Рынок как особый институт, организующий социально-экономическую систему общества. Рыночный механизм

В современной экономической литературе сущест­вует множество определений понятия «рынок». Обобщив наиболее часто употребляемые из них, мож­но сделать вывод о том, что среди ученых-экономис­тов существует двоякое понимание рынка — узкое и широкое.

В узком смысле слова под рынком понимается со­вокупность отношений, форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

В широком понимании рынок— это весь слож­ный механизм движения благ и услуг в форме това­ров и денег в рамках всего общественного воспроиз­водства на всех уровнях экономической системы данного общества.

Основными параметрами, регулирующими пове­дение субъектов рынка, являются спрос, предложе­ние и цена, между которыми существует взаимная связь. Простая модель спроса и предложения сущест­вует уже почти 200 лет. В течение XX столетия она в более развитой форме составляла ядро экономиче­ской науки. Простая модель спроса и предложения дает ответы на следующие вопросы:

1. Почему растут или снижаются цены на отдель­ные товары?

2. Что происходит с экономикой, если она регули­руется определенным способом?

3. Какие процессы вызывает внедрение в произ­водство новой техники?

Согласно данной модели в самом общем виде ме­ханизм товарного рынка регулируется двумя зако­нами: законом стоимости и законом спроса и пред­ложения. Спрос— это то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен. Предложение -это то количество товара, которое продавец готов предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время.

Согласно этим законам производство и обмен товаров осуществляются на основе их стоимости, величина которой определяется вложенными в них затратами Денежным выражением стоимости является цена, ко­торая устанавливается производителем и в теории может быть выше стоимости, ниже стоимости или со­ответствовать ей. На цену оказывает влияние спрос, которым пользуется тот или иной товар: если он повы­шается, то производитель может поднять цену и рас­ширить производство данного вида продукции, если падает, то падает и цена и выпуск изделия сокращает­ся. Стоит принять во внимание и тот факт, что потен­циальные потребители товара приходят на рынок с ограниченными финансовыми ресурсами, которые они готовы потратить на покупку необходимого им то­вара. Поэтому они всегда заинтересованы в том, чтобы купить его подешевле, в то время как производитель желает продать товар подороже. Поэтому в реальности на рынке формируются две цены:

а) цена спроса, под которой понимается та макси­мальная цена, по которой покупатель согласен ку­пить товар;

б) цена предложения — та минимальная цена, по которой производитель готов продать товар.

Рыночная цена, т. е. цена, при которой объем спроса в точности равен объему предложения, не мо­жет опускаться ниже цены предложения (так как тогда продавец разорится) и подниматься выше цены спроса (в этом случае покупатель не сможет купить предлагаемый товар). В реальной действительности она колеблется в промежутке между этими двумя величинами, стимулируя производителей. Добиваться снижения затрат на производство товаров и поощ­ряя, таким образом, повышение производительности труда, внедрение новых технических достижений и технологий, а также способствуя перераспределению ресурсов для производства тех товаров, которые пользуются устойчивым или повышенным спросом у потребителя. Таким образом, цена, спрос и предло­жения являются активными регуляторами рыночно­го механизма производства и обмена товаров.

Еще одним элементом рыночного механизма само­регулирования является конкуренция.

Конкуренция(от лат. concurrere — сталкивать, состязаться) — это соперничество между участ­никами рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров. Данное столкновение неизбежно, и порождается оно такими объективными условиями рынка, как полная хозяй­ственная обособленность каждого из его субъектов и борьба последних за наибольшую прибыль. Конку­ренция может существовать только при определен­ном состоянии рынка и быть свободнойили монопо­листической.

Свободной конкуренцией называется такой тип структуры рынка, при котором цена устанавливается в результате уравновешивания кривых спроса и предложения. В западной экономической литерату­ре свободную конкуренцию еще называют чистой, поскольку она свободна от всякого вмешательства го­сударства и сам рынок чист от монополий. Свободная конкуренция соответствует периоду классического капитализма. В полной мере она проявилась, пожа­луй, только в Англии в XIX в. В современных усло­виях свободная конкуренция — явление весьма ред­кое (хотя ее можно обнаружить, например, на рынке ценных бумаг).

Монополистическая кон­куренция представляет собой такой рынок, где есть большое число продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары. Монополистическую конку­ренцию следует отличать от монополии.

Монополией называется исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. При монополии на рынке существует только один продавец товара, который устанавливает свою цену (часто завышенную) По своей природе монополия прямо противоположна свободной конкуренции.

С учетом степени охвата экономики выделяют сле­дующие виды монополий:

1. Чистая монополия в масштабе определенной от­расли. Ее характерной чертой является наличие на рынке только одного продавца (доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт). Этот продавец име­ет полный контроль над количеством товара, предна­значенного для продажи, и его ценой.

2.Абсолютная монополия в масштабе националь­ного хозяйства. Монополистом является госу­дарство в лице своих хозяйственных органов.

3. Монопсония (может быть как абсолютная, так и чистая) — такой вид монополии, при котором на рынке существует только один покупатель ресурсов или товаров.

В зависимости от характера и причин возникнове­ния различают монополииестественные и искусст­венные. Естественные монополисты, как правило, имеют в своей собственности свободно не воспроизво­димые элементы производства (например, редкие по­лезные ископаемые) либо владеют целыми отрасля­ми инфраструктуры (например, железные дороги). Государство часто поддерживает такие монополии, поскольку они дают больший экономический эф­фект, чем множество аналогичных мелких фирм, или же имеют важное стратегическое значение для всего общества.

Искусственные монополии представляют собой объединения нескольких предприятии, создаваемых ради получения монополистических выгод. Основными формами искусственных монополий являются картель, синдикат, трест и концерн.

Картелем называется объединение ряда предприя­тий одной отрасли, участники которого заключа­ют между собой соглашение о ценах продажи то­варов, распределяют рынки сбыта, долю каждого участника в общем объеме производства. Входящие в картель производители сохраняют свою собствен­ность на средства производства и его продукты. Кар­тель представляет собой низший тип монополии. (Ярким примером картеля международного масшта­ба может служить ОПЕК (Organization of Petrolium Exporting Countris) — Организация стран — экспор­теров нефти.)

Синдикат — это такое объединение ряда пред­приятий одной отрасли, при котором за его участни­ками сохраняются производственная самостоятель­ность, собственность на средства производства, но предприятия, входящие в синдикат, теряют коммер­ческую самостоятельность, а продукция, произведен­ная на них, реализуется как собственность предприя­тий через единую контору.

Трест представляет собой единое акционерное об­щество, господствующее в определенной отрасли.Предприятия, входящие в трест, лишены производ­ственной и коммерческой самостоятельности. При организации треста владельцы предприятий переда­ют средства производства — пай — в собственность треста и взамен получают количество акций, соответ­ствующих сумме этого пая.

Концерн--объединение пред­приятий различных отраслей хозяйства, торговых фирм, банков, транспортных компаний, которое на­ходится под единым финансовым контролем.

Монополисты завоевывают рынок для того, чтобы иметь возможность устанавливать на нём моно­польную цену. Монопольная цена представляет со­бой особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже равновесной цены и является инструментом получения монопольного дохода. Такие действия монополистов наносят ущерб использованию производственных ресурсов. Поэтому государство пытается вести борьбу с мо­нополиями, принимая так называемоеантимоно­польное (антитрестовое) законодательство, образует специальные антимонопольные комитеты, задачей которых является анализ рыночной ситуации, под­держивает конкуренцию в ее цивилизованных фор­мах.

Сегодня все экономисты отмечают тот факт, что на нынешнем рынке практически нет в чистом виде ни свободной конкуренции, ни монополий. Современное состояние рынка они называют «несовершенная кон­куренция», подразумевая под этим термином две ос­новные формы своеобразного сочетания монополии и конкуренции: упоминавшуюся выше монополисти­ческую конкуренцию и олигополию.

Олигополия (от греч. oligos — немногий, poleo — продаю) — это такой рынок, на котором господст­вуют несколько (обычно от трех до пяти)крупных фирм(например, в США олигополию обычно образу­ют четыре ведущих фирмы отрасли, продающих на рынке до 60% всей продукции). Олигополия — это конкуренция между немногими. В условиях олигополии возможно соглашение между двумя или не­сколькими крупными фирмами по поводу цены. Час­то такие соглашения являются тайными, поскольку в большинстве стран их заключение законодательно запрещено.

Наши рекомендации