Критерии классификацияи функций государства
В связи с тем, что государство выполняет множество различных функций, возникает необходимость их научной классификации. В юридической теории обосновываются различные подходы к проблеме классификации функций государства.
Критерии классификации функций государства:
По сфере государственной деятельности – внутренние, внешние.
По продолжительности – постоянные, временные;
По социальной значимости – основные, производные;
По содержанию государственной деятельности – политические, экономические, социальные, культурные, экологические и т.п.
Наиболее часто встречаются попытки классифицировать функции государства по первому критерию. Согласно такого подхода, функции подразделяются на внутренние и внешние.
Внутренние функции государства характеризуют его деятельность в пределах собственной территории. Как правило, говоря о внутренних функциях государства, используют содержательный критерий их классификации. В соответствии с этим критерием к внутренним функциям относят политические, экономические, социальные и др.
- политическая функция, включает в себя направления государственной деятельности в сфере обеспечения незыблемости государственного строя, организации и функционирования органов государственной власти;
- экономическая функция определяет место и роль государства в системе экономического развития, устанавливает пределы вмешательства государства в процесс управления экономикой;
- социальная функция в наиболее общем виде может рассматриваться как совокупность целевых установок, в основу которых положено стремление государства обеспечить условия достойного образа жизни для всех членов общества (в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г., всем гражданам России гарантировано право на достойный образ жизни).
Внешние функции государства позволяют говорить о нем, как о субъекте международных отношений. При этом, с точки зрения содержательного критерия, государство в сфере международных отношений осуществляет те же самые функции, что и во внутригосударственной сфере (политическую, экономическую, социальную и т.п.). Вместе с тем, эти функции приобретают специфические черты, что обуславливает необходимость их разделения на внутренние и внешние. К внешним функциям следует отнести функцию обеспечения государственного суверенитета, а точнее его внешнего проявления – независимости в международной сфере.
Рассматривая деятельность государства, направленную на обеспечение государственного суверенитета, следует отметить два основных пути. Прежде всего, это защита суверенитета путем противодействия внешним попыткам нарушить территориальную целостность, политическую или экономическую самостоятельность государства. Вместе с тем, некоторые авторы защищают право государства на реализацию собственных геополитических интересов, предполагающих решение стоящих перед государством задач за счет вмешательства в дела другого государства, объявленного в одностороннем порядке зоной жизненных интересов. При этом в качестве идеологической подоплеки нередко используются теории обосновывающие «избранность» той или иной нации или народности и – как следствие – неполноценность этносов стоящих на «низшей ступени социальной эволюции».
Защита государственного суверенитета на международной арене может осуществляться также посредством международного сотрудничества, которое рассматривается, как процесс договорных отношений между государствами в целях получения определенных, позитивных результатов. На договорных отношениях основываются экономические, политические, социально-культурные, военные, спортивные связи. Немаловажной особенностью реализации данного вида функций государства является участие в интеграционном процессе государств с различными политико-правовыми системами.
В зависимости от времени осуществления выделяются постоянные и временные функции государства.
Постоянные функции государства не ограничены во времени и, как правило, осуществляются государством в течение всего периода своего существования. Важнейшей постоянной функцией является забота государства о сохранении сообщества, члены которого данное государство образуют.
Пример: (Конституция России, к примеру, закрепляет характеристику прав и свобод человека и гражданина в качестве основной ценности и объявляет заботу о них основной целью государства (ст. 2)). Данная функция в ряде случаев называется генеральной функцией государства. К постоянным функциям относятся также функции международного сотрудничества и защиты государственного суверенитета.
Временные функции осуществляются государством на протяжении определенного временного периода, либо в процессе осуществления деятельности, не являющейся постоянной. Временные функции вытекают из постоянных и определяются ими.
Пример: В качестве постоянной функции государства выступает функция бюджетного финансирования государственной деятельности. В рамках данной функции можно выделить временную функцию разработки и принятия государственного бюджета, которая должна быть осуществлена не позднее начала очередного «бюджетного» года. В рамках постоянной оборонительной функции государства, выделяется функция нападения (превентивной обороны), связанная с нанесением упреждающих военных ударов по силам потенциального противника.
Ряд авторов в качестве критерия классификации функций государства выделяет принцип социально-политической значимости. По этому признаку различаются основные и производные функции государства.
Основные функции – это наиболее общие направления деятельности государства по осуществлению «стратегических» целей и задач, стоящих перед ним в определенный исторический период.
Производные функции представляют собой более узкие и конкретные направления государственной деятельности, в совокупности образующие основные функции.
Пример: Если рассматривать в качестве основной политическую функцию государства, то в качестве производных от нее будут выступать функции формирования аппарата государственной власти, разграничения предметов ведения и распределения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации, делегирования властных полномочий органам местного самоуправления, осуществления законотворческой деятельности и т.п.
От функций государства следует отличать функции государственных органов. Последние, представляя собой лишь часть государственного механизма, не в состоянии самостоятельно решить проблемы общегосударственного масштаба. К примеру,
Пример: фФункция законотворчества может рассматриваться и как функция государства и как функция государственного органа – Государственной Думы. Государственная Дума, обладая правом разработки законопроекта и принятия закона, вместе с тем, не обладает правом придания принятому закону юридической силы. Это может сделать только государство в целом. При этом реализация законотворческой функции государства предполагает объединение законотворческих функций нескольких государственных органов, к числу которых, наряду с рассмотренной законотворческой функцией Государственной Думы, относятся функции Совета Федерации – органа, одобряющего принятый Государственной думой закон, Президента РФ, подписывающего закон, и, наконец, государственных средств массовой информации, в изданиях которых данный закон публикуется.
34. Организационно-правовые основы реализации
функций государства
Любая социальная функция реализуется в форме деятельности. Процесс реализации функций государства не является исключением и предполагает различение правовых и неправовых (организационных) форм, в рамках которых осуществляются обозначенные функциями направления государственной деятельности. К правовым формам реализации функций государства относят правотворческую, исполнительно-распорядительную и правоохранительную деятельность.
Правотворческая деятельность – это деятельность, направленная на подготовку, принятие и опубликование нормативно-правовых актов, определяющих основные правила поведения в обществе, а также закрепляющих процедуры реализации этих правил, разрешения спорных ситуаций, возникающих вследствие их претворения в жизнь, применения мер ответственности в отношении правонарушителей.
Исполнительно-распорядительная деятельность – это деятельность, направленная на реализацию исходящих от государства властных велений. От эффективности исполнительно-распорядительной деятельности зависит, будут ли воплощены в реальной жизни принимаемые компетентными государственными органами правовые акты или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению государственно-властных предписаний лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты (подзаконные акты), контролируют процессы выполнения обязанностей, соблюдения запретов и т. п.
Правоохранительная деятельность – это деятельность компетентных государственных органов, общественных организаций, должностных лиц по охране правопорядка, включающая в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешению спорных ситуаций, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц, реализации мер юридической ответственности.
Неправовые (организационные) формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая деятельность является необходимой для реализации функций государства. Вместе с тем, мероприятия организационного характера непосредственно не связаны с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т. п.
Реализация функций государства в форме правотворческой, исполнительно-распорядительной и правоохранительной деятельности предполагает использование различных методов. Под методами реализации государственных функций следует понимать совокупность приемов и способов, при помощи которых осуществляются соответствующие виды государственной деятельности.
Методы осуществления функций государства достаточно многообразны. Вместе с тем представляется возможным объединить все имеющиеся методы в две группы: императивные и диспозитивные.
Методы императивного характера предполагают издание и обеспечение при помощи средств принуждения государственно-властных предписаний, устанавливающих максимально конкретные правила поведения. Выполнение этих правил должно осуществляться в четком соответствии с содержащимися в них установками. Субъекты, на которых оказывается воздействие при помощи императивных методов, участвуют в реализации функций государства, руководствуясь принципом: «разрешено делать то, что разрешено законом». К примеру, лица участвующие в реализации правоохранительной функции, обязаны осуществлять свои полномочия в четком соответствии с законом, в рамках установленных законом процедур и с соблюдением определенных законом сроков.
В свою очередь методы диспозитивного характера связаны с определением общих границ, «очерчивающих» область дозволенного поведения и определяющих сферу, в рамках которой субъекты самостоятельно (используя договорную форму) вырабатывают правила взаимного общения в процессе реализации той или иной функции государства. Основным принципом применительно к диспозитивным методам управления является: «разрешено делать все, что не запрещено законом». Наиболее широкое применение диспозитивные методы получили в ходе осуществления экономической функции, когда государство, закрепив на законодательном уровне наиболее значимые правила, с которыми связывается обеспечение законности экономической деятельности хозяйствующих субъектов, вместе с тем не препятствует их инициативному поведению в данной области.
ВКонтрольные вопросы для самоконтроляпо теме:
1. Что такое функция государства?
2. Какими признаками характеризуется функция государства?
3. Как соотносятся понятия «функция государства» и «функция государственного органа»?
4. По каким критериям осуществляется систематизация функций государства?
5. Какие функции характеризуют государственную деятельность во внутригосударственной сфере?
6. Какие функции характеризуют государственную деятельность во внешнеполитической сфере?
7. В каких организационно-правовых формах осуществляется реализация функций государства?
8. Какие правовые средства и методы используются в процессе реализации функций государства?
Задания для самоподготовки
1. Сформулируйте понятие функции государства, выделите и охарактеризуйте ее отличительные признаки;
2. Осуществите систематизацию функций государства. Определите взаимосвязь политической, экономической, правоохранительной функций;
3. Определите организационно-правовые основы реализации функций современного Российского государства, назовите основные проблемы и обозначьте пути и средства оптимизации в данной области.
Рекомендуемая литература
4. Грачев Н.И. Опыт концептуальной реконструкции функций государства //Мир юридической науки. № 9-10, 2016;
5. Жимиров В.Н., Оль Е.М., Реуф В.М. Современное государство: к вопросу об основных функциях //Мир политики и социологии. №9, 2012;
6. Егорцев В.В. Формы реализации функций применительно к Российскому государству //Научная мысль. №6, 2015;
7. Желонкин А.Д. К вопросу о понятии и классификации функций современного Российского государства /Правовая политика и правовая жизнь. №1, 2016;
8. Новак З.А. Эволюция представлений о функциях государства //Вестник Московского университета МВД России. №5, 2014;
9. Пожарский Д.В. Становление теории функций государства в отечественной юридической науке: историографический очерк //Труды Академии управления МВД России. №4, 2010;
10. Фетюков Ф.Б. Анализ сущности и содержания понятия «функции государства» //История государства и права. № 20, 2014;
11. Хван Д.А. Проблема определения и дифференциации функций государства //История государства и права. № 24, 2011;
12. Честнов И.Л. Правоохранительная функция современного государства //Криминалистъ. №1 (8), 2011.