустройством и судопроизводством. Под судоустройствомпонимается совокупность норм, устанавливающих задачи и принципы организации, структуру судов.
Судоустройство в демократическом государстве основывается на принципах:
1) осуществление правосудия только судом;
2) образование судов на началах выборности;
3) независимость суда и подчинение его только закону;
4) неприкосновенность судей и их несменяемость;
Коллегиальность суда.
В составе суда, как правило, взаимодействуют две коллегии: профессиональный судья (судьи) и народные представители. В зависимости от роли коллегии народных представителей в суде различают два типа судов —суд присяжных и суд шеффенов. В состав суда присяжных входят один или несколько постоянных судей и присяжные заседатели (как правило, двенадцать). Функции судьи и присяжных в ходе процесса строго разграничены. Присяжные выносят вердикт о виновности или невиновности подсудимого, а судья на основании этого вердикта формулирует приговор, на вынесение которого присяжные не могут оказать влияния. Суд шеффенов состоит из одной коллегии, в которую входят судья (судьи) и заседатели (шеффены). Вынесение приговора производится ими совместно.
Судопроизводство представляет собой установленный законом порядок возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел. В основе судопроизводства в демократическом государстве лежат принципызаконности, осуществления правосудия только судом, равенства участников процесса, публичности, гласности, устности, непрерывности и состязательности судебного разбирательства, ведения дела на национальном языке.
Особой разновидностью судов являются конституционные суды, в компетенцию которых входит осуществление конституционного надзора, т. е. проверка соответствия законов и иных нормативных актов конституции. Объектами конституционного надзора могут быть обычные законы, поправки к конституции, международные договоры, регламенты палат парламента и нормативные акты исполнительной власти. В федеративных государствах конституционные суды рассматривают также споры о разграничении полномочий между федерацией и ее субъектами.
Конституционный надзор может осуществляться:
а) всеми судами общей юрисдикции (США, страны Латинской Америки, Норвегия, Япония);
б) Верховным судом (Австралия, Канада, Индия);
в) специальным конституционным судом, для которого конституционный надзор — главная и единственная функция (Россия, Австрия, ФРГ);
г) особым органом несудебного характера (Франция).
В некоторых странах конституционный суд выполняет функции верховного судебного органа, в других — судебную систему возглавляет самостоятельный Верховный суд.
Все суды в соответствии с правовой сферой, на которую распространяются их полномочия, подразделяют на суды общей, специальной и административной юрисдикции.
Суды общей юрисдикции (общегражданские суды) рассматривают гражданские, трудовые и имущественные споры, дела об административных правонарушениях и уголовные дела.
Суды специальной юрисдикции (специализированные суды) рассматривают дела, судопроизводство по которым имеет определенную специфику (например, арбитражный суд).
Суды административной юрисдикции в основном рассматривают жалобы граждан на превышение государственными служащими своих полномочий, а также споры служащих с администрацией (в РФ таких судов пока нет).
Классический вариант теории разделения властей, созданный в XVIII в., не в полной мере отражает современное состояние государственного механизма: некоторые государственные органы по своей компетенции не могут быть однозначно отнесены к той или иной ветви власти. Прежде всего это относится к президентской власти в республиках смешанного и парламентского типа, где президент не является главой исполнительной власти, а выполняет функции главы государства.
В качестве самостоятельной группы органов государства могут быть названы и органы прокуратуры. Они не входят в систему исполнительных органов и, конечно, не относятся ни к судебной, ни к законодательной власти. Основное назначение прокуратуры состоит в том, чтобы осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением и применением законов на территории государства. Кроме того, органы прокуратуры обычно осуществляют следствие по некоторым, наиболее важным, преступлениям, а также поддерживают государственное обвинение в суде. Органы прокуратуры самостоятельны и независимы в процессе осуществления своей деятельности и подчиняются только генеральному прокурору.
Общественное мнение часто выделяет и четвертую ветвь власти - средства массовой информации.Этим подчеркивается их особое влияние на принятие политических решении в демократическом обществе. С помощью средств массовой информации отдельные люди, группы, политические партии могут обнародовать свои взгляды по важнейшим проблемам общественной жизни. В них публикуется информация о деятельности парламента, в том числе результаты поименного голосования по тому или иному вопросу, что является важным элементом контроля за деятельностью депутатов.