Принцип сотрудничества государств.
Идея международного сотрудничества государств независимо от различий в их политическом, экономическом и социальном строе в различных сферах международных отношений является основным положением в системе норм, содержащихся в Уставе ООН.
Согласно Устава ООН, государства обязаны «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а так же обязаны «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры».
Принцип сотрудничества как правовая категория вытекает из других положений Устава, в частности из положений ст.55 и 56.
Ст.55 Устава ООН свидетельствует о двух видах обязанности членов ООН:
- обязанности государств сотрудничать друг с другом в достижении целей, предусмотренных Уставом ООН;
- и их обязанность сотрудничать с ООН для достижения тех же целей.
Конкретные формы сотрудничества, их объем зависит от потребностей и не территориальных ресурсов государств, внутреннего законодательства и принятых на себя международных обязательств. Международное сотрудничество многообразно по формам, сферам осуществления, реализуется различными видами субъектов, среди которых выступают и государства. Причем нередко последние не только являются субъектами властных отношений, т. е. межгосударственных отношений публично-правового характера, регулируемых нормами международного публичного права, но и вступают в цивилистические отношения имущественного либо неимущественного порядка, являющееся международными частноправовыми отношениями и подпадающими под действие международного частного права. Представляется, что, говоря о проблеме иммунитетов государства в международном частном праве, необходимо исходить из следующих принципиальных соображений.
Во-первых, в силу обладания суверенитетом государство выступает, как специфический субъект частноправовых отношений, и не при каких обстоятельствах не может быть приравнено к субъектам национальных правопорядков – юридическим и физическим лицам. При этом, как известно, юридическую основу иммунитетов государства в сфере частноправовых отношений составляет принцип суверенного равенства по праву считающийся одним из краеугольных камней системы современного международного права.
Во-вторых, отказ от иммунитетов в частноправовой сфере является суверенным правом государства, а не его обязанностью. При этом согласие государства на ограничение своих иммунитетов является юридически значимым только в том случае, когда воля государства была явно выражена. Чрезвычайно важно отметить, что добровольный отказ государства от абсолютного иммунитета отнюдь не означает отказа от суверенитета. Это самоограничение государства, которое, возможно, является высшим проявлением его независимости и свободной воли.
В-третьих, действующее законодательство Российской Федерации, исходящее из концепции абсолютного иммунитета, в современных условиях глобального мира не соответствует текущим экономическим и политическим интересам нашей страны, и, следовательно, нуждается в изменении. При этом необходимо отметить, что законодательное регулирование вопроса об иммунитете государства в нашей стране весьма противоречиво и непоследовательно. Доктрина абсолютного иммунитета Российского государства вошла в противоречие с принципом “торгующего государства”, который закреплен во многих законах и иных нормативных актах России. Те изъятия из абсолютного иммунитета, которые предусмотрены в нормативных актах, настолько широки и многообразны, что фактически сводят на нет принцип абсолютного иммунитета.