Регламентация и охрана царской власти

Правовые памятники Древней Индии выделяются подробной регламентацией действий царя и его окружения. Брахманизм не допускал ни обожествления особы монарха, ни его религиозного верховенства, поэтому Индия не знала классической деспотии. Однако защита царской власти в писаных нормах права была проведена последовательно и полно. Недаром многие цари-кшатрии почитали себя стоящими выше брахманов: история донесла до нас предание, будто один такой государь палкою бил брахманов, посмевших не уступить ему дорогу.

Извлечения: Законы Ману

VII, I. ...Какой образ жизни следует вести царю, каково его происхождение и каков (путь достижения) высшего успеха.

VII, 3. ...Когда люди, не имеющие царя, рассеялись во все стороны от страха, владыка создал царя для охраны всего этого (мира).

VII, 5. Так как царь был создан из частиц... лучших из богов, он блеском превосходит все живые существа.

VII, 6. Как солнце, он жжет глаза и сердце, и никто на земле не может даже смотреть на него.

VII, 8. Даже (если) царь - ребенок, он не должен быть презираем (думающими, что он только) человек, так как он - великое божество с телом человека.

VII, 9. Огонь сжигает только одного человека, неосторожно приближающегося, огонь же царя сжигает семейство со скотом и накопленным имуществом.

VII, 12. ...Кто по глупости ненавидит его, несомненно погибает, ибо царь быстро принимает меры для его гибели.

VII, I8. Наказание правит всеми людьми. Наказание же охраняет. Наказание бодрствует, когда все спят; (...)

VII, 10. Наложенное надлежащим образом после (должного) рассмотрения, оно радует весь народ, наложенное без рассмотрения - губит все.

VII, 20. Если бы царь не налагал неустанно Наказание на заслуживающих его, более сильные изжарили бы слабых, как рыбу на вертеле.

VII, 21. Ворона стала бы есть поминальное приношение и собака лизать жертвенную пищу, никто не имел бы собственности и произошло бы перемещение высших и низших.

Главное средство воздействия государственной власти на членов общества - наказание. Брахманы, составлявшие “Законы Ману”, явно не полагались на силу только религиозного наставления и морального увещевания. Царь должен быть сильным и без колебаний употреблять власть, однако он должен быть рачительным хозяином, не притесняющим страну и ее население без государственной необходимости.

Извлечения: Законы Ману

VII, 22. Весь мир подчиняется (только) посредством наказания, ибо трудно найти человека чистого; ведь только из страха наказания весь мир исполняет свойственное ему.

VII, 24. Все варны испортились бы, все преграды были бы сокрушены, и произошло бы возмущение всего народа от колебания в (наложении) наказания.

VII, 25. Где идет черное, красноглазое Наказание, уничтожающее преступников, там подданные не возмущаются, если вождь хорошо наблюдает.

VII, 11. Царь, который по неразумию беспечно мучает свою страну, немедленно лишается вместе с родственниками страны и жизни.

VII, 114. Подчинение страны следует обеспечивать, поместив отряд (воинов) в середине двух, трех, пяти, а также сотни деревень.

VII, 115. Следует назначить старосту для (каждой) деревни, управителя десяти деревень, управителя двадцати и ста, а также управителя тысячи.

VII, 123. …Слуги царя, назначенные для охраны (народа), бывают большей частью порочными, стремящимися к захвату чужой собственности: от них нужно защищать этот народ.

VII, 218. Пусть (царь) очищает свои вещи снадобьями, уничтожающими яды, и всегда держит при себе из осторожности драгоценные камни, уничтожающие яды.

VIII, 170. Царю, даже обедневшему, не следует брать то, что не полагается брать, и даже процветающему не следует отказываться от того, что полагается брать, даже от самой малой вещи.

IX, 288. Все тюрьмы надо помещать вблизи главной улицы, где (все) могут видеть страдающих и обезображенных преступников.

X, 119. Его (царя) дхарма – победа; он не может отступать в страхе; защищая оружием вайшиев, он может заставлять вносить законный налог.

X, 120. Налог на народ – одна восьмая в зерне, налог (с золота и скота) – одна двадцатая… шудры, а также ремесленники и мастера по художественным ремеслам (вместо налога) исполняют работы.

VII, 127. Рассмотрев (цены при) покупке и продаже, длину пути, (издержки на) пищу, приправу и охрану имущества, пусть царь заставит торговцев платить налог.

VII, 128. Рассудив, царю надо в стране так устанавливать налоги, чтобы пользовались плодом и царь, и исполняющий работы.

VII, 129.Как мало-помалу поглощают пищу пиявка, теленок и пчела, так мало-помалу царем должен быть получаем от страны ежегодный налог.

VII, 130. Царем может быть взята пятидесятая часть скота и золота, а также восьмая, шестая или же двенадцатая часть зерна.

VII, 131. Он может также взимать шестую часть древесины, мяса, меду, коровьего масла, благовоний, лекарственных трав, соков, цветов, кореньев и плодов.

Судя по древнеиндийским литературным и юридическим памятникам, царям приходилось не только заботиться о государственном управлении, но и постоянно предпринимать меры к сохранению собственной жизни от заговорщиков, отравителей, от собственных детей-преемников, от жен и т.д. Каутилья дает множество советов государям, как им с помощью шпионов и провокаторов, доверенных поваров и врачей, определяющих яды, избегнуть угрозы свержения с престола и убийства. Никакая хитрость и никакая жестокость не была зазорной в этой борьбе. Вместе с тем в Древней Индии использовались обычные юридические средства для охранения главы государства.

Извлечения: Артхашастра, или Наука политики

Если кто посягает на государственную власть, проникает в терем государя, подстрекает лесные племена или врагов или же устраивает мятеж среди жителей укрепленного города (или отдельных областей) или же среди войска, то он должен быть казнен путем сожжения головы и рук (буквально: “его голова и руки должны быть сделаны факелом”).

Брахмана, совершившего подобное преступление, следует утопить. (…)

У того, кто поносит царя, выдает государственные тайны, строит козни против государя, а также у того, кто похищает еду из кухни брахмана, должен быть вырезан язык.

Таким образом, государственное и уголовное право стояли на страже монархической формы правления (первое - детальной регламентацией управленческих действий, второе - жестокостью наказаний) и старались оградить общество от потрясений, связанных с насильственной сменой царствующей особы или формы правления в целом.

(Ильин А.В., Морозова С.А. Из истории права. СПб., 1996)

ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии - государство в Западной Европе, расположенное на Британских островах.

Великобритания - центр Содружества, политического и экономического объединения стран и территорий, входивших ранее в Британскую империю. Кроме Великобритании членами Содружества являются некоторые бывшие колонии.

Великобритания - унитарное государство. Исторически сложившиеся части Соединенного Королевства - Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Административно-территориальное деление этих четырех стран различно. В Англии и Уэльсе - это графства (с населением свыше 1 млн человек), которые в свою очередь делятся на округа. Самостоятельной административно-территориальной единицей является Большой Лондон, который включает 32 городских района и Сити. Северная Ирландия делится на округа, Шотландия - на области. В каждом графстве, округе, области действуют выборные советы, которые занимаются делами местного значения (полицией, социальными службами, дорогами и т.д.).

Конституции в традиционном понимании как единого законодательного акта, закрепляющего основы государственного строя, в Великобритании не существует. В стране действует неписаная конституция, составленная из норм статутного права (наиболее важные среди них - Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г., Закон о престолонаследии 1701 г., Законы о парламенте 1911 и 1949 гг.), норм общего права и норм, представляющих собой конституционные обычаи.

По форме государственного правления Великобритания - конституционная монархия. Королева (король) является главой государства. Формально ей принадлежат достаточно обширные полномочия: она назначает премьер-министра и членов правительства, других должностных лиц (судей, офицеров армии, дипломатов, высших церковных служащих господствующей церкви), созывает и распускает парламент, может наложить вето на законопроект, принятый парламентом. Королева обычно открывает сессии парламента, выступая с речью, в которой провозглашаются основные направления внутренней и внешней политики. Она является главнокомандующим вооруженными силами, представляет страну в международных отношениях, заключает и ратифицирует договоры с иностранными государствами, имеет право объявлять войну и заключать мир, осуществляет право помилования. Однако на деле практически все принадлежащие ей полномочия осуществляются членами правительства. Они подписывают акты, издаваемые королевой, и несут за них ответственность.

Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту. Срок его полномочий, по Закону о парламенте 1911 г., не может превышать пяти лет. Палата общин (нижняя) избирается путем всеобщих и прямых выборов по мажоритарной системе относительного большинства. В ее составе 650 депутатов. Палата лордов не избирается, право заседать в ней приобретается либо по наследству, либо по назначению королевы. В настоящее время в палате более 1100 человек. Депутаты создают различные комитеты, которые занимаются рассмотрением вопросов, имеющих серьезное общественное значение. Среди наиболее важных функций парламента - принятие законов и контроль за деятельностью правительства. Правом законодательной инициативы пользуются члены парламента, а соответственно и члены правительства, так как министры должны быть обязательно депутатами одной из палат. Правительственные законопроекты имеют приоритет: депутаты, не являющиеся членами правительства, могут вносить законопроекты только один день в неделю (в пятницу), в то время как члены правительства вправе представлять законопроекты в любой день недели. Законопроекты могут быть внесены как в верхнюю, так и в нижнюю палату, но, как правило, сначала происходит обсуждение в Палате общин, а затем в Палате лордов. Законопроект проходит три чтения. В ходе первого чтения оглашаются только наименование и цель билля, а также назначается время второго чтения. Во втором чтении законопроект рассматривается в целом и передается в один из комитетов для постатейного обсуждения. Затем разбирается доклад комитета, предлагаются поправки и дополнения к статьям билля. В ходе третьего чтения законопроект вновь обсуждается в целом и по нему проводится голосование. Законопроект, одобренный Палатой общин, направляется в Палату лордов. Финансовые законопроекты должны быть рассмотрены и одобрены не позже чем через один месяц с момента поступления в верхнюю палату, иначе билль подписывается королевой без одобрения Палаты лордов. Нефинансовые билли отсылаются на подпись королеве после одобрения их верхней палатой.

Парламент осуществляет контроль за деятельностью правительства в следующих формах. Депутаты направляют вопросы к членам правительства, на которые министры дают устные объяснения на заседаниях палат и подготавливают письменные ответы, публикуемые в парламентских отчетах. В начале каждой сессии депутаты проводят прения по поводу речи королевы, в которой излагаются основные направления деятельности правительства.

Правительство формируется после парламентских выборов. Премьер-министром назначается лидер партии, получившей большинство мест в Палате общин. По его совету королева назначает остальных членов правительства. В отличие от большинства других государств в Великобритании различаются понятия “правительство” и “кабинет”. Кабинет действует внутри правительства, в его состав входят премьер-министр и основные министры. Состав правительства гораздо шире (если число членов Кабинета 18-25 человек, то в правительстве около 100 человек). Правительство в полном составе никогда не собирается на заседания, и фактически все вопросы внутренней и внешней политики страны решаются на заседаниях Кабинета, который на деле осуществляет высшую исполнительную власть. Кабинет руководит деятельностью государственного аппарата, разрабатывает важнейшие законопроекты, руководит внешней политикой страны. Кабинет участвует в законотворческой деятельности. Он издает различные акты в соответствии с полномочиями, делегированными ему парламентом, создавая таким образом делегированное законодательство. Правительство ответственно перед нижней палатой парламента: в случае вынесения Палатой общин вотума недоверия оно должно подать в отставку.

Основные политические партии: Консервативная партия, Лейбористская партия, Социал-либеральные демократы - СЛД, Уэльская националистическая партия, Шотландская национальная партия.

Наши рекомендации