Основные виды республик и их признаки
Линии сравнения | Президентская | Полупрезидентская (смешанная) | Парламентская |
1. Порядок избрания президента | Избирается всенародным голосованием (внепарламентский путь). | Избирается на заседании парламента. | |
2. Порядок образования правительства | Президент формирует правительство при определённом парламентском контроле. | Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверия парламента. | Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии. |
3. Ответственность правительства | Перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия правительству. | Двойная ответственность — перед парламентом и частично перед президентом. Президент не ответственен за действия правительства. Вотум недоверия парламента правительству невозможен. | Перед парламентом. Парламент может внести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечёт за собой отставку правительства. |
4. Право роспуска парламента у президента | Отсутствует. | Президент имеет право роспуска парламента. | |
5. Наличие поста премьер-министра | Отсутствует. | Существует пост премьер-министра. | |
6. Объём полномочий президента | Президент — не только глава государства, но и глава исполнительной власти. | Президент — глава государства. Полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и правительством. | Президентские полномочия номинальны, любые действия он совершает. |
7. Современные государства | США, страны Латинской Америки | Австрия, Россия, Франция | Индия, Италия, ФРГ, Швейцария |
3. Основные понятия в системе организации государственных учреждений
Организация государственных учреждений и государственных органов характеризуется введением в действие множества элементов, понятий и норм. К основным понятиям системы можно отнести такие как: «государственное учреждение», «государственный орган», «государственная должность».
Государственное учреждение — это конкретная разновидность организации, которая осуществляет социально-культурную, воспитательную, образовательную, научную, лечебную и другие виды деятельности с целью удовлетворения соответствующих потребностей и интересов населения (театр, кино, больница, школа, университет и т.п.). Государственные предприятия и учреждения не относятся к органам государства, так как их основной задачей не является ни властное руководство, ни управление, ни распорядительство, т.е. они не обладают государственно-властными полномочиями и потому не осуществляют деятельность по руководству внешними объектами. Государственные учреждения и предприятия сами служат объектами руководства соответствующих органов государственного управления, наделенными властными полномочиями. Вместе с тем каждое предприятие или учреждение имеет свой собственный орган управления. Иногда учреждения создаются при центральных органах федеральной исполнительной власти, например, при Министерстве финансов РФ образована Российская государственная пробирная палата (Пробирная палата России).
В исторической науке термины «государственное учреждение» и «государственный орган» были и остаются синонимами. Тем не менее управленческие науки требуют обращения к современной нормативно-правовой трактовке термина. Н.Н. Куняев, проанализировав законодательство и систематизировав трактовки термина «государство», вывел иное терминологическое понимание термина «государственное учреждение». Под «государственным учреждением» Н.Н. Куняев понимает организацию, созданную органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственных внебюджетных фондов на основе сметы доходов и расходов.
Государственный орган — учрежденное в структуре аппарата государства в установленном порядке образование, характеризующееся определенными задачами, функциями, структурными особенностями и специальной компетенцией; это отдельная, относительно самостоятельная организационная структура государственной власти, сформированная государством и наделяемая его специальной компетенцией для реализации государственных функций и задач.
Понятие «орган» является частью более широкого понятия «организация». Организация — это совокупность людей, коллектив; организация предполагает деятельность этих людей, направленную на достижение определенных целей и на решение конкретных задач. Орган представляет собой конкретную разновидность организации, т.е. всякая организация совершает действия через образуемые ею органы; орган — это часть организации, реализующая ее функции по ее поручению.
Каждый государственный орган и каждое государственное учреждение являются частью государства и исполняют его функции. Отметим, что понятия «государственное учреждение» и «государственный орган» близки, взаимозаменяемы.
Государственные органы и учреждения наделены государственно-властными полномочиями как внешнего, так и внутреннего характера; они принимают нормативные правовые акты, осуществляют правоприменительную и правоохранительную деятельность. Государственные органы и учреждения получают соответствующий правовой статус после издания законодательного акта как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации после принятия об этом органе или учреждения Положения, утвержденного Указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ, главой администрации и т.д. Государственный орган или учреждение имеет свою структуру, т.е. совокупность подразделений, включающую в себя должности, систему взаимоотношений между подразделениями, должностями и лицами, их занимающими, и обладающую распределенными особым образом функциями и полномочиями. Структура государственных органов и учреждений зависит от установленной для них компетенции.
Традиционно ученые выделяют следующие признаки государственного органа и государственного учреждения:
• наличие части государственного аппарата, действующего по поручению и в интересах государства;
• наличие организационной ячейки людей, которые объединены общей целью, непосредственно осуществляющей государственную власть;
• наличие коллектива, деятельность которого определяется правовыми нормами и реализуется в строго установленном порядке; наличие собственной структуры;
• наличие организации, осуществляющей определенными методами задачи и основные функции государства;
• наличие организации, которая проводит свою работу в пределах государственно-властных полномочий, предоставленных ей государством на данном участке, т.е. имеющая свой территориальный масштаб деятельности.
Компетенция государственных органа и учреждений — это круг вопросов, предусмотренных нормативным правовым актом, которые правомочны разрешать государственные органы и учреждения. Другими словами, это принадлежащий государственным органам и учреждениям круг ведения и пределы их действия по осуществлению государственных функций и решению государственных задач; в компетенцию включаются полномочия государственных органов и учреждений, их ответственность, правовые средства, формы и методы реализации прав и исполнения обязанностей.
Согласно иным трактовкам, компетенция — это пределы ведения, обязанность выполнять определенные задачи и функции государственного органа; компетенция — это властные полномочия, тот или иной объем государственной деятельности, возложенный на данный орган, или круг предусмотренных правовым актом вопросов, которые правомерны разрешать орган и учреждения. Понятие компетенции, характеризуется также при помощи трех важнейших признаков, а именно: 1) наличие специальных предметов ведения; 2) определение властных полномочий и пределов их применения; 3) обязанности органа или учреждения.
Из понятия «компетенция государственного учреждения» следуют термины «компетентность государственных служащих», «компетентность государственных учреждений». Компетентность включает в себя полномочия, осуществляемые государственным служащим и обусловленные занимаемой им государственной должностью.
Полномочия — это конкретные права, характеризующиеся распорядительством и наличием административных функций и позволяющие государственному служащему осуществлять задачи государственных органов. Иными словами, это права и способность государственного служащего решать конкретные задачи и выполнять важные функции, реализуемые при наличии у него компетентности.
Компетентность — это практическая реализация профессиональных способностей и деловых качеств работника. Компетентность представляет собой постоянную внутреннюю готовность служащих к осуществлению служебных полномочий, она должна быть внутренне присуща государственному служащему.
Компетенции государственных органов и учреждений соответствуют полномочия государственного служащего. Задача государственного органа и учреждения — зафиксировать свою компетенцию в нормативно-правовом акте. Далее для каждого государственного служащего необходимо разработать и утвердить должностную инструкцию, в которой определяются его полномочия, т.е. устанавливается его компетентность.
Органы исполнительной власти наделены государством специальной компетенцией, которая реализуется в специальных правовых формах, отличающихся по характеру труда служащих от правовых форм деятельности государственных органов и учреждений других ветвей власти. В пределах своей компетенции органы и учреждения исполнительной власти издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение. Зафиксированная в нормативных актах компетенция органов и учреждений исполнительной власти устанавливает самостоятельность этих органов и одновременно отличает их от органов и учреждений других ветвей государственной власти, от негосударственных органов, организаций и общественных объединений.
Управленческая деятельность — это форма реализации органами государственной власти и местного самоуправления целей и функций государственного управления через систему государственных учреждений; это особый вид труда людей, который требует соответствующей профессиональной подготовки, с тем чтобы обеспечить качественное выполнение служащими своих полномочий, подготовку и принятие правильных и законных управленческих решений. Для управленческой деятельности характерны такие качества, как подзаконность, творческий характер (т.е. высока значимость интеллектуального начала), наличие прямых и обратных связей, информационность, особый морально-психологический климат, целеустремленность, правильность, четкость. Г.В. Атаманчук определяет управленческую деятельность как «набор (совокупность) выработанных историческим опытом, научным познанием и талантом людей навыков, умений, способов, средств целесообразных поступков и действий человека в сфере управления».
Служебная деятельность — это работа государственных и муниципальных служащих, являющаяся постоянным видом деятельности, оплачиваемая из государственного (или муниципального) бюджета и состоящая в исполнении полномочий государственных органов или органов местного самоуправления.
4. Типы и уровни государственных учреждений
Государственными являются все учреждения, находящиеся в федеральной или региональной собственности и финансируемые из федерального и региональных бюджетов.
Муниципальными называются те учреждения, собственником которых является муниципальное образование и которые финансируются из местных бюджетов.
Каждое государственное или муниципальное учреждение должно иметь утвержденный учредителем и зарегистрированный в установленном порядке устав, бюджетную смету или план финансово-хозяйственной деятельности, самостоятельный баланс, а также имущество в оперативном управлении.
Сегодня нельзя не признать, что многие государственные учреждения, оставаясь учреждениями по организационно-правовой форме, фактически таковыми не являются. Они уже давно стали или фактически частными, или, оставаясь государственными, не всегда выполняют возложенные на них задачи.
Основанием для выделения типов государственных учреждений являются прежде всего ветви государственной власти, в которых функционируют данные государственные учреждения. Таким образом, выделяются законодательные, исполнительные, судебные государственные учреждения.
Следующая классификация типов государственных учреждений обусловлена сферами деятельности. По этому критерию можно выделить государственные учреждения экономической сферы, сферы внешних связей, внутренних дел, образования и науки, культуры и спорта, здравоохранения и пр.
Еще одной причиной для выделения типов государственных учреждений является их основная функция: контрольная, организующая, принуждающая, правоохранительная и др. С этой позиции можно выделить контролирующие, организующие, правоохранительные государственные учреждения.
Также государственные учреждения подразделяются на три типа:
- казенные;
- бюджетные;
- автономные.
Казенные учреждения - это государственные учреждения, осуществляющие оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
Установлено, что статус казенных учреждений должны иметь:
- управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;
- учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;
- специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
- учреждения МВД, Главного управления специальных программ Президента РФ, ФМС (Федеральная миграционная служба), ФТС (Федеральная таможенная служба), ФСБ (Федеральная служба безопастности), СВР (Служба внешней разведки), ФСО (Федеральная служба охраны), специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения федеральной противопожарной службы МЧС, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;
- психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории (специализированное лечебно-профилактическое учреждение, занимающееся активным выявлением, изоляцией и лечением больных лепрой (проказой)) и противочумные учреждения.
Ко второму типу государственных и муниципальных учреждений относятся бюджетные учреждения. К ним относятся некоммерческие организации, созданные Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответствующих органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Следующий организационно-правовой тип – автономные учреждения(АУ) – это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием (которые выступают его учредителем) для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
По функциональному признаку все государственные учреждения подразделяются:
- на органы государственного управления и местного самоуправления. Например, это Администрация Президента РФ, Минфин России, федеральные агентства, администрация муниципального образования "Волховский район Ленинградской области" и т.п.;
- судебные органы, включающие, к примеру, Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, суды общей юрисдикции и т.п.;
- военные, образовательные, медицинские и другие учреждения.
К уровням государственных учреждений и органов следует отнести:
• федеральные государственные учреждения (министерства, агентства, ведомства);
• региональные (или территориальные) государственные учреждения (республиканские министерства, окружные, краевые и областные управления, департаменты и пр.);
• местные государственные учреждения (городские, районные управления, отделы и пр.).
Необходимо отметить, что данная структура, с одной стороны, строго иерархична, с другой,— имеет двойное подчинение.
Несмотря на то, что задачей федеральных государственных учреждений является реализация функций федерального значения, большинство из них являются достаточно небольшими организациями. Это обращает на себя внимание в связи с тем, что организации эти призваны решать задачи федерального значения. Структура и численность федеральных государственных учреждений позволяет предположить злоупотребление министерств и ведомств своим правом создавать подведомственные учреждения.
5. Функции государственных учреждений
Анализ функций государственных учреждений позволяет более глубоко понять их назначение и содержание.
Функция государственного учреждения — это конкретное направление управляющего (организующего, регулирующего, контролирующего и пр.) воздействия государственного учреждения на объект. Функции государственного учреждения как проявление практической деятельности обусловлены социальной ролью государства и специфическим назначением.
К основным функциям государственных учреждений можно отнести следующие:
1. Информационное обеспечение деятельности подведомственных учреждений, т.е. сбор, получение, обработка, анализ информации, необходимой для осуществления государственной (управленческой) деятельности. В теории это называется информационным обеспечением управления.
2. Прогнозирование и моделирование развития системы государственного управления, государственных органов и учреждений, стандартов государственного управления.
Прогнозирование — предвидение изменений в развитии и результатах каких-либо событий или процессов в системе государственной деятельности, в государственных органах и учреждениях на основе полученных данных, профессионального опыта и практики, достижений научно-теоретического анализ. Прогнозирование — это необходимый инструмент в деле принятия важнейших управленческих решений, без него невозможно определить последствия социальных процессов, будущее состояние общества в целом, мобильность и эффективность деятельности государственных органов. Прогнозирование, как и информационное обеспечение, является важным условием эффективного выполнения многих функций государства и государственного управления, в частности планирования.
Моделирование — это создание системы управления, предназначенной для спланированного управления, решения задач и достижения поставленных целей.
Планирование — определение направлений, пропорций, темпов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов в системе государственных учреждений и, в частности, реализации государственных функций (экономических, социально-культурных, военных, оборонных, борьбы с организованной преступностью и коррупцией в системе государственной службы). Кроме того, это разработка целей, задач и направлений развития и реформы государственной деятельности и государственного управления. В процессе реализации функции планирования создаются программы по развитию отношений в различных отраслях и сферах государственного управления (федеральные, региональные и комплексные программы), а также программы по изменению и улучшению деятельности органа государственного управления и его структуры.
Организация — формирование системы государственных учреждений на основе установленных принципов и подходов, определение структуры управляющей и управляемой систем в государственном управлении. Организация в узком смысле — это упорядочение структуры органов государства, штатов, персонала, процессов государственного управления. Организующая деятельность включает действия и решения, конечной целью которых является обеспечение надлежащего функционирования органов государственного управления.
Распорядительство — это оперативное регулирование управленческих отношений, возникающих по поводу осуществления полномочий государственных учреждений и должностных обязанностей, обеспечение режима должной государственной деятельности в форме принятия административных актов (правовых актов управления: приказов, распоряжений, указаний, инструкций, правил, руководств). Распорядительство в узком смысле — это создание текущих указаний руководящими государственными служащими (должностными лицами).
Руководство — это установление правил и нормативов деятельности и отдельных действий государственных органов (государственных служащих, должностных лиц), управляемых объектов; общее руководство — это определение содержания государственной деятельности (например, управленческой).
Координация — согласование деятельности различных государственных учреждений для достижения общих целей и задач государственного управления. Координация — это формирование «ансамбля» управленческой деятельности автономных административных центров и обеспечение гармоничного его функционирования.
Контроль — это установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственного управления и ее структуры требуемому стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования государственных органов, а также конкретных действий субъектов управления; установление соотношения намечаемого и сделанного в системе государственного управления. Контроль есть наблюдение за качеством управленческой деятельности, выявление ошибок в управлении и степени соответствия управленческих действий и административных актов принципам законности и целесообразности. В определенных сферах государственной деятельности органы государственной власти постоянно усиливают контроль за совершением тех или иных действий. Контроль должен быть последовательным, разумным, обоснованным, гласным, объективным, законным и оперативным. Одним из видов контроля является надзор, осуществляемый, как правило, только для выяснения соответствия законности проводимых мероприятий (действий, решений).
Регулирование — это использование методов и способов управления в процессе организации системы государственного управления и ее функционирования. Регулирование есть установление общеобязательных требований и процедур для объектов управления и различных субъектов права с целью обеспечения общественного порядка, безопасности, равенства участников экономических отношений, основ демократической конкурентности, прав и свобод граждан.
Среди общих функций государственных учреждений, которые совпадают с функциями государственной службы, выделяются:
• осуществление государственной кадровой политики на уровне федеральной государственной власти и субъектов РФ;
• комплектование персонала государственных учреждений с учетом способностей, профессиональных, личностных и нравственных качеств служащих;
• формирование реестра государственных должностей, формирование и ведение реестра государственных служащих;
• организация государственной службы;
• установление социально-правовых условий и гарантий, необходимых для деятельности персонала государственных учреждений;
• планирование и прогнозирование развития персонала государственных учреждений (государственной службы);
• организация и методическое руководство профессиональной подготовкой, переподготовкой (переквалификацией), повышением квалификации и стажировкой государственных служащих;
• установление требований к государственным должностям и квалификационных требований к государственным служащим;
• анализ состояния и эффективности государственной службы в органах государственной власти;
• контроль за деятельностью персонала государственной службы;
• координация деятельности по реализации задач, которые вытекают из нормативных актов, регламентирующих государственно-служебные отношения;
• координация разработки проектов нормативных актов по вопросам организации государственной службы;
• формирование современной информационно-аналитической сети, включающей информацию о системе нормативных актов государственной службы, о федеральном и региональном составе персонала, об обобщенной практике деятельности государственных органов, о мировом опыте правового регулирования профессионального чиновничества, о проводимых научных исследованиях в сфере государственной службы;
• информирование населения (общественности) о деятельности государственных учреждений и государственных служащих;
• организация методической работы государственных учреждений в сфере государственной службы;
• организация разработки и контроля исполнения стандартов государственной службы.
К специфическим функциям государственных учреждений (что обусловлено специфическими видами и типами государственных учреждений, например, «принуждающего») относятся: осуществление государственного принуждения в сфере поддержания правопорядка и общественного порядка, а также государственное регулирование или иное организационное воздействие по ограниченному и целесообразному вмешательству в сферу экономики и социально-культурного строительства, объекты управления которых зачастую не принадлежат государству и обладают значительной самостоятельностью в выборе решений и их реализации.
Так, в сфере обороны РФ и поддержания общественного порядка государственные учреждения выполняют такие специфические функции, как:
• обеспечение достаточной обороноспособности страны;
• установление и поддержание пограничного режима;
• охрана государственной границы;
• поддержание общественного порядка и общественной безопасности;
• защита жизни, здоровья граждан и собственности от преступных и иных неправомерных посягательств.
Для органов, обеспечивающих безопасность граждан и государства, особую значимость приобретают функции борьбы с организованной преступностью, коррупцией, наркобизнесом.
В сфере экономики и социально-культурного строительства выделяются следующие специфические функции государственных учреждений:
• повышение народного благосостояния, социальная защита населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума;
• обеспечение рационального, полного и комплексного использования природных ресурсов;
• охрана природной среды; конверсия оборонной промышленности с использованием наукоемкого производства для выпуска высококачественных и конкурентоспособных на мировом рынке товаров;
• создание условий для развития рентабельного сельскохозяйственного производства и предприятий по безотходной переработке сельскохозяйственной продукции;
• государственное регулирование экспорта и импорта, установление таможенных тарифов, направленных на содействие первоочередному ввозу новейшего оборудования для технического перевооружения производства, а также вывозу готовой продукции и оборудования, а не сырьевых невосполнимых ресурсов;
• государственное регулирование цен (в первую очередь, на продукцию предприятий-монополистов) и налогообложения во избежание чрезмерной дифференциации доходов нескольких процентов преуспевающего населения и значительной части служащих государственных бюджетных организаций, рабочих, крестьян, студентов.
Особенности объекта государственной деятельности и государственного воздействия на объекты управления (например, методическое, техническое руководство, специальный государственный надзор) также отражают специальные функции государственных учреждений. Специальные функции могут дополнять функции общие. Например, специальная функция изучения общественного мнения дополняет такие функции, как информационное обеспечение, прогнозирование, планирование, организация управления.
Перечень специальных функций государственных учреждений установить чрезвычайно трудно, так как государственное учреждение (орган) имеет множество направлений деятельности, обеспечивающей выполнение его основных задач. Тем не менее к специальным функциям государственных учреждений можно отнести:
• разработку и введение нормативов численности, материальных, финансовых и трудовых затрат государственных органов;
• обоснование финансовых и иных материальных затрат на содержание персонала государственного органа;
• выработку критериев оценки эффективности деятельности государственных служащих;
• проведение исследований в различных государственных органах;
• разработку нормативных правовых актов, устанавливающих государственно-служебные отношения либо другие правоотношения в специальных государственных органах.
Каждый из функционирующих в стране федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств, государственных комитетов, федеральных служб, агентств и пр.) выполняет ряд закрепленных за ним функций государственного учреждения, которые представляют собой функции специальных органов государства, органов исполнительной власти.
Для обслуживания деятельности государственных учреждений в рамках основных, общих и специальных функций предназначены вспомогательные функции государственных учреждений — это, например, делопроизводство, юридическое обслуживание, материально-техническое обеспечение.
Для реализации функций государственного учреждения создаются специальные государственные структуры (аппарат управления), т.е. формируется соответствующая структура государственного управления, которая направлена на обеспечение единства устойчивых связей между частями государственной управленческой системы, на использование оптимальных форм и методов управления, на улучшение технологии и информационного обеспечения управления, на совершенствование деятельности по формированию персонала управления.
Лекция 2