Основные тенденции социально-экономического развития
Вопрос. Сползание общества к экономическому и социально-политическому кризису.
Октябрьский (1964 г.) пленум ЦК КПСС санкционировал смещение Хрущева со всех постов. С сообщением «О ненормальном положении, сложившемся в Президиуме ЦК в связи с неправильными действиями Н.С. Хрущева» выступил М. Суслов. Его выступление не содержало ни анализа положения дел в партии и стране, ни плана действий. Хрущев был отстранен от руководства не демократическим путем, а в результате аппаратных интриг. Предпринятые шаги не были продиктованы заботой о будущем страны. Его организаторы стремились сохранить и укрепить свою власть. Первым секретарем ЦК партии избрали Л.И. Брежнева. Большинство в аппарате ЦК считали его слабой, а потому временной фигурой. Да и сама верхушка управленческого аппарата состояла из номенклатуры, выдвинувшейся в годы сталинских репрессий. Одно из свойств тоталитарной системы – выдвижение на руководящие посты посредственных личностей, послушных, исполнительных. Способные и талантливые системой чаще всего отторгались или уничтожались физически.
Пленум признал нецелесообразным совмещение в одном лице постов лидера партии и главы правительства. Председателем Совета министров стал А.Н. Косыгин. Таким образом, приход Брежнева к руководству партией еще не давал ему единоличной власти. В официальных документах подчеркивалась необходимость соблюдения принципа коллективного руководства. Однако дальнейшего развертывания демократии не наблюдалось, а, напротив, наметилось свертывание курса ХХ и ХХII съездов партии.
На ХХIII съезде в 1966 г. был восстановлен пост Генерального секретаря партии, Президиум преобразован в Политбюро ЦК КПСС. В Устав были внесены изменения, согласно которым Генерального секретаря должен избирать Пленум ЦК, а не Политбюро. Причиной реорганизаций и изменений были не правовые соображения, а личные мотивы. Начинается процесс возвышения партии над обществом. В 1977 г. В Конституцию СССР внесено положение о руководящей и направляющей роли КПСС. Во всех официальных документах перед названием занимаемой государственной должности указывался партийный пост. Последовавшая с конца 60-х гг. эволюция власти была схожа с той, которую прошли и Сталин и Хрущев.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
ЭВОЛЮЦИЯ ВЛАСТИ
1. Подбор кадров во властные структуры по принципу личной преданности (Из 14 членов Политбюро 7 в различные годы были исключены, а 2 умерли)
2. Сохранение в одних руках всех партийно-государственных постов (Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель президиума Верховного совета СССР, Председатель Совета обороны, Верховный главнокомандующий ВС СССР)
3. Рестанилизация (отказ от критики культа личности)
4. Отказ от принципов коллективного руководства при сохранении внешних его атрибутов
5. Укрепление позиций Л.И. Брежнева в Политбюро ЦК КПСС
6. Восхваление личности руководителя (в 1973 г. – обмен партбилетов. №1 выписан Ленину, а №2 – Брежневу; из полковников – в маршалы; через 30 лет после окончания войны – Герой Советского Союза)
Таким образом, перерождение режима революционеров в режим бюрократов, которое предвидел еще Ленин, и которое происходило в 20-х гг. нашло свое завершение при Брежневе. Советское государство превратилось в гигантскую машину самоуправляющейся бюрократии.
Внутреннюю и внешнюю политику 60-70 гг. характеризовало все растущее расхождение между словом и делом. В 1965-66 гг. на мартовском и сентябрьском Пленумах ЦК были предприняты попытки экономических реформ. Они готовились еще в хрущевский период и связаны с именем А.Н. Косыгина. Мартовский пленум был посвящен сельскому хозяйству.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ
Аграрный сектор
· Развитие социальной сферы села
· Повышение закупочных цен на продукцию сельского хозяйства, введение 50% надбавки за сверхплановую продукцию
· Установление твердого плана госзакупок на 6 лет
· Смягчение запретов на ведение подсобного хозяйства
· Списание колхозам долгов прошлых лет
Сентябрьский пленум был посвящен промышленности.
Промышленность
· Изменение планирования (сокращение числа показателей, определяемых «сверху»). Число планируемых сверху показателей сократилось до 5 наименований.
· Усиление экономического стимулирования производства (часть доходов оставалась в распоряжении предприятий). Они должны были идти на жилищное строительство, а также в поощрительные фонды.
· Упразднение совнархозов и восстановление отраслевых министерств. Предполагалось, что министерства должны быть не монополистами-диктаторами, а советчиками предприятий. На начало 80-х гг. было 18 млн. управленцев.
Вводился хозрасчет (самофинансирование, самоокупаемость и самоуправление). Оценкой деятельности предприятий становится не количество произведенной продукции, а количество продукции реализованной. В итоге в 1965-1970 гг. объем промышленного производства вырос на 50%.
Курс на перемены в экономике закрепил XXIII съезд партии, провозгласивший переход от административных к экономическим методам управления. Но все осталось на словах. Провозглашенные позиции сдавались одна за другой. Участились корректировки планов, ограничивались права предприятий, министерства диктовали им свои условия. В 70-е гг. – спад промышленного производства, число плановых показателей увеличилось с 5 до 1000, усилился диктат центра. Верхом партийно-государственного лицемерия стал XXVI съезд КПСС (февраль 1981 г.). Съезд доложил о сужении сферы империализма и неоспоримых успехах системы социализма. Отмечалось успешной развитие экономики, в то время как страна буквально топталась на месте, и во многих отраслях наблюдался застой и стагнация. (Говорилось о том, что Брежневым открыта новая стадия развития социалистического общества – развитой социализм; стадия, о которой не знали Маркс, Энгельс и Ленин. Тем самым объяснили, куда делся обещанный к 80-м гг. коммунизм).
Такие заявления в условиях, когда негативные процессы нарастали буквально во всех сферах, не оставляли места для анализа причин трудностей и консервировали устаревшие представления о социализме.
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ