КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ В КОНЦЕ 20-х —30-е ГОДЫ

Идеологизация культуры.С конца 20-х годов усилился кон­троль со стороны органов государственной власти за развитием ду­ховной жизни общества. Произошли изменения в структуре органов управления культурой. Руководство отдельными ее отраслями пере­давалось специализированным комитетам (по делам высшей школы, по радиофикации и радиовещанию и т. д.). Новым наркомом просве­щения был назначен А. С. Бубнов, находившийся ранее на руководя­щей работе в системе РККА. Перспективы развития культуры стали определяться пятилетними народнохозяйственными планами. Обсуж­дение вопросов культурного строительства проходило на съездах и пленумах ЦК партии. В деятельности партийно-государственных ор­ганов большое место занимала работа, направленная на преодоление буржуазной идеологии и утверждение марксизма в сознании людей. Главная роль в развернувшейся общественно-политической борьбе отводилась общественным наукам, печати, литературе и искусству.

В постановлениях ЦК партии «О журнале "Под знаменем мар­ксизма"» и «О работе Комакадемии» (1931 г.) были намечены задачи и основные направления развития общественных наук. От них требо­валось преодолеть отставание науки от практики социалистического строительства. В постановлениях был сформулирован тезис об «обо­стрении классовой борьбы на теоретическом фронте». Вслед за тем начались поиски «классовых врагов» на «историческом фронте», на музыкальном и литературных «фронтах». В «контрреволюционном вредительстве» были обвинены историки Е. В. Тарле и С. Ф. Плато­нов, литературовед Д. С. Лихачев. В 30-е годы были репрессированы многие талантливые писатели, поэты, художники (П. Н. Васильев, О. Э. Мандельштам и др.).

Перенесение в сферу культуры форм и методов классовой борь­бы оказывало негативное воздействие на духовную жизнь общества.

Образование и наука.В годы предвоенных пятилеток продолжа­лась работа по ликвидации неграмотности и малограмотности, по повы­шению культурного уровня советских людей. Был составлен единый план обучения чтению и письму взрослого неграмотного населения.

1930 год явился важной вехой в работе, направленной на превра­щение СССР в грамотную страну. Было введено обязательное всеоб­щее начальное (четырехклассное) образование. Значительные средст­ва были выделены на школьное строительство. Только в годы вто­рой пятилетки в городах и рабочих поселках открылись свыше 3,6 тыс. новых школ. Более 15 тыс. школ начали действовать в сель­ской местности.

Задачи индустриального развития страны требовали все большего числа грамотных и квалифицированных кадров. Вместе с тем образо­вательный уровень рабочих был невысок: средняя продолжитель­ность их школьного обучения составляла 3,5 года. Процент негра­мотных рабочих достигал почти 14%. Сложился разрыв между обще­образовательной подготовкой рабочих, уровнем их общей культуры и потребностями народного хозяйства. Для улучшения подготовки кад­ров была создана сеть производственного обучения: технические школы, курсы и кружки по повышению технической грамотности.

Принимались меры по развитию системы среднего специального и высшего образования. Были отменены ограничения для «классово чуж­дых элементов» при поступлении в вузы. Ликвидировались рабфаки. Расширилась сеть высших учебных заведений. К началу 40-х годов в стране насчитывалось 4,6 тыс. вузов. Осуществление планов народнохо­зяйственного развития потребовало увеличения подготовки специали­стов для всех отраслей экономики. За период с 1928 по 1940 г. числен­ность специалистов с высшим образованием возросла с 233 тыс. до 909 тыс., со средним специальным — с 288 тыс. до 1,5 млн.

Одной из черт общественного сознания 30-х годов, отражавшейся на развитии высшей и средней школы, было осмысление своего вре­мени как определенного этапа в отечественной истории. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление о преподавании гражданской исто­рии в школах (1934 г.). На его основании восстанавливались истори­ческие факультеты в Московском и Ленинградском университетах. Другое постановление касалось подготовки учебников по истории.

Продолжалась работа по созданию научно-исследовательских цен­тров, развивалась отраслевая наука. В Москве открылись Институты органической химии, геофизики, Всесоюзная академия сельскохозяй­ственных наук им. Ленина (ВАСХНИЛ). Проводились исследования по проблемам микрофизики (П. Л. Капица), физики полупроводников (А. Ф. Иоффе), атомного ядра (И. В. Курчатов, Г. Н. Флеров, А. И. Алиханов и др.). Работы К. Э. Циолковского в области ракетной техники стали научной основой для создания первых опытных ракет. Исследования ученого-химика С. В. Лебедева позволили организо­вать промышленный способ получения синтетического каучука. Не­задолго до начала Великой Отечественной войны были созданы под руководством А. П. Александрова способы защиты кораблей от маг­нитных мин.

В регионах РСФСР и союзных республиках создавались отделе­ния Академии наук СССР, научно-исследовательские институты. Во второй половине 30-х годов в стране работали свыше 850 НИИ и их филиалов.

Художественная жизнь.Начиная со второй половины 20-х годов литература и искусство рассматривались как одно из средств комму­нистического просвещения и воспитания масс. Именно этим объясня­лось усиление борьбы с «контрреволюционными» идеями и «буржу­азными теориями» в сфере художественной жизни.

Во второй половине 20-х годов увеличилось число литературных объединений. Действовали группы «Перевал», «Леф» (Левый фронт искусства), Всероссийский союз писателей, Союз крестьянских писа­телей, Литературный центр конструктивистов (ЛЦК) и другие. Они проводили свои съезды, имели печатные органы.

Несколько наиболее крупных литературных групп образовали Фе­дерацию объединенных советских писателей (ФОСП). Одной из сво­их задач организация ставила содействие строительству социалисти­ческого общества. В литературе этих лет получила развитие тема труда. В частности, увидели свет романы Ф. В. Гладкова «Цемент» и Ф. И. Панферова «Барсуки», очерки К. Г. Паустовского «Кара-Бу-газ» и «Колхида».

В 1932 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О пере­стройке литературно-художественных организаций». В соответствии с ним были упразднены все литературные группировки. Писатели и поэты объединялись в единый творческий союз (он насчитывал 2,5 тыс. человек). В августе 1934 г. состоялся I Всесоюзный съезд со­ветских писателей. На нем с докладом о задачах литературы высту­пил А. М. Горький. Вслед за общесоюзным прошли писательские съезды и были созданы союзы писателей в некоторых союзных рес­публиках. В числе руководителей СП СССР в 30-е годы находились А. М. Горький и А. А. Фадеев. Был создан Союз советских компо­зиторов. С возникновением творческих союзов ликвидировалась от­носительная свобода художественного творчества. Вопросы литерату­ры и искусства обсуждались на страницах газет как дело принципи­альной важности. Основным творческим методом литературы и искусства становился социалистический реализм, важнейшим принци­пом которого являлась партийность.

Регламентация художественного творчества сдерживала, но не ос­тановила развития литературы, живописи, театрального и музыкаль­ного искусства. Музыкальная культура этих лет была представлена произведениями Д. Д. Шостаковича (оперы «Нос» и «Катерина Из­майлова»), С. С. Прокофьева (опера «Семен Котко») и др.

На рубеже 20 — 30-х годов в литературу и искусство пришло но­вое поколение поэтов, композиторов. Многие из них участвовали в развитии песенного творчества. Авторами песен выступали поэты В. И. Лебедев-Кумач, М. В. Исаковский, А. А. Прокофьев. В песен-

ном жанре работали композиторы И. О. Дунаевский, братья Покрасс, А- В. Александров. В 30-е годы широкое признание получила поэзия А. А. Ахматовой, Б. Л. Пастернака, К. М. Симонова, В. А. Лугов-ского, Н. С. Тихонова, Б. П. Корнилова, А. А. Прокофьева. Лучшие традиции русской поэзии продолжали в своем творчестве П. Н. Ва­сильев (поэмы «Христолюбовские ситцы» и «Соляной бунт») и А. Т. Твардовский (поэма «Страна Муравия»). Заметным явлением в лите­ратурной жизни стали произведения А. Н. Толстого, А. А. Фадеева.

Повысился интерес к культурному и историческому прошлому страны. В 1937 г. было торжественно отмечено столетие со дня ги­бели А. С. Пушкина. Большой популярностью пользовались фильмы на исторические темы («Александр Невский» режиссера С. М. Эй­зенштейна, «Петр Первый» В. М. Петрова, «Суворов» В. И. Пудов­кина и др.). Значительных успехов достигло театральное искусство. В репертуаре театров прочно утвердились произведения отечествен­ной и зарубежной классики, пьесы советских драматургов (Н. Ф. По­година, Н. Р. Эрдмана и др.). Бессмертные творения были созданы художниками П. Д. Кориным и М. В. Нестеровым, Р. Р. Фальком и П. Н. Филоновым.

Индустриализация конца 20-х — начала 30-х годов способствова­ла развитию массового градостроительства и становлению советской архитектуры. Близ заводов сооружались рабочие поселки с системой культурно-бытового обслуживания, школами и детскими учреждения­ми. Возводились Дворцы культуры, рабочие клубы и здравницы. В проектировании их участвовали архитекторы И. В. Жолтовский, И. А. Фомин, А. В. Щусев, братья Веснины. Зодчие стремились к созданию новых архитектурных форм, которые соответствовали бы задачам построения нового общества. Результатом поисков новых выразительных средств стали общественные здания, внешний облик которых напоминал то гигантскую шестерню — Дом культуры имени Русакова в Москве (архитектор К. С. Мельников), то пятиконечную звезду — театр Красной (ныне Российской) Армии в Москве (архи­текторы К. С. Алабян и В. Н. Симбирцев).

Широкий размах приобрели работы по реконструкции Моск­вы— столицы СССР — и других промышленных центров. Стремление к созданию городов нового быта, городов-садов приводило во многих случаях к большим потерям. В ходе строительных работ уничтожа­лись ценнейшие исторические и культурные памятники (Сухарева башня и Красные ворота в Москве, многочисленные храмы и т. д.).

Русское зарубежье.Составной частью отечественной культуры 20—30-х годов является творчество представителей художественной и научной интеллигенции, оказавшихся за рубежом. К концу граждан­ской войны численность эмигрантов из Советской России достигла 1,5 млн. человек. В последующие годы эмиграция продолжалась. Поч­ти 2/з общего числа покинувших Россию лиц обосновались во Фран­ции, Германии и Польше. Многие эмигранты поселились в странах

Северной и Южной Америки, в Австралии. Оторванные от родины, они стремились сохранить свои культурные традиции. За рубежом были основаны несколько русских издательств. В Париже, Берлине, Праге и некоторых других городах печатались газеты и журналы на русском языке. Выходили в свет книги И. А. Бунина, М. И. Цветае­вой, В. Ф. Ходасевича, И. В. Одоевцевой, Г. В. Иванова.

В эмиграции оказались многие крупные ученые-философы. Нахо­дясь далеко от родины, они пытались осмыслить место и роль Рос­сии в истории и культуре человечества. Н. С. Трубецкой, Л. П. Кар­савин и другие стали основоположниками евразийского движения. В программном документе евразийцев «Исход к Востоку» говорилось о принадлежности России двум культурам и двум мирам — Европе и Азии. В силу особого геополитического положения, считали они, Россия (Евразия) представляла особую историческую и культурную общность, отличную и от Востока, и от Запада. Одним из научных центров российской эмиграции был Экономический кабинет С. Н. Прокоповича. Объединившиеся вокруг него ученые-экономисты зани­мались анализом социально-экономических процессов в Советской России 20-х годов, публиковали научные труды по этой теме.

Многие представители эмиграции вернулись в конце 30-х годов на родину. Другие остались за рубежом, и творчество их стало из­вестным в России лишь спустя несколько десятилетий.

Итоги коренных преобразований в культурной сфере были неод­нозначны. В результате этих преобразований были созданы непрехо­дящие ценности в области духовной и материальной культуры. По­высилась грамотность населения, увеличилась численность специали­стов. И в то же время идеологический нажим на общественную жизнь, регламентация художественного творчества тяжело отража­лись на развитии всех сфер культуры.

Глава37.

Наши рекомендации