Механизмы, обеспечивающие сохранение религий при
воспроизведении:
1. Традиция. Религии богаты традициями, как ничто другое, и как ничто другое ревностно охраняют их.
2. Статус Абсолютной Истины. Естественно, Истину надлежит воспроизводить как она есть, зачем искажать Истину?
3. Повторение (различных ритуалов и молитв), желательно – ежедневное. Удерживает паству в состоянии паствы, не давая мему выветриться.
4. Представление о ереси и каре за ересь. Еще один механизм, предохраняющий религию от накопления изменений.
5. Осмысленность. Хотя в религиях и есть кричащие противоречия, на беглый взгляд они предоставляют очень стройную и простую (это важно!) картину мира. Как сказал (мне) один священник: «А какие физические законы? Когда Бог захочет, тогда дождик и пойдет».
Подсознательные пружинки, на которые нажимает религия:
1. Опасность. Неверующие попадут в ад и будут там жариться. Вера – твой единственный шанс! Здесь характерен христианский термин «спасение».
2. Кризис. Страшный Суд уже близок! Мир все глубже вязнет в пороке! Похоже на опасность, но менее остро и лично.
Загадка, таинственность.
Принадлежность к сообществу (причем к элитному сообществу).
Броуди называет также еду, секс и власть, имея в виду гастрономические ритуалы (пост, праздники), регламентацию сексуальной жизни и возможность подняться в церковной иерархии. Воздержание и последующий вожделенный допуск до еды/секса (после окончания поста и после брака, соответственно), Броуди рассматривает как проявление уже упоминавшегося метода вызова и снятия психического дискомфорта. Может быть, в чем-то он и прав.
Проектные вирусы
Проектный вирус – это вирус, целенаправленно созданный человеком в качестве вируса. Броуди считает, что проектное создание вирусов эффективнее и быстрее наделяет их нужными качествами, чем слепой естественный отбор, и потому в будущем меметическое пространство будет заполнено исключительно проектными вирусами.
Среди существующих уже сейчас проектных вирусов Броуди называет, разумеется, тоталитарные секты и коммерческие культы (финансовые пирамиды и многоуровневый маркетинг). Разница между ними в том, что финансовые пирамиды – это чистое мошенничество, деньги никуда не вкладываются, просто взносы двух новых членов, которых привел А, позволяют погасить долг перед самим А. В отличие от пирамид, многоуровневый маркетинг – схема вполне легальная и связанная с распространением вполне конкретного продукта, но от этого не менее подлая. Дистрибьюторы получают процент с продаж завербованных ими новых дистрибьюторов. Коммерческий культ прилагается. Отдельным подвидом коммерческих культов являются популярные нынче «тренинги личностного роста».
7. Что делать?
Основные тезисы личной позиции Броуди:
1. Если не делать ничего, психические вирусы, становясь все более эффективными, окончательно прихватизируют все наши психические ресурсы, и люди уже ничего и никогда не будут решать сами.
2. Любой поселившийся у тебя в голове мем можно осознать с помощью рефлексии, и, если нужно, избавиться от него.
3. Наиболее важными являются мемы-стратегии, поскольку наше поведение определяют именно они. Поскольку «свято место пусто не бывает», и совсем без мемов-стратегий жить нельзя, нужно осознанно выбрать, какими мемами запрограммировать свое сознание. (Тут, впрочем Броуди упускает из виду каверзный вопрос, насколько осознанным может быть выбор собственных ценностей; критерии, по которым мы их выбираем – тоже нужно выбрать осознанно? А критерии, по которым мы выбираем эти критерии? – Авт).
4. Система образования, и, прежде всего, школьного образования, должна быть перестроена с заталкивания в детей мемов (чем она занимается сейчас) на обучение выбору собственного пути. Как это осуществить, Броуди, конечно, не знает, и не скрывает этого.
5. Нужно создавать и распространять «полезные» психические вирусы и не стесняться этого. Ибо вредные не стесняются.
Такая вот программа действий.