Кафедра теории истории государства и права
Кафедра теории истории государства и права
Тема курсовой работы «Государство: понятие, признаки, социальная природа»
Выполнил: студент юридического факультета,
Группы № 4711-1-1
Артемьева Е.А.
Проверил: к.ю.н. Петров И.В.
Санкт-Петербург
Содержание:
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3-4
Глава 1. Понятие и признаки государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … 4
1.1.Понятие государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …4 - 7
1.2.Признаки государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 7 - 13
Глава 2.Социальная природа государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. …13
2.1.Сущность государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 13 -17
2.2.Функции государства как проявление его сущности и социального
назначения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 - 22
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 - 24
Список используемой литературы…………………... . . . . . . . . . . . . . ….... . .25
Введение
Тема настоящей курсовой работы определена как «Государство: понятие, признаки, социальная природа».
Данная тема выбрана в связи с тем, что проблемы понимания государства, его сущности, признаков являются очень важными в теории государства в силу той огромной роли, которую играет государство в современном обществе.
Государство стоит на одной ступени с правом и проводит через него свои установления. Право является непосредственным продуктом государства ; хотя оно и обусловлено экономикой, но порождается государством в процессе важной государственной деятельности правотворчества. [1] Поэтому необходимо ясно представлять, что такое государство, его признаки, сущность, функции и другие характеристики.
Необходимо отметить, что термин «государство» используется в двух значениях: во-первых, для выделения страны как политико-географического образования и, во-вторых, для обозначения организации политической власти, системы институтов власти. Государство в первом смысле изучается разными науками: социологией, политической (социологической) географией и др. Предметом исследования науки правоведения является государство во втором (политико-правовом) смысле. Поэтому в курсовой работе речь пойдет о государстве как организации политической власти. Целью данной работы является выяснение понятия государства, его признаков, изучение его социальной природы. В ходе исследования предполагается решить следующие задачи:
1) Изучить литературу по проблеме исследования;
2) Выяснить какие признаки государства выделяются в юридической литературе, и охарактеризовать их;
3) Изучить и проанализировать сущность государства путем анализа его функций, выяснить социальную природу государства.
Для изучения данной проблематики будут проанализированы монографии и статьи различных авторов.
Теоретической базой исследования послужили, в первую очередь, работы Матузова Н.И., М.И. Абдулаева, В.Н.Хропанюка и других авторов.
Глава 1. Понятие и признаки государства
Понятие государства
Как уже говорилось выше, государство можно рассматривать с разных позиций - философской, исторической, социологической, юридической, что дает возможность выделить те или иные аспекты его характеристики, но не позволяет сформулировать универсальное его понятие.
В огромном смысле государство определяется как сложнейшая политико – правовая форма организации общественной жизни. Государство обязано быть средством управления общественными процессами (защищать права и интересы людей, обеспечивать безопасность человека и общества, законность и правопорядок.[2]
Государство – исторически развивающееся явление, и с поступательным развитием общества изменяется и государство, его цели и задачи, управляющие структуры и функции. Отсюда следует, что с этим изменяются взгляды на понятие государства, его роль и предназначение в общественной жизни. А значит - в разные исторические периоды определение государства трактуется в зависимости от особенностей того или иного государства. Проследим развитие определения государства в разные периоды истории.
В античном мире государство охватывало собою все без исключения стороны общественной жизни, поэтому в нем человек полностью поглощался гражданином государства. Аристотель рассматривает государство как объединение родов и деревень ради лучшей жизни. Древние греки считали государство центром всех умственных и нравственных интересов человека. Цицерон считал объединение людей общими правами и пользой.[3]
В отечественной литературе определение государства трактуется как общественный союз, предполагающий самостоятельное, принудительное властвование над свободными людьми[4].
Как видно из вышеприведенных примеров, подавляющее большинство авторов прошлого рассматривали государство в основном с социологической точки зрения. Тем не менее, наряду с социологическим определением понятия государства в учении о государстве одновременно предпринимались попытки дать ему юридическое определение. Так, Еллинек считал, что государство представляет собой особое общественное образование и особое правовое явление. Его учение соответственно подразделяется на «социальное» и «правовое».
Марксистско-ленинская наука рассматривает государство, отталкиваясь от его неизменной классовой природы. Так как государство растет из классового общества исходя из раскола общества на непримиримые классы, то « оно является экономически господствующим классом, и получает средства для угнетения и подавления эксплуатируемого класса».
Принимая во внимание социально экономические факторы, получивших возникновение и существование государства, марксизм-ленинизм определяет государство как организацию политической власти экономически господствующего класса.
В послеоктябрьский период определение «государство» оставалось прежним, а именно государство - организация экономически господствующего класса охраняющая существующий порядок и подавляющая сопротивление других классов. [5]
В работах 60—70-х годов определение государства трактуется уже не с таких жестких классовых позиций. С.С. Алексеев писал: « государство – организация трудящихся во главе с рабочим классом – в социалистическом обществе».[6]
Совершенно в другой форме авторы учебника, изданного Московским университетом дают иное определение государства: «Государство — это политическая организация, которая выражает интересы и волю господствующего класса, являющихся материальным носителем и выступающего от имени публичной власти».[7]
Подытоживая сказанное, можно сделать вывод о том, что в советский период классовость признавалась важнейшим признаком любого государства.
Тем не менее, уяснение свойств и признаков государства «вообще», возможно только на определенный исторический период в силу постоянно меняющихся экономических, социальных, духовных, национальных, экологических, религиозных и других факторов, определяющих содержание и структуру государственно-организованного общества. Проанализировав понятия государства, которые давались учеными в разное время можно увидеть, что нередко понятие о государстве дается в идеале, а не в его исторической действительности. Вместо того чтобы определить, что такое государство, часто лишь описывают, каким оно должно быть. Поэтому методологическая задача при определении понятия государства состоит в том, чтобы дать признаки того исторического явления, которое носит название «государство». Отсюда следует, что, определяя понятие на основе действительности, мы не должны вносить в него чего-либо в действительности не существующего, а с другой стороны, должны брать всю действительность данного рода, не допуская произвольного выбора. Определение государства должно отвечать на вопрос, что такое государство в его исторической действительности и во всех его исторических проявлениях[8].
Тем не менее, общим во всех данных определениях выступает то, что названные ученые все-таки включали в качестве специфических видовых отличий государства такие его важнейшие характеристики, как народ, публичную власть и территорию. По большому счету они понимали под государством соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.
Таким образом, в самом общем виде государство представляет собой особую организацию власти, которая осуществляет управление обществом, обеспечивает в нем порядок в интересах всех его членов, но может при этом преимущественно защищать интересы господствующих классов.
В следующем разделе более подробно рассмотрим признаки государства.
Признаки государства
В зависимости от развития первобытного общества, его изменений в экономике и социальной структуре, государство развивалось, изменялось, устанавливая все новые и новые формы. Поэтому выделяются формы рабовладельческого, феодального, буржуазного и современного государства. Но все – таки выделяются и общие признаки подходящие всем государствам, несмотря на эпоху существования. Это такие существенные признаки, которыми государство отличается по своей специфике от родовой организации бесклассового общества, а также от других организаций в классовом обществе. Вместе взятые, они дают возможность подробной характеристики государства.
За время всей истории развития человечества государство определялось ключевым явлением и понятием политической жизни, политической теории и практики различных стран, исходя из этого оно всегда отличалось от догосударственных (существовавших до него) и негосударственных (существующих наряду с ним), организаций и институтов спецификой своих признаков. Рассмотрение и изучение этих признаков позволяет более глубоко и разносторонне понимать не только прошлое, но и настоящее конкретных стран.
В юридической литературе существует много различных мнений по поводу того, какие признаки государства являются основными, а какие дополнительными. Также некоторые авторы выделяют только такие важнейшие признаки государства как наличие публичной власти, территория, суверенитет государства, отнеся правотворчество к признакам государственной власти, гражданство и подданство рассматривают в пределах территориального признака, выделяют отдельным признаком государства народ и др.
Рассмотрим некоторые признаки государства:
Право
Как уже было упомянуто, государство не может существовать без права, оно определяет формы осуществления функций государства, а также юридические рамки. Помимо всего прочего к государству следует отнести монополию на правотворчество – только государство имеет право устанавливать правовые нормы, закрепленные в законах государства. Только исходя из правил поведения, государство имеет полномочия физического принуждения – лишение жизни и свободы, что составляет действительность государственной власти.
Суверенитет
Суверенитет – это верховенство на своей территории и плюс ко всему независимость международных отношений.
Верховенство государственной власти составляет:
1) распространение на население и все социальные структуры общества;
2) монопольную возможность (лишение жизни и свободы);
3) осуществление правотворческой, правоприменительной и правоохранительной полномочий.
4) Государство имеет привилегию признавать или отменять ничтожные акты других субъектов политики, если они не установлены законом.
В государственный суверенитет входят: единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела, которые закреплены в конституциях.
Если чужое государство нарушает границы и заставляет принять какое – либо решение, несоответствующее интересам его граждан, то нарушается не только территория, но и суверенитет.
Помимо государственного суверенитета существуют суверенитет народа и нации. Государственный суверенитет существенно отличается от суверенитета народа. Учитывая тот факт, что оба суверенитета связаны друг с другом они имеют разные исторические и политические явления. Государственный суверенитет берет свое начало вместе с государством, а суверенитет народа восходит от признания населения определенной страны - источником государственной власти. Народный суверенитет - источник государственного суверенитета. Суверенитет государства ограничен суверенитетом народа , которому и принадлежит высшее право определять экономическую, социальную и политическую систему страны. Народ пользуется своей властью через органы местного самоуправления и государственной власти. А самым высоким выражением власти считаются референдум и свободные выборы. Представительные органы государственной власти производят властные полномочия от имени народа. Отсюда следует, что государственный суверенитет - это ограниченная правом власть как внутри страны, так и вне, производящая ее гражданами. Суверенитет нации - это полновластие нации, ее возможность и способность определять характер своей жизни, организовывать свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.
Сущность государства
Чтобы иметь представление, что же все – таки такое государственно – организованное общество, стоит рассмотреть сущность государства.
Раскрыть сущность государства – значит найти самое главное, что ограничивает его объективную необходимость в обществе, понять, почему общество не может развиваться и существовать без государства.
Было очень важно выявить, какой класс управлял обществом. В зависимости от развития и совершенствования отношений , повышения производительности труда менялась и сущность государства, государство определялось как аппарат, машина в руках господствующего класса для подавления своих классовых противников.
В наше время по мимо классового подхода есть и другие теории определяющие ответ на вопрос о том, какова сущность государства.[12]
Приведем примеры некоторых теорий.
Технократическая теория
Рассматривая эту теорию можно придти к выводу о том , что управлять обществом должны профессионалы, как их изначально называли технократами. Технократы – профессиональная группа людей ,занимающиеся управлением ,обладающие высоким уровнем подготовки, ни какой политической ответственности они не несут. Только профессионалы могут различить настоящие потребности от мнимых, просчитать оптимальные пути развития и найти необходимые для этого цели.
Теория элит
По мнению Парето, элита образуется двояким образом:
1) элиту составляют преуспевающие личности, образуя собой «сливки» определенного социального слоя;
2) в число элиты входят люди, осуществляющие функции публичного управления.
Таким образом, элита - особый, достаточно узкий социальный слой, члены которого обладают властью и определенным положением в обществе. В обществе идет постоянная борьба между элитами за возможность определять политику государства. Победившая элита посредством собственных членов и ставленников проводит свои интересы, которые не всегда совпадают с интересами большинства.
Юридический подход.
Изначально к сущности государства юридического подхода заложил ученый Г. Еллинек. Он рассматривал государство, как социальное образование, так и юридическое учреждение. Самым важным он считал познание юридической природы государства, которое связывал с изучением велений, исходящих от государства (правовых норм), и деятельности юридических учреждений. В этом учении государство рассматривается, как юридическое лицо. Учение этого подхода существует и на сегодняшний день в сфере международного права.
Рассматривая сущность государства, существуют два аспекта:
1) любое государство - организация политической власти (формальная сторона);
2)то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).
При анализе сущности государства нельзя рассматривать только с формальной стороны, иначе получается, что рабовладельческое государство и современное одинаковы по своей сути. Основное в сущности государства - его содержательная сторона, то есть, чьи интересы, прежде всего данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает политика.
Исходя из выше сказанного, можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства. Первым выступает классовый подход, в его рамках государство определяется, как организация политической власти экономически господствующего класса.
Более продвигающим является общечеловеческий подход, в рамках которого государство рассматривается, как организация политической власти, создающая условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. В этом подходе государство используется , как средство для обеспечения интересов общества выполняя запросы разных классов и слоев общества.
Совместно с этими подходами можно рассматривать религиозный, национальный, расовый, и другие подходы к сущности государства, они будут доминирующими в политике определенного государства.
Рассматривая религиозный подход, государство рассматривают, как организацию политической власти, помогающую осуществить интересы определенной религии. Например: католический Ватикан, исламские государства - Пакистан, Иран, Ирак, Ливия, Судан, Саудовская Аравия и др. страны, которые в своей политике руководствуются в большей мере религиозными началами.
Рассматривая национальный подход государство можно определить как организацию политической власти, помогающую непосредственно осуществлению интересов титульной нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны. Примером здесь могут служить современная Латвия, Эстония и др., они, провозгласив себя демократическими государствами, проводят политику в интересах лишь коренных народов, игнорируя интересы других наций. Речь идет об избирательных ограничениях, о закрытии русскоязычных школ, о правилах, касающихся обязательности знания языка коренной нации для занятия государственных должностей, для получения гражданства, продвижения по службе, назначения пенсий и т.п.
Рассматривая расовый подход государство можно обозначить, как организацию политической власти, помогающую непосредственно осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны. Примером здесь может послужить Южно-Африканская Республика в период режима апартеида, правящие реакционные круги которой проводили политику расовой дискриминации в отношении коренного африканского населения и в значительной степени против переселенцев из Индии. В частности, это проявлялось в лишении африканцев гражданских прав, помещении их в резервации или особые городские кварталы, ограничении их свободы передвижения и т.п.
Из это следует, что сущность государства многообразна. Она не подходит только к классовым и общесоциальным началам. Таким образом, в сущности государства, рассматривая исторические условия, на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.
Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, таковы цели, задачи и функции, которые оно ставит перед собой.
Заключение
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.
Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок в пределах определенной территории.
Приведенное определение в большей степени подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация общества всех его граждан.
Сущность государства составляет его социальное назначение, природа государства.
Любому государству как социальному институту подходит двойная природа. С одной стороны, государство реализует и защищает интересы господствующей элиты, с другой - долговременные интересы всего населения. Таким образом, с одной стороны сущность государства обусловлена классовой природой, а с другой - общесоциальной.
Общесоциальная природа государства означает, что любому, особенно демократическому, государству подходит надклассовый характер. Из этого следует, что государство в той или иной степени осуществляет и защищает общие, коренные, долговременные интересы всего населения.
Будучи главным управленческим центром общества, официально объединяя и представляя все население, государство выполняет функцию управления наиболее важными сферами жизни общества, а также выражает общенациональные интересы. Государство является социальным арбитром, средством социального компромисса между правящими и управляемыми. Его задача - преодоление социальных противоречий, конфликтов, разногласий, учет и координация интересов различных групп населения.
Таким образом, государство призвано, одновременно, исполнять как сугубо классовые задачи, так и общие дела, вытекающие из природы любого общества.
Кроме того, одним из показателей прогресса цивилизации является историческое движение от классовой к общесоциальной природе государства.
Сущность государства обусловливается объективной закономерностью: при несовпадении, противоречивости текущих, частных интересов в обществе существует единство коренных, долговременных интересов всех членов общества. Это так называемое общее благо, которое призвано выразить и реализовать государство. Общее благо определяется в результате согласования индивидуальных и коллективных интересов всего населения по коренным вопросам жизнедеятельности общества и государства. Общее благо, сформулированное и реализуемое на общемировом уровне, в масштабах человеческой цивилизации, определяется категорией «общечеловеческие ценности», которая сегодня в развитых государствах вышла на первое место.
Список используемой литературы.
Нормативно – правовые акты:
1.Конституция Российской Федерации 1993 г.
Монографии:
2.Бабурин С. Н. Территория государства. М., Проспект. 2000. С.57.
Книги:
3. Марченко М.Н.Теория государства и права. М.:Проспект, 2011. С.58.
4.Хропанюк В.Н.: Теория государства и права. Учебник/Под. Ред. Стрекозова В.Г.- М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л». 2008. С. 51.
5.Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. С.45.
6.Венгеров А.Б.Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. С.90.
7.Комаров С.А. Общая теория государства и права:Учебник.М:Юрайт.1998.С.44.
8.Теория государства и права. М.. 1987. С. 40.
9. Алексеев С.С. Теория государства и права. М., 1985. С. 38.
10.Краткий философский словарь. М., 1941. С. 47.
11.Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. М., 1911. С. 200.
[1] См.: Комаров С.А. Общая теория государства и права:Учебник.М:Юрайт.1998.С.44.
[2] См.: Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. С.45.
[3] См.: Хропанюк В.Н.: Теория государства и права. Учебник/Под. Ред. Стрекозова В.Г.- М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л». 2008. С. 51.
[4] См.: Хропанюк В.Н.: Там же. С.52
[5] См.: Краткий философский словарь. М., 1941. С. 47.
[6] См.: Алексеев С.С. Теория государства и права. М., 1985. С. 38.
[7] См.: Теория государства и права. М.. 1987. С. 40.
[8] См.: Шершеневич Г. Ф. С. 201.
[9] См.: Теория государства и права: Учебник для юридических вузов/под ред. А.С. Пиголкина. М.: "Городец", 2003. С.42.
[10] См.: Бабурин С. Н. Территория государства. М., Проспект. 2000. С.120.
[11] См.: Конституция Российской Федерации. 1993г.
[12] См.: Теория государства и права.: Учебник для юридических вузов/под ред. А.С. Пиголкина. М.: "Городец", 2003. С.48.
Кафедра теории истории государства и права