Главатема 2320. толкование норм права
В результате изучения главы обучаемый должен:
Знать
- определение понятия толкования права;
- стадии толкования права;
- способы и виды толкования права;
- понятие пробела в праве, причины возникновения пробелов в праве
- юридические средства устранения и восполнения пробелов в праве.
Уметь
- оперировать юридическими понятиями и категориями по теме;
- формулировать понятие толкования права;
- выделять стадии толкования права и осуществлять их характеристику;
- осуществлять дифференциацию способов и видов толкования;
- определять пробелы в праве и находить средства их восполнения.
Владеть
- юридической терминологией по теме;
- навыками работы с учебной и научной литературой по теме;
- навыками определения понятия толкования права и характеристики его стадий;
- навыками дифференциации способов и видов толкования права;
- навыками осуществления интерпретационной деятельности;
- навыками определения пробелов в праве;
- Навыками применения аналогии закона и аналогии права в процессе восполнения пробелов в праве.
1.Понятие и стадии толкования норм права
2.Способы и виды толкования норм права
3.Пробелы в праве: понятие, условия возникновения, механизм устранения и восполнения.
Толкование как инструмент познания правовой реальности
Всякое социально-культурное понятие, в контексте логико-семантической конструкции представляет собой триединство: знак (внешневыраженный текст, форма), его предназначение (потенциальное/предполагаемое значение той или иной формы, ее смысловой образ) и реальное назначение (результативное воздействие формы на сознание и поведение субъектов общественных отношений).
Процесс познания представляет собой выбор познаваемого предмета и сопоставление его предназначения с назначением.
Пример: При рассмотрении в качестве предмета познания системы отечественного высшего образования у большинства ее исследователей не возникает сомнений в том, что данная система предназначена для повышения общекультурного и профессионального уровня субъектов, включенных в образовательные отношения. Вместе с тем, реальное назначение образования для различных субъектов является разным. Для одних – это прежде всего способ зарабатывания денег, для других – путь к занятию вышестоящей должности, для третьих – получение формального сертификата (диплома) профессиональной квалификации, кто-то воспринимает образование в качестве сферы творческой деятельности и возможности самореализации и т.д.
Познаваемый предмет для субъекта есть элемент объективной реальности, существующий не зависимо от воли субъекта и самого процесса познания. В ходе познавательной деятельности субъект должен воспринять предмет с точки зрения его внешней формы и потенциального предназначения, изучить его и осознать соответствие формального предназначения и фактического назначения.
Предназначение и назначение предмета, являются взаимосвязанными, но не тождественными категориями и, в реальной жизни, совпадают далеко не всегда, а в ряде случаев, могут вступать в противоречия.
Пример: Совершение преступления коррупционной направленности сотрудником правоохранительных органов, формальный статус и предназначение которого заключается в противодействии преступности вообще и коррупционной преступности, в частности.
Толкование как способ познавательной деятельности предполагает «перевод» формального знания о предмете в смысловое. Основной задачей нтерпретатора, является подбор ключа к «зашифрованному» тексту и его доступный перевод в те понятия и символы, которые имеют прикладное значение для «потребителя» перевода.
Деятельность, связанная с толкованием знаков, выраженных в различных информативных формах, имеет глубокие исторические корни. Астрологи издавна осуществляли толкование человеческих и государственных судеб по расположению планет и знакам зодиака; хироманты, предсказывают будущее по линиям на руке; цыганки гадают на картах и кофейной гуще; политики и социологи в своих прогнозах оперируют данными соцопросов и общественным мнением и т.п.
Право, как социально-культурное явление представляет собой совокупность источников (юридических форм) предназначенных для упорядочения и охраны общественных отношений, определения и реализации мер юридической ответственности в отношении правонарушителей.
Институт толкования права связан, прежде всего, с изучением смыслов и предназначений правовых актов, посредством которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, уяснением их назначения и разъяснением соответствующей информации субъектам, в отношении которых право оказывает свое регулятивно-охранительное воздействие.[331]