Административное законодательство.
Манифест 17 октября 1905г провозгласил свободу слова, собраний, неприкосновенность личности, это тактический маневр, предпринятый царизмом, т.к. не были изданы постоянные законы по обеспечению провозглашения гражданских свобод. Манифест ограничился только изданием временных правил, которые ставили своей целью не обеспечение свободы слова, печати, собраний, союзов и совести, а узаконенного административного произвола. Тем более не через серию циркуляров (как в 19-20 вв), а через систему временных правил, которые имели статус закона. На основании временных правил от 25 ноября 1905г была сформирована отменена предвар. общ. и дух-я цензура. Постановление об административных взысканиях, которые налагались на повр. изд-я ответственность за преступления, совершенные авторами и редакцией, определялось в судебном порядке. Однако, согласно статье 9 временных правил на каждый номер повр. изд. мог быть наложен арест по распоряжению администрации с одновременным возбуждением судебного преследования против виновных лиц. Следует иметь ввиду, что правила распространялись только на издания печатающихся в городах, а не в сельских местностях. Во временных правилах установлены суровые наказания за преступления в печати, т.е. за высказывание против существующего строя. По постановлению суда поврем. изд-е могло быть приостановлено или запрещено вообще. 18 марта 1906г были изменены и дополнены временные правила о печати так же изданные 24 ноября 1905 года. Смысл этих правил заключался в дальнейшем усилении репрессии против работников печати. 26 апреля 1906г были изданы временные правила для непериодической печати. Эти правила так же отменяли как общественную, так и духовную цензуру, но местные комиссии или инспектор по делам печати мог наложить арест на все экземпляры издания, если усмотрит в нем признаки преступного деяния, предусмотренного уголовным законом. Виновный в издании брошюр и книг с нарушением временных правил подвергались заключения в тюрьму.4 марта 1906г были опубликованы временные правила об обществах и союзах, согласно которым общества и союзы могли быть образованы без разрешения правительственной власти, но этот общественный принцип подвергся целому ряду ограничений. Прежде всего запрещались общества деятельность которых могла повести к нарушению общественного спокойствия и безопасности. Такими обществами могли быть признаны любые общества, если принять во внимание, что окончательным судьей в этом деле был министр МВД которому и предоставлялось право во всякое время по своему усмотрению закрыть любое общество. Лица желавшие учредить общество или союз обязаны предоставить проект устава соответствующему министру для утверждения. Несовершеннолетние, а так же учащиеся низших и средних учебных заведений не допускались ни к образованию обществ, ни к участию в них. А студенты ВУЗов только к образованию обществ предполагаемых уставом этих учебных заведений. Служащие правительственных учреждений, казенных и частных ж.д., а так же телеф-х предприятий общественного пользования могли образовать только благотворительные общества и общества для удовлетворения духовных и материальных своих потребностей, только на основе устава, утвержденного соответствующими органами. Министр мог закрыть эти общества, если усмотрит, что их деятельность отклоняется от устава. Губернатор или градоначальник мог приостановить деятельность общества, если по его мнению эта деятельность угрожает общественной безопасности и спокойствию. Решение же вопроса об окончательном закрытии этого общества передавалось губернаторам присут-ю по делам об обществах и союзах. Вторая часть этих временных правил содержит положение о профессиональных обществ. Целью которых исходя из содержания и смысла была защита экономических интересов их членов. Запрещалось объединение двух или нескольких профессиональных обществ в союз. В профессиональные общества могли вступить только те лица, которые занимались однородной или имеющей отношение к данной профессии. Иными словами правило залож. условие способ-е преодолению орган-ии профессиональных союзов по производственному признаку. Виновные в организации союза обществ или общества без соблюдения или с нарушением установленных законом правил наказывались арестом до 3х месяцев, а виновные в организации союзов преследовавшего политические цели наказывались заключением в тюрьму. Временные правила о собраниях от 4 марта 1906г был установлен целый ряд ограничений, которые свели провозглашенную царизмом свободу собраний к минимуму. В помещениях занимаемых учебными заведениями могли устраиваться публичные собрания только учебные либо предусмотренные уставами учебных заведений. Публичные собрания под открытым небом допускались с разрешения губернатора или градоначальника. Запрещалось устройство публичных собраний в закрытых помещениях на расстоянии полуверсты, а под открытым небом на расстоянии двух верст от места действ.нахождения царя или места заседания ГосСовета или ГосДумы. Публичные собрания нельзя было устраивать в гостиницах, ресторанах, трактирах итп. На публичные собрания не допускались малолетние, в т.ч. и учащиеся низших и средних учебных заведений. Публичные собрания могли проходить только под надзором полиции. Устроители собрания не позднее чем за трое суток до открытия собрания должны были доложить об этом начальнику местной полиции, который мог не допустить собрание, если усматривал что цели и предмет собрания противны уголовным законам или общественному спокойствию и безопасности. На разрешенных собраниях было обязательно присутствие представителя полиции, который в любой момент после двухкратного предупреждения мог закрыть собрание ибо он руководствуется правилами по собственному уразумению и внутреннему убеждению. Виновные в устройстве или открытии публичного собрания без надлежащего заявления и разрешения или продолжающие его после закрытия собрания полиции подлежали уголовной ответственности.