Возникновение Советского государства. Государственный аппарат РСФСР.
Советское государство появилось в результате победы организованного большевиками вооруженного восстания в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов, состоявшийся 25 - 26 октября 1917 г., принял декреты о мире и о земле и о власти. II Всероссийский съезд Советов сыграл, таким образом, учредительную роль в образовании Советского государства.
Большевики, придя к власти, создали принципиально новую систему государственного управления. II Всероссийский съезд Советов объявил себя верховным законодательным органом. II всероссийский съезд Советов, как указывалось выше, образовал постоянно действующий орган государственной власти - Всероссийский центральный исполнительный комитет и временное рабоче-крестьянское правительство - Совет народных комиссаров. Эти органы были подотчетны съезду.
Первоначально во ВЦИК были представлены партии, принимавшие участие в работе II Всероссийского съезда Советов. В середине ноября 1917 г. произошло слияние ВЦИК, избранного II Всероссийским съездом Советов, с исполнительным комитетом, избранным на чрезвычайном Всероссийском крестьянском съезде. При ВЦИК были созданы отделы: агитационный, иногородний, казачий, по местному самоуправлению, экономический, по созыву Учредительного собрания и т.д. Рабочим органом ВЦИК являлся его Президиум, занимавшийся подготовкой материалов для заседаний ВЦИК.
Председатель ВЦИК поставлен в ряд государственных органов совершенно сознательно. Во-первых, система была сконструирована так, что при отрицании профессионального парламентаризма, в условиях чрезвычайных, институт съезда Советов и ВЦИК работали малоэффективно. Во-вторых, как отмечалось выше, набирала силу тенденция сосредоточения всей полноты власти в узких коллегиях, в исполнительных структурах. В-третьих, до марта 1919 г. этот пост занимал человек с весьма и весьма авторитарным характером - Я.М. Свердлов, который если и советовался при решении каких-либо вопросов, то главным образом с В.И. Лениным.
В отличие от ВЦИК в состав Совнаркома, сформированного на II Всероссийском съезде Советов, вошли только представители большевистской партии. До января 1918 г. Совнарком считался временным правительством, но после роспуска Учредительного собрания слово «временный» из характеристики его статуса было убрано.
На практике Совнарком, будучи однопартийным и оперативным органом осуществлял не только исполнительные, но и законодательные функции. Его декреты подлежали немедленному исполнению. Это было подтверждено специальной резолюцией ВЦИК. Вообще характерной чертой советской системы государственного управления являлось отсутствие разделения властей.
II Всероссийский съезд Советов положил начало формированию центрального государственного аппарата - системы народных комиссариатов, или наркоматов. Наркоматы заменили ликвидированные министерства. Перед ними была поставлена задача по овладению аппаратом бывших министерств.
«Революционное нетерпение» масс особенно ярко проявилось при сломе прежней судебной системы. В ряде мест население, не дожидаясь директив советской власти, само приступало к ликвидации старых судов и созданию новых. Эти суды носили разные названия: народный суд, пролетарский суд, революционный суд, суд общественной власти, трибунал и т.д. 24 ноября 1917 г. Совнарком принимает Декрет о суде № 1. Он на законодательном уровне ликвидировал все дореволюционные судебные органы, созданные еще реформой 1864 г., адвокатуру, прокуратуру, институт судебных следователей. Вместо них учреждалась система советских судов обычных - местных и уголовных судов и чрезвычайных - революционных трибуналов. Последние специализировались на преступлениях против революции.
Обострение классовой борьбы в стране заставило советское правительство 7 декабря 1917 г. создать Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Главой ВЧК был назначен Ф. Э. Дзержинский. На ВЧК возлагались пресечение и ликвидация контрреволюции и саботажа, предварительное расследование по этим делам и предание виновных суду военно-революционного трибунала. В феврале ВЧК получила дополнительные полномочия, включая право расстрела контрреволюционеров, шпионов, саботажников, спекулянтов на месте преступления. ВЧК располагала широкой сетью местных органов: губернских, уездных, транспортных и фронтовых ЧК.
Особое место в формировании советской политической системы занял III Всероссийский съезд Советов, созванный в январе 1918 г. сразу же вслед за роспуском Учредительного собрания. На нем произошло окончательное объединение Советов рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов в единую советскую систему. Съезд принял «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа» ставшую фактически временной конституцией Советского государства. Декларация провозгласила Россию республикой Советов, установила всевластие этих органов в центре и на местах, закрепила принцип федерализма в государственном устройстве страны, подтвердила ранее принятые декреты советской власти, носившие учредительный характер: о социализации земли, национализации промышленности и банков, введении всеобщей трудовой повинности и др.
Одновременно съезд поручил ВЦИК разработать проект постоянно действующей конституции и внести его на рассмотрение очередного съезда Советов. В соответствии с этим поручением 1 апреля 1918 г. была образована конституционная комиссия. В ее состав вошли делегаты от партий, представленных на тот период во ВЦИК, а также от наркоматов. Председателем комиссии стал Я. М. Свердлов.
10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов утвердил первую Конституцию РСФСР. Она состояла из шести разделов: I.Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; II. Общие положения Конституции РСФСР; III. Конструкция Советской власти; IV. Активное и пассивное избирательное право; V. Бюджетное право; VI. О гербе и флаге РСФСР.
После провозглашения в Конституции 1918 г. национального принципа построения государства федерация рассматривалась исключительно как возможность разрешения национального вопроса. Таким образом, в РСФСР с момента ее образования при построении «государственных» образований, входивших в ее состав, предпочтение было отдано национальному принципу. Разграничение компетенции между этими органами в соответствии с главным законом страны строилось на принципе ее исключительности на союзном уровне и остаточности - на местном.
Конституция 1918 года юридически оформила систему государственных учреждений РСФСР.
Всероссийский съезд Советов Конституция назвала «высшей властью». Он был правомочен обсуждать любой общегосударственный вопрос, т.е. его компетенция была ничем не ограничена. Съезды Советов должны были созываться по решению ВЦИК не реже двух раз в год, однако фактически, начиная с 1919 г., они созывались один раз в год в связи с чем, в 1921 г. была внесена соответствующая поправка в Конституцию. Предусматривался также созыв чрезвычайных съездов.
Депутаты Всероссийских съездов Советов избирались на губернских (из расчета 1 депутат от 125 тыс. жителей) и городских (1 депутат от 25 тыс. избирателей) съездах Советов. Численность депутатов всероссийских съездов колебалась в пределах от 1 до 2,5 тыс. человек. Наряду с депутатами, имевшими решающий голос в работе съездов, принимали участие депутаты с совещательным голосом. Это, как правило, были депутаты, направленные уездными съездами Советов. Необходимость более тщательного обсуждения вопросов привела к возникновению практики секционной работы.
Избирательная система, закрепленная Конституцией, носила ярко выраженный классовый характер. К выборам не допускались семь категорий лиц: 1) живущие на нетрудовые доходы; 2) частные торговцы; 3) служители культа; 4) бывшие служащие полиции и жандармерии; 5) члены бывшей императорской фамилии; 6) умалишенные и состоявшие под опекой; 7) осужденные в судебном порядке. Для усиления позиций правящей большевистской партии Конституция устанавливала некоторые избирательные преимущества для рабочих: фактически один голос рабочего приравнивался к пяти голосам крестьян. Выборы были многоступенчатыми, голосование - открытым. Выборы были не прямые, не равные, не тайные, проводились они по производственному принципу. Ни в одном нормативном акте не оговаривалась безальтернативность выдвижения кандидатов в депутаты (они же делегаты), но советская практика постепенно пошла по этому пути.
В период между съездами Советов высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом РСФСР являлся Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), который формировал правительство и давал общее направление его деятельности, наблюдал за проведением в жизнь основ Конституции РСФСР, созывал Всероссийский съезд Советов, образовывал наркоматы, руководил деятельностью советов на местах. По вопросам своей деятельности он издавал декреты и распоряжения. Первоначально ВЦИК был многопартийным органом. Начиная с V Всероссийского съезда Советов, представители других, кроме большевистской, партий во ВЦИК не избирались.
До осени 1918 г. ВЦИК был постоянно действующим органом. Затем он перешел на сессионный характер работы. Постоянно действующим органом ВЦИК стал его Президиум. После ухода из ВЦИКа представителей других партий в его президиуме царило «большевистское ядро». Члены ВЦИК дважды в месяц обязаны были представлять Президиуму краткие доклады о своей работе в отделах, комитетах и комиссиях. Они не имели права отказываться от поручений, данных Президиумом.
Конституция РСФСР 1918 г. более четко определила положение Совнаркома в системе органов Советского государства. Она закрепила ответственность СНК перед Всероссийским съездом и ВЦИК и предоставила последнему право отменять или приостанавливать любое решение правительства.
В систему центральных государственных учреждений РСФСР входили наркоматы, которые являлись органами отраслевого управления. Почти у всех наркоматов (кроме НК по делам национальностей) имелись предшественники-министерства в монархической или буржуазно-демократической России. Это, однако, не облегчало задачу формирования исполнительного аппарата наркоматов, так как приходилось преодолевать саботаж со стороны значительной части служащих ликвидированных министерств, в большинстве своем отрицательно относившихся к новой власти. Но серьезность намерений большевиков, их решительные действия против саботажников и контрреволюционеров сломали сопротивление чиновничества и позволили в короткие сроки создать аппарат новых органов центрального отраслевого управления. Создание советского отраслевого аппарата управления завершилось к лету 1918 г.
Революционные потрясения 1917 г. ослабили связи мест с центром и породили необычайную пестроту в организации местного управления. По мере укрепления советской власти система местных Советов получала более упорядоченную организацию. Конституция РСФСР 1918 г., обобщив первый опыт советского государственного строительства, отобрала и узаконила наиболее целесообразные формы организации советской власти на местах. Высшими органами власти в губернии, уезде, городе и волости являлись соответствующие съезды Советов: губернский, уездный, городской и волостной. Определялись порядок созыва этих съездов и нормы представительства. Исполнительно-распорядительными органами съездов Советов являлись исполнительные комитеты. Конституция определила численный состав исполкомов.Местные Советы были наделены широкими полномочиями. Они занимались выполнением постановлений вышестоящих советских органов, проводили мероприятия по экономическому и культурному развитию своей территории, участвовали в борьбе с саботажем и контрреволюцией, решали все вопросы, имевшие местное значение.
В период гражданской войны все внимание было уделено достижению победы. К концу 1917 г. завершилось становление Наркомата по военным делам. В феврале 1918г. был создан Наркомат по морским делам. В сентябре 1918 г., после объявления РСФСР единым военным лагерем, все военные учреждения (в том числе Наркомат по военным делам и Наркомат по морским делам) и вооруженные силы страны были подчинены РВСР.
В годы гражданской войны изменилась структура государственных учреждений, решающих экономические вопросы. Для управления национализированным сектором экономики создается Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ). Руководящими органами ВСНХ являлись Пленум (включал представителей от ВЦИК, хозяйственных наркоматов, кооперации, профсоюзов; решал общие вопросы экономической политики), Бюро и Президиум (занимались оперативным руководством, координировали и контролировали деятельность структурных подразделений и подведомственных учреждений). В структуру ВСНХ входили отраслевые (по металлу, топливу, химический и др.), функциональные (снабжения, производственный и т.д.) и обслуживающие (статистики, иногородний и т.п.) отделы. На местах создавались губернские советы народного хозяйства (совнархозы).
Расширение масштабов гражданской войны, переход к национализации целых отраслей промышленности обусловили дальнейшее усиление централизации управления. С конца 1918 г. началась перестройка аппарата ВСНХ. Все более значительную долю в нем стали играть главные управления и комитеты - главки, создававшиеся для руководства национализированными отраслями. Сначала их было немного, но к концу гражданской войны насчитывалось уже 52. Такая сверхцентрализованная система управления промышленностью получила название «главкизма». В целом в чрезвычайных условиях гражданской войны система «главкизма» себя оправдала, так как обеспечила мобилизацию всех ресурсов на военные нужды. Вместе с тем в полной мере проявились и негативные стороны чрезмерной централизации - ведомственность, бюрократизм, рост управленческого аппарата, игнорирование интересов регионов.
Чрезвычайные органы власти на местах. Советы являлись не единственными органами государственной власти на местах. Еще в период подготовки и проведения Октябрьской революции во многих городах были образованы военно-революционные комитеты. В мае - июне 1918 г. обострилась гражданская война в деревне. 14 мая Совнарком объявил о введении в стране продовольственной диктатуры. 11 июня 1918 г. ВЦИК принял декрет «Об организации деревенской бедноты и снабжении ее хлебом, предметами первой необходимости и сельскохозяйственным инвентарем». В соответствии с ним в деревне создавались чрезвычайные органы власти - комитеты бедноты (комбеды). Организация и деятельность волостных и сельских комбедов проходила под руководством комитетов большевистской партии. С середины 1918 г. началось создание революционных комитетов (ревкомов). Это была третья по счету группа чрезвычайных органов диктатуры пролетариата на местах. Ревкомы образовывались реввоенсоветами армий при участии местных советских органов в прифронтовой полосе и на территории, освобожденной Красной армией от антибольшевистских правительств. В первом случае они заменяли местные Советы и действовали в тесном взаимодействии с частями Красной армии, во втором - их основная задача заключалась в создании необходимых условий для возобновления деятельности советского аппарата.
В годы гражданской войны оформились основные черты советской политической системы. Формально вся полнота власти в СССР действительно находилась в руках Советов, представлявших собой строго централизованную систему высших и местных органов. Однако в силу ряда обстоятельств, прежде всего из-за низкого уровня политической культуры масс. Советы не смогли полностью справиться с большим объемом управленческих функций и оказались подменены у руля государственного управления большевистской партией. Это противоречие между правовым положением Советов и их фактической ролью в политической системе постоянно углублялось.
Принадлежность к правящей партии была главным условием назначения на любой более или менее важный пост. Уже в 1919 г. всем наркоматам и советским учреждениям вменялось в обязательном порядке при приеме на работу коммунистов предварительно запрашивать согласие ЦК. Со временем сложилась кадровая политика правящей партии в форме номенклатуры (списка) всех партийных организаций от ЦК ВКП(б), ЦК республиканских компартий до партийной ячейки на небольшом производстве. Окончательно номенклатурный принцип назначения руководящих работников был введен в 1923 г.
Образование СССР. Развитие государственно-политической системы в 20-е - 30-е гг. XX в.
Процессы установления однопартийной системы завершились после Гражданской войны. В 1922 г. состоялся открытый судебный процесс партии эсеров, в ходе которого более десяти ее руководителей были приговорены к смертной казни. С устранением политических оппонентов в лице других партий дискуссии по проблемам выбора путей развития (теперь уже в рамках лишь социалистического выбора) переместились в саму правящую партию.
Для борьбы с оппозицией ее рядах в 1921 г. на X съезде РКП(б) была принята резолюция «О единстве партии», запрещавшая открытое проявление оппозиционности к «генеральной линии ЦК». Огромную роль приобрел партийный аппарат РКП(б) - ВКП(б) который весьма скоро стал партийно-государственным, т. е. на основные посты в государстве были назначены представители РКП(б). Ни один орган советской власти не мог принять решения без санкции партийного комитета.
Важнейшим инструментом нового правительства в борьбе за власть стало формирование мощного репрессивного аппарата, равного которому не знала и царская Россия. В 1922 г. создано Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ), которые не только обеспечивали общественную и государственную безопасность, но и постепенно ввели политический контроль за населением страны и его настроениями. Уголовный кодекс 1922 г. вводил смертную казнь за проявления инакомыслия.
Постепенно сложилась традиция, что Российская коммунистическая партия (большевиков), с 1925 г. - Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков), определяла на своих съездах основные направления внутренней и внешней политики Советского государства. В период между съездами руководящим органом партии являлся Центральный комитет, избиравшийся съездом и ответственный перед ним. ЦК регулярно проводил пленумы, на которых обсуждались вопросы текущей политики, избирались другие руководящие органы партии - Политбюро, Секретариат, Оргбюро.
Ни Конституция, ни правовая теория не предусматривали подобного вмешательства партийных органов в непосредственное управление государством. Но на практике оно с каждым годом усиливалось. Это отразилось и на взаимоотношениях с соседними республиками в процессе образования единого государства.
К началу 1920-х гг. на территории бывшей Российской империи существовало несколько советских республик, находившихся в тесных договорных отношениях с РСФСР: Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская ССР, Бухарская, Хорезмская и Дальневосточная республики.
Особенность государственного управления этого периода заключалась в том, что управленческие структуры РСФСР выполняли роль общегосударственных органов для союза республик. Одновременно представители республик были включены в состав высших органов власти и управления РСФСР, а правящие в республиках компартии получили права областных парторганизаций Российской коммунистической партии (большевиков). Благодаря этому достигалось единство действий республик в решении большинства военных и хозяйственных вопросов. Однако отсутствие правовых норм, регулировавших отношения центральных и республиканских органов, приводило иногда к конфликтам и недоразумениям. Требовалось совершенствования договорных отношений. Общность политического строя и близость задач, стоявших перед советскими республиками, являвшимися в недавнем прошлом составными частями единого государства, подталкивали их к восстановлению государственного единства.
Это позволило политбюро ЦК РКП(б) в августе 1922 г. образовать комиссию для подготовки законопроекта о новой форме государственного объединения республик. Разработанный комиссией проект получил наименование «плана автономизации». Его сущность сводилась к тому, что все советские республики должны были войти в состав РСФСР на правах автономий. Соответственно, государственные органы РСФСР превращались в государственные органы союза. Возражение Украины и категорический отказ Грузии от вхождения в состав РСФСР на правах автономных образований заставили политическое руководство РСФСР пересмотреть «план автономизации». В. И. Ленин выдвинул идея объединения республик, включая РСФСР, в новый союз на равноправной основе. В декабре 1922 г. во всех республиках состоялись съезды Советов, участники которых одобрили план федерализации и избрали делегатов на Всесоюзный съезд.
I Всесоюзный съезд Советов состоялся 30 декабря 1922 г. Съезд утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Декларация провозглашала принципы добровольности объединения, равноправия республик и право свободного выхода из Союза (однако механизм выхода разработан не был, что проявилось в годы перестройки). Договор определял систему союзных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения с республиканскими управленческими структурами. На съезде был избран Центральный исполнительный комитет (ЦИК) СССР. Исполнительную власть вплоть до принятия союзной Конституции и создания общефедеральных органов управления должны были осуществлять Совнарком и наркоматы РСФСР.
Изменение административно - территориального устройства государства требовало принятия новой Конституции. Решение о необходимости разработки и принятия союзной Конституции было принято I Всесоюзным съездом 6 июля 1923 г. ЦИК утвердил Конституцию СССР, и она фактически вступила в силу. Тогда же были образованы Совнарком СССР и общегосударственные наркоматы. Эту дату даже успели объявить праздничным днем. Но окончательно Конституция СССР была принята II Всесоюзным съездом Советов 31 января 1924 г.
Конституция СССР состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР - указывались причины и принципы создания союзного государства и Договора об образовании СССР.
Конструкция государственных органов Союза и входящих в него республик принципиально не отличалась от системы государственных органов РСФСР, закрепленных в Конституции РСФСР 1918 г.
Высшим органом власти объявлялся Съезд Советов. В Конституции СССР 1924 г. компетенция съездов не оговаривалась и не ограничивалась. Он мог принять к рассмотрению любой вопрос, находившийся в ведении Союза ССР. К исключительной компетенции съездов относились изменение Конституции и выборы Центрального исполнительного комитета (ЦИК) СССР. Съезд Советов СССР формировался путем многоступенчатых выборов. Согласно Конституции съезды должны были созываться не реже одного раза в год, с 1927 г. - не реже одного раза в два года. Однако эти сроки не всегда соблюдались. Помимо очередных съездов по инициативе ЦИК СССР или по требованию не менее двух союзных республик мог быть созван чрезвычайный съезд Советов СССР. Конституция СССР 1924 г. оставляла фактически без изменений прежнюю избирательную систему.
В период между съездами ЦИК СССР - постоянно действующий высший орган государственный власти. ЦИК избирался Съездом Советов СССР и состоял из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Обе палаты обладали одинаковыми правами и различались лишь порядком формирования. Союзный Совет состоял из представителей союзных республик пропорционально численности населения каждой из них. В Совет Национальностей входили представители союзных и автономных республик (по 5 депутатов от каждой республики вне зависимости от ее статуса, численности населения и размера территории), и автономных областей (по 1 депутату от каждой области). Заседания ЦИК СССР обычно проводилась по палатам, но с конца 1920-х гг. получила широкое распространение практика совместных заседаний палат.
ЦИК СССР был наделен Конституцией широкими полномочиями: утверждал планы экономического развития и государственный бюджет, вводил новые налоги, устанавливал принципы землеустройства и судопроизводства, разрешал споры между союзными республиками, отменял постановления их высших органов в случае несоответствия принимаемых ими актов союзной Конституции, одобрял соглашения по внешним займам, ратифицировал международные договоры, формировал правительство страны.
ЦИК СССР работал сессионно: очередные сессии проводились три раза в год. Председателями ЦИК СССР являлись поочередно председатели ЦИК союзных республик. С конца 1920-х гг. регулярность проведения сессий ЦИК была нарушена. В этой связи значительно возросла роль Президиума ЦИК. Будучи по Конституции СССР 1924 г. высшим законодательным, распорядительным и исполнительным органом власти в период между сессиями ЦИК, он с начала 1930-х гг. стал активно вторгаться в сферу компетенции ЦИК СССР, принимая соответствующие решения.
Совет народных комиссаров - правительство СССР. Конституция СССР 1924 г. определила статус Совнаркома как исполнительного и распорядительного органа ЦИК. Совнарком формировался ЦИК СССР на срок, не превышавший срок полномочий самого ЦИК, т.е. до очередного Съезда Советов СССР. В его состав входили с правом решающего голоса только наркомы СССР, а с правом совещательного голоса - руководители ряда других ведомств, председатели совнаркомов союзных республик.
Центральные государственные органы. В соответствии с принципом разграничения полномочий между Союзом ССР и союзными республиками все федеральные наркоматы подразделялись на две группы: общесоюзные и объединенные наркоматы. Последние позднее стали именоваться союзно-республиканскими наркоматами.
Общесоюзные наркоматы создавались для управления отраслями, отнесенными Конституцией СССР к исключительному ведению Союза ССР. Их было пять: Наркомат иностранных дел, Наркомат по военным и морским делам, Наркомат внешней торговли, Наркомат путей сообщения и Наркомат почт и телеграфов.
Объединенные наркоматы управляли отраслями, отнесенным Конституцией СССР к совместному ведению Союза ССР и союзных республик. Их тоже было пять: Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), Наркомат финансов, Наркомат труда, Наркомат продовольствия и Наркомат рабоче-крестьянской инспекции.
Ряд отраслей Конституция СССР отнесла к самостоятельному ведению союзных республик. Для управления ими республики создавали собственные, республиканские наркоматы. Одноименные наркоматы СССР в таких случаях не образовывались. Республиканскими являлись наркоматы земледелия, внутренних дел юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения. Республиканские наркоматы управляли порученной им отраслью непосредственно и в пределах территории республики.
Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) было образовано, как и федеральные наркоматы, 6 июля 1923 г. Ему была посвящена целая глава в Конституции СССР 1924 г. (глава 9). На ОГПУ возлагались объединение усилий республик по борьбе с контрреволюцией, бандитизмом, шпионажем, контрабандой, подавление открытых вооруженных выступлений против Советской власти, охрана границ, железнодорожных и водных путей сообщения.
Традиционные для системы управления РСФСР методы жесткого централизма были характерны и для системы государственных учреждений СССР. Наиболее ярко это проявилось, например, при решении экономических проблем. Новая экономическая политика потребовала поиска более гибких методов управления. В начале 1920-х гг. происходит частичная децентрализация управления промышленностью. С образованием СССР вся промышленность была разделена по значению на три категории: общесоюзную, республиканскую и местную. На ВСНХ было возложено руководство общесоюзной промышленностью и общее регулирование всей остальной. Во второй половине 1920-х гг. в СССР началась индустриализация. Индустриальные гиганты являлись, как правило, предприятиями общесоюзного значения. По мере вытеснения частного сектора из промышленности и формирования плановой социалистической системы хозяйства происходила новая централизация управления. Однако руководить из единого центра, каким являлся ВСНХ, многоотраслевой промышленностью было затруднительно. Выход был найден в создании системы отраслевых промышленных наркоматов. 5 января 1932 г. ЦИК СССР принял постановление о перестройке управления промышленностью. Оно положило начало созданию системы отраслевых промышленных наркоматов. Характерно то, что происходит постепенное перераспределение функций объединенных и республиканских наркоматов в пользу союзных. Например, коллективизация сельского хозяйства заставила преобразовать Наркомат земледелия из республиканского в союзно-республиканское ведомство: в декабре 1929 г. был создан Наркомат земледелия СССР, на который было возложено руководство колхозным строительством. В 1932 г. из него выделился в самостоятельный орган Наркомат зерновых и животноводческих совхозов. В итоге почти все промышленные наркоматы являлись общесоюзными.
Созданием системы отраслевых промышленных наркоматов завершилось формирование административно-командной системы управления. Административно-командная система управления (АКСУ) является особой разновидностью государственного управления, характеризующейся преимущественным применением директивных методов регулирования общественных процессов, широким использованием административного принуждения. Административно-командная система в значительной мере держалась на номенклатурном принципе управления обществом, обеспечивавшим партийный контроль над назначением и перемещением руководящих кадров государственного аппарата и их личную зависимость от тех, кто находился наверху управленческой пирамиды. Для АКСУ характерно сохранение авторитарного метода управления.
Признанным лидером партии являлся В.И. Ленин, занимавший одновременно пост председателя Совнаркома. В 1922 г. он тяжело заболел и вскоре отошел от непосредственного руководства партией и государством. В апреле 1922 г. было решено учредить должность Генерального секретаря ЦК. Им стал И.В. Сталин. Первоначально в его обязанности входило руководство кадровой политикой партии. Он быстро понял, какие возможности предоставляет эта должность. Генеральный секретарь выступал в качестве связующего звена между Политбюро, Оргбюро и Секретариатом, оказывал значительное влияние на выработку их решений, сконцентрировал в своих руках расстановку кадров аппарата ЦК и руководителей местных парторганизаций. Умелое использование кадровой политики составило основу необъятной власти И. В. Сталина, позволило ему встать над партией и установить свою личную диктатуру в стране к 1930-м гг.
Политический режим, установившийся на рубеже 20 -30-х гг. XX в. в СССР, многими современными исследователями характеризуется как тоталитарный.
Признаки тоталитаризма: 1) наличие единственной массовой партии с харизматическим лидером во главе; 2) существование официальной идеологии; 3) монополия государства на средства массовой информации; 4) полный контроль над вооруженными силами; 5) проведение политики массовых репрессий; 6) складывание системы централизованного руководства экономикой. Все эти признаки можно обнаружить в политической жизни Советского государства 1930-х гг.
Изменение политической системы государство нашло свое отражение в новой Конституции. Под председательством И. В. Сталина была образована Конституционная комиссия. В течение года шла работа над проектом нового Основного закона страны. 12 июня 1936 г. после одобрения проекта партийным пленумом он был опубликован во всех газетах страны. В целях придания будущему Основному закону демократического лоска началось направляемое и контролируемое сверху его «всенародное обсуждение». 5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайный съезд Советов СССР принял новую Конституцию.
В Конституции были отражены перемены в национально-государственном устройстве страны. Общее число союзных республик, непосредственно входящих в состав СССР, возросло до 11. За ними было сохранено право выхода из СССР. Но в целом в новой Конституции прослеживалась тенденция к централизму: расширялась компетенция общесоюзных наркоматов в сфере народнохозяйственного развития и обороноспособности страны, права союзных республик заметно сокращались.
Конституция СССР 1936 г. перестроила всю систему высших органов государственной власти и управления. Съезд Советов СССР, ЦИК, Президиум ЦИК упраздняются и вместо них создаются двухпалатный Верховный Совет (состоял из Совета Союза и Совета Национальностей) и его постоянно действующий орган - Президиум Верховного Совета. Верховный Совет образовал правительство - Совнарком.
Конституция изменила также избирательную систему: закреплялось всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, предоставляемое с 18 летнего возраста. Но в условиях сложившейся однопартийной системы и фактической диктатуры Сталина выборы не стали инструментом подлинного народовластия.
В течение 1937 г. во всех союзных республиках, включая РСФСР, вступили в силу новые республиканские конституции. Они полностью соответствовали союзной Конституции 1936 г. В 1940 г., после вхождения в состав СССР Молдавии, Латвии, Литвы, Эстонии и образования Карело-Финской ССР, были разработаны и приняты конституции соответствующих союзных республик.