Признаки и определение государства

В рамках предлагаемого учебника представляется целесообразным комплексное рассмотрение государства путем выделения и характеристики его признаков. К таким признакам относятся: государственная территория, институт гражданства, публичная политическая власть и государственный суверенитет. Рассмотрим перечисленные признаки более подробно.

Наличие гГосударственнаяой территорияи

Понятие государственной территории сформировалось в «процессе исторически обусловленного и необходимого распределения географической среды между историческими группировками человеческого общества».[38]

В современной юридической науке под государственной территорией принято понимать пространственную сферу государственной юрисдикции, или, иначе говоря, пространство, на которое распространяется государственный суверенитет. Причем внутренний суверенитет предполагает, что в пределах своей территории государство выступает в качестве субъекта, наделенного высшими властными полномочиями, обладающего возможностью издания императивных предписаний, обязательных для всех категорий населения и обеспечиваемых силой государственного принуждения. Внешний суверенитет государства закрепляет принцип неприкосновенности его территории, недопустимости насильственных действий, направленных на завладение государственной территорией либо ее насильственное расчленение.

Территория представляет собой необходимую материальную основу суверенной государственности, подразумевающую наличие естественных материальных ресурсов, и в первую очередь естественных богатств, являющихся предметом труда (уголь, нефть, металлы и т. д.).. Без наличия обособленной территории представляющей пространственную сферу государственной юрисдикции, невозможно развитие политических, правовых, экономических, национальных отношений, необходимых для существования и нормального функционирования государства.[39]

Территория государства включает сухопутные, водные, подземные и воздушные пространства, подпадающие под государственную юрисдикцию.

В Кроме того, в теоретическом государствоведении существует разделение государственной территории на фактическую и юрисдикционную территории.

Фактическая территория – это пространственная сфера в пределах, определенных государственными границами.

Юрисдикционная территория – это территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства (пространство, в пределах которого действует национальное законодательство). Юрисдикционная территория государства складывается из фактической территории, а также территорий с «особым правовым режимом» – участков местности, в географическом смысле не относящихся к данному государству, однако подпадающих под его юрисдикцию вследствие правил, установленных в международно-правовых актах. В качестве подобных территориальных образований могут рассматриваться «зоны экстерриториальности»,[40] а также оккупированные территории.[41]

Пример: В качестве сегментов государственной территории рассматриваются земные поверхности, внутренние реки, озера, моря, прибрежные участки рек, озер, морей и океанов примыкающих к государственной границе; подземные недра на глубину освоения; ограниченное линией государственной границы воздушное пространство на высоту 100–110 км; а также территории зарубежных дипломатических служб и представительств; самолеты и корабли под государственными флагами; являющиеся собственностью государства транспортные коммуникации (дороги, трубопроводы, каналы и т.п.); космические и антарктические станции.

Институт гражданства (подданства)

Сущность данного признака заключается в возникновении в государственно-организованном сообществе качественно нового (по сравнению с кровнородственным) типа социальных связей. В государстве людей объединяет сам факт наличия у них гражданства (в республиках) или подданства (в монархиях). Становясь гражданами (подданными) государства, индивиды теряют абсолютную свободу передвижения и выбора места жительства. Взамен они получают право требовать от государства защиты своих субъективных прав и свобод как в самом государстве, так и за его пределами.

В отечественной юридической науке и конституционном законодательстве гражданство определяется как «устойчивая политико-правовая связь человека с государством, в соответствии с которой на него распространяется суверенная государственная власть как в пределах государства, так и вне его границ».[42]

Из данного определения с достаточной очевидностью вытекает, что факт устойчивой политико-правовой связи человека с государством (наличие у человека гражданства (подданства) данного государства) означает не что иное, как возникновение у гражданина (подданного) особой группы гражданских прав (гражданской прерогативы), которыми не обладают (либо обладают не в полной мере) не граждане государства. К исключительным правам, обладание которыми напрямую зависит от состояния в гражданстве (подданстве) государства, относятся: право избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти, право на осуществление определенными видами деятельности, право на занятие ряда должностей в государственном аппарате и др.

Институт гражданства выполняет двоякую социально-юридическую функцию. С одной стороны, гражданство выступает как инструмент закрепления и защиты прав и свобод индивида (гражданина). С другой стороны, гражданство – средство обеспечения публичных интересов государства. Равновесие между этими функциональными характеристиками гражданства является основой взаимосвязи субъективных прав личности и публичного права государства.[43]

Аппарат публичной политической власти

Важнейшим признаком государства является наличие аппарата публичной политической власти.[44] Сущность данного института заключается в сосредоточении властных полномочий в руках профессиональных управленцев, выделение которых в относительно самостоятельную группу есть не что иное, как четвертое крупное разделение труда. В этом смысле следует признать весьма точным утверждение Ф. Энгельса о том, что «существенный признак государства состоит в публичной власти, отделенной от массы народа».[45]

Аппарат государственной власти как организация, осуществляющая деятельность в сфере социального управления, обладает публичным характером – властные предписания, принятые от имени государства, одинаково обязательны для всех членов сообщества, независимо от того, принимали они непосредственное участие в подготовке и принятии этих предписаний или нет. Более того, не имеет значения внутреннее отношение (согласие или несогласие) субъекта к устанавливаемому от имени государства общезначимому правилу поведения, действенность которого гарантируется всем государственным механизмом (в том числе и механизмом принуждения) и которое санкционируется государством (за нарушение установленного предписания предусматриваются адекватные причиненному вреду меры юридической ответственности).

Деятельность государственной власти направлена на реализацию важнейших функциональных полномочий государства в правотворческой, правоприменительной, правоохранительной и надзорно-контрольной сферах. Таким образом, государственную власть от иных властных структур внутригосударственного и международного характера отличает монопольное право на законотворчество, правосудие, государственное принуждение.

Государственный суверенитет

Являясь комплексным признаком и важнейшим условием жизнедеятельности государства, суверенитет выступает как совокупность факторов, с одной стороны, характеризующих верховенство государственной власти по отношению ко всем другим видам власти в самом государстве (так называемая внутреннийяя форма проявления суверенитета), а с другой стороны, означающих право государства на независимость в международной сфере, самостоятельность в определении и реализации основных направлений внутренней и внешней политики, возможность отстаивать собственную независимость, в том числе, военным путем (внешний яя форма проявления суверенитета).

Перечисленные признаки государства позволяют сформулировать следующее определение: государство – это политико-правовая организация общества, распространяющая свою суверенную власть на занимаемую территорию, действующая в интересах всего общества или отдельной его части, обладающая монополией на законотворчество, правосудие, легальное принуждение.

Говоря об отличии государства от иных социально-политических организаций следует принимать во внимание следующие особенности:

- государство в пределах своей пространственной юрисдикции, выступает в качестве единственного правомочного субъекта, представляющего интересы всего населения, объединенного по признаку гражданства (подданства);

- государство выступает в качестве носителя суверенитета – особого политико-правового свойства, предполагающего верховенство государственной власти и окончательность государственно-властных предписаний в пространственных границах самого государства, а также его независимость и самостоятельность в области межгосударственных отношений;

- от имени государства издаются особые нормативно-правовые акты – законы, обладающие высшей юридической силой и обеспечиваемые системой государственных гарантий и санкций;

- государство представляет собой механизм социальной власти и управления, решения которого обеспечиваются средствами официального (легального) принуждения, применение которых является прерогативой государственных органов, наделенных специальной правосубъектностью.

Пример: В Российской Федерации функции государственного принуждения осуществляют армия, национальная гвардия, ФСБ, ФСО, СК, прокуратура, МВД, ФСИН и др.

- государство – это основной субъект правотворческой и правоприменительной деятельности. Посредством правовых предписаний выражается и получает свою реализацию государственная воля общества, находит свое практическое воплощение конституционный принцип народовластия.[46]

Наши рекомендации