Возникновение Советского государства. Государственный аппарат РСФСР.

Советское государство появилось в результате победы орга­низованного большевиками вооруженного восстания в Петрог­раде. II Всероссийский съезд Советов, состоявшийся 25 - 26 ок­тября 1917 г., принял декреты о мире и о земле и о власти. II Всероссийский съезд Советов сыграл, таким образом, учредительную роль в образовании Советского государства.

Большевики, придя к власти, создали принципиально новую систему государственного управления. II Всероссийский съезд Советов объявил себя верховным законодательным органом. II всероссийский съезд Советов, как указывалось выше, образовал постоянно действующий орган государственной власти - Все­российский центральный исполнительный комитет и временное рабоче-крестьянское правительство - Совет народных комисса­ров. Эти органы были подотчетны съезду.

Первоначально во ВЦИК были представлены партии, принимавшие участие в работе II Всероссийского съезда Советов. В середине ноября 1917 г. про­изошло слияние ВЦИК, избранного II Всероссийским съездом Советов, с исполнительным комитетом, избранным на чрезвычай­ном Всероссийском крестьянском съезде. При ВЦИК были созда­ны отделы: агитационный, иногородний, казачий, по местному самоуправлению, экономический, по созыву Учредительного со­брания и т.д. Рабочим органом ВЦИК являлся его Президиум, за­нимавшийся подготовкой материалов для заседаний ВЦИК.

Председатель ВЦИК поставлен в ряд государственных органов совершенно сознательно. Во-первых, система была скон­струирована так, что при отрицании профессионального парла­ментаризма, в условиях чрезвычайных, институт съезда Советов и ВЦИК работали малоэффективно. Во-вторых, как отмечалось выше, набирала силу тенденция сосредоточения всей полноты власти в узких коллегиях, в исполнительных структурах. В-тре­тьих, до марта 1919 г. этот пост занимал человек с весьма и весь­ма авторитарным характером - Я.М. Свердлов, который если и советовался при решении каких-либо вопросов, то главным образом с В.И. Лениным.

В отличие от ВЦИК в состав Совнаркома, сформированного на II Всероссийском съезде Советов, вошли только представители большевистской партии. До января 1918 г. Совнарком считался временным правительством, но после роспуска Учреди­тельного собрания слово «временный» из характеристики его ста­туса было убрано.

На практике Совнарком, будучи однопартийным и оперативным органом осуществлял не только исполнительные, но и законодательные функции. Его декреты подлежали немедленному исполнению. Это было подтверждено спе­циальной резолюцией ВЦИК. Вообще характерной чертой советской системы государственного управления являлось отсутствие разделения властей.

II Всероссийский съезд Советов положил начало формированию центрального государственного аппарата - системы народных комиссариатов, или наркоматов. Наркоматы заменили ликвидированные министер­ства. Перед ними была поставлена задача по овладению аппаратом бывших министерств.

«Революционное нетерпение» масс особенно ярко проявилось при сломе прежней судебной системы. В ряде мест население, не дожидаясь директив советской власти, само приступало к ликвидации старых судов и созданию новых. Эти суды носили разные названия: народный суд, пролетарский суд, революционный суд, суд общественной власти, трибунал и т.д. 24 ноября 1917 г. Сов­нарком принимает Декрет о суде № 1. Он на законодательном уров­не ликвидировал все дореволюционные судебные органы, создан­ные еще реформой 1864 г., адвокатуру, прокуратуру, институт судебных следователей. Вместо них учреждалась система советских судов обычных - местных и уголовных судов и чрезвычайных - революционных трибуналов. Последние специализировались на преступлениях против революции.

Обострение классовой борьбы в стране заставило советское правительство 7 декабря 1917 г. создать Всероссийскую чрезвы­чайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Главой ВЧК был назначен Ф. Э. Дзержинский. На ВЧК воз­лагались пресечение и ликвидация контрреволюции и саботажа, предварительное расследование по этим делам и предание виновных суду военно-революционного трибунала. В феврале ВЧК получила дополнительные полномочия, включая право расстрела контрреволюционеров, шпионов, саботажников, спекулянтов на месте преступления. ВЧК располагала широкой сетью местных органов: губернских, уездных, транспортных и фронтовых ЧК.

Особое место в формировании советской политической системы занял III Всероссийский съезд Советов, созванный в январе 1918 г. сразу же вслед за роспуском Учредительного собрания. На нем произошло окончательное объединение Советов рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов в единую советскую систему. Съезд принял «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа» ставшую фактически временной конституцией Советского государства. Декларация провозгласила Россию республикой Советов, установила всевластие этих органов в центре и на местах, закре­пила принцип федерализма в государственном устройстве стра­ны, подтвердила ранее принятые декреты советской власти, носившие учредительный характер: о социализации земли, нацио­нализации промышленности и банков, введении всеобщей тру­довой повинности и др.

Одновременно съезд поручил ВЦИК разработать проект по­стоянно действующей конституции и внести его на рассмотрение очередного съезда Советов. В соответствии с этим поручением 1 апреля 1918 г. была образована конституционная комиссия. В ее состав вошли делегаты от партий, представленных на тот период во ВЦИК, а также от наркоматов. Председателем комиссии стал Я. М. Свердлов.

10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов утвердил пер­вую Конституцию РСФСР. Она состояла из шести разделов: I.Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; II. Общие положения Конституции РСФСР; III. Конструкция Со­ветской власти; IV. Активное и пассивное избирательное право; V. Бюджетное право; VI. О гербе и флаге РСФСР.

После провозглашения в Конституции 1918 г. националь­ного принципа построения государства федерация рассматрива­лась исключительно как возможность разрешения национально­го вопроса. Таким образом, в РСФСР с момента ее образования при построении «государственных» образований, входивших в ее состав, предпочтение было отдано национальному принципу. Разграничение компетенции между этими органами в соответствии с главным законом страны строилось на принци­пе ее исключительности на союзном уровне и остаточности - на местном.

Конституция 1918 года юридически оформила систему государственных учреждений РСФСР.

Всероссийский съезд Советов Конституция назвала «высшей властью». Он был правомочен обсуждать любой общегосударствен­ный вопрос, т.е. его компетенция была ничем не ограничена. Съез­ды Советов должны были созываться по решению ВЦИК не реже двух раз в год, однако фактически, начиная с 1919 г., они созы­вались один раз в год в связи с чем, в 1921 г. была внесена соот­ветствующая поправка в Конституцию. Предусматривался также созыв чрезвычайных съездов.

Депутаты Всероссийских съездов Советов избирались на губер­нских (из расчета 1 депутат от 125 тыс. жителей) и городских (1 депутат от 25 тыс. избирателей) съездах Советов. Численность депутатов всероссийских съездов колебалась в пределах от 1 до 2,5 тыс. человек. Наряду с депутатами, имевшими решающий го­лос в работе съездов, принимали участие депутаты с совещатель­ным голосом. Это, как правило, были депутаты, направленные уездными съездами Советов. Необходимость более тщательного об­суждения вопросов привела к возникновению практики секцион­ной работы.

Избирательная система, закрепленная Конституцией, носила ярко выраженный классовый характер. К выборам не допускались семь категорий лиц: 1) живущие на нетрудовые доходы; 2) част­ные торговцы; 3) служители культа; 4) бывшие служащие поли­ции и жандармерии; 5) члены бывшей императорской фамилии; 6) умалишенные и состоявшие под опекой; 7) осужденные в су­дебном порядке. Для усиления позиций правящей большевистской партии Кон­ституция устанавливала некоторые избирательные преимущества для рабочих: фактически один голос рабочего приравнивался к пяти голосам крестьян. Выборы были многоступенчатыми, голо­сование - открытым. Выборы были не прямые, не равные, не тайные, проводились они по производственному принципу. Ни в одном нормативном акте не оговаривалась безальтернативность выдвижения кандидатов в депутаты (они же делегаты), но советская практика постепенно пошла по этому пути.

В период между съездами Советов высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом РСФСР являлся Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), который формировал правительство и давал общее направление его деятельности, наблюдал за проведением в жизнь основ Кон­ституции РСФСР, созывал Всероссийский съезд Советов, обра­зовывал наркоматы, руководил деятельностью советов на мес­тах. По вопросам своей деятельности он издавал декреты и рас­поряжения. Пер­воначально ВЦИК был многопартийным органом. Начиная с V Всероссийского съезда Советов, представители других, кроме большевистской, партий во ВЦИК не избирались.

До осени 1918 г. ВЦИК был постоянно действующим органом. Затем он перешел на сессионный характер работы. Постоянно действующим органом ВЦИК стал его Президиум. После ухода из ВЦИКа представителей других партий в его президиуме царило «большевистское ядро». Члены ВЦИК дважды в месяц обязаны были представлять Пре­зидиуму краткие доклады о своей работе в отделах, комитетах и ко­миссиях. Они не имели права отказываться от поручений, данных Президиумом.

Конституция РСФСР 1918 г. более четко определила положение Совнаркома в системе органов Советского государства. Она закре­пила ответственность СНК перед Всероссийским съездом и ВЦИК и предоставила последнему право отменять или приостанавливать любое решение правительства.

В систему центральных государственных учрежде­ний РСФСР входили наркоматы, которые являлись органами отраслевого управления. Почти у всех наркоматов (кроме НК по де­лам национальностей) имелись предшественники-министерства в монархической или буржуазно-демократической России. Это, од­нако, не облегчало задачу формирования исполнительного аппа­рата наркоматов, так как приходилось преодолевать саботаж со сто­роны значительной части служащих ликвидированных министерств, в большинстве своем отрицательно относившихся к новой власти. Но серьезность намерений большевиков, их решительные действия против саботажников и контрреволюционеров сломали сопротив­ление чиновничества и позволили в короткие сроки создать аппа­рат новых органов центрального отраслевого управления. Создание советского отраслевого аппарата управления завер­шилось к лету 1918 г.

Революционные потрясения 1917 г. осла­били связи мест с центром и породили необычайную пестроту в организации местного управления. По мере укрепления советской власти система местных Советов получала более упорядоченную организацию. Конституция РСФСР 1918 г., обобщив первый опыт советского государствен­ного строительства, отобрала и узаконила наиболее целесообраз­ные формы организации советской власти на местах. Высшими органами власти в губернии, уезде, городе и волости являлись со­ответствующие съезды Советов: губернский, уездный, городской и волостной. Определялись порядок созыва этих съездов и нормы представительства. Исполнительно-распорядительными органами съездов Советов являлись исполнительные комитеты. Конституция определила численный состав исполкомов.Местные Советы были наделены широкими полномочиями. Они занимались выполнением постановлений вышестоящих со­ветских органов, проводили мероприятия по экономическому и культурному развитию своей территории, участвовали в борьбе с саботажем и контрреволюцией, решали все вопросы, имевшие местное значение.

В период гражданской войны все внимание было уделено достижению победы. К концу 1917 г. завершилось становление Наркомата по военным делам. В феврале 1918г. был создан Наркомат по морским делам. В сентябре 1918 г., после объявле­ния РСФСР единым военным лагерем, все военные учреждения (в том числе Наркомат по военным делам и Наркомат по морс­ким делам) и вооруженные силы страны были подчинены РВСР.

В годы гражданской войны изменилась структура государственных учреждений, решающих экономические вопросы. Для управления национализированным секто­ром экономики создается Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ). Руководящими органами ВСНХ являлись Пленум (включал представителей от ВЦИК, хозяйственных наркоматов, коопера­ции, профсоюзов; решал общие вопросы экономической поли­тики), Бюро и Президиум (занимались оперативным руковод­ством, координировали и контролировали деятельность струк­турных подразделений и подведомственных учреждений). В структуру ВСНХ входили отраслевые (по металлу, топливу, хими­ческий и др.), функциональные (снабжения, производственный и т.д.) и обслуживающие (статистики, иногородний и т.п.) отделы. На местах создавались губернские советы народного хозяйства (совнархозы).

Расширение масштабов гражданской войны, переход к нацио­нализации целых отраслей промышленности обусловили дальнейшее усиление централизации управления. С конца 1918 г. началась перестройка аппарата ВСНХ. Все более значительную долю в нем стали играть главные управления и комитеты - главки, создававшиеся для руководства национализированными отраслями. Сна­чала их было немного, но к концу гражданской войны насчиты­валось уже 52. Такая сверхцентрализованная система управления промышленностью получила назва­ние «главкизма». В целом в чрезвычайных условиях гражданской войны система «главкизма» себя оправдала, так как обеспечила мобилизацию всех ресурсов на военные нужды. Вместе с тем в полной мере прояви­лись и негативные стороны чрезмерной централизации - ведом­ственность, бюрократизм, рост управленческого аппарата, игно­рирование интересов регионов.

Чрезвычайные органы власти на местах. Советы являлись не един­ственными органами государственной власти на местах. Еще в период подготовки и проведения Октябрьской революции во мно­гих городах были образованы военно-революционные комитеты. В мае - июне 1918 г. обострилась гражданская война в деревне. 14 мая Совнарком объявил о введении в стране продовольствен­ной диктатуры. 11 июня 1918 г. ВЦИК принял декрет «Об организации деревенской бедноты и снабжении ее хлебом, предметами первой необходимости и сельскохозяйствен­ным инвентарем». В соответствии с ним в деревне создавались чрез­вычайные органы власти - комитеты бедноты (комбеды). Орга­низация и деятельность волостных и сельских комбедов проходи­ла под руководством комитетов большевистской партии. С середины 1918 г. началось создание революционных комите­тов (ревкомов). Это была третья по счету группа чрезвычайных органов диктатуры пролетариата на местах. Ревкомы образовыва­лись реввоенсоветами армий при участии местных советских орга­нов в прифронтовой полосе и на территории, освобожденной Красной армией от антибольшевистских правительств. В первом случае они заменяли местные Советы и действовали в тесном вза­имодействии с частями Красной армии, во втором - их основная задача заключалась в создании необходимых условий для возоб­новления деятельности советского аппарата.

В годы гражданской войны оформились основные черты совет­ской политической системы. Формально вся полнота власти в СССР действительно находи­лась в руках Советов, представлявших собой строго централизо­ванную систему высших и местных органов. Однако в силу ряда обсто­ятельств, прежде всего из-за низкого уровня политической куль­туры масс. Советы не смогли полностью справиться с большим объемом управленческих функций и оказались подменены у руля государственного управления большевистской партией. Это про­тиворечие между правовым положением Советов и их фактичес­кой ролью в политической системе постоянно углублялось.

Принадлежность к правящей партии была главным усло­вием назначения на любой более или менее важный пост. Уже в 1919 г. всем наркоматам и советским учреждениям вменялось в обязательном порядке при приеме на работу коммунистов пред­варительно запрашивать согласие ЦК. Со временем сложилась кадровая политика правящей партии в форме номенклатуры (списка) всех партийных организаций от ЦК ВКП(б), ЦК республиканских компартий до партийной ячейки на небольшом производстве. Окончательно номенклатурный принцип назначения руководящих работников был введен в 1923 г.

Образование СССР. Развитие государственно-политической системы в 20-е - 30-е гг. XX в.

Процессы установления однопартийной системы завершились после Гражданской войны. В 1922 г. состоялся открытый судебный процесс партии эсеров, в ходе которого более десяти ее руководителей были приговорены к смертной казни. С устранением политических оппо­нентов в лице других партий дискуссии по проблемам выбора путей развития (теперь уже в рамках лишь социалистического выбора) пе­реместились в саму правящую партию.

Для борьбы с оппозицией ее рядах в 1921 г. на X съезде РКП(б) была принята резолюция «О единстве партии», запрещавшая открытое проявление оппози­ционности к «генеральной линии ЦК». Огромную роль приобрел партийный аппарат РКП(б) - ВКП(б) который весьма скоро стал партийно-государственным, т. е. на ос­новные посты в государстве были назначены представители РКП(б). Ни один орган советской власти не мог принять решения без санкции партийного комитета.

Важнейшим инструментом нового правительства в борьбе за власть стало формирование мощного репрессивного аппарата, рав­ного которому не знала и царская Россия. В 1922 г. создано Объединенное государственное полити­ческое управление (ОГПУ), которые не только обеспечивали обще­ственную и государственную безопасность, но и постепенно ввели политический контроль за населением страны и его настроениями. Уголовный кодекс 1922 г. вводил смертную казнь за проявления инакомыслия.

Постепенно сложилась традиция, что Российская коммунистическая партия (большевиков), с 1925 г. - Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков), определя­ла на своих съездах основные направления внутренней и внешней политики Советского государства. В период между съездами руководящим органом партии являлся Центральный комитет, избиравшийся съездом и ответственный перед ним. ЦК регулярно проводил пленумы, на которых обсуждались вопросы текущей политики, избирались дру­гие руководящие органы партии - Политбюро, Секретариат, Орг­бюро.

Ни Конституция, ни правовая теория не предусматривали по­добного вмешательства партийных органов в непосредственное управление государством. Но на практике оно с каждым годом усиливалось. Это отразилось и на взаимоотношениях с соседними республиками в процессе образования единого государства.

К началу 1920-х гг. на территории бывшей Российской империи существовало несколько советских респуб­лик, находившихся в тесных договорных отношениях с РСФСР: Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Гру­зинская ССР, Бухарская, Хорезмская и Дальневосточная респуб­лики.

Особенность государственного управления этого периода заключалась в том, что управленческие структуры РСФСР выполняли роль общегосударственных органов для союза республик. Одновременно представители республик были включены в состав высших органов власти и управления РСФСР, а правящие в республиках компартии получили права областных парторганизаций Российской коммунистической партии (большевиков). Благодаря этому достигалось единство действий республик в решении большинства военных и хозяйственных вопросов. Од­нако отсутствие правовых норм, регулировавших отношения цен­тральных и республиканских органов, приводило иногда к кон­фликтам и недоразумениям. Требовалось совершен­ствования договорных отношений. Общность политического строя и близость задач, стоявших перед советскими республи­ками, являвшимися в недавнем прошлом составными частями единого государства, подталкивали их к восстановлению госу­дарственного единства.

Это позволило политбюро ЦК РКП(б) в августе 1922 г. образовать комиссию для подготовки за­конопроекта о новой форме государственного объединения рес­публик. Разработанный комиссией проект получил наименование «плана автономизации». Его сущность сво­дилась к тому, что все советские республики должны были войти в состав РСФСР на правах автономий. Соответственно, государ­ственные органы РСФСР превращались в государственные орга­ны союза. Возражение Украины и категорический отказ Грузии от вхож­дения в состав РСФСР на правах автономных образований заста­вили политическое руководство РСФСР пересмотреть «план ав­тономизации». В. И. Ленин выдвинул идея объединения республик, включая РСФСР, в новый союз на равноправной основе. В декабре 1922 г. во всех республиках состоялись съезды Сове­тов, участники которых одобрили план федерализации и избрали делегатов на Всесоюзный съезд.

I Всесоюзный съезд Советов со­стоялся 30 декабря 1922 г. Съезд утвердил Декларацию и До­говор об образовании СССР. Декларация провозглашала принци­пы добровольности объединения, равноправия республик и пра­во свободного выхода из Союза (однако механизм выхода разработан не был, что проявилось в годы перестройки). Договор определял систему союз­ных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения с рес­публиканскими управленческими структурами. На съезде был из­бран Центральный исполнительный комитет (ЦИК) СССР. Ис­полнительную власть вплоть до принятия союзной Конституции и создания общефедеральных органов управления должны были осуществлять Совнарком и наркоматы РСФСР.

Изменение административно - территориального устройства государства требовало принятия новой Конституции. Решение о необходимости разработ­ки и принятия союзной Конституции было принято I Всесоюз­ным съездом 6 июля 1923 г. ЦИК утвердил Конституцию СССР, и она фактически вступила в силу. Тогда же были образованы Сов­нарком СССР и общегосударственные наркоматы. Эту дату даже успели объявить праздничным днем. Но окончательно Конститу­ция СССР была принята II Всесоюзным съездом Советов 31 янва­ря 1924 г.

Конституция СССР состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР - указывались причины и принципы создания союзного госу­дарства и Договора об образовании СССР.

Конструкция государственных органов Со­юза и входящих в него республик принципиально не отличалась от системы государственных органов РСФСР, закрепленных в Конституции РСФСР 1918 г.

Высшим органом власти объявлялся Съезд Советов. В Конституции СССР 1924 г. компетенция съездов не огова­ривалась и не ограничивалась. Он мог принять к рассмотрению любой вопрос, нахо­дившийся в ведении Союза ССР. К исключительной компетенции съездов относились изменение Конституции и выборы Централь­ного исполнительного комитета (ЦИК) СССР. Съезд Советов СССР формировался путем многоступенчатых выборов. Согласно Конституции съезды должны были созываться не реже одного раза в год, с 1927 г. - не реже одного раза в два года. Однако эти сроки не всегда соблюдались. Помимо очередных съез­дов по инициативе ЦИК СССР или по требованию не менее двух союзных республик мог быть созван чрезвычайный съезд Советов СССР. Кон­ституция СССР 1924 г. оставляла фактически без изменений пре­жнюю избирательную систему.

В период между съездами ЦИК СССР - постоянно действующий высший орган государ­ственный власти. ЦИК избирался Съездом Советов СССР и состоял из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Обе палаты обладали одинаковыми правами и различались лишь порядком формирования. Союзный Совет состоял из представителей союз­ных республик пропорционально численности населения каждой из них. В Совет Национальностей входили представители союзных и автономных республик (по 5 депутатов от каждой республики вне зависимости от ее статуса, численности населения и размера территории), и автономных областей (по 1 депутату от каждой области). Заседания ЦИК СССР обычно проводилась по палатам, но с конца 1920-х гг. получила широкое распространение практи­ка совместных заседаний палат.

ЦИК СССР был наделен Конституцией широкими полномочиями: утверждал планы экономического развития и государственный бюджет, вводил новые налоги, устанавливал принципы зем­леустройства и судопроизводства, разрешал споры между союз­ными республиками, отменял постановления их высших орга­нов в случае несоответствия принимаемых ими актов союзной Конституции, одобрял соглашения по внешним займам, рати­фицировал международные договоры, формировал правитель­ство страны.

ЦИК СССР работал сессионно: очередные сессии проводи­лись три раза в год. Председателями ЦИК СССР являлись пооче­редно председатели ЦИК союзных республик. С конца 1920-х гг. регулярность проведения сессий ЦИК была нарушена. В этой связи значительно возросла роль Президиума ЦИК. Будучи по Конституции СССР 1924 г. высшим законодательным, распорядительным и исполнительным органом власти в период между сессиями ЦИК, он с начала 1930-х гг. стал активно втор­гаться в сферу компетенции ЦИК СССР, принимая соответству­ющие решения.

Совет народных комиссаров - правительство СССР. Кон­ституция СССР 1924 г. определила статус Совнаркома как испол­нительного и распорядительного органа ЦИК. Совнарком форми­ровался ЦИК СССР на срок, не превышавший срок полномочий самого ЦИК, т.е. до очередного Съезда Советов СССР. В его со­став входили с правом решающего голоса только наркомы СССР, а с правом совещательного голоса - руководители ряда других ведомств, председатели совнаркомов союзных республик.

Центральные государственные органы. В соответствии с принципом разграничения полномочий между Союзом ССР и союзными республиками все федеральные наркоматы подразде­лялись на две группы: общесоюзные и объединенные наркоматы. Последние позднее стали именоваться союзно-республиканскими наркоматами.

Общесоюзные наркоматы создавались для управления отраслями, отнесенными Конституцией СССР к исключительному веде­нию Союза ССР. Их было пять: Наркомат иностранных дел, Наркомат по военным и морским делам, Наркомат внешней торговли, Наркомат путей сообщения и Наркомат почт и телеграфов.

Объединенные наркоматы управляли отраслями, отнесенным Конституцией СССР к совместному ведению Союза ССР и союзных республик. Их тоже было пять: Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), Наркомат финансов, Наркомат труда, Наркомат продовольствия и Наркомат рабоче-крестьянской инспекции.

Ряд отраслей Конституция СССР отнесла к самостоятельному ведению союзных республик. Для управления ими республики со­здавали собственные, республиканские наркоматы. Одноименные наркоматы СССР в таких случаях не образовывались. Республи­канскими являлись наркоматы земледелия, внутренних дел юс­тиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения. Республиканские наркоматы управляли порученной им от­раслью непосредственно и в пределах территории республики.

Объ­единенное государственное политическое управление (ОГПУ) было образовано, как и федеральные наркоматы, 6 июля 1923 г. Ему была посвящена целая глава в Конституции СССР 1924 г. (глава 9). На ОГПУ возлагались объединение усилий республик по борьбе с контрреволюцией, бандитизмом, шпионажем, контра­бандой, подавление открытых вооруженных выступлений против Советской власти, охрана границ, железнодорожных и водных путей сообщения.

Традиционные для системы управления РСФСР методы жесткого централизма были характерны и для системы государственных учреждений СССР. Наиболее ярко это проявилось, например, при решении экономических проблем. Новая экономическая политика потребовала поиска более гибких методов управ­ления. В начале 1920-х гг. происходит частичная децентрализация управления промышленностью. С образованием СССР вся промышленность была разделена по значению на три категории: общесоюзную, республиканскую и местную. На ВСНХ было возложено руководство общесоюзной промышленностью и общее регулирование всей остальной. Во второй половине 1920-х гг. в СССР началась индустриализа­ция. Индустриальные гиганты являлись, как правило, предприятиями общесоюзного значения. По мере вытеснения частного сектора из промышлен­ности и формирования плановой социалистической системы хо­зяйства происходила новая централизация управления. Однако руководить из единого центра, каким являлся ВСНХ, многоот­раслевой промышленностью было затруднительно. Выход был най­ден в создании системы отраслевых промышленных наркоматов. 5 января 1932 г. ЦИК СССР принял постановление о пере­стройке управления промышленностью. Оно положило начало созданию системы отраслевых промышленных наркоматов. Характерно то, что происходит постепенное перераспределение функций объединенных и республиканских наркоматов в пользу союзных. Например, коллективизация сельского хозяйства заставила преобразовать Наркомат земледелия из республиканского в союзно-республиканское ведомство: в декабре 1929 г. был создан Наркомат земледелия СССР, на который было возложено руководство колхозным строительством. В 1932 г. из него выделился в самостоятель­ный орган Наркомат зерновых и животноводческих совхозов. В итоге почти все про­мышленные наркоматы являлись общесоюзными.

Созданием системы отрас­левых промышленных наркоматов завершилось формирование административно-командной системы управления. Административ­но-командная система управления (АКСУ) является особой разновидностью государ­ственного управления, характеризующейся преимущественным применением директивных методов регулирования общественных процессов, широким использованием административного принуж­дения. Административно-командная система в значи­тельной мере держалась на номенклатурном принципе управле­ния обществом, обеспечивавшим партийный контроль над назна­чением и перемещением руководящих кадров государственного аппарата и их личную зависимость от тех, кто находился наверху управленческой пирамиды. Для АКСУ характерно сохранение авторитарного метода управления.

Признанным лидером партии являлся В.И. Ленин, занимавший одновременно пост председателя Совнаркома. В 1922 г. он тяжело заболел и вскоре отошел от непосредственного руководства партией и государством. В апреле 1922 г. было решено учредить должность Генерального секретаря ЦК. Им стал И.В. Сталин. Первоначально в его обязанности входило руководство кадровой политикой партии. Он быстро понял, какие возможности предоставляет эта должность. Генеральный секретарь выступал в качестве связующего звена меж­ду Политбюро, Оргбюро и Секретариатом, оказывал значительное влияние на выработку их решений, сконцентрировал в своих руках расстановку кадров аппарата ЦК и руководителей местных партор­ганизаций. Умелое использование кадровой политики составило осно­ву необъятной власти И. В. Сталина, позволило ему встать над пар­тией и установить свою личную диктатуру в стране к 1930-м гг.

Политический ре­жим, установившийся на рубеже 20 -30-х гг. XX в. в СССР, мно­гими современными исследователями характеризуется как тота­литарный.

Признаки тоталитаризма: 1) наличие един­ственной массовой партии с харизматическим лидером во главе; 2) существование официальной идеологии; 3) монополия госу­дарства на средства массовой информации; 4) полный контроль над вооруженными силами; 5) проведение политики массовых репрессий; 6) складывание системы централизованного руковод­ства экономикой. Все эти признаки можно обнаружить в полити­ческой жизни Советского государства 1930-х гг.

Изменение политической системы государство нашло свое отражение в новой Конституции. Под председательством И. В. Сталина была образована Конституционная комиссия. В течение года шла работа над проек­том нового Основного закона страны. 12 июня 1936 г. после одоб­рения проекта партийным пленумом он был опубликован во всех газетах страны. В целях придания будущему Основному закону де­мократического лоска началось направляемое и контролируемое сверху его «всенародное обсуждение». 5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайный съезд Советов СССР принял новую Конституцию.

В Конституции были отражены перемены в национально-государственном устройстве страны. Общее число союзных республик, непосредственно входящих в состав СССР, возросло до 11. За ними было сохранено право выхода из СССР. Но в целом в новой Конституции прослеживалась тенденция к централиз­му: расширялась компетенция общесоюзных наркоматов в сфере народнохозяйственного развития и обороноспособности страны, права союзных республик заметно сокращались.

Конституция СССР 1936 г. перестроила всю систему высших органов государственной власти и управления. Съезд Советов СССР, ЦИК, Президиум ЦИК упраздняются и вместо них созда­ются двухпалатный Верховный Совет (состоял из Совета Союза и Совета Национальностей) и его постоянно действующий орган - Президиум Верховного Совета. Верховный Совет образовал пра­вительство - Совнарком.

Конституция изменила также избирательную систему: закреплялось всеобщее, равное и прямое изби­рательное право при тайном голосовании, предоставляемое с 18 летнего возраста. Но в условиях сложившейся однопартийной си­стемы и фактической диктатуры Сталина выборы не стали ин­струментом подлинного народовластия.

В течение 1937 г. во всех союзных республиках, включая РСФСР, вступили в силу новые республиканские конституции. Они полностью соответствовали союзной Конституции 1936 г. В 1940 г., после вхождения в состав СССР Молдавии, Латвии, Литвы, Эстонии и образования Карело-Финской ССР, были раз­работаны и приняты конституции соответствующих союзных рес­публик.

Наши рекомендации