Социально-политическая сущность государства
Как уже отмечалось, возникновение государства становится возможным только при наличии ряда условий – предпосылок. При этом формирование данного государственного типа социальной организации предполагает достижение ряда целей и решение комплекса задач. Целевые установки, определяемые для конкретного типа государства, наряду с наиболее общими закономерностями формирования и функционирования государственного механизма, принципами взаимоотношения государства, общества, индивидов в совокупности характеризуют социальную сущность (природу) государства. Таким образом, в наиболее общем виде сущность государства может быть определена как его социальное предназначение.
В рамках современного государствововедения широкое распространение получил подход, в соответствии с которым сущность государства усматривается в обеспечении интересов, касающихся безопасности социума в целом и самого государства как элемента социальной системы, в частности. В зависимости от того, интересы каких социальных групп отстаивает государство, различают общесоциальную (общечеловеческую) и классовую сущность государственной деятельности. Направленность государственной деятельности на обеспечение интересов всех членов общества предполагает общесоциальную (общечеловеческую) сущность государства. В том случае, если основной задачей государства объявляется защита интересов представителей одного класса (корпорации) за счет ущемления интересов других классов, то речь идет о классовой природе государственной деятельности.
Рассмотрение государства как машины «для поддержания господства одного класса над другим» в рамках классовой теории происхождения государства и права ограничивало социальную природу государства интересами господствующего класса эксплуататоров. Такой подход в силу своей односторонности, обеднял и, в известной мере, искажал представление о государстве, так как ориентировал исследователя на приоритет принудительной, насильственной стороны данного явления, обострение классовых противоречий и, как следствие, невозможность достижения классового компромисса. Справедливости ради следует отметить, что подобный «ортодоксально классовый» подход к определению социальной сущности государства характерен в большей степени для «практиков коммунистического строительства», которые в своих работах отстаивали необходимость силового обеспечения классовых интересов пролетариата и силового же слома сопротивления враждебного окружения. Что же касается классиков теоретического марксизма, и прежде всего его идейных «отцов-основателей», то здесь допускался определенный плюрализм воззрений. В частности, в «Капитале» К. Маркса высказывается мысль о том, что государство охватывает своей деятельностью два момента: и выполнение «общих дел», вытекающих из природы всякого общества, и специфические классовые функции.[47] Подобная точка зрения представляется оптимальной в плане соотношения публичных и частных интересов, имеющих место в любой политико-правовой системе.
Действительно, На практике любое государство, будучи на практике представленнымо относительно небольшим по количеству управленцев аппаратом государственной (бюрократической) власти, в процессе функционирования совершенно естественно заботится о самом себе (обеспечивает стабильность и устойчивость властных структур, добивается расширения системы льгот и привилегий в отношении государственных чиновников, стремится не допустить усиления недовольства властью, а в случае открытой конфронтации использует силовые механизмы для подавления сопротивления противоборствующих социальных групп).
Вместе с тем наряду с решением сугубо корпоративных (классовых) задач государство выполняет общечеловеческую миссию, целью которой является реальная забота о нуждах рядовых граждан. Пренебрежение своими обязанностями по отношению к подвластному населению неминуемо приводит к кризису государственной власти, а нередко и к ее краху.
Практически любое государство реализует свою общесоциальную сущность в условиях чрезвычайных ситуаций (война, стихийное бедствие и т. д.). В ситуациях подобного рода объединение всех членов общества продиктовано необходимостью сплочения перед лицом общей опасности. Однако после того как непосредственная угроза миновала, возможен возврат к ранее сложившейся системе отношений, в том числе и к обострению классовой борьбы.
Общесоциальная сущность государства в более широком смысле состоит в том, чтобы обеспечивать компромисс интересов различных социальных групп, смягчать и преодолевать классовые противоречия, осуществлять поиск путей достижения согласия и сотрудничества государства и общества.
Естественно, что соотношение общесоциального и классового начал государственной деятельности определяется рядом факторов (историческим типом государства, формой политического режима, национальным характером – менталитетом и т. д.).[48]
Сущность современного демократического государства предполагает приоритет общечеловеческих ценностей по отношению к интересам той или иной социальной группы, при этом государство выступает в качестве инструмента классового примирения, гаранта социальной стабильности, механизма обеспечения устойчивого поступательного развития общества.
Контрольные вВопросы для самоконтроля по теме:
1. Что такое образ государства? С какими внешними смысловыми образами ассоциируется для Вас терминпонятие государствао?
2. Какие признаки характеризуют современное государство?
3. Что такое государственная территория?
4. В чем заключается особенность института гражданства? Что такое гражданская прерогатива??
5. Что отличает аппарат публичной политической власти от других структур наделенных властными полномочиями?
6. Что такое государственный суверенитет и в каких формах он может быть выражен?
7. Какие особенности отличают государство от других социально-политических образований?
8. В чем заключается социально-политическая сущность государства?
Задание для самоподготовки:
1. Взяв за основу метод теоретического моделирования сконструируйте географическую, социальную (национальную), политическую модели государства и осуществите их характеристику;
2. Осуществите сравнительный анализ государства, общества, национальной группы, политической партии, финансовой корпорации. Что отличает государство от перечисленных организационных форм?
3. На примере современной России осуществите характеристику социальной сущности государства. Сформулируйте и обоснуйте конкретными примерами обобщающие выводы.
Рекомедуемая литература:
1. Альхименко В. В.Понятие и конституционно-правовое регулирование гражданства // Конституционное право: Учебник /Под ред. В. В. Лазарева. М., 1998.
2. Как соотносятся общесоциальные и классовые начала в рамках социально-политической сущности государства
2.
2. Бабурин С. Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М.: изд-во МГУ им. М.Н. Ломоносова, 1997.
3. Голубева Л.А., Черноков А.Э. Сравнительное государствоведение: Учебник для высших учебных заведений. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2009.
4. Государство, общество, личность: проблемы совместимости /Под общ. ред. Р.А. Ромашова, Н.С. Нижник. М.: Юристъ, 2005.
5. Кутафин О.Е. Росссийское гражданство. Избранные труды. М.: «Проспект», 2014.
6. Матут Л.С. Образ государства как алгоритм политического поведения //Общественные науки и современность. № 6, 1998.
7. Чиркин В.Е. О современной концепции публичной власти //Государство и право. № 2, 2016.