Уголовно-процессуальное право.
Предмет правового регулирования - общественные отношения, возникающие по поводу осуществления уголовного преследования (расследование преступления, отправление правосудия). Уголовно- процессуальное право регулирует деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, судебном разбирательстве и разрешении уголовных дел. Нормы уголовно-процессуального права устанавливают цели и задачи уголовного преследования, определяют круг и правовое положение участников уголовного процесса, закрепляют права и обязанности субъектов уголовно-процессуальных отношений.
Метод правового регулирования- императивный.
Гражданское процессуальное право.
Предметправового регулирования-общественные отношения, складывающиеся при рассмотрении дел судами в сфере гражданского судопроизводства. В гражданском судопроизводстве разрешаются дела по спорам, возникающих из гражданских, семейных, трудовых и иных частно-правовых отношений между физическими и юридическими лицами.
Нормы гражданского процессуального права формируют цели, задачи, права и обязанности суда при отправлении правосудия по гражданским делам; определяют подведомственность и подсудность рассматриваемых споров, правовое положение участников гражданского процесса; регламентируют ход судебного разбирательства.
Метод правового регулирования - императивно-диспозитивный.
Межотраслевые нормативные общности и межотраслевые правовые массивы
Наряду с отраслями, важное место в системе права занимают межотраслевые нормативные общности и межотраслевые нормативные массивы.
Межотраслевые нормативные общности объединяют правовые нормы по предмету правового регулирования. При этом в ту или иную общность могут входить нормы из различных отраслей права, реализация которых предполагает использование как императивных, так и диспозитивных методов правового воздействия.
Пример: правовые нормы регулирующие юридические аспекты образовательной деятельности объединяются в межотраслевую нормативную общность «образовательного права». В качестве общего предмета для всех норм, входящих в названную нормативную группу (общность) выступают общественные отношения возникающие в сфере организации и осуществления образовательной деятельности. В структуру «образовательного права» входят нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного и т.п. права. При этом правоприменитель в ходе реализации норм этой общности задействует как императивные (метод обязательной аккредитации высших учебных заведений), так и диспозитивные (академическая свобода преподавателей и студентов) методы правового регулирования.
В системе современного российского права можно выделить следующие межотраслевые нормативные общности: образовательное, медицинское, земельное, лесное, информационное, космическое и т.п. право.
Межотраслевые правовые массивы объединяют сходные по предмету и методу правового регулирования отрасли права. В теории права выделяются массивы публичного и частного; материального и процессуального права.
Массивы публичного и частного права.[221]
Публичное право имеет целью упорядочение и защиту общезначимых интересов в той или иной степени касающихся всех участников правовой жизни. Публичное право исходит от государства и обеспечивается системой государственных гарантий и санкций. Реализация публичного права осуществляется в рамках отношений власти – подчинения, обеспечиваемых государственным принуждением. Лицо, к которому адресовано публично-правовое предписание не вправе отказаться от его исполнения.[222]
Пример: Ст. 59 Конституции РФ определяет, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Лицо, подлежащее призыву на военную службу не может по своей воле отказаться от выполнения воинской обязанности, под страхом применения к нему предусмотренных законом мер юридической (в т.ч. уголовно-правовой) ответственности.
В структуру массива публичного права включают конституционное, административное, уголовное, уголовно-процессуальное право и др.
Частное право действует в отношении субъектов – носителей частных интересов. Частные интересы не должны противоречить публичным и, вместе с тем, не должны поглощаться ими. Государство обладая прерогативой (исключительным правом) установления, обеспечения и защиты публичного права, поощряет проявление «инициативы снизу» и передает часть предметов ведения и правомочий индивидуальным и корпоративным субъектам. Установление правил поведения в сфере частного права осуществляется на согласительной основе. При этом субъекты вступают в частно-правовые отношения добровольно, и в рамках этих отношений формально равны по отношению друг к другу.
Пример: Ст. 14 ГК РФ определяет, что в Российской Федерации «Допускается самозащита гражданских прав. Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения». Таким образом, законодатель предоставляет право лицу как в области принятия решения о необходимости осуществления самозащиты гражданских прав, так и в определении средств и способов реализации данного правомочия.