Фальсификация результатов оперативно-розыскной деятельности (ч. 4 ст. 303 УК РФ) <1>. 7 страница

Согласно ч. 1 ст. 162 УИК РФ в связи с исключительными личными обстоятельствами (смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, угрожающая жизни больного, стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб осужденному военнослужащему или его семье) осужденному военнослужащему может быть разрешен краткосрочный выезд за пределы дисциплинарной воинской части продолжительностью до семи суток, не считая времени проезда туда и обратно. Время нахождения осужденного военнослужащего вне пределов дисциплинарной воинской части засчитывается в срок отбывания наказания. Вместе с тем согласно ч. 2 ст. 162 УИК РФ отпуска, предусмотренные для военнослужащих, осужденным военнослужащим не предоставляются, следовательно, осужденные военнослужащие, отбывающие наказание в дисциплинарной воинской части, не имеют права на длительный выезд за пределы дисциплинарной воинской части.

В соответствии с ч. 1 ст. 398 УПК РФ исполнение приговора об осуждении лица к лишению свободы может быть отсрочено судом на определенный срок при наличии одного из следующих оснований:

1) болезнь осужденного, препятствующая отбыванию наказания, - до его выздоровления;

2) беременность осужденной или наличие у нее малолетних детей, наличие у осужденного, являющегося единственным родителем, малолетних детей - до достижения младшим ребенком возраста четырнадцати лет, за исключением осужденных к ограничению свободы, лишению свободы за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет, или лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности <1>;

--------------------------------

<1> В ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 14-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних" // СЗ РФ. 2012. N 10. Ст. 1162.

3) тяжкие последствия или угроза их возникновения для осужденного или его близких родственников, вызванные пожаром или иным стихийным бедствием, тяжелой болезнью или смертью единственного трудоспособного члена семьи, другими исключительными обстоятельствами, - на срок, установленный судом, но не более шести месяцев;

4) добровольное желание осужденного к лишению свободы за совершение впервые преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231 и ст. 233 УК РФ, признанного больным наркоманией, пройти курс лечения от наркомании, а также медико-социальную реабилитацию - до окончания курса лечения от наркомании и медико-социальной реабилитации, но не более пяти лет <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 4 введен Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в ред. от 30 декабря 2012 г.) // СЗ РФ. 2011. N 50. Ст. 7362.

В соответствии с ч. 3 ст. 398 УПК РФ вопрос об отсрочке исполнения приговора решается судом по ходатайству осужденного, его законного представителя, близких родственников, защитника либо по представлению прокурора.

Кроме того, ст. 82 УК РФ предусматривает отсрочку отбывания наказания осужденным беременной женщине, женщине, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет, мужчине, имеющему ребенка в возрасте до 14 лет и являющемуся единственным родителем, кроме осужденных к ограничению свободы, к лишению свободы за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста, к лишению свободы на срок свыше 5 лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, суд может отсрочить реальное отбывание наказания до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста <1>.

--------------------------------

<1> В ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 14-ФЗ.

По конструкции состав уклонения от отбывания лишения свободы является формальным. Преступление относится к категории длящихся. Оно заканчивается задержанием виновного или явкой его с повинной. Признание уклонения от отбывания лишения свободы длящимся преступлением влияет на исчисление срока давности (ст. 83 УК РФ), а также на применение амнистии (ст. 84 УК РФ). Срок давности в момент уклонения от отбывания лишения свободы прерывается и возобновляется только после задержания субъекта или его явки с повинной. Амнистия к таким лицам может быть применена (если она распространяется на данное лицо) лишь в том случае, если лицо было задержано или явилось с повинной до издания постановления об амнистии (если иное не оговорено в тексте самой амнистии <1>).

--------------------------------

<1> Так, например, в ст. 13 Постановления Верховного Совета РФ от 18 июня 1992 г. N 3075-1 "Об амнистии" (в ред. от 13 ноября 1992 г.) (Ведомости Верховного Совета РФ. 1992. N 47. Ст. 2671) указывалось, что лица, уклоняющиеся от отбывания наказания в виде лишения свободы, явившиеся в течение месяца со дня опубликования акта амнистии в органы милиции или место, где они отбывали наказание, освобождаются от ответственности за побег или уклонение от отбывания наказания.

Юридическим моментом окончания преступления является день неявки без уважительной причины в места лишения свободы после окончания срока выезда или отсрочки исполнения приговора суда или отбывания наказания. Момент фактического окончания - явка с повинной, задержание, смерть виновного, изменение уголовного закона, который декриминализирует деяние или снижает наказание до фактически отбытого, с момента издания акта амнистии или помилования. Исчисление срока давности привлечения к уголовной ответственности за уклонение от отбывания лишения свободы начинается с момента фактического окончания преступления.

Состав рассматриваемого преступления не будет иметь места, если невозвращение было вызвано уважительными причинами, которые объективно препятствовали явке в установленный срок. Такими причинами могут быть непреодолимая сила (болезнь, стихийные бедствия, социальные конфликты и т.п.) либо обстоятельства, свидетельствующие о состоянии крайней необходимости (ст. 39 УК РФ). Возвращение осужденного в место лишения свободы после истечения срока выезда следует признать явкой с повинной - обстоятельством, смягчающим наказание (п. "и" ст. 61 УК РФ).

Необходимо констатировать, что возвращение без уважительных причин с опозданием в место лишения свободы не может служить основанием для освобождения виновного лица от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК РФ). Такое освобождение от уголовной ответственности применимо лишь к лицам, впервые совершившим преступление небольшой или средней тяжести. Уклонение же от отбывания лишения свободы хотя и является преступлением небольшой тяжести, но совершается лицом, имеющим судимость, отбывающим наказание.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что уклоняется от дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы, и желает этого. Мотивация таких действий может быть различной, она не влияет на квалификацию по ст. 314 УК РФ. Цель совершения преступления (временно или насовсем уклониться от наказания) в диспозиции рассматриваемой нормы не указана и, следовательно, не влияет на решение вопроса о наличии состава преступления. Вместе с тем в ряде случаев судебная практика исходит из обязательности такой цели для состава уклонения от отбывания лишения свободы.

Субъект преступления специальный - лицо, достигшее шестнадцати лет, осужденное к лишению свободы, которому: а) разрешен выезд за пределы исправительного учреждения и которое не вернулось в исправительное учреждение по истечении срока выезда; или б) отсрочено исполнение приговора или отбывание наказания и которое не явилось в соответствующий орган уголовно-исполнительной системы по истечении срока отсрочки.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 314 УК РФ <1>, характеризуется бездействием, т.е. невыполнением обязанности прохождения принудительных мер медицинского характера лицом, страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.

--------------------------------

<1> Введена Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 14-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних" // СЗ РФ. 2012. N 10. Ст. 1162.

Согласно примечанию 2 к ст. 314 УК РФ уголовная ответственность за совершение деяния, предусмотренного частью третьей настоящей статьи, наступает в случае, когда принудительные меры медицинского характера применяются к лицу после отбытия наказания.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ не содержит разъяснения того, кого следует признавать уклоняющимся. Можно предположить, что лиц, допустивших нарушение порядка и условий принудительного лечения в течение одного года после применения к нему письменного предупреждения, а также больных, чье местонахождение неизвестно уголовно-исполнительной инспекции более 30 дней <1>.

--------------------------------

<1> См.: Комментарий к ч. 3 ст. 314 УК РФ в публикации: Новое в Уголовном кодексе / Под ред. А.И. Чучаева. М.: Контракт, 2012. Вып. 2. С. 114; СПС "КонсультантПлюс".

Преступление окончено с момента уклонения от применения к лицу принудительных мер медицинского характера.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что уклоняется от применения к нему принудительных мер медицинского характера, и желает этого. Мотивация таких действий может быть различной, она не влияет на квалификацию по ч. 3 ст. 314 УК РФ. Цель совершения преступления (временно или насовсем уклониться от применения принудительных мер медицинского характера) в диспозиции рассматриваемой нормы не указана и, следовательно, не влияет на решение вопроса о наличии состава преступления.

Субъект специальный - лицо, совершившее в возрасте старше 18 лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста, страдающее расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, и уклоняющееся от применения принудительных мер медицинского характера, назначенных ему после отбытия наказания.

Статья 314.1. Уклонение от административного надзора <1>

--------------------------------

<1> Введена Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" // СЗ РФ. 2011. N 15. Ст. 2039.

Комментарий к статье 314.1

Объект преступления - общественные отношения, обеспечивающие соблюдение лицом требований административного надзора, устанавливаемого по решению суда в целях защиты государственных и общественных интересов.

Административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" <1> временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных указанным законом.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" // СЗ РФ. 2011. N 15. Ст. 2037.

Задачами административного надзора является предупреждение преступлений и иных правонарушений, оказание индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:

1) тяжкого или особо тяжкого преступления;

2) преступления при рецидиве преступлений;

3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

В отношении указанных лиц административный надзор устанавливается, если:

1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;

2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от вышеперечисленных оснований.

Цели административного надзора достигаются административными ограничениями, устанавливаемыми в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ.

К ним, в частности, относится запрещение:

- пребывания в определенных местах;

- посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в них;

- пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

- выезда за установленные судом пределы территории.

Вне зависимости от наложенных по усмотрению суда запретов, в качестве обязательного ограничения устанавливается явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Суд в течение срока административного надзора может дополнить или отменить установленные поднадзорному лицу административные ограничения.

Срок административного надзора зависит от категории лица, в отношении которого он устанавливается (ст. 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ), при наличии оснований он может быть продлен или прекращен досрочно.

По законодательной конструкции преступление, предусмотренное ст. 314.1 УК РФ, имеет формальный состав.

Обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого преступления является выполнение деяний, указанных в диспозиции статьи:

- неприбытие без уважительных причин поднадзорного лица при освобождении из мест лишения свободы к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исполнительного учреждения срок; а равно

- самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенное в целях уклонения от административного надзора.

С этого момента преступление считается оконченным.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и наличием специальной цели - уклонение от административного надзора.

Субъект преступления специальный - совершеннолетнее лицо, в отношении которого установлен административный надзор.

Статья 315. Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта

Комментарий к статье 315

Основным объектом данного преступления являются интересы правосудия, нормальная деятельность органов правосудия. В качестве дополнительного объекта могут выступать имущественные и иные интересы и права юридических и физических лиц.

Общественная опасность анализируемого преступления заключается в том, что в результате неисполнения приговора суда, решения суда или иного судебного акта подрывается авторитет судебной власти, порядок осуществления правосудия, нарушается принцип общеобязательности судебных актов, а также может быть причинен вред законным интересам граждан, учреждениям и организациям, в пользу которых они вынесены.

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" <1> устанавливает, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 6). Указанная норма нашла свое развитие в процессуальных отраслевых законах: ст. 392 УПК РФ, ст. 13 ГПК РФ, ст. 16 АПК РФ, ст. 31.2 КоАП РФ.

--------------------------------

<1> Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (в ред. от 25 декабря 2012 г.) // СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2001 г. N 65-О <1> "неисполнение органами государственной власти и должностными лицами субъектов Российской Федерации решения Конституционного Суда Российской Федерации дает, в частности, основания для применения мер уголовной ответственности за неисполнение судебного акта (статья 315 УК Российской Федерации)".

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 20. Ст. 2059.

Обязательность на территории России постановлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяется международными договорами Российской Федерации (ч. 3 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации").

Предметом рассматриваемого преступления являются вступившие в законную силу приговор суда, решение суда или иной судебный акт.

Судебный акт - правоприменительный акт суда первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций в форме процессуального документа, вынесенный судьей (судьями) по существу рассматриваемого вопроса и (или) затрагивающий правовое положение гражданина (личности) или юридического лица.

Помимо приговоров и решений, выносимых судьями, к иным судебным актам в соответствии с действующим законодательством следует отнести определения и постановления, приказы.

Качество обязательности судебный акт приобретает лишь после его вступления в законную силу.

Условия вступления в законную силу регулируются всеми процессуальными законодательными актами. Так, в уголовном процессе приговор вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в кассационном или апелляционном порядке, если он не был обжалован сторонами (ст. 390 УПК РФ), либо в день вынесения определения суда кассационной инстанции (ст. 391 УПК РФ). Приговор вступает в законную силу в день вынесения кассационного определения, если кассационная инстанция оставляет его без изменения согласно п. 1 ч. 1 ст. 378 УПК РФ или вносит в него изменения в порядке п. 4 ч. 1 ст. 378 УПК РФ.

Приговор, вынесенный мировым судьей, может быть обжалован в апелляционном порядке в районный суд. На приговор суда апелляционной инстанции может быть принесена кассационная жалоба. Такой приговор вступает в законную силу в общем порядке. Срок и порядок его обжалования идентичны обжалованию приговора суда первой инстанции.

Срок, установленный для обжалования, составляет в соответствии с ч. 1 ст. 356 УПК РФ десять дней. Если определение или постановление не было обжаловано в этот срок, оно считается вступившим в силу. Если жалоба или представление были принесены, оно вступает в силу в день вынесения определения суда кассационной инстанции, рассматривавшего жалобу или представление. В отличие от приговора суда, для обращения к исполнению которого закон дает суду три дня, определение и постановление обращаются к исполнению немедленно.

Иной порядок вступления в законную силу установлен для определения суда кассационной инстанции, вынесенного по результатам кассационного рассмотрения дела по кассационной жалобе или кассационному представлению. Такое определение вступает в законную силу с момента провозглашения независимо от того, оставлен ли приговор без изменения, изменен или отменен с прекращением уголовного дела или с направлением его на новое рассмотрение. Обжалование этого определения возможно лишь в порядке надзора в соответствии с главой 48 УПК РФ или ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств в соответствии с главой 49 УПК РФ.

В гражданском процессуальном законодательстве вопрос вступления в законную силу решений суда регулируется ст. 209 ГПК РФ. Момент вступления судебного решения в законную силу определяется в зависимости от того, воспользовались ли участвующие в деле лица своим правом на его обжалование в суд второй инстанции. Поскольку возможность реализации права на обжалование решения в апелляционную (ст. 321 ГПК РФ) или кассационную инстанцию (ст. 338 ГПК РФ) ограничено десятидневным сроком, исчисляемым со дня его вынесения в окончательной форме, после истечения указанного срока решение вступает в законную силу.

В соответствии со ст. 211 ГПК РФ немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о взыскании алиментов; выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев; восстановлении на работе; включении гражданина РФ в список избирателей, участников референдума.

В соответствии со ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Вступление в законную силу решения арбитражного суда регламентируется ст. 180 АПК РФ.

1. Решение арбитражного суда первой инстанции, за исключением решений, указанных в ч. ч. 2 и 3 ст. 180 АПК РФ, вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

2. Решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов вступают в законную силу немедленно после их принятия.

3. Решения арбитражного суда по делам об административных правонарушениях, а в случаях, предусмотренных ГПК РФ или иным федеральным законом, и по другим делам вступают в законную силу в сроки и порядке, которые установлены ГПК РФ или иным федеральным законом.

Статьей 31.1 КоАП РФ определены сроки вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания и постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В соответствии с п. 4 ст. 206 АПК РФ решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Согласно ч. 3 ст. 180 АПК РФ решения арбитражного суда по делам об административных правонарушениях вступают в законную силу в сроки и порядке, которые установлены АПК РФ или иным федеральным законом, под которым применительно к данной статье АПК РФ имеется в виду КоАП РФ. Таким образом, в данном случае наряду с правилами, установленными п. 4 ст. 206 АПК РФ, действует также общий порядок вступления в законную силу указанного решения, установленный ст. 31.1 КоАП РФ применительно к постановлению по делу об административном правонарушении.

В соответствии с ч. 5 ст. 211 АПК РФ решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Согласно ст. ст. 258, 259 АПК РФ апелляционные жалобы рассматривает в порядке апелляционного производства арбитражный суд апелляционной инстанции, образованный в соответствии с Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (в ред. от 6 декабря 2011 г.) // СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1589.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения, если иной срок не установлен АПК РФ.

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" <1> в ч. 1 ст. 79 завершающей стадией конституционного судопроизводства называет вынесение и оглашение решения, которое окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

--------------------------------

<1> Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ (в ред. от 5 апреля 2013 г.) "О Конституционном Суде Российской Федерации" // СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2001 г. N 65-О неисполнение органами государственной власти и должностными лицами субъектов Российской Федерации решения Конституционного Суда Российской Федерации дает, в частности, основания для применения мер уголовной ответственности за неисполнение судебного акта (ст. 315 УК РФ), а также для вынесения Президентом Российской Федерации на основании Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <1> предупреждения соответствующему органу власти (должностному лицу) субъекта Российской Федерации и возможного последующего досрочного прекращения их полномочий как формы конституционно-правовой ответственности, поскольку действует презумпция конституционности положений федерального законодательства. При этом, учитывая, что неисполнение решения Конституционного Суда Российской Федерации объективно создает препятствия для обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации, для реализации закрепленных Конституцией Российской Федерации основ конституционного строя и полномочий федеральных органов государственной власти, дополнительное, повторное установление иным судом таких обстоятельств для вынесения Президентом Российской Федерации предупреждения не требуется, тем более что в соответствии со ст. 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами, т.е., следовательно, и другими судами <2>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. от 5 апреля 2013 г.) // СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.

<2> Определение Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2001 г. N 65-О "По ходатайству полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе об официальном разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 года по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан" // СЗ РФ. 2001. N 20. Ст. 2059.

С объективной стороны преступление выражается в злостном неисполнении вступивших в законную силу, а поэтому подлежащих обязательному исполнению приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствовании их исполнению.

В диспозиции статьи речь идет о неисполнении как судебных актов, вынесенных судами Российской Федерации, так и в случае заключенных международных договоров Российской Федерации постановлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей (ч. 3 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации").

Наши рекомендации