Основные виды монархий и их признаки
Что такое государство?
Государство – особая достаточно устойчивая политическая единица, представляющая отделённую от населения организацию власти и администрирования и претендующая на верховное право управлять (требовать выполнения действий) определёнными территорией и населением вне зависимости от согласия последнего; имеющая силы и средства для осуществления своих претензий.
Государство – машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы. (В. Ленин)
Государство — это сосредоточение всех умственных и нравственных интересов людей. (Аристотель)
Государство — это союз людей, объединенных общим сводом прав и целями. (Цицерон)
Государство — это общество людей, которое само распоряжается и управляет собой. (Кант)
Государство — политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.
Очень интересная проблема скрыта в этимологии происхождения термина «государство» в Древней Руси и в Западной Европе. В русском языке слово «государство» происходит от древнерусского «государь» (так называли князя-правителя в древней Руси), которое, в свою очередь, связано со словом «господарь» и «господь». Корень слова «государство» — «госуд» — также имеет происхождение от греческого слова «деспот». Можно предположить, что поскольку производные «государство», «господарьство» появляются позже, чем уже имевшие устоявшиеся значения «государь», «господарь», то в Средние века на Руси «государство» обычно воспринималось как непосредственно связанное с владениями «государя», а сам «государь» — как владелец всех подданных (рабов).
В свою очередь на Западе слово «государство» имело совсем другое происхождение. Английское «state», немецкое «staat», французское «l’estate» имеет своим корнем латинское «status» — состояние, статус, т. е. состояние прав и обязанностей или, иначе говоря, характеризующее статус гражданина и негражданина. Таким образом, в западноевропейской традиции «государство» воспринимается как устройство или состояние людей.
В немецкой традиции существует термин «рейх» (от нем. Reich) — «империя», «государство», имеющее своим корнем слово «reiche» — ряд, строй. Кстати говоря, в русском языке есть похожее слово — «порядок», имеющее своим корнем слово «ряд» — договор.
Интересно и другое происхождение слова «государство» — от греческого «полис» (греч. πόλις — город-государство), который ещё переводится как «умножение», «объединение», и римское слово «res-publica» — которое переводится как «общее дело».
Что характеризует государство (признаки государства)?
1. Территориальная целостность — четко ограниченная территория государства, на которой функционируют его органы власти и действуют его законы.
2. Государственный суверенитет — верховенство и независимость государственной власти от какой-либо другой власти на всей территории страны. Сюда же попадает и независимость в отношениях с другими странами.
3. Исключительное право издавать общеобязательные для всех граждан законы, осуществлять правосудие, взимать налоги, эмиссию денег.
4. Наличиепубличной власти — выделенной из общества и наделённой определёнными властными полномочиями группы людей (чиновников) для управления делами государства.
5. Наличие органов принуждения (армия, полиция, службы правопорядка), наделённых соответствующими полномочиями.
6. Претензии на представительство общества как целогоизащиту общих интересов и общего блага.
7. Обязательность членства в государстве (гражданство).
8. Символы государства — герб, флаг, гимн, девиз.
Дополнительные признаки государства:
1. Язык как средство общения на территории того или иного государства.
2. Единая оборонная и внешняя политика.
3. Единые транспортная, информационная, энергетическая системы, общий рынок и др.
Основные направления государственной деятельности по управлению государством сосредоточены в функциях государства, которые на протяжении всей истории человечества постоянно изменялись. Ещё древние мыслители считали, что главная задача государства — это защита своих поданных от внешних врагов и поддержание порядка внутри страны. В XVII веке устами английского философа Т. Гоббса родилось представление о естественном состоянии людей как о войне «всех против всех». В этой связи государство стало рассматриваться как своеобразный «Левиафан», который должен сплачивать общество, управляя его делами, в обмен на большую часть гражданских прав и свобод, вплоть до физического уничтожения (казни) гражданина в интересах государства. Эпоха Просвещения и зарождение капитализма породили новые идеалы взаимоотношений общества и государства, которые нашли свое воплощение в идеях английского экономиста Адама Смита. Смит считал, что в условиях развития свободного рынка государство должно выполнять функции «ночного сторожа», то есть, не вмешиваясь в права и свободы граждан (особенно в их экономические отношения), поддерживать правопорядок, содержать на налоговые поступления армию и полицию, защищать жизнь и имущество граждан, заботиться об образовании низших классов, вести внешнюю политику и ограждать общество от внешней угрозы. В течение всего XIX века точка зрения А. Смита считалась определяющей для функционирования государства, пока Первая мировая война и Великая депрессия не породили феномен тотального государства, которое считало себя вправе вмешиваться в любые области жизни своих граждан — «Всё для государства, ничего кроме государства, ничего против государства». Альтернативой ему стали идеи государства «всеобщего благоденствия», основы которого заложил американский президент Ф. Д. Рузвельт в своей программе «Новые рубежи», и послевоенная эволюция развития Америки и стран Западной Европы, которая строилась на поиске компромисса между интересами всех граждан страны и полномочиями государства.
Функции государства — это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение.
Функции государства весьма многочисленны. Основные из них были присущи уже древним государствам, другие возникали по мере развития цивилизации. Функции государства делятся на внутренние и внешние.
Внутренние | Внешние |
1. Политическая — управление обществом через различные институты власти и процесс нормотворчества (создание законов). 2. Экономическая — регулирование экономических отношений и проведение структурных преобразований. 3. Социальная — развитие образования, здравоохранения, социального обеспечения общества. 4. Идеологическая — воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через систему государственного образования и официальные СМИ. | 1. Обеспечение национальной безопасности. 2. Развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами. 3. Отстаивание государственных интересов в международных отношениях. 4. Участие в решении глобальных проблем человечества. |
К основным внутренним функциям государства относятся:
· установление и поддержание режима законности и правопорядка в обществе;
· организация экономической жизни, денежного обращения в стране;
· осуществление общественно значимых работ (строительство дорог, мостов, систем орошения и т. п.);
· социальная функция — организация в обществе тех или иных систем здравоохранения, просвещения, помощи неимущим и инвалидам и т. п.
К главным внешним функциям государства относятся: защита границ и оборона страны при нападении извне; внешнеполитическая деятельность — представление страны в отношениях с другими странами; организация экономических связей с другими странами.
Формы государства
Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить её стабильность и нормальное функционирование.
У государства есть 3 измерения, принципиальным образом определяющие его сущность: форма правления, тип государственного устройства и вид политического режима. О них надо говорить подробнее.
Форма государственного правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов, а также порядок их образования, взаимоотношения между ними и гражданами.
В современном мире каждое государство отличается набором специфических черт и характеристик, которые сложились в процессе его исторической эволюции, под влиянием природных факторов, особенностей социально-экономического развития, религии и пр. Однако из всего многообразия современных государственных форм можно выделить две основные формы правления — монархию и республику.
1) Монархия (греч. μοναρχία — «единовластие») — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру…) и обычно передается по наследству.
Монархия является одной из наиболее древних форм правления. Любопытно проследить эволюцию монархии с древности до наших дней, так как это поможет понять, почему эта, казалось бы, анахроническая форма власти существует по сей день. Самой ранней формой монархии была деспоти́я (от др.-греч. слова δεσποτία — неограниченная власть, которое, в свою очередь, произошло от δεσπότης — глава семьи). Деспотия представляла собой такую форму правления, при котором вся верховная государственная власть сконцентрирована в руках у абсолютного правителя или у узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных. Впервые термин был введён Аристотелем, который описал деспотию в своём сочинении «Политика» как форму правления, где власть государя схожа с властью хозяина над рабами. Классическими деспотиями в своё время являлись государства Древнего Востока (Древний Египет, Индия, Китай, Ассирия, Вавилон, Персия). Кроме того, деспотической была власть в Золотой Орде, государстве Великих Моголов в Индии и Османской империи.
Практически параллельно шло развитие и теократических представлений о природе монархии (теократия — от греч. θεος — бог и κρατειν — управлять). В теократической традиции правитель (монарх) мыслился как живой бог или, по крайней мере, наместник бога. В разное время элементы теократической монархии имели место в Древнем Египте, Китае, античной Греции (Александр Македонский), Римской империи (начиная с династии Августов), и пр. Более поздней формой теократии считают власть Папы Римского.
На теократическую традицию опирались и византийская автократия, и московское самодержавие. Самодержавие возникло в России в связи с принятием великим князем Иваном III титула «Государь Всея Руси» после его женитьбы на племяннице последнего византийского императора Константина XI, Софье Палеолог. А с обретением полной независимости от ханов Золотой Орды Иван III в дипломатической переписке с главами других государств начинает именовать себя царём и самодержцем. Русское слово самодержец — это грубый перевод греческого слова autokratos (от греч. αυτός — сам и греч. κρατέω — править, властвовать, то есть «сам властвует», «сам держит власть»), которым именовали византийских императоров. В наше время самодержавие часто приравнивают к абсолютизму, а автократию к деспотии, что есть грубейшая ошибка. Под самодержцем или автократором следует понимать не государя с полной, никем не ограниченной (абсолютизм) и, как следствие, самодурной (деспотичной) властью, а властителя, независимого ни от какой-либо сторонней, внешней власти, никому не платящего дани, то есть обладающего суверенитетом и являющегося сувереном.
На рубеже XVI−XVII вв. в Европе складывается представление об абсолютной монархии(от лат. absolutus — безусловный, лучший, превосходная степень чего либо). Под абсолютной монархией понималась такая монархическая форма правления, при которой юридически и фактически вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти концентрировалась в руках монарха, за которым признавалось право лучше всех разбираться в этих вопросах. Классическим образцом абсолютной монархии той поры до сих пор считается Франция времен Людовика XIV — «короля-солнца».
Логичным продолжением абсолютной монархии стала идея просвещённой монархии, или просвещённого абсолютизма. Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается английский мыслитель Томас Гоббс, заключалась в идее светского государства, а та, в свою очередь, в стремлении поставить выше всего центральную власть, т. е. власть правителя. До XVIII в. государственная идея, выразителем которой была власть монарха, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к праву государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещенный абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает обязанности на государственную власть, пользующуюся правами.
То есть монарх стал пониматься не просто как единоличный властитель государства, а как наиболее образованный представитель своей страны, который должен всестороннее заботиться о благе своих подданных и процветании своего государства. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явился целый ряд реформ в европейских странах XVIII в., где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались и заботы об общем благосостоянии. «Просветительная» литература XVIII в., ставившая себе задачей полную критику старых порядков, нашла себе горячую поддержку в абсолютизме: стремления философов и политиков сходятся в том, что реформа должна совершиться государством и в интересе государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма — союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму. Наиболее яркими представителями просвещённого абсолютизма стали такие европейские правители, как Фридрих II (1740−1786) в Пруссии, Иосиф II (1780−1790) в Австрии и Екатерина II (1762−1796) в России.
Лекция 2
Образование СССР. Развитие государственно-политической системы в 20-е - 30-е гг. XX в.
Процессы установления однопартийной системы завершились после Гражданской войны. В 1922 г. состоялся открытый судебный процесс партии эсеров, в ходе которого более десяти ее руководителей были приговорены к смертной казни. С устранением политических оппонентов в лице других партий дискуссии по проблемам выбора путей развития (теперь уже в рамках лишь социалистического выбора) переместились в саму правящую партию.
Для борьбы с оппозицией ее рядах в 1921 г. на X съезде РКП(б) была принята резолюция «О единстве партии», запрещавшая открытое проявление оппозиционности к «генеральной линии ЦК». Огромную роль приобрел партийный аппарат РКП(б) - ВКП(б) который весьма скоро стал партийно-государственным, т. е. на основные посты в государстве были назначены представители РКП(б). Ни один орган советской власти не мог принять решения без санкции партийного комитета.
Важнейшим инструментом нового правительства в борьбе за власть стало формирование мощного репрессивного аппарата, равного которому не знала и царская Россия. В 1922 г. создано Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ), которые не только обеспечивали общественную и государственную безопасность, но и постепенно ввели политический контроль за населением страны и его настроениями. Уголовный кодекс 1922 г. вводил смертную казнь за проявления инакомыслия.
Постепенно сложилась традиция, что Российская коммунистическая партия (большевиков), с 1925 г. - Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков), определяла на своих съездах основные направления внутренней и внешней политики Советского государства. В период между съездами руководящим органом партии являлся Центральный комитет, избиравшийся съездом и ответственный перед ним. ЦК регулярно проводил пленумы, на которых обсуждались вопросы текущей политики, избирались другие руководящие органы партии - Политбюро, Секретариат, Оргбюро.
Ни Конституция, ни правовая теория не предусматривали подобного вмешательства партийных органов в непосредственное управление государством. Но на практике оно с каждым годом усиливалось. Это отразилось и на взаимоотношениях с соседними республиками в процессе образования единого государства.
К началу 1920-х гг. на территории бывшей Российской империи существовало несколько советских республик, находившихся в тесных договорных отношениях с РСФСР: Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская ССР, Бухарская, Хорезмская и Дальневосточная республики.
Особенность государственного управления этого периода заключалась в том, что управленческие структуры РСФСР выполняли роль общегосударственных органов для союза республик. Одновременно представители республик были включены в состав высших органов власти и управления РСФСР, а правящие в республиках компартии получили права областных парторганизаций Российской коммунистической партии (большевиков). Благодаря этому достигалось единство действий республик в решении большинства военных и хозяйственных вопросов. Однако отсутствие правовых норм, регулировавших отношения центральных и республиканских органов, приводило иногда к конфликтам и недоразумениям. Требовалось совершенствования договорных отношений. Общность политического строя и близость задач, стоявших перед советскими республиками, являвшимися в недавнем прошлом составными частями единого государства, подталкивали их к восстановлению государственного единства.
Это позволило политбюро ЦК РКП(б) в августе 1922 г. образовать комиссию для подготовки законопроекта о новой форме государственного объединения республик. Разработанный комиссией проект получил наименование «плана автономизации». Его сущность сводилась к тому, что все советские республики должны были войти в состав РСФСР на правах автономий. Соответственно, государственные органы РСФСР превращались в государственные органы союза. Возражение Украины и категорический отказ Грузии от вхождения в состав РСФСР на правах автономных образований заставили политическое руководство РСФСР пересмотреть «план автономизации». В. И. Ленин выдвинул идея объединения республик, включая РСФСР, в новый союз на равноправной основе. В декабре 1922 г. во всех республиках состоялись съезды Советов, участники которых одобрили план федерализации и избрали делегатов на Всесоюзный съезд.
I Всесоюзный съезд Советов состоялся 30 декабря 1922 г. Съезд утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Декларация провозглашала принципы добровольности объединения, равноправия республик и право свободного выхода из Союза (однако механизм выхода разработан не был, что проявилось в годы перестройки). Договор определял систему союзных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения с республиканскими управленческими структурами. На съезде был избран Центральный исполнительный комитет (ЦИК) СССР. Исполнительную власть вплоть до принятия союзной Конституции и создания общефедеральных органов управления должны были осуществлять Совнарком и наркоматы РСФСР.
Изменение административно - территориального устройства государства требовало принятия новой Конституции. Решение о необходимости разработки и принятия союзной Конституции было принято I Всесоюзным съездом 6 июля 1923 г. ЦИК утвердил Конституцию СССР, и она фактически вступила в силу. Тогда же были образованы Совнарком СССР и общегосударственные наркоматы. Эту дату даже успели объявить праздничным днем. Но окончательно Конституция СССР была принята II Всесоюзным съездом Советов 31 января 1924 г.
Конституция СССР состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР - указывались причины и принципы создания союзного государства и Договора об образовании СССР.
Конструкция государственных органов Союза и входящих в него республик принципиально не отличалась от системы государственных органов РСФСР, закрепленных в Конституции РСФСР 1918 г.
Высшим органом власти объявлялся Съезд Советов. В Конституции СССР 1924 г. компетенция съездов не оговаривалась и не ограничивалась. Он мог принять к рассмотрению любой вопрос, находившийся в ведении Союза ССР. К исключительной компетенции съездов относились изменение Конституции и выборы Центрального исполнительного комитета (ЦИК) СССР. Съезд Советов СССР формировался путем многоступенчатых выборов. Согласно Конституции съезды должны были созываться не реже одного раза в год, с 1927 г. - не реже одного раза в два года. Однако эти сроки не всегда соблюдались. Помимо очередных съездов по инициативе ЦИК СССР или по требованию не менее двух союзных республик мог быть созван чрезвычайный съезд Советов СССР. Конституция СССР 1924 г. оставляла фактически без изменений прежнюю избирательную систему.
В период между съездами ЦИК СССР - постоянно действующий высший орган государственный власти. ЦИК избирался Съездом Советов СССР и состоял из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Обе палаты обладали одинаковыми правами и различались лишь порядком формирования. Союзный Совет состоял из представителей союзных республик пропорционально численности населения каждой из них. В Совет Национальностей входили представители союзных и автономных республик (по 5 депутатов от каждой республики вне зависимости от ее статуса, численности населения и размера территории), и автономных областей (по 1 депутату от каждой области). Заседания ЦИК СССР обычно проводилась по палатам, но с конца 1920-х гг. получила широкое распространение практика совместных заседаний палат.
ЦИК СССР был наделен Конституцией широкими полномочиями: утверждал планы экономического развития и государственный бюджет, вводил новые налоги, устанавливал принципы землеустройства и судопроизводства, разрешал споры между союзными республиками, отменял постановления их высших органов в случае несоответствия принимаемых ими актов союзной Конституции, одобрял соглашения по внешним займам, ратифицировал международные договоры, формировал правительство страны.
ЦИК СССР работал сессионно: очередные сессии проводились три раза в год. Председателями ЦИК СССР являлись поочередно председатели ЦИК союзных республик. С конца 1920-х гг. регулярность проведения сессий ЦИК была нарушена. В этой связи значительно возросла роль Президиума ЦИК. Будучи по Конституции СССР 1924 г. высшим законодательным, распорядительным и исполнительным органом власти в период между сессиями ЦИК, он с начала 1930-х гг. стал активно вторгаться в сферу компетенции ЦИК СССР, принимая соответствующие решения.
Совет народных комиссаров - правительство СССР. Конституция СССР 1924 г. определила статус Совнаркома как исполнительного и распорядительного органа ЦИК. Совнарком формировался ЦИК СССР на срок, не превышавший срок полномочий самого ЦИК, т.е. до очередного Съезда Советов СССР. В его состав входили с правом решающего голоса только наркомы СССР, а с правом совещательного голоса - руководители ряда других ведомств, председатели совнаркомов союзных республик.
Центральные государственные органы. В соответствии с принципом разграничения полномочий между Союзом ССР и союзными республиками все федеральные наркоматы подразделялись на две группы: общесоюзные и объединенные наркоматы. Последние позднее стали именоваться союзно-республиканскими наркоматами.
Общесоюзные наркоматы создавались для управления отраслями, отнесенными Конституцией СССР к исключительному ведению Союза ССР. Их было пять: Наркомат иностранных дел, Наркомат по военным и морским делам, Наркомат внешней торговли, Наркомат путей сообщения и Наркомат почт и телеграфов.
Объединенные наркоматы управляли отраслями, отнесенным Конституцией СССР к совместному ведению Союза ССР и союзных республик. Их тоже было пять: Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), Наркомат финансов, Наркомат труда, Наркомат продовольствия и Наркомат рабоче-крестьянской инспекции.
Ряд отраслей Конституция СССР отнесла к самостоятельному ведению союзных республик. Для управления ими республики создавали собственные, республиканские наркоматы. Одноименные наркоматы СССР в таких случаях не образовывались. Республиканскими являлись наркоматы земледелия, внутренних дел юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения. Республиканские наркоматы управляли порученной им отраслью непосредственно и в пределах территории республики.
Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) было образовано, как и федеральные наркоматы, 6 июля 1923 г. Ему была посвящена целая глава в Конституции СССР 1924 г. (глава 9). На ОГПУ возлагались объединение усилий республик по борьбе с контрреволюцией, бандитизмом, шпионажем, контрабандой, подавление открытых вооруженных выступлений против Советской власти, охрана границ, железнодорожных и водных путей сообщения.
Традиционные для системы управления РСФСР методы жесткого централизма были характерны и для системы государственных учреждений СССР. Наиболее ярко это проявилось, например, при решении экономических проблем. Новая экономическая политика потребовала поиска более гибких методов управления. В начале 1920-х гг. происходит частичная децентрализация управления промышленностью. С образованием СССР вся промышленность была разделена по значению на три категории: общесоюзную, республиканскую и местную. На ВСНХ было возложено руководство общесоюзной промышленностью и общее регулирование всей остальной. Во второй половине 1920-х гг. в СССР началась индустриализация. Индустриальные гиганты являлись, как правило, предприятиями общесоюзного значения. По мере вытеснения частного сектора из промышленности и формирования плановой социалистической системы хозяйства происходила новая централизация управления. Однако руководить из единого центра, каким являлся ВСНХ, многоотраслевой промышленностью было затруднительно. Выход был найден в создании системы отраслевых промышленных наркоматов. 5 января 1932 г. ЦИК СССР принял постановление о перестройке управления промышленностью. Оно положило начало созданию системы отраслевых промышленных наркоматов. Характерно то, что происходит постепенное перераспределение функций объединенных и республиканских наркоматов в пользу союзных. Например, коллективизация сельского хозяйства заставила преобразовать Наркомат земледелия из республиканского в союзно-республиканское ведомство: в декабре 1929 г. был создан Наркомат земледелия СССР, на который было возложено руководство колхозным строительством. В 1932 г. из него выделился в самостоятельный орган Наркомат зерновых и животноводческих совхозов. В итоге почти все промышленные наркоматы являлись общесоюзными.
Созданием системы отраслевых промышленных наркоматов завершилось формирование административно-командной системы управления. Административно-командная система управления (АКСУ) является особой разновидностью государственного управления, характеризующейся преимущественным применением директивных методов регулирования общественных процессов, широким использованием административного принуждения. Административно-командная система в значительной мере держалась на номенклатурном принципе управления обществом, обеспечивавшим партийный контроль над назначением и перемещением руководящих кадров государственного аппарата и их личную зависимость от тех, кто находился наверху управленческой пирамиды. Для АКСУ характерно сохранение авторитарного метода управления.
Признанным лидером партии являлся В.И. Ленин, занимавший одновременно пост председателя Совнаркома. В 1922 г. он тяжело заболел и вскоре отошел от непосредственного руководства партией и государством. В апреле 1922 г. было решено учредить должность Генерального секретаря ЦК. Им стал И.В. Сталин. Первоначально в его обязанности входило руководство кадровой политикой партии. Он быстро понял, какие возможности предоставляет эта должность. Генеральный секретарь выступал в качестве связующего звена между Политбюро, Оргбюро и Секретариатом, оказывал значительное влияние на выработку их решений, сконцентрировал в своих руках расстановку кадров аппарата ЦК и руководителей местных парторганизаций. Умелое использование кадровой политики составило основу необъятной власти И. В. Сталина, позволило ему встать над партией и установить свою личную диктатуру в стране к 1930-м гг.
Политический режим, установившийся на рубеже 20 -30-х гг. XX в. в СССР, многими современными исследователями характеризуется как тоталитарный.
Признаки тоталитаризма: 1) наличие единственной массовой партии с харизматическим лидером во главе; 2) существование официальной идеологии; 3) монополия государства на средства массовой информации; 4) полный контроль над вооруженными силами; 5) проведение политики массовых репрессий; 6) складывание системы централизованного руководства экономикой. Все эти признаки можно обнаружить в политической жизни Советского государства 1930-х гг.
Изменение политической системы государство нашло свое отражение в новой Конституции. Под председательством И. В. Сталина была образована Конституционная комиссия. В течение года шла работа над проектом нового Основного закона страны. 12 июня 1936 г. после одобрения проекта партийным пленумом он был опубликован во всех газетах страны. В целях придания будущему Основному закону демократического лоска началось направляемое и контролируемое сверху его «всенародное обсуждение». 5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайный съезд Советов СССР принял новую Конституцию.
В Конституции были отражены перемены в национально-государственном устройстве страны. Общее число союзных республик, непосредственно входящих в состав СССР, возросло до 11. За ними было сохранено право выхода из СССР. Но в целом в новой Конституции прослеживалась тенденция к централизму: расширялась компетенция общесоюзных наркоматов в сфере народнохозяйственного развития и обороноспособности страны, права союзных республик заметно сокращались.
Конституция СССР 1936 г. перестроила всю систему высших органов государственной власти и управления. Съезд Советов СССР, ЦИК, Президиум ЦИК упраздняются и вместо них создаются двухпалатный Верховный Совет (состоял из Совета Союза и Совета Национальностей) и его постоянно действующий орган - Президиум Верховного Совета. Верховный Совет образовал правительство - Совнарком.
Конституция изменила также избирательную систему: закреплялось всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, предоставляемое с 18 летнего возраста. Но в условиях сложившейся однопартийной системы и фактической диктатуры Сталина выборы не стали инструментом подлинного народовластия.
В течение 1937 г. во всех союзных республиках, включая РСФСР, вступили в силу новые республиканские конституции. Они полностью соответствовали союзной Конституции 1936 г. В 1940 г., после вхождения в состав СССР Молдавии, Латвии, Литвы, Эстонии и образования Карело-Финской ССР, были разработаны и приняты конституции соответствующих союзных республик.
Лекция 3
Лекция 4
Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации.
В системе государственных органов Федеральное Собрание - парламент РФ играет роль представительного и законодательного органа России.
Главные функции парламента - представление многонационального народа России с учетом федеративного устройства государства, законодательная деятельность на федеральном уровне. Принципы деятельности парламента РФ - независимость от других органов государственной власти, невмешательство в работу других органов государственной власти, взаимодействие с другими органами государственной власти в рамках компетенции.
Парламент РФ состоит из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. Государственная Дума представляет народ Российской Федерации в целом. Совет Федерации представляет интересы субъектов РФ и формируется из представителей от законодательной и исполнительной власти субъектов федерации.
В 2000 г. по инициативе Президента РФ В. В. Путина были изменены принципы и порядок формирования Совета Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г. №113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» член Совета Федерации представитель от законодательного - (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается этим органом власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта РФ путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Представитель же Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) на срок его полномочий.
Организация деятельности палат осуществляется в соответствии с регламентом, который утверждается постановлениями палат. Председатели палат ФС имеют следующие две группы полномочий: организационное обеспечение деятельности палат (ведут заседания палат, ведают вопросами внутреннего распорядка, организуют работу советов палат), представительские полномочия (представляют палаты в отношениях с президентом, правительством, всеми высшими судами и т.д.)
Для подготовки и рассмотрения организационных вопросов создаются советы палат в качестве вспомогательных парламентских структур (планирование деятельности, предварительное рассмотрение повесток заседаний палат, принятие решений о проведении парламентских слушаний и т.д.)
Комитеты и комиссии палат ФС - это основные структурные подразделения, в которых сосредоточена работа по основным направлениям деятельности палат. Их набор закрепляется в регламенте (например, по вопросам местного самоуправления, по промышленной политике, по природным ресурсам и охране окружающей среды)
В состав Государственной Думы входят депутатские объединения. Их два вида: фракция - депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения и депутатские группы - образуют депутаты, не вошедшие во фракцию.
Конституция РФ предусматривает возможность досрочного роспуска одной из палат Федерального Собрания РФ – Государственной Думы. Президент РФ вправе распустить Государственную Думу в случаях: троекратного отклонения Государственной Думой кандидатур, предложенных Президентом РФ на должность Председателя Правительства Российской Федерации; двукратного в течение трех месяцев вынесения Государственной Думой вотума недоверия Правительству РФ при несогласии Президента РФ принять отставку Правительства РФ; вынесения Государственной Думой недоверия Правительству РФ, если вопрос о доверии был вынесен по инициативе Правительства РФ.
Однако есть условия, при которых роспуск Государст