Соотношение права и нравственности
Проблема соотношения права и нравственности традиционно рассматривается в контексте выделения общих и отличительных черт названных явлений. При этом сами феномены «право» и «нравственность» воспринимаются как самостоятельные и обособленные. Подобный подход допустим только в том случае, если говорить о праве и нравственности как о метафизических (рассматриваемых вне реальных жизненных обстоятельств) категориях. Более логичным представляется рассмотрение проблемы соотношения права и нравственности в контексте сочетания нравственных и юридических начал в содержании правовых норм. Основным нравственным началом права является его справедливость, что же касается юридического начала, то на наш взгляд это, прежде всего общезначимость и результативность правового предписания.
Оценка права с точки зрения справедливости представляет собой субъективную характеристику, воспроизводимую на уровне индивидуального либо общественного правосознания. Так, реформы проводимые в эпоху царствования Петра I, воспринимаются большинством российских граждан как «справедливые (правильные)». В свою очередь не менее масштабные государственно-правовые и социо-культурные преобразования имевшие место в период властвования И.В. Сталина зачастую оцениваются как «несправедливые (не правильные)»
Пример: реформы проводимые в эпоху царствования Петра I, воспринимаются большинством российских граждан как «справедливые (правильные)». В свою очередь не менее масштабные государственно-правовые и социально-культурные преобразования, имевшие место в период властвования И.В. Сталина зачастую оцениваются как бесчеловечные и, в силу этого, «несправедливые (безнравственные)».
Причем сСубъективные оценки права с точки зрения его нравственности (безнравственности) зачастую носят полярный характер и определяются тем воздействием, которое право оказало на положение конкретного субъекта. Так один и тот же судебный приговор может рассматриваться в качестве справедливого с точки зрения лица пострадавшего от преступления и не справедливого, неоправданно жестокого с точки зрения лица признанного виновным в совершении этого преступления и осужденного по решению суда.
В отличие от нравственной характеристики права, которая в силу своего субъективного характера не подлежит формальному закреплению, юридические свойства правовых норм (общезначимость и результативность) обеспечиваются посредством законодательного закрепления нормативных установок, создания системы государственных гарантий их реализации, а также юридической ответственности за неисполнение и нарушение установленных при помощи права правил поведения. При этом право воспринимается как объективная регулятивно-охранительная система, существующая и действующая независимо от ее субъективной оценки в качестве справедливой либо не справедливой.
В процессе правового регулирования соотношение нравственных и юридических начал права наиболее отчетливо прослеживается в сфере правоприменительной деятельности. К примеру, деятельность судов присяжных построена на сочетании «суда по справедливости» осуществляемого присяжными с юридической деятельностью профессионального судьи производящего юридического оформление принятого решения, а также деятельностью сторон обвинения и защиты, принимающих участие в состязательном процессе. При этом позиции юристов, поддерживающих сторону обвинения либо защиты в процессе должны строиться как с учетом юридической, так и нравственной оценок рассматриваемой ситуации.
Соотношение права и религии
Религия – одна из форм общественного сознания - совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов) [139].
Религиозные нормы как уже отмечалось выше регламентируют отношения среди верующих. При этом по аналогии с национальным и международным правом можно говорить о религиозных нормах, регулирующих и охраняющих отношения внутри одной конфессии (союза единоверцев) и упорядочивающих отношения между представителями различных конфессий.
Соотношение права и религии представляется целесообразным рассматривать в контексте двух основных подходов:
1. Право и религия выступают в качестве самостоятельных регулятивно-охранительных систем. В рамках подобного подхода церковь отделена от государства. Соответственно воспринимаются в качестве самостоятельных (обособленных) сферы государственно-правового (светского) и религиозного (духовного) регулирования. Государственно-правовое регулирование направлено на упорядочение и охрану публичных (общеобязательных) отношений. При этом государство, закрепляя в законах правила общеобязательного поведения, гарантирует их реализацию всеми представителями сообщества, на основании и в соответствии с правовыми нормами вершит правосудие, и осуществляет меры юридической ответственности, в основу которых положены принципы: конкретного наказания за конкретное правонарушение и адекватности наказания вреду, причиненному конкретным правонарушением.
Религия в свою очередь рассматривается в качестве регулятивно-охранительной системы корпоративного характера. Закрепление на законодательном уровне принципа свободы вероисповедания означает, что «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ст. 13 Конституции России 1993 г.). Соответственно религиозные нормы не являются общеобязательными и осуществляют воздействие действуют лишь на в отношении представителей соответствующей конфессии.
2. Религия представляет основание и основную ценность права. В рамках данного подхода предполагается провозглашение единой государственной религии, обеспечиваемой при помощи государственного принуждения и направляющей свое регулятивное и охранительное воздействие на все важнейшие общественные отношения. Примером современного «религиозного права» является шариат[140]. В шариате с точки зрения исламской религии наряду с собственно духовными, освещаются светские проблемы. В нем сведены в единую систему законы, регулирующие хозяйственную жизнь, нормы морали и этики, мусульманские обряды и праздники и прочее, определяющее поведение верующих и порядок жизни всей мусульманской общины. В шариате подробно излагаются запреты, перечисляются дозволенные, одобряемые и порицаемые поступки. По замыслу мусульманских законоведов, шариат и его законы должны охватывать жизнь и деятельность мусульманина «от колыбели до могилы»[141].