Влияние социальных факторов на образование 3 страница
Культы "уничтожения" можно рассматривать как проявление конфликта между европейскими колонистами и туземными народами. Белшоу (1950) отмечал, что они сформировались главным образом в тех регионах, где господство европейцев разрушало жизнь туземцев, но не давало им доступа к более высокому уровню жизни. Там же, где туземцы были вовлечены в активную промышленную и коммерческую деятельность, а также там, куда не проникало западное влияние, культы не процветали.
Более того, в верованиях участников культов "уничтожения", по-видимому, нашла отражение враждебность к колонистам. Культы одновременно символизировали их уничтожение и обретение материальных благ, захваченных пришельцами. Предполагалось, что это произойдет во время второго пришествия Христа. Гвдйарт (1959) и Уэрсли (1957) отмечали, что с течением времени многие культы начали открыто выражать протест угнетенных народов против колониального господства. Таким образом, они превратились в политические группы.
РЕЛИГИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
С точки зрения сторонников конфликта, религия - это сила, способствующая социальным переменам. Религиозное рвение может радикально изменить общество. Об этом свидетельствуют события в Иране - мусульмане-шииты под руководством аятоллы Хомейни свергли правительство шаха Ирана и сделали попытку организовать повседневную жизнь иранцев согласно правилам мусульманского вероучения.
Исторический анализ влияния религии на общество дан в классическом исследовании Макса Вебера. Немецкого ученого заинтересовало воздействие кальвинизма (разновидность протестантизма, основанная на учении теолога конца XVI в. Жака Кальвина). Кальвинизм отличался тем, что утверждал веру в предопределенность человеческой судьбы. Согласно этому вероучению, до рождения человека Бог решает, обретет ли он спасение души. Некоторым суждено обрести спасение, другие будут гореть в аду. Разумеется, для тех, кто верил в предопределенность судьбы, было важно знать, что они оказались среди "избранных", которым уготовано спасение. Небесное покровительство наиболее ощутимо могло проявляться в том, что людям даровались материальные блага: если на них снизошло благословение божье, их дела обычно процветали, конечно, при условии упорного труда, дисциплины и самоконтроля." Когда успех венчает благоразумие, умеренность и поведение, подчиненное высокой цели, а не при-
обретению земных благ, это можно истолковать как знак "божьего благословения", - писал Вебер.
Этот тип поведения стал известен как протестантская трудовая этика, и Вебер полагал, что она оказала основное воздействие на развитие капитализма. Добродетели, которые высоко ценили кальвинисты, действительно поощрялись при капитализме: доходы не следовало тратить на ненужные вещи или предметы роскоши, целесообразнее их снова вклады-вать в производство. Конечно, триумф капитализма был результатом не только влияния протестантской трудовой этики. Вебер отметил и другие факторы, например роль военного бюджета и высокий спрос на потребительские товары, способствовавший увеличению производства. Он также признавал, что и общество могло оказывать влияние на религию, подобно тому как религия воздействовала на общество - экономические и социальные перемены могли привести к изменениям религиозных верований. Так, под влиянием протестантской Реформации изменились не только экономическая структура, но и множество других институтов общества, включая науку, право и образование. Комплекс изменений, возникших под влиянием кальвинизма, преобразовал социальное устройство общества.
РЕЛИГИЯ В АМЕРИКЕ
США - одна из немногих стран мира, где существует множество вероучений- деноминаций. Семена американской религиозной свободы были посеяны в конце колониального периода, когда растущая враждебность к англиканской церкви и осознание наличия в США многих укоренившихся вероучений побудили политических деятелей к поиску решения, исключающего привилегированное положение одной религиозной группы по сравнению с другой. В результате возникла идея об отделении церкви от государства, которая нашла воплощение в первой поправке к конституции США, а в дальнейшем и в конституциях всех штатов. Эта правовая защита гарантирует "свободную конкуренцию в духовной жизни", но вместе с тем принцип отделения церкви от государства стал причиной социальных и правовых проблем, особенно в таких областях, как государственное образование и привлечение новых членов культа. И все же, несмотря на эти проблемы, свобода вероисповедания стала основой религиозного плюрализма и высокой степени религиозной терпимости. Это ясно подтверждают 200 деноминаций, существующих ныне в США (230 деноминаций сообщили о Своей численности, многие другие не дали сведений).
РЕЛИГИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ
Какое влияние оказывает этот плюрализм на социальную жизнь в США? Имеют ли члены различных религиозных групп непохожие взгляды по политическим и другим вопросам? Исследование, проведённое Герхардом Ленски в Детройте в конце 50-х годов, выявило различные социальные ценности у протестантов, католиков и иудаистов (Ленски, 1961). Например, представителям каждого из указанных вероисповеданий был задан вопрос, можно ли, используя принцип свободы слова, критиковать президента, выступать против религии и высказываться в поддержку фашизма? По отношению к этим проблемам в трех группах выявились потрясающие различия. Белые протестанты оказались наиболее либерально настроенными, на втором месте были иудаисты, в то время как черные протестанты высказали наименее либеральные взгляды. Белые католики заняли промежуточную позицию. По вопросам азартных игр, употребления спиртных напитков, контроля рождаемости, разводов и работы предприятий торговли по воскресеньям также были высказаны различные взгляды. За небольшим исключением иудаисты оказались наименее критически настроенными по этим вопросам. Черные и белые протестанты осуждали азартные игры и употребление спиртных напитков в большей мере, чем католики или иудаисты. Как и предполагалось, католики более решительно выступили против контроля рождаемости и разводов, чем любая другая группа. Однако два фактора ставят под сомнение правильность обобщений, сделанных Ленски. Во-первых, исследование проводилось на детройтской выборке, поэтому полученные результаты, вероятно, отличались бы от данных, собранных на основе общенациональной выборки. Во-вторых, эти результаты базируются на информации, выявленной очень давно; за это время в американском обществе произошли значительные перемены.
Самое позднее исследование, касающееся социологических аспектов религии, посвящено анализу- "конвергенции", или возрастания сходства, в социальных позициях протестантов и католиков. Так, к 1968 г. 74 процента католиков одобряли контроль рождаемости, в то время как, по данным Ленски, их насчитывалось лишь 37 процентов (Стоукс, 1972). (Протестанты обычно одобряют контроль рождаемости.) В течение 60-х и 70-х годов (Макинтош, Элстон, 1977) отношение католиков и протестантов к абортам стало более сходным. Однако между ними сохранились различия по некоторым другим спорным вопросам, например, следует ли обеспечить всеобщий доступ к противозачаточным средствам и допустима ли религиозная цензура книг.
РЕЛИГИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Ленски полагал, что предпочтение той или иной религии обычно оказывает влияние на социальное взаимодействие, жизненные позиции людей. Он выявил, например, что католики в большей мере преданы своим семьям, чем протестанты, но в меньшей мере вовлечены в добровольные организации других типов. Однако в свете более поздних исследований эти данные также следует подвергнуть сомнению. Макинтош и Элстон попытались воспроизвести первоначальное исследование Ленски, но использовали результаты выборочного обследования по всей стране в середине и конце 70-х годов (Макинтош, Элстон, 1982). Они. обнаружили очень незначительное различие между протестантами и католиками в отношении преданности семье и участия в деятельности добровольных организаций. Уровень религиозной вовлеченности был независимой переменной для представителей обеих конфессий. Протестанты и католики, в большей мере демонстрировавшие преданность своей церкви (за основу брались частота посещений церкви и участие в церковных делах), имели более широкий круг интересов и дел вне церкви. По мнению Макинтоша и Элстона, эти данные, отличающиеся от результатов исследования Ленски, показывают, что "после второй мировой войны, романо-католическое меньшинство в меньшей мере изолировано от американского общества" (с.875).
Важно помнить, что наряду с религией на социальные позиции и поведение людей воздействуют и другие факторы. Хотя социологи стремятся отделить влияние религии от воздействия других факторов (например, классовой принадлежности, социально-экономического статуса или места рождения), некоторые из них существенно влияют на взгляды людей. Например, в результате исследования нескольких деноминаций Глок и Старк (1966) установили, что баптисты именно из южных штатов наиболее враждебно относятся к неграм.
ЗНАЧЕНИЕ РЕЛИГИИ В АМЕРИКАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Существует достаточно данных, свидетельствующих о том, что, хотя организованная религия, видимо, в какой-то мере утратила свое значение в США она по-прежнему остается частью жизни общества, влияние которой нельзя не учитывать. Насколько важна религия для американцев? Трудно измерить религиозное чувство, или религиозность. Рассмотрим такой фактор, как посещаемость церкви. На схеме 15-1 пока-
Схема 15-1. Уровень посещаемости церквей и синагог, 1955-1980 гг. (взрослое гражданское население от 18 лет и старше)
зано, что после периода устойчивого возрастания, еженедельная посещаемость церкви резко понизилась в конце 50-х годов, а затем повысилась примерно на 40 процентов в 1971 г. Но можно ли считать уровень посещаемости церкви надежным показателем религиозности? Вероятно, некоторые люди ходят в церковь потому, что глубоко верят в Бога, но другие посещают ее просто "по привычке". Третьих привлекают красота богослужения, атмосфера покоя, царящая в церкви, они наслаждаются музыкой, любуются цветами. С другой стороны, существуют глубоко религиозные люди, которые не ходят в церковь.
Можно рассматривать религиозность и с другой точки зрения - учитывать личностные верования. В этом аспекте перед нами предстает совсем иная картина. В США число граждан, имеющих личные религиозные убеждения, выше, чем в любой другой западной индустриальной стране (схема. 15-2).
В целом 94 процента американцев верят в Бога, и 71 процент - в жизнь после смерти. Почему же так велик разрыв между формальным соблюдением религиозных обрядов (на-
пример, посещаемостью церкви) и личностными религиозными убеждениями? Вот как это объясняет Эверетт Лэдд (1979). Поскольку 81 процент респондентов выразили единое мнение: "Индивид должен выработать свои собственные религиозные убеждения независимо от влияния любых церквей и синагог", Лэдд называет США страной верующих индивидуалистов.
Другой причиной высокого уровня личностной религиозности, вероятно, является склонность американцев к тому, что Беллах назвал гражданской религией (Беллах, 1968). Граж-
Схема 15-2. Религиозные верования во всем мире
данская религия предполагает веру в то, что США - "земля обетованная", в которую Бог привел угнетенных людей из Европы подобно тому, как он помог евреям уйти из Египта. Как писал Беллах, многие американцы считают, что Бог "активно интересуется историей людей и вмешивается в нее, проявляя особую заботу об Америке" (с.9). Это нашло выражение в американской истории - в речах президентов, государственных церемониях и праздниках. Американцы клянутся в верности "единой нации, избранной Богом", многие церемонии начинаются с молитвы, даже надпись на американских долларах утверждает, что "в Бога мы веруем". В последнее время борцы за свободу вероисповедания призывают к распространению гражданской религии - они стремятся возродить чтение молитвы в государственных школах.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РЕЛИГИИ
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
Секуляризацией называется "процесс, при котором подвергаются сомнению верования в сверхъестественное и связанные с ними ритуалы и институт религии утрачивает свое социальное влияние" (Уилсон, 1978). Многие факторы способствуют секуляризации общества. Мы назовем лишь некоторые из них.
1.Развитие науки. Религия и наука находились в противоречии в течение многих веков. Католическая церковь учинила расправу над Галилеем за его исследование планет; Клэренс Дарроу выступил против религиозных фундаменталистов на так называемом "обезьяньем" судебном процессе против Скоупа в 1920 г. В настоящее время наука оказывает влияние практически на всю нашу жизнь благодаря высокому уровню развития технологии. Мы ощущаем это каждую минуту. За последние 100 лет мы стали свидетелями тысяч новых изобретений в области технологии, многие из них сделаны в течение последних 20 лет. Технология, созданная на основе науки, господствует в нашей жизни, и в какой-то мере мы утратили желание принимать на веру идеи, которые нельзя доказать или наглядно подтвердить.
2.Развитие государства. Современное государство; отделено от церкви. Большинство государств можно считать светскими - они в большей мере заняты удовлетворением материальных потребностей граждан, чем заботой об их духовном здоровье. Даже в странах, где исторически сложилась тесная связь между религией и формой правления, религия стала ут-
рачивать свое влияние. Например, в Ирландии, где господствует католическая церковь, запрещена продажа противозачаточных средств, но существует ряд частных организаций, которые делают их доступными. Таким же образом женщины во Франции и Италии, где католицизм глубоко влияет на общество, в настоящее время имеют возможность делать аборты, хотя это запрещается католической церковью.
1. Развитие капитализма. Капиталистическое общество, вероятно, подрывает влияние церкви, ориентируя людей на такие антирелигиозные ценности, как накопительство и стремление к роскошной жизни. Кроме того, под влиянием капитализма великие "церковные праздники" рождество и пасха превратились просто в "дни отдыха", часто сопровождающиеся чрезмерным потреблением мирских благ - в эти дни люди покупают дорогие подарки, открытки, конфеты, новую одежду и т.п.
2. Компромиссы по спорным вопросам религии. Урегулирование религиозных конфликтов часто приводило к ослаблению воздействия религиозных принципов и ритуалов. Это связано с желанием не обидеть конкурирующие стороны. Например., чтобы избежать превосходства одной конфессии или деноминации над другой, государственным школам запрещено включать в учебные планы материалы о религии. Подобный компромисс наблюдается и в деятельности католической церкви, которая официально отказалась от традиционной римско-католической, литургии •• месса читается на языке слушателей, и уже давно Библия выпускается в переводе на многие языки.
3. Утрата общности. Любой комитет, занятый вопросами членства в церкви, сообщит вам, что самые сложные проблемы его деятельности связаны с привлечением новых членов и сохранением тех, кто уже принял веру. Главным образом это происходит из-за мобильности и, нестабильности американского населения. Американцы постоянно переезжают из одного штата или города в другой, и поэтому им трудно сохранить длительные связи с одной религиозной общиной-.
4. Другие институты. Не только рождество и пасха были коммерциализированы, но и многие светские праздники и дела заменили церковные мероприятия для верующих.
Некоторые исследователи, например Эндрю Грили, утверждают, что роль религии в Америке ке уменьшается, и эта тенденция сохранится по крайней мере в течение нескольких десятилетий. Грили полагает, что численность верующих и посещаемость церкви останутся на современном уровне или возрастут, так как людям необходимо придавать смысл своей
жизни и облегчить свойственный им страх смерти (Грили, 1969). Социологи Питер Бергер и Томас Лукман, признавая упадок организованной религии, подчеркивали увеличение числа людей, которые надеются, что личностные религиозные верования помогут им справиться с жизненными проблемами и преодолеть страх смерти; они также верят, что уровень религиозности в американском обществе почти не изменится (Бергер, 1969, 1970; Лукман, 1987).
ЭКУМЕНИЗМ
Одним из проявлений противодействия секуляризации со стороны организованной религии стала тенденция к экуменизму - стремление различных конфессий к более глубокому сотрудничеству и взаимопониманию. Часто это достигается путем участия в деятельности организаций, контролирующих связи между конфессиями и деноминациями, например Национального совета по делам церквей и Всемирного совета церквей. Предпринимаются попытки к объединению протестантских деноминаций, точно так же наблюдается тенденция к конвергенции протестантизма и католицизма. Помимо секуляризации, экуменизм в США обусловлен и другими причинами. Возрождение национализма среди многих американцев, по-видимому, способствует тому, что деятели церкви стремятся к объединению различных религиозных направлений. Кроме того, причиной экуменизма может быть просто инстинкт самосохранения - подобно коммерческим предприятиям, религиозные организации, объединяющие свои ресурсы, имеют больше шансов выжить. Наконец, на экуменическом движении сказываются классовые различия и политические взгляды. Деноминации либерального толка обычно склонны к объединению между собой, такая же тенденция наблюдается и среди консерваторов. Пресвитерианин-либерал, наверное, в большей мере ощущает свою связь с либерально настроенным представителем англиканской церкви, чем с другим пресвитерианином, который склонен к консерватизму.
ЕЩЕ РАЗ О ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВЕ
Мы уже отмечали, что отделение церкви от государства стало характерным для США решением проблем, связанных с религиозным плюрализмом и потенциальным религиозным конфликтом. Этот принцип предполагает свободную конкуренцию между религиозными организациями, но ни одна
церковь или деноминация не должна пользоваться привале* гаями со стороны государства. Этот принцип помог США избежать многих проблем, с которыми сталкивались другие общества, где существует господствующая церковь.
Хотя возникали некоторые разногласия по поводу гарантии свободы религиозных культов, религиозные меньшинства не подвергались гонениям со стороны правительства.
Если мы заглянем в другие страны, то обнаружим драматические примеры влияния религиозных организаций на политическую и социальную обстановку. В период польского кризиса, когда попытка "Солидарности" создать свободные профсоюзы и политическую демократию была подавлена путем установления военной диктатуры, римская католическая церковь играла исключительно важную роль в предотвращении кровопролития и борьбе за восстановление национального единства (Макшейн, 1982). В Израиле небольшое число представителей ортодоксального иудаизма оказывает огромное влияние на правительственную политику. В еврейском государстве по субботам не работает транспорт, а все свадебные церемонии должны проводиться под руководством раввина. Самым поразительным примером огромного влияния религии на политику стали события в Иране, где религиозные силы Совершили переворот и свергли шаха Ирана, в результате во главе государства встала мусульманская теократия. Политика правительства и религиозный закон стали единым целым. Многие социальные реформы, которые осуществил шах, например освобождение женщин от необходимости носить черную паранджу, были отменены аятоллой Хомейни; имея статус религиозного лидера, он стал во главе государства.
• В общем можно привести множество примеров переплетения религиозной и политической жизни во многих современных обществах. Было бы ошибкой думать, что когда-нибудь произойдет полное отделение церкви от государства.
НОВОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ
В начале этой главы мы узнали о движении Хари Кришна. Оно было лишь одним из сотен новых религиозных вероучений, возникших в период 60-х и 70-х годов. Расцвет религиозной мысли, наблюдавшийся в те годы, назван новым религиозным сознанием, ставшим выражением протеста против бюрократической сущности организованной религии. В этих новых вероучениях сделан упор на личный субъективный опыт и мистический подход к осуществлению конечной цели
бытия - единению человека и божественного духа. "Главное значение, - пишет Дональд Стоун, - предается личному опыту и вере, а не доктрине и убеждению" (Стоун, 1978. С Л 24).
Некоторые новые вероучения сформировались под влиянием восточных религий, лишь в незначительной мере связанных или вовсе не имеющих ничего общего с западным христианством. К ним относятся дзэн-буддизм, трансцендентальная медитация, "Сознание Кришны". Другие учения - "Эст", "Христианская наука", "Управление разумом". Все они возникли на основе идеи, придающей основное значение развитию "потенциальных возможностей людей". Они усматривают главный смысл жизни в совершенствовании и удовлетворении духовных потребностей личности. Существуют также новые религии, в которых твердо укоренились традиции христианства, нашло выражение стремление снова обрести непосредственную связь индивида с Богом. Группы, исповедующие эти вероучения, иногда называют "харизматическими" или "неохристианскими". К ним относятся "Церковь единения", "Евреи за Иисуса" и Всемирный фронт освобождения христиан.
Несмотря на то, что число приверженцев этих религий совсем незначительно по сравнению с общей численностью населения, эти вероучения оказывают глубокое влияние на общество. Исследование, проведенное на территории от Сан-Франциско до Окленда 51973 г., показало, что 79 процентов респондентов слышали о существовании по крайней мере одной из 13 таких групп. 52 процента привлекала хотя бы одна пера подобного типа, а 21 процент опрошенных принимали участие в деятельности по крайней мере одной из этих групп (Вутноу, 1976).
Однако результаты этого исследования гораздо сложнее, чем могло бы показаться на первый взгляд. Роберт Вутноу, руководивший им, отмечает некоторые проблемы, связанные толкованием результатов. Например, "участие" в религиозном движении может означать что угодно - можно лишь один раз побывать на собрании или стать активным деятелем религиозной организации. Кроме того, существует несколько способов интерпретации статистических данных - один исследователь может полагать, что о существовании направления типа "Эст"* знают лишь 6 процентов опрошенных, другой ученый придает главное значение тому, что половина людей, которые знали о нем, проявляли к нему интерес. Другими словами, в зависимости от истолкования полученных данных можно судить о слабом или глубоком увлечении этим вероучением.
"Эст" (сокр. от ЕтЬагй Зешшаг ТгаМпда) - система групповой психотерапии.(Примеч. пер.)
Несмотря на эти проблемы, исследование выявило некоторые важные факты. Люди, которых привлекают новые религии (возникшие на основе восточных вероучений, движения за развитие потенциальных способностей людей или харизматических верований), обычно достаточно образованны и молоды, их цели и жизненные позиции еще не определились. Это оказывает некоторое влияние на общество. Хотя сторонники новых религий с возрастом, вероятно, принимают верования господствующей церкви, на промежуточном этапе в течение ряда лет они остаются верными своей религии. Имея сравнительно высокий уровень образования, они сильнее влияют на общество, чем большинство людей. Что касается трех типов новых верований, то учения, заимствованные из восточных религий, а также направленные на совершенствование личности (в которых делается упор на нетрадиционные ценности и образ жизни), видимо, в меньшей мере воздействуют на американское общество, чем более традиционные харизматические группы.
Почему возникло новое религиозное сознание? На этот вопрос можно дать множество ответов, поскольку существует множество религий. С одной стороны, появление этих групп подтверждает предсказание Дюркгейма о том, что в связи с усложнением, специализацией и тенденцией к многообразию обществ то же самое происходит .с религиозными верованиями (Уэстли, 1978). С другой - новое религиозное сознание можно считать протестом против условий современной жизни. Так, Беллах полагает, что недавние изменения в религиозной жизни Америки обусловлены разрушением социальных институтов: увеличение числа разводов в первую очередь выражало распад нуклеарной семьи; в результате войны во Вьетнаме и Уотергейта многие люди в значительной мере утратили чувство патриотизма и доверия к правительству, В 60-х - начале 70-х годов молодые люди выступили против господства материальных ценностей в жизни общества. Духовный наставник и целитель Тимоти Лирц призывал студентов колледжей "расслабляться, включаться в духовную жизнь и отрешиться от мирской суеты". Тем временем продолжалась революция в сфере сексуальных отношений и вошла в моду "свободная любовь". Крушение традиционных правил, норм и ценностей повлекло за собой кризис религии, оказавший глубокое влияние на социальную жизнь (Беллах, 1967). Интересно, что Свама Правхупада тоже отметил, что отчуждение современной американской молодежи от мира труда и материальных ценностей стало характерным явлением. В этом была одна из главных причин ее стремления к спасению души путем приобщения к новому религиозному сознанию.
Колин Кэмпбелл (1978) по-другому объясняет переход от традиционной религии к новому религиозному сознанию. Он предполагает, что новые вероучения, отличающиеся терпимостью к науке, многообразием ценностей, уважением к личным верованиям, глубоким стремлением к непосредственному религиозному опыту, не является протестом против современного общества, а скорее способом адаптации к нему. Они помогают людям найти свое место и ориентироваться в беспорядочном окружающем мир.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В этой главе мы узнали, как осуществляется взаимовлияние религии и общества. Мы знаем, что в современной жизни религия утрачивает свою роль и усиливается тенденция к секуляризации. Люди становятся все более равнодушными к религии, и уровень посещаемости церкви составляет в США лишь 40 процентов. В то же время возрастает стремление религиозных групп вмешиваться в решение политических и социальных вопросов, стоящих на повестке дня. Возрастает тенденция к многообразию форм религиозной жизни - это находит отражение в новом религиозном сознании. Наконец, несмотря на растущее многообразие религиозной жизни, возрастает число вероучений — деноминаций, склонных к экуменизму.
Могут ли эти тенденции иметь место одновременно? На этот вопрос следует ответить "да". Поскольку наше общество продолжало увеличиваться и усложняться, оно стало более многообразным. В результате люди устремились к новым духовным ценностям, включая поиск нового смысла религии. Такое многообразие оказывает двойное влияние на общество. Оно способствует формированию более широкой и глубокой системы ценностей и идей, но одновременно происходит их распад, что повышает вероятность конфликта и необходимость терпимости (Вутноу, 1976). Со временем мы узнаем, какое воздействие, позитивное или негативное окажет на общество эта тенденция. Но нет сомнения, что динамизм и непрерывные изменения будут характерны для американской религиозной жизни и в будущем.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1. Религию можно определить как "систему верований и ритуалов, на основе которых группа людей объясняет то, что находит сверхъестественным и священным". Можно выделить следующие основные элементы религии:
а) группа верующих;
б) интерес к явлениям, которые считаются священными и сверхъестественными;