Правовая культура и правосознание

Понятие культуры. Правовая культура как элемент социальной культуры

Правосознание как элемент правовой культуры

Виды деформаций правосознания. Правовой идеализм и правовой нигилизм

Правовая социализация молодежи как фактор формирования правовой культуры

Соотношение и взаимодействие правовых культур России и Запада

Понятие культуры.

Правовая культура как элемент социальной культуры.

Термин «культура» происходит от латинского слова cultura, которым обозначался процесс внесения изменений в окружающую человека природу с целью создания благоприятных для индивидуальной и общественной жизнедеятельности условий. Таким образом, первоначально культура понималась как культивация и рассматривалась в контексте земледельческой, животноводческой, ремесленной деятельности.

К началу XVI в. смысловое значение слова «культура» несколько расширяется и переносится в сферу умственной деятельности.

В конце XVIII – начале XIX в. термин «культура» в английском и французском языках чаще всего употреблялся как синоним слова «цивилизация» (от лат. civilis – гражданин). В этот период культура воспринималась как своеобразная форма общественного развития и являла собой комплексный результат эволюционного развития человечества, достигнутый в ходе «восхождения» человека от варварства к гражданственности, а общества – от примитивных первичных форм социальной организации к политико-правовым (государственным).[427]

В русской философии права соотношение понятий «цивилизация» и «культура» осуществлялось в соответствии с иными принципами. Культура рассматривалась как нечто духовное, определяемое в большей степени сознанием, внутренним восприятием действительности, в то время как цивилизация – это внешнее материальное проявление культуры. В этой связи весьма показательно замечание И. А. Ильина, который указывал на то, что «культура духовна, первична, творчески целенаправленна, органична. Цивилизация технична, вторична, размножаема, механична, вещественно и инструментально создаваема. Культура касается внутреннего мира, самого значительного в нем, святого, главного. Цивилизация касается более внешнего, полезного, материального, второстепенного».[428]

Отмечая множественность подходов к пониманию сущности и содержания культуры, следует сделать вывод, что она (культура) представляет собой сложный социальный феномен, проникающий в разные области человеческих отношений: политическую, научную, производственную, корпоративную и т. д. Специфика формирования и функционирования культуры в рамках относительно обособленных социальных сфер позволяет говорить об относительно самостоятельных видах культуры. При этом в качестве критериев, характеризующих культуру, как правило, принимают общечеловеческие ценности (детерминанты), а также специфические особенности, определяющие содержание и направленность поведенческих установок в той или иной социальной группе (корпорации).[429]

Общая культура, представляясь целостной системой, в свою очередь, складывается из совокупности субкультур. При этом сущность каждой субкультуры определяется как количественными, так и содержательными критериями.

По количественному критерию следует выделять общую, корпоративную и индивидуальную культуру.

В соответствии с содержательным критерием можно выделить политическую, экономическую, религиозную культуру и т. п. Наряду с перечисленными видами культуры следует выделить и правовую культуру, которую в широком смысле можно рассматривать как юридическую действительность во всем многообразии ее материальных и духовных проявлений.

В отечественной юридической литературе рассмотрение правовой культуры осуществляется в основном с позиции одной из трех концепций: философской, антропологической, юридико-социологической.

В рамках философского подхода правовая культура выступает в качестве совокупности ценностей и идеалов, положенных в основу правопонимания, правотворчества и правореализации. В таком смысле, правовая культура «представляет собой своего рода юридическое богатство, выраженное в достигнутом уровне развития регулятивных качеств права, юридической техники, которые относятся к духовной культуре, к правовому прогрессу»[430].

В рамках антропологического подхода правовая культура рассматривается как правовая традиция возникающая и изменяющаяся одновременно с возникновением и трансформацией общественных отношений. В жизнедеятельности людей взаимодействуют программы действий двух типов: биологические и социальные. Если первые передаются через наследственный генетический код, то вторые возникают, хранятся и передаются в обществе в качестве своего рода опыта. Последовательная бесконфликтная передача правового опыта, преемственность ценностно-мотивационных установок в сфере юридической деятельности и отношении к праву, от одного поколения другому обеспечивают стабильность социальной организации. В свою очередь отрицание социально-юридической значимости опыта предшествующего периода обусловливает ситуацию возникновения «разрыва» поколений и связанного с этой ситуацией стремления к «искоренению пережитков прошлого» и формирования «новой» правовой культуры.

В связи с этим можно выделить две основные модели развития правовой культуры:

1. Модель эволюционного развития. Данная модель предполагает развитие правовой культуры как процесс восприятия опыта предшествующих этапов и поколений, бесконфликтной адаптации этого опыта к новым условиям. В этом случае «культура детей» является производной от «культуры отцов».

2. Модель прерывистого развития. Для данной модели свойственен разрыв преемственности между поколениями, невосприимчивость по тем или иным объективным и субъективным причинам традиций и установок, сложившихся в сфере правового общения на предшествующем этапе. В этом случае возникает противопоставление правовой культуры поколений «детей» и «отцов».

В контексте юридико-социологического подхода правовая культура рассматривается в двух плоскостях: во-первых, как характеристика уровня развития правовых явлений на определенном этапе развития общества; во-вторых, как качественная характеристика восприятия права и правового поведения отдельной личности.

Правовая культура составляет внутреннюю, ментально-духовную сторону правовой системы общества и глубоко пронизывает правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правотворческую, правоприменительную и любую иную юридическую деятельность, влияет на поведение людей, сообразуясь с социокультурными, историческими особенностями, выступает инструментом достижения социальной стабильности.

Правовая культура, как и культура в целом, неразрывно связана с историческими, этносоциальными, социокультурными особенностями того или иного народа, общества, государства. Обращение к истории развития российского общества дает возможность выявить его особенности, наглядно отраженные в правовой культуре: это многовековые пласты патриархально-коммунитарного, общинного менталитета с его как отрицательными, так и положительными свойствами, конформизм и одновременно нетерпимость, явное пренебрежительное отношение к закону при не менее очевидном уважении к «порядку», неприязнь к власти в целом и в то же время надежда, вера в доброго, справедливого лидера, вождя, при длительном отсутствии значимых демократических свобод, постоянное стремление к «воле», творческому развитию личности и многое другое.

Несомненно, правовая культура непосредственно связана с многообразными общественными процессами, зависит от происходящих в обществе изменений и является их совокупным выражением. В правовой культуре воплощаются способы и результаты человеческой деятельности. Любые крупные изменения правовой деятельности предполагают одновременно и изменения правовой культуры. Однако одни и те же процессы, изменения по разному воспринимаются различными категориями населения, неоднозначно влияют на жизнь отдельных социальных групп.

Правовая культура представляет системное явление и включает в качестве структурных элементов: систему позитивного права, объединяющего юридические формы (источники) права легализованные в данном государстве на данном этапе его исторического развития; правосознание, характеризующее отношение к действующему праву как со стороны индивидуальных и корпоративных субъектов, так и со стороны общества (государства) в целом; правовое поведение, представляющее внешнюю форму выражения субъективного отношения к позитивному праву. В свою очередь правовое поведение складывается из обыденного (не профессионального), осуществляемого субъектами не обладающими специализированными юридическими знаниями, умениями и навыками и профессионального включающего деятельность профессиональных юристов в сферах правого образования, правовой науки и правовой практики.

Наши рекомендации