Главатема 2320. толкование норм права

В результате изучения главы обучаемый должен:

Знать

- определение понятия толкования права;

- стадии толкования права;

- способы и виды толкования права;

- понятие пробела в праве, причины возникновения пробелов в праве

- юридические средства устранения и восполнения пробелов в праве.

Уметь

- оперировать юридическими понятиями и категориями по теме;

- формулировать понятие толкования права;

- выделять стадии толкования права и осуществлять их характеристику;

- осуществлять дифференциацию способов и видов толкования;

- определять пробелы в праве и находить средства их восполнения.

Владеть

- юридической терминологией по теме;

- навыками работы с учебной и научной литературой по теме;

- навыками определения понятия толкования права и характеристики его стадий;

- навыками дифференциации способов и видов толкования права;

- навыками осуществления интерпретационной деятельности;

- навыками определения пробелов в праве;

- Навыками применения аналогии закона и аналогии права в процессе восполнения пробелов в праве.

1.Понятие и стадии толкования норм права

2.Способы и виды толкования норм права

3.Пробелы в праве: понятие, условия возникновения, механизм устранения и восполнения.

Толкование как инструмент познания правовой реальности

Всякое социально-культурное понятие, в контексте логико-семантической конструкции представляет собой триединство: знак (внешневыраженный текст, форма), его предназначение (потенциальное/предполагаемое значение той или иной формы, ее смысловой образ) и реальное назначение (результативное воздействие формы на сознание и поведение субъектов общественных отношений).

Процесс познания представляет собой выбор познаваемого предмета и сопоставление его предназначения с назначением.

Пример: При рассмотрении в качестве предмета познания системы отечественного высшего образования у большинства ее исследователей не возникает сомнений в том, что данная система предназначена для повышения общекультурного и профессионального уровня субъектов, включенных в образовательные отношения. Вместе с тем, реальное назначение образования для различных субъектов является разным. Для одних – это прежде всего способ зарабатывания денег, для других – путь к занятию вышестоящей должности, для третьих – получение формального сертификата (диплома) профессиональной квалификации, кто-то воспринимает образование в качестве сферы творческой деятельности и возможности самореализации и т.д.

Познаваемый предмет для субъекта есть элемент объективной реальности, существующий не зависимо от воли субъекта и самого процесса познания. В ходе познавательной деятельности субъект должен воспринять предмет с точки зрения его внешней формы и потенциального предназначения, изучить его и осознать соответствие формального предназначения и фактического назначения.

Предназначение и назначение предмета, являются взаимосвязанными, но не тождественными категориями и, в реальной жизни, совпадают далеко не всегда, а в ряде случаев, могут вступать в противоречия.

Пример: Совершение преступления коррупционной направленности сотрудником правоохранительных органов, формальный статус и предназначение которого заключается в противодействии преступности вообще и коррупционной преступности, в частности.

Толкование как способ познавательной деятельности предполагает «перевод» формального знания о предмете в смысловое. Основной задачей нтерпретатора, является подбор ключа к «зашифрованному» тексту и его доступный перевод в те понятия и символы, которые имеют прикладное значение для «потребителя» перевода.

Деятельность, связанная с толкованием знаков, выраженных в различных информативных формах, имеет глубокие исторические корни. Астрологи издавна осуществляли толкование человеческих и государственных судеб по расположению планет и знакам зодиака; хироманты, предсказывают будущее по линиям на руке; цыганки гадают на картах и кофейной гуще; политики и социологи в своих прогнозах оперируют данными соцопросов и общественным мнением и т.п.

Право, как социально-культурное явление представляет собой совокупность источников (юридических форм) предназначенных для упорядочения и охраны общественных отношений, определения и реализации мер юридической ответственности в отношении правонарушителей.

Институт толкования права связан, прежде всего, с изучением смыслов и предназначений правовых актов, посредством которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, уяснением их назначения и разъяснением соответствующей информации субъектам, в отношении которых право оказывает свое регулятивно-охранительное воздействие.[331]

Наши рекомендации