Основные виды республик и их признаки

Линии сравнения Президентская Полупрезидентская (смешанная) Парламентская
1. Порядок избрания президента Избирается всенародным голосованием (внепарламентский путь). Избирается на заседании парламента.
2. Порядок образования правительства Президент формирует правительство при определённом парламентском контроле. Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверия парламента. Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии.
3. Ответственность правительства Перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия правительству. Двойная ответственность — перед парламентом и частично перед президентом. Президент не ответственен за действия правительства. Вотум недоверия парламента правительству невозможен. Перед парламентом. Парламент может внести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечёт за собой отставку правительства.
4. Право роспуска парламента у президента Отсутствует. Президент имеет право роспуска парламента.
5. Наличие поста премьер-министра Отсутствует. Существует пост премьер-министра.
6. Объём полномочий президента Президент — не только глава государства, но и глава исполнительной власти. Президент — глава государства. Полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и правительством. Президентские полномочия номинальны, любые действия он совершает.
7. Современные государства США, страны Латинской Америки Австрия, Россия, Франция Индия, Италия, ФРГ, Швейцария

3. Основные понятия в системе организации государственных учреждений

Организация государст­венных учреждений и государственных органов характеризуется введением в действие множества элементов, понятий и норм. К основным понятиям системы можно отнести такие как: «госу­дарственное учреждение», «государственный орган», «государст­венная должность».

Государственное учреждение — это конкретная разновидность организации, которая осуществляет социально-культурную, вос­питательную, образовательную, научную, лечебную и другие ви­ды деятельности с целью удовлетворения соответствующих по­требностей и интересов населения (театр, кино, больница, школа, университет и т.п.). Государственные предприятия и учреждения не относятся к органам государства, так как их основной задачей не является ни властное руководство, ни управление, ни распоря­дительство, т.е. они не обладают государственно-властными пол­номочиями и потому не осуществляют деятельность по руково­дству внешними объектами. Государственные учреждения и предприятия сами служат объектами руководства соответствую­щих органов государственного управления, наделенными власт­ными полномочиями. Вместе с тем каждое предприятие или уч­реждение имеет свой собственный орган управления. Иногда уч­реждения создаются при центральных органах федеральной ис­полнительной власти, например, при Министерстве финансов РФ образована Российская государственная пробирная палата (Про­бирная палата России).

В исторической науке термины «государственное учрежде­ние» и «государственный орган» были и остаются синонимами. Тем не менее управленческие науки требуют обращения к совре­менной нормативно-правовой трактовке термина. Н.Н. Куняев, проанализировав законодательство и систематизировав трактовки термина «государство», вывел иное терминологическое понима­ние термина «государственное учреждение». Под «государствен­ным учреждением» Н.Н. Куняев понимает организацию, создан­ную органами государственной власти РФ, органами государст­венной власти субъектов РФ для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций не­коммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственных внебюджетных фондов на основе сметы доходов и расходов.

Государственный орган — учрежденное в структуре аппарата государства в установленном порядке образование, характери­зующееся определенными задачами, функциями, структурными особенностями и специальной компетенцией; это отдельная, от­носительно самостоятельная организационная структура государ­ственной власти, сформированная государством и наделяемая его специальной компетенцией для реализации государственных функций и задач.

Понятие «орган» является частью более широкого понятия «организация». Организация — это совокупность людей, коллек­тив; организация предполагает деятельность этих людей, направ­ленную на достижение определенных целей и на решение кон­кретных задач. Орган представляет собой конкретную разновид­ность организации, т.е. всякая организация совершает действия через образуемые ею органы; орган — это часть организации, реализующая ее функции по ее поручению.

Каждый государственный орган и каждое государственное уч­реждение являются частью государства и исполняют его функ­ции. Отметим, что понятия «государ­ственное учреждение» и «государственный орган» близки, взаи­мозаменяемы.

Государственные органы и учреждения наделены государст­венно-властными полномочиями как внешнего, так и внутреннего характера; они принимают нормативные правовые акты, осуще­ствляют правоприменительную и правоохранительную деятель­ность. Государственные органы и учреждения получают соответ­ствующий правовой статус после издания законодательного акта как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации после принятия об этом органе или учреждения Положения, ут­вержденного Указом Президента РФ или постановлением Прави­тельства РФ, главой администрации и т.д. Государственный ор­ган или учреждение имеет свою структуру, т.е. совокупность подразделений, включающую в себя должности, систему взаимо­отношений между подразделениями, должностями и лицами, их занимающими, и обладающую распределенными особым образом функциями и полномочиями. Структура государственных органов и учреждений зависит от установленной для них компетенции.

Традиционно ученые выделяют следующие признаки государ­ственного органа и государственного учреждения:

• наличие части государственного аппарата, действующего по поручению и в интересах государства;

• наличие организационной ячейки людей, которые объеди­нены общей целью, непосредственно осуществляющей го­сударственную власть;

• наличие коллектива, деятельность которого определяется правовыми нормами и реализуется в строго установленном порядке; наличие собственной структуры;

• наличие организации, осуществляющей определенными методами задачи и основные функции государства;

• наличие организации, которая проводит свою работу в пре­делах государственно-властных полномочий, предостав­ленных ей государством на данном участке, т.е. имеющая свой территориальный масштаб деятельности.

Компетенция государственных органа и учреждений — это круг вопросов, предусмотренных нормативным правовым актом, которые правомочны разрешать государственные органы и учре­ждения. Другими словами, это принадлежащий государственным органам и учреждениям круг ведения и пределы их действия по осуществлению государственных функций и решению государст­венных задач; в компетенцию включаются полномочия государ­ственных органов и учреждений, их ответственность, правовые средства, формы и методы реализации прав и исполнения обя­занностей.

Согласно иным трактовкам, компетенция — это пределы ве­дения, обязанность выполнять определенные задачи и функции государственного органа; компетенция — это властные полномо­чия, тот или иной объем государственной деятельности, возло­женный на данный орган, или круг предусмотренных правовым актом вопросов, которые правомерны разрешать орган и учреж­дения. Понятие компетенции, характеризуется также при помощи трех важнейших признаков, а именно: 1) наличие специальных предметов ведения; 2) определение властных полномочий и пре­делов их применения; 3) обязанности органа или учреждения.

Из понятия «компетенция государственного учреждения» сле­дуют термины «компетентность государственных служащих», «компетентность государственных учреждений». Компетент­ность включает в себя полномочия, осуществляемые государст­венным служащим и обусловленные занимаемой им государст­венной должностью.

Полномочия — это конкретные права, ха­рактеризующиеся распорядительством и наличием администра­тивных функций и позволяющие государственному служащему осуществлять задачи государственных органов. Иными словами, это права и способность государственного служащего решать конкретные задачи и выполнять важные функции, реализуемые при наличии у него компетентности.

Компетентность — это практическая реализация профессиональ­ных способностей и деловых качеств работника. Компетентность представляет собой постоянную внутреннюю готовность служа­щих к осуществлению служебных полномочий, она должна быть внутренне присуща государственному служащему.

Компетенции государственных органов и учреждений соот­ветствуют полномочия государственного служащего. Задача го­сударственного органа и учреждения — зафиксировать свою компетенцию в нормативно-правовом акте. Далее для каждого государственного служащего необходимо разработать и утвер­дить должностную инструкцию, в которой определяются его полномочия, т.е. устанавливается его компетентность.

Органы исполнительной власти наделены государством спе­циальной компетенцией, которая реализуется в специальных пра­вовых формах, отличающихся по характеру труда служащих от правовых форм деятельности государственных органов и учреж­дений других ветвей власти. В пределах своей компетенции орга­ны и учреждения исполнительной власти издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение. Зафиксированная в нормативных актах компетенция органов и учреждений исполни­тельной власти устанавливает самостоятельность этих органов и одновременно отличает их от органов и учреждений других вет­вей государственной власти, от негосударственных органов, ор­ганизаций и общественных объединений.

Управленческая деятельность — это форма реализации орга­нами государственной власти и местного самоуправления целей и функций государственного управления через систему государст­венных учреждений; это особый вид труда людей, который тре­бует соответствующей профессиональной подготовки, с тем что­бы обеспечить качественное выполнение служащими своих пол­номочий, подготовку и принятие правильных и законных управ­ленческих решений. Для управленческой деятельности характер­ны такие качества, как подзаконность, творческий характер (т.е. высока значимость интеллектуального начала), наличие прямых и обратных связей, информационность, особый морально-психоло­гический климат, целеустремленность, правильность, четкость. Г.В. Атаманчук определяет управленческую деятельность как «набор (совокупность) выработанных историческим опытом, на­учным познанием и талантом людей навыков, умений, способов, средств целесообразных поступков и действий человека в сфере управления».

Служебная деятельность — это работа государственных и му­ниципальных служащих, являющаяся постоянным видом дея­тельности, оплачиваемая из государственного (или муниципаль­ного) бюджета и состоящая в исполнении полномочий государст­венных органов или органов местного самоуправления.

4. Типы и уровни государственных учреждений

Государственными являются все учреждения, находящиеся в федеральной или региональной собственности и финансируемые из федерального и региональных бюджетов.

Муниципальными называются те учреждения, собственником которых является муниципальное образование и которые финансируются из местных бюджетов.

Каждое государственное или муниципальное учреждение должно иметь утвержденный учредителем и зарегистрированный в установленном порядке устав, бюджетную смету или план финансово-хозяйственной деятельности, самостоятельный баланс, а также имущество в оперативном управлении.

Сегодня нельзя не признать, что многие государственные учреждения, оставаясь учреждениями по организационно-правовой форме, фактически таковыми не являются. Они уже давно стали или фактически частными, или, оставаясь государственными, не все­гда выполняют возложенные на них задачи.

Основанием для выделения типов государственных учрежде­ний являются прежде всего ветви государственной власти, в ко­торых функционируют данные государственные учреждения. Та­ким образом, выделяются законодательные, исполнительные, су­дебные государственные учреждения.

Следующая классификация типов государственных учрежде­ний обусловлена сферами деятельности. По этому критерию можно выделить государственные учреждения экономической сферы, сферы внешних связей, внутренних дел, образования и науки, культуры и спорта, здравоохранения и пр.

Еще одной причиной для выделения типов государственных учреждений является их основная функция: контрольная, органи­зующая, принуждающая, правоохранительная и др. С этой пози­ции можно выделить контролирующие, организующие, правоох­ранительные государственные учреждения.

Также государственные учреждения подразделяются на три типа:

- казенные;

- бюджетные;

- автономные.

Казенные учреждения - это государственные учреждения, осуществляющие оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Установлено, что статус казенных учреждений должны иметь:

- управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;

- учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;

- специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

- учреждения МВД, Главного управления специальных программ Президента РФ, ФМС (Федеральная миграционная служба), ФТС (Федеральная таможенная служба), ФСБ (Федеральная служба безопастности), СВР (Служба внешней разведки), ФСО (Федеральная служба охраны), специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения федеральной противопожарной службы МЧС, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;

- психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории (специализированное лечебно-профилактическое учреждение, занимающееся активным выявлением, изоляцией и лечением больных лепрой (проказой)) и противочумные учреждения.

Ко второму типу государственных и муниципальных учреждений относятся бюджетные учреждения. К ним относятся некоммерческие организации, созданные Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответствующих органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Следующий организационно-правовой тип – автономные учреждения(АУ) – это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием (которые выступают его учредителем) для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

По функциональному признаку все государственные учреждения подразделяются:

- на органы государственного управления и местного самоуправления. Например, это Администрация Президента РФ, Минфин России, федеральные агентства, администрация муниципального образования "Волховский район Ленинградской области" и т.п.;

- судебные органы, включающие, к примеру, Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, суды общей юрисдикции и т.п.;

- военные, образовательные, медицинские и другие учреждения.

К уровням государственных учреждений и органов следует отнести:

• федеральные государственные учреждения (министерства, агентства, ведомства);

• региональные (или территориальные) государственные уч­реждения (республиканские министерства, окружные, краевые и областные управления, департаменты и пр.);

• местные государственные учреждения (городские, район­ные управления, отделы и пр.).

Необходимо отметить, что данная структура, с одной стороны, строго иерархична, с другой,— имеет двойное подчинение.

Несмотря на то, что задачей федеральных государственных учреждений является реализация функций федерального значе­ния, большинство из них являются достаточно небольшими орга­низациями. Это обращает на себя внимание в связи с тем, что ор­ганизации эти призваны решать задачи федерального значения. Структура и численность федеральных государственных учрежде­ний позволяет предположить злоупотребление министерств и ве­домств своим правом создавать подведомственные учреждения.

5. Функции государственных учреждений

Анализ функций государственных учреждений позволяет бо­лее глубоко понять их назначение и содержание.

Функция государственного учреждения — это конкретное на­правление управляющего (организующего, регулирующего, кон­тролирующего и пр.) воздействия государственного учреждения на объект. Функции государственного учреждения как проявление практической деятельности обусловлены социальной ролью го­сударства и специфическим назначением.

К основным функциям государственных учреждений можно отнести следующие:

1. Информационное обеспечение деятельности подведомст­венных учреждений, т.е. сбор, получение, обработка, анализ ин­формации, необходимой для осуществления государственной (управленческой) деятельности. В теории это называется инфор­мационным обеспечением управления.

2. Прогнозирование и моделирование развития системы госу­дарственного управления, государственных органов и учрежде­ний, стандартов государственного управления.

Прогнозирование — предвидение изменений в развитии и результатах каких-либо событий или процессов в системе государственной деятельности, в государственных органах и учреждениях на основе полученных данных, профессионального опыта и практики, достижений на­учно-теоретического анализ. Прогнозирование — это необходи­мый инструмент в деле принятия важнейших управленческих решений, без него невозможно определить последствия социаль­ных процессов, будущее состояние общества в целом, мобиль­ность и эффективность деятельности государственных органов. Прогнозирование, как и информационное обеспечение, является важным условием эффективного выполнения многих функций государства и государственного управления, в частности плани­рования.

Моделирование — это создание системы управления, предназначенной для спланированного управления, решения за­дач и достижения поставленных целей.

Планирование — определение направлений, пропорций, тем­пов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов в системе государственных учреждений и, в частности, реализации государственных функций (экономиче­ских, социально-культурных, военных, оборонных, борьбы с ор­ганизованной преступностью и коррупцией в системе государст­венной службы). Кроме того, это разработка целей, задач и на­правлений развития и реформы государственной деятельности и государственного управления. В процессе реализации функции планирования создаются программы по развитию отношений в различных отраслях и сферах государственного управления (федеральные, региональные и комплексные программы), а также программы по изменению и улучшению деятельности органа го­сударственного управления и его структуры.

Организация — формирование системы государственных уч­реждений на основе установленных принципов и подходов, опре­деление структуры управляющей и управляемой систем в госу­дарственном управлении. Организация в узком смысле — это упорядочение структуры органов государства, штатов, персонала, процессов государственного управления. Организующая дея­тельность включает действия и решения, конечной целью кото­рых является обеспечение надлежащего функционирования орга­нов государственного управления.

Распорядительство — это оперативное регулирование управ­ленческих отношений, возникающих по поводу осуществления полномочий государственных учреждений и должностных обя­занностей, обеспечение режима должной государственной дея­тельности в форме принятия административных актов (правовых актов управления: приказов, распоряжений, указаний, инструк­ций, правил, руководств). Распорядительство в узком смысле — это создание текущих указаний руководящими государственны­ми служащими (должностными лицами).

Руководство — это установление правил и нормативов дея­тельности и отдельных действий государственных органов (госу­дарственных служащих, должностных лиц), управляемых объек­тов; общее руководство — это определение содержания государ­ственной деятельности (например, управленческой).

Координация — согласование деятельности различных госу­дарственных учреждений для достижения общих целей и задач государственного управления. Координация — это формирование «ансамбля» управленческой деятельности автономных админист­ративных центров и обеспечение гармоничного его функциони­рования.

Контроль — это установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственного управления и ее структуры требуемому стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования государственных органов, а также конкретных действий субъектов управления; установле­ние соотношения намечаемого и сделанного в системе государст­венного управления. Контроль есть наблюдение за качеством управленческой деятельности, выявление ошибок в управлении и степени соответствия управленческих действий и администра­тивных актов принципам законности и целесообразности. В оп­ределенных сферах государственной деятельности органы госу­дарственной власти постоянно усиливают контроль за соверше­нием тех или иных действий. Контроль должен быть последова­тельным, разумным, обоснованным, гласным, объективным, за­конным и оперативным. Одним из видов контроля является над­зор, осуществляемый, как правило, только для выяснения соответ­ствия законности проводимых мероприятий (действий, решений).

Регулирование — это использование методов и способов управления в процессе организации системы государственного управления и ее функционирования. Регулирование есть установ­ление общеобязательных требований и процедур для объектов управления и различных субъектов права с целью обеспечения общественного порядка, безопасности, равенства участников экономических отношений, основ демократической конкурентно­сти, прав и свобод граждан.

Среди общих функций государственных учреждений, которые совпадают с функциями государственной службы, выделяются:

• осуществление государственной кадровой политики на уров­не федеральной государственной власти и субъектов РФ;

• комплектование персонала государственных учреждений с учетом способностей, профессиональных, личностных и нравственных качеств служащих;

• формирование реестра государственных должностей, фор­мирование и ведение реестра государственных служащих;

• организация государственной службы;

• установление социально-правовых условий и гарантий, не­обходимых для деятельности персонала государственных учреждений;

• планирование и прогнозирование развития персонала госу­дарственных учреждений (государственной службы);

• организация и методическое руководство профессиональ­ной подготовкой, переподготовкой (переквалификацией), повышением квалификации и стажировкой государствен­ных служащих;

• установление требований к государственным должностям и квалификационных требований к государственным служа­щим;

• анализ состояния и эффективности государственной служ­бы в органах государственной власти;

• контроль за деятельностью персонала государственной службы;

• координация деятельности по реализации задач, которые вытекают из нормативных актов, регламентирующих госу­дарственно-служебные отношения;

• координация разработки проектов нормативных актов по вопросам организации государственной службы;

• формирование современной информационно-аналитичес­кой сети, включающей информацию о системе норматив­ных актов государственной службы, о федеральном и ре­гиональном составе персонала, об обобщенной практике деятельности государственных органов, о мировом опыте правового регулирования профессионального чиновничест­ва, о проводимых научных исследованиях в сфере государ­ственной службы;

• информирование населения (общественности) о деятельно­сти государственных учреждений и государственных слу­жащих;

• организация методической работы государственных учре­ждений в сфере государственной службы;

• организация разработки и контроля исполнения стандартов государственной службы.

К специфическим функциям государственных учреждений (что обусловлено специфическими видами и типами государственных учреждений, например, «принуждающего») относятся: осуществ­ление государственного принуждения в сфере поддержания пра­вопорядка и общественного порядка, а также государственное ре­гулирование или иное организационное воздействие по ограничен­ному и целесообразному вмешательству в сферу экономики и соци­ально-культурного строительства, объекты управления которых зачастую не принадлежат государству и обладают значительной самостоятельностью в выборе решений и их реализации.

Так, в сфере обороны РФ и поддержания общественного по­рядка государственные учреждения выполняют такие специфиче­ские функции, как:

• обеспечение достаточной обороноспособности страны;

• установление и поддержание пограничного режима;

• охрана государственной границы;

• поддержание общественного порядка и общественной безо­пасности;

• защита жизни, здоровья граждан и собственности от пре­ступных и иных неправомерных посягательств.

Для органов, обеспечивающих безопасность граждан и госу­дарства, особую значимость приобретают функции борьбы с ор­ганизованной преступностью, коррупцией, наркобизнесом.

В сфере экономики и социально-культурного строительства выделяются следующие специфические функции государствен­ных учреждений:

• повышение народного благосостояния, социальная защита населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума;

• обеспечение рационального, полного и комплексного ис­пользования природных ресурсов;

• охрана природной среды; конверсия оборонной промыш­ленности с использованием наукоемкого производства для выпуска высококачественных и конкурентоспособных на мировом рынке товаров;

• создание условий для развития рентабельного сельскохо­зяйственного производства и предприятий по безотходной переработке сельскохозяйственной продукции;

• государственное регулирование экспорта и импорта, уста­новление таможенных тарифов, направленных на содейст­вие первоочередному ввозу новейшего оборудования для технического перевооружения производства, а также выво­зу готовой продукции и оборудования, а не сырьевых не­восполнимых ресурсов;

• государственное регулирование цен (в первую очередь, на продукцию предприятий-монополистов) и налогообложения во избежание чрезмерной дифференциации доходов несколь­ких процентов преуспевающего населения и значительной части служащих государственных бюджетных организаций, рабочих, крестьян, студентов.

Особенности объекта государственной деятельности и госу­дарственного воздействия на объекты управления (например, ме­тодическое, техническое руководство, специальный государст­венный надзор) также отражают специальные функции государ­ственных учреждений. Специальные функции могут дополнять функции общие. Например, специальная функция изучения об­щественного мнения дополняет такие функции, как информаци­онное обеспечение, прогнозирование, планирование, организация управления.

Перечень специальных функций государственных учреждений установить чрезвычайно трудно, так как государственное учреж­дение (орган) имеет множество направлений деятельности, обеспе­чивающей выполнение его основных задач. Тем не менее к специ­альным функциям государственных учреждений можно отнести:

• разработку и введение нормативов численности, матери­альных, финансовых и трудовых затрат государственных органов;

• обоснование финансовых и иных материальных затрат на содержание персонала государственного органа;

• выработку критериев оценки эффективности деятельности государственных служащих;

• проведение исследований в различных государственных органах;

• разработку нормативных правовых актов, устанавливаю­щих государственно-служебные отношения либо другие правоотношения в специальных государственных органах.

Каждый из функционирующих в стране федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств, государст­венных комитетов, федеральных служб, агентств и пр.) выполняет ряд закрепленных за ним функций государственного учреждения, которые представляют собой функции специальных органов го­сударства, органов исполнительной власти.

Для обслуживания деятельности государственных учреждений в рамках основных, общих и специальных функций предназначены вспомогательные функции государственных учреждений — это, например, делопроизводство, юридическое обслуживание, мате­риально-техническое обеспечение.

Для реализации функций государственного учреждения соз­даются специальные государственные структуры (аппарат управ­ления), т.е. формируется соответствующая структура государст­венного управления, которая направлена на обеспечение единст­ва устойчивых связей между частями государственной управлен­ческой системы, на использование оптимальных форм и методов управления, на улучшение технологии и информационного обес­печения управления, на совершенствование деятельности по фор­мированию персонала управления.

Лекция 2

Наши рекомендации