Установление результатов и распределение мест в выборных органах по итогам голосования.

Число: 2105

При необязательной регистрации закон даже фор­мально не ставит своей целью добиться включения в списки избирателей всех лиц, удовлетворяющих избирательным цензам: регистрация производится по инициативе самого избирателя, а регистратору вменяется в обязанность лишь не допустить к учас­тию в выборах лиц, не имеющих права голоса. Сис­тема необязательной регистрации имеет две разно­видности. При первой из них регистрация избирате­ля является постоянной: избиратель, один раз внесенный в списки для голосования, считается на­всегда зарегистрированным и вычеркивается из них только в случае смерти. Сущность второй разновид­ности состоит в том, что регистрация является пери­одической: через определенное время списки изби­рателей аннулируются и каждый избиратель, же­лающий принять участие в выборах, обязан пройти перерегистрацию.

При обязательной системе регистрации регистра­тор обязан позаботиться о том, чтобы каждый имеющий право голоса был внесен в списки для голосо­вания.

Распределение мандатов по итогам голосования может производиться при помощи мажоритарнойлибо пропорциональнойсистемы подсчета голо­сов.

Мажоритарная система представляет собой такой способ определения результатов голосова­ния, при котором для получения мандата тре­буется собрать установленное законом большин­ство голосов. Главным принципом этой системы является правило «победитель получает все». Разно­видностями мажоритарной системы являются мажо­ритарная система относительного большинства и ма­жоритарная система абсолютного большинства. При системе абсолютного большинства для избрания кандидату требуется получить абсолютное большин­ство поданных по округу голосов избирателей (более половины или 50% + 1 голос). Достоинством этой системы является простота определения результатов к то, что избранный депутат будет представлять аб­солютное большинство избирателей. Однако сущест­венны и ее недостатки: высокая непредставитель­ность (в итоге может быть потеряно до 49% голосов) и вероятность проведения нескольких туров голосо­вания (в случае, если в первом туре ни один из кан­дидатов не набрал абсолютного большинства голо­сов), что ведет к росту абсентеизма (уклонение от участия в выборах).

При мажоритарной системе относительного большинства избранным считается тот кандидат, кото­рый набрал голосов больше, чем каждый из его про­тивников в отдельности. Эта система позволяет опре­делить победителя уже в первом туре голосования. Однако зачастую избранным оказывается кандидат, получивший весьма незначительный процент голо­сов и представляющий интересы явного меньшинст­ва электората.

Пропорциональная избирательная система— зто способ определения результатов голосования основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой парти­ей числу голосов. При такой системе создаются боль­шие округа, от каждого из которых избирается не­сколько депутатов. Часто избирательным округом становится вся страна. Выборы проводятся только на партийной основе: каждое избирательное объедине­ние или блок выдвигает свой список кандидатов на вакантные должности и избиратель голосует не за от­дельную личность, а за тот или иной партийный спи­сок в целом. Внутри списка мандаты распределяются в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположены в списке. При такой системе невозмож­но выдвинуть так называемого независимого канди­дата: для того, чтобы быть избранным, нужно по­пасть в список.

После голосования определяется избирательная квота («избирательный метр»). Простейший способ ее определения состоит в том, что общее число подан­ных по округу голосов делится на количество распре­деляемых мандатов. Затем распределение депутат­ских мест между партийными списками осуществля­ется посредством деления полученных каждой партией голосов на квоту. Сколько раз квота уложит­ся в количество полученных партией голосов, столь­ко и будет у нее мандатов. При применении этого ме­тода все места сразу не распределяются: после первой передачи мандатов нужно использовать еще один из способов распределения остатков (например, метод наибольшего остатка).

Пример. В выборах участвовало 5 партийных списков. Список партии А получил 126 тыс. голосов, партии Б — 94 тыс., партии В — 88 тыс., партии Г — 65 тыс. и партии Д — 27 тыс. Всего по округу подано 400 тыс. голосов. Округ представлен в парламенте 8 депутатами.

Определяем избирательную квоту. 400 тыс. голо­сов : 8 мест = 50 тыс. Проводим первое распределе­ние. Список А — 126 тыс. голосов : 50 тыс. = 2 места (остаток 26 тыс. голосов). Список Б — 94 тыс. го­лосов : 50 тыс. = 1 место (остаток 44 тыс. голосов). Список В — 88 тыс. голосов : 50 тыс. = 1 место (оста­ток 38 тыс. голосов). Список Г — 65 тыс. голо­сов : 50 тыс. = 1 место (остаток 15 тыс. голосов). Спи­сок Д — 27 тыс. голосов : 50 тыс. = 0 мест (оста­ток 27 тыс. голосов). Таким образом, после первого распределения мандатов остались незамещенными 3 мандата. В соответствии с методом наибольшего остатка по одному дополнительному мандату получат списки с наибольшим остатком голосов — списки Б,В и Д.

Чтобы не допустить получение мандатов «карли­ковыми» партиями, в некоторых странах введен так называемый процентный барьер: списки, не набрав­шие определенного числа голосов (как правило, 5%), отстраняются от распределения мандатов, и собран­ные ими голоса не учитываются при подведении ито­гов.

В большинстве стран в конституциях отсутствует положение о праве избирателей на отзыв депутатов до истечения срока их полномочий. В этих странах выборы основаны на принципе свободного мандата, т. е. независимости депутата от избирателей. Прин­цип свободного мандата реализован и в избиратель­ном законодательстве Российской Федерации. В быв­ших же советских республиках существовал так на­зываемый императивный мандат, согласно которому депутат был «связан» в своей деятельности наказами избирателей, ответственен перед ними и мог быть до­срочно отозван.

Еще одним институтом прямой демократии яв­ляется референдум - всенародное голосование по законопроектам, действующим законам либо иным вопросам государственного значения. Родиной референдума считается Швейцария, где первое всенародное голосование было проведено еще в 1439 г. Референдумы разделяются:

а) по правовой силе результатов на консульта­тивные (решения этого референдума не обязатель­ны к исполнению, цель его — выяснить мнение на­селения) и решающие (решения референдума обя­зательны и не требуют утверждения каким-либо органом);

б) по содержанию проектов, выносимых на го­лосование, на конституционные (принятие консти­туции либо внесение изменений и поправок в нее), законодательные (утверждение или отклонение за­конопроектов) и плебисцит (определение государ­ственной принадлежности территории всей или час­ти спорной территории на основе волеизъявления населения);

в) по способу организации на обязательные (выно­симый на голосование вопрос может быть решен только референдумом) и факультативные (референ­дум по данному вопросу не является обязательным).

Инициатива референдума может исходить от гла­вы государства, всего парламента или группы его депутатов, от определенного числа граждан или ор­ганов местного самоуправления. На референдум обычно выносятся вопросы, предполагающие одно­значно положительный («да») или однозначно от­рицательный («нет») ответы. Ряд вопросов выносить на референдум не разрешается. Так, например, в Российской Федерации к таковым относятся вопро­сы об изменении статуса субъекта РФ, о досрочном прекращении или продлении полномочий высших органов государственной власти, о государственном бюджете, налогах, амнистии и помиловании. Как и на выборах, для проведения референдума образуют­ся специальные комиссии, ведется агитационная ра­бота. Правовые последствия связаны прежде всего с решающим референдумом, итоги которого в случае положительного ответа на вопрос становятся зако­ном государства.

Все остальные институты прямой демократии (на­пример, митинги, шествия, пикетирования и д-р.) имеют консультативное значение.

Государственный аппарат

Механизм (аппарат) государства— это систе­ма государственных органов, при помощи которых осуществляются задачи и функции государства.

Деятельность любого государственного аппарата строится в соответствии с конкретнымипринципа­ми, под которыми понимаются основные идеи, опре­деляющие подходы кформированию и функциони­рованию государственных органов. В демократиче­ских государствах (в том числе к в России) к таковым относятся:

1) принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата;

2) принцип разделения властей, исключающий возможность произвола со стороны государственных органов и должностных лиц;

3) принцип демократизма, позволяющий учиты­вать интересы большинства граждан государства;

4) принцип законности, означающий обязатель­ность соблюдения законов во всех звеньях государ­ственного аппарата;

5) принцип гласности, обеспечивающий откры­тость деятельности государственных органов;

6) принцип профессионализма и компетентности государственных служащих, гарантирующий высо­кий уровень решения важнейших вопросов государ­ственной жизни;

7) принцип федерализма (в федеративных госу­дарствах), обеспечивающий разграничение предме­тов ведения между федерацией и ее субъектами.

Современная юридическая наука выделяет три основные модели построения государственного аппарата:

1) централизованно-сегментарную, при которой органами государственной власти считаются только центральные органы, функционирующие в масштабе всего государства (президент, парламент, правительство), а также их представители на местах. Местные выборные органы рассматриваются в данной системе как органы местного самоуправления и имеют осо­бую сферу деятельности. Такая модель характерна для современных демократических государств. Она особенно эффективна в условиях политической ста­бильности в стране;

2) моноцефальную (греч. mono — один, kephale — голова), при которой вся система государственных органов едина. Во главе этой системы стоит лицо или орган, обладающий всей полнотой власти и наделяю­щий ею нижестоящие органы, которые, как правило, назначаются вышестоящими. Подобная система го­сударственных органов носит жестко иерархический характер, предельно персонифицирована и пирами­дальна по своему построению. Местные органы влас­ти представляют собой не органы местного самоуп­равления, а органы государства. Моноцефальная мо­дель государственного механизма характерна для антидемократических режимов, так как хорошо при­способлена для осуществления централизованного контроля за обществом. Она складывается обычно в условиях политической нестабильности в послерево­люционные периоды либо в результате военных пере­воротов;

3) монотеократическую, при которой сочетается единовластие главы государства, подкрепленное ре­лигиозными догмами, и длительное сохранение ро­довых порядков. Глава государства является одно­временно и высшим духовным лицом. Отсутствует разделение властей и парламентаризм. Эта модель

характерна для государств, провозгласивших ислам государственной религией (Иран, Саудовская Аравия, Катар).

Государственный аппарат состоит из различных по порядку формирования, структуре и роли в осу­ществлении власти государственных органов. Госу­дарственный орган — это составная часть механизма государства (физическое лицо или организация), на­деленная государственно-властными полномочиями и участвующая в осуществлении функций государ­ства. Таким образом, государственный орган:

1) представляет собой самостоятельный элемент государственного аппарата;

2) наделен властными полномочиями, в том числе возможностью применения принуждения;

3) образуется и действует на основе правовых ак­тов, которые определяют его компетенцию. Ком­петенция государственного органа— это объем и перечень государственно-властных полномочий, закрепленных за этим органом, а также его юриди­ческие обязанности. Кроме того, часто в понятие компетенции включается перечень вопросов, по ко­торым данный орган вправе самостоятельно прини­мать властные решения.

Государственные органы реализуют свою компе­тенцию в трех формах. Первой формой является из­дание нормативно-правовых актов. Вторая форма — это принятие правоприменительных актов. Третья форма представляет собой организационную деятель­ность государственного органа.

Органы государства различают по нескольким критериям:

1) по срокам полномочий все госор­ганы делятся навременные и постоянные. Времен­ные органы создаются для достижения краткосроч­ных целей, тогда как постоянные функционируют без ограничения срока. Например, к временным органам в России в 1917—1918 гг. относились Времен­ное правительство и Учредительное собрание;

2) по месту в иерархии государственные органы подразделяются на высшие иместные. В федерациях помимо них существуют еще и органы власти субъек­тов федерации. Примером высшего органа власти в Российской Федерации является Государственная Дума Федерального Собрания РФ; примером органа власти субъекта федерации — Правительство Моск­вы; примером местного органа власти — мэр Влади­востока;

3) по характеру осуществления компетенции раз­личают коллегиальные и единоначальные государ­ственные органы. К первым относится, например, Верховный Суд Российской Федерации, ко вторым — Генеральный прокурор РФ;

4) по порядку формирования государственные ор­ганы бывают первичными, т. е. избираемыми непо­средственно населением, и производными, которые формируются первичными. Примером первичных органов может служить Московская городская Ду­ма, производных — Федеральная служба безопаснос­ти РФ;

5) по правовым формам деятельности выделяют правотворческие (парламенты), правоприменитель­ные (правительства) и правоохранительные (суды, органы внутренних дел) государственные органы;

6) в соответствии с принципом разделения властей государственные органы делятся на законодатель­ные, исполнительные исудебные.

Сам принцип разделения властей имеет давнюю историю. Основы теории разделения властей бы­ли заложены еще античными мыслителями, в част­ности Аристотелем. В наиболее полном виде ее сфор­мулировал в 1784 г. французский просветитель Ш.-Л. Монтескье. Потребность в разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную вытекает, по мнению Монтескье, из природы человека, его склонности к злоупотреблению властью: всякая власть должна иметь свой предел и не угрожать правам и свободам граждан. Эта теория была призвана обосновать такое устройство государства, которое исключило бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще, а в частности — любым органом государства. Первоначально она была направлена на обоснование ограничения власти короля, а затем ее стали использовать как идеологическую осно­ву борьбы против всех форм диктатуры. История оказывает, что опасность последней является посто­янной: общество и государство все время борются между собой, и периодически в этой борьбе побежда­ет государство.

Теория разделения властей, как она была изложе­на Монтескье, предполагает раздельное функциони­рование трех разных, независимых и взаимоуравновешенных властей: законодательной, исполнитель­ной и судебной. Разделение властей основывается на том, что в государстве необходимо осуществлять три различных вида деятельности: принятие законов, их исполнение и осуществление правосудия (наказание нарушителей этих законов, разрешение конфликтов, связанных с применением законов). Но есть и другая сторона проблемы: с точки зрения обеспечения демо­кратии целесообразно распределить три этих направ­ления государственной деятельности между тремя различными группами государственных органов, чтобы не произошла монополизация власти одной ее ветвью. Важно и то, что эти три независимые власти могут контролировать друг друга, создавая сложную систему «сдержек и противовесов».

Таким образом, разделение властей предоставляет определенные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма. Однако принцип разделения властей нельзя абсолютизировать: для нормального функ­ционирования государства необходимо взаимодейст­вие всех ветвей единой государственной власти.

Ведущее место в системе разделения властей занимает законодательная ветвь власти. Законодатель­ная власть — это делегированная народом своим представителям государственная власть, реали­зуемая коллегиально путем издания законодатель­ных актов, а также наблюдения и контроля за ис­полнительной властью, главным образом в финан­совой сфере.

Законодательная власть — это власть представи­тельная. В ходе процедуры выборов народ передает власть депутатам и таким образом уполномочивает законодательные органы осуществлять государствен­ную власть.

В различных государствах законодательные ор­ганы называют по-разному: в Российской Федера­цииФедеральное Собрание, в СШАконгресс, в Великобританиипарламент, во ФранцииНа­циональное собрание. Исторически первым законо­дательным органом являлся английский парламент (от франц. parler — говорить), поэтому часто законо­дательный орган называют парламентом.

Парламенты могут бытьодно- и двухпалатными. Как правило, двухпалатные парламенты существуют в федеративных государствах. При этом верхняя па­лата отражает интересы субъектов федерации и фор­мируется на основе равного их представительства. Кроме того, срок полномочий верхней палаты зачас­тую более длителен, чем нижней, ее депутаты имеют более высокий возрастной ценз, и обычно она форми­руется на основе косвенных (непрямых) выборов. Во многих странах досрочному роспуску подлежат толь­ко нижние палаты парламента. Поэтому верхние па­латы становятся своеобразным «заслоном» на пути поспешных и популистских законопроектов, приня­тых нижними палатами.

Палаты парламента образуют постоянные и вре­менные комитеты икомиссии, основное назначение которых — предварительное рассмотрение законопроектов. Депутаты от одной партии объединяются в парламенте во фракции для координации совмест­ных действий.

Помимо исключительного права законодательства только парламент вправе устанавливать налоги и сборы, принимать бюджет, ратифицировать внешне­политические договоры. Парламент участвует в фор­мировании многих высших органов государственной власти. Свои полномочия парламент осуществляет на сессиях. Деятельность парламентов освещается сред­ствами массовой информации. Депутаты обязаны пе­риодически работать в своих округах, отчитываться перед избирателями. В некоторых государствах су­ществует право отзыва депутата избирателями до ис­течения срока его полномочий (императивный ман­дат).

Ведущее положение парламента в системе госу­дарственной власти и управления называется парла­ментаризмом.

Исполнительная власть— это вторичная, под­законная ветвь государственной власти, деятель­ность которой направлена на обеспечение исполне­ния законов и других актов законодательной, влас­ти.

Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов, которые призваны осу­ществлять исполнительно-распорядительную де­ятельность.

Исполнительная деятельность этих органов состо­ит в том, что именно они являются непосредственны­ми исполнителями требований, содержащихся в за­конах и актах вышестоящих органов. Распоряди­тельная деятельность этих органов состоит в том, что они принимают практические меры по реализации указанных выше требований, организуют исполне­ние законов и распоряжений гражданами и общест­венными организациями, а также нижестоящими ор­ганами исполнительной власти.

Всю свою деятельность эти органы обязаны осуществлять в строгом соответствии с законодательством и во исполнение законов, а не произвольно, по собственному усмотрению. Поэтому деятельность исполнительных органов государства называют подза­конной, а издаваемые ими юридические акты — подзаконными актами.

Исполнительная власть реализуется государством через президента иправительство, их органы на мес­тах. За проводимый курс и осуществляемую управ­ленческую деятельность правительство несет, как правило, солидарную политическую ответствен­ность. Отказ правительству в доверии выражается в строгой юридической форме и путем специальной парламентской процедуры. Вотум недоверия приво­дит к отставке правительства и по общему правилу его замене новым. Однако потерпевшее поражение правительство (в целях уравновешивания законода­тельной власти) может, не уходя в отставку, прибег­нуть к досрочному роспуску парламента (его нижней палаты) и проведению внеочередных всеобщих выбо­ров.

Во всех странах предусматривается возможность привлечения главы правительства или его членов к судебной ответственности за совершение преступных деяний. При этом обвинение предъявляется парла­ментом или нижней палатой, а рассмотрение и реше­ние дела отнесено к юрисдикции или конституцион­ного суда, или верхней палаты парламента.

Особое место в системе разделения властей зани­мает судебная власть, осуществляемая путем гласно­го, состязательного рассмотрения и разрешения в су­дебных заседаниях споров о праве. Монополию на осуществление судебной власти имеют суды.

Судебная власть значительно отличается от за­конодательной и исполнительной. Суд не создает общих правил поведения (законов), он не занимает­ся управлением. Но, осуществляя государственную власть в особой форме — форме правосудия, суд не изолирован от других ветвей власти. Он применяет законы, изданные парламентом, другие норматив­ные акты органов государства, а исполнительная власть реализует его решения (тюремное содержание преступников). Правосудием называется деятель­ность суда по вынесению правового суждения о зако­не и правах сторон.

Суд характеризуется судоустройством и судопро­изводством. Под судоустройствомпонимается со­вокупность норм, устанавливающих задачи и прин­ципы организации, структуру судов.

Судоустройство в демократическом государстве основывается на принципах:

1) осуществление правосудия только судом;

2) образование судов на началах выборности;

3) независимость суда и подчинение его только за­кону;

4) неприкосновенность судей и их несменяемость;

Коллегиальность суда.

В составе суда, как правило, взаимодействуют две коллегии: профессиональный судья (судьи) и народ­ные представители. В зависимости от роли коллегии народных представителей в суде различают два типа судовсуд присяжных и суд шеффенов. В состав суда присяж­ных входят один или несколько постоянных судей и присяжные заседатели (как правило, двенадцать). Функции судьи и присяжных в ходе процесса строго разграничены. Присяжные выносят вердикт о винов­ности или невиновности подсудимого, а судья на ос­новании этого вердикта формулирует приговор, на вынесение которого присяжные не могут оказать влияния. Суд шеффенов состоит из одной коллегии, в которую входят судья (судьи) и заседатели (шеффены). Вынесение приговора производится ими сов­местно.

Судопроизводство представляет собой установленный законом порядок возбуждения, расследова­ния, рассмотрения и разрешения уголовных и граж­данских дел. В основе судопроизводства в демократи­ческом государстве лежат принципызаконности, осуществления правосудия только судом, равенства участников процесса, публичности, гласности, устности, непрерывности и состязательности судебно­го разбирательства, ведения дела на национальном языке.

Особой разновидностью судов являются конститу­ционные суды, в компетенцию которых входит осу­ществление конституционного надзора, т. е. провер­ка соответствия законов и иных нормативных актов конституции. Объектами конституционного надзора могут быть обычные законы, поправки к конститу­ции, международные договоры, регламенты палат парламента и нормативные акты исполнительной власти. В федеративных государствах конституцион­ные суды рассматривают также споры о разграниче­нии полномочий между федерацией и ее субъектами.

Конституционный надзор может осуществляться:

а) всеми судами общей юрисдикции (США, страны Латинской Америки, Норвегия, Япония);

б) Верховным судом (Австралия, Канада, Индия);

в) специальным конституционным судом, для ко­торого конституционный надзор — главная и единст­венная функция (Россия, Австрия, ФРГ);

г) особым органом несудебного характера (Фран­ция).

В некоторых странах конституционный суд вы­полняет функции верховного судебного органа, в других — судебную систему возглавляет самостоя­тельный Верховный суд.

Все суды в соответствии с правовой сферой, на ко­торую распространяются их полномочия, подразде­ляют на суды общей, специальной и административ­ной юрисдикции.

Суды общей юрисдикции (общегражданские суды) рассматривают гражданские, трудовые и имущест­венные споры, дела об административных правона­рушениях и уголовные дела.

Суды специальной юрисдикции (специализиро­ванные суды) рассматривают дела, судопроизводство по которым имеет определенную специфику (напри­мер, арбитражный суд).

Суды административной юрисдикции в основном рассматривают жалобы граждан на превышение го­сударственными служащими своих полномочий, а также споры служащих с администрацией (в РФ та­ких судов пока нет).

Классический вариант теории разделения влас­тей, созданный в XVIII в., не в полной мере отражает современное состояние государственного механизма: некоторые государственные органы по своей компе­тенции не могут быть однозначно отнесены к той или иной ветви власти. Прежде всего это относится к пре­зидентской власти в республиках смешанного и пар­ламентского типа, где президент не является главой исполнительной власти, а выполняет функции главы государства.

В качестве самостоятельной группы органов госу­дарства могут быть названы и органы прокуратуры. Они не входят в систему исполнительных органов и, конечно, не относятся ни к судебной, ни к законода­тельной власти. Основное назначение прокуратуры состоит в том, чтобы осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением и применением зако­нов на территории государства. Кроме того, органы прокуратуры обычно осуществляют следствие по не­которым, наиболее важным, преступлениям, а также поддерживают государственное обвинение в суде. Ор­ганы прокуратуры самостоятельны и независимы в процессе осуществления своей деятельности и подчи­няются только генеральному прокурору.

Общественное мнение часто выделяет и четвертую ветвь власти - средства массовой информации.Этим подчеркивается их особое влияние на принятие политических решении в демократическом обществе. С помощью средств массовой информации отдельные люди, группы, политические партии могут обнародовать свои взгляды по важнейшим проблемам общественной жизни. В них публикуется информация о деятельности парламента, в том числе результаты поименного голосования по тому или иному вопросу, что является важным элементом контроля за деятельностью депутатов.

Наши рекомендации