Тема I. Киевская Русь в IX–XI вв.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА «ИСТОРИЯ»

Нижний Новгород

ББК 63р3

УДК 9(07)

М545

Методические рекомендации по изучению курса «История» /

М 545сост. Н.Н. Грехова,М.Ю. Шляхов, А.В. Шуршикова.. – Н.Новгород:

Мининский университет, 2014.- 38 с.

В учебно-методическом пособии даны темы и планы практических занятий, методические рекомендации к их изучению, предложен перечень источников и литературы, индивидуальные задания, вопросы для обсуждения по каждой теме. Пособие предназначено для студентов I курса, обучающихся по направлениям подготовки «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование».

УДК 9(07)

ББК 63р3

© Мининский университет, 2014

Тема I. Киевская Русь в IX–XI вв.

1. Происхождение, быт и религия древних славян.

2. Возникновение государственности у восточных славян. Норманизм и антинорманизм.

3. Политический и социальный строй древней Руси по тексту «Русской Правды».

4. Крещение Руси и его значение.

Вопросы для обсуждения

1. Как называли предков восточных славян. Подробно остановитесь на вопросе о переселении славян и выделении восточных славян из состава славянских народов. Чем это было вызвано? Какие процессы происходили в ходе переселения? Что такое союзы племён? Перечислите известные вам союзы.

2. Что лежало в основе хозяйственной деятельности восточных славян? Какие ремёсла были развиты у славян?

3. Расскажите о знаменитом торговом пути «из варяг в греки». Где он проходил? Как повлиял на жизнь восточных славян?

4. Что вы знаете о славянских богах, которых они почитали? Какими ещё сверхъестественными существами населяли они свой мир.

5. Какие предпосылки образования государства у восточных славян – экономические, политические и социальные вы можете выделить?

6. В чём суть норманской теории происхождения государства? Какие доводы приводят противники этой теории?

7. Какое значение для государства имело принятие единого свода законов, какие пережитки первобытного строя ещё сохранились?

8. Охарактеризуйте социально-экономический строй Киевской Руси. Расскажите как возникла вотчина. Какие категории населения Руси мы можем выделить? Подробно расскажите о них: кого мы относим к собственникам земли, как называлось сельское население страны, какие категории зависимого населения вы знаете, кто такие посадские люди и т.д.

9. Почему Владимир решил заменить язычество монотеистической религией?

10. Вначале крещение приняло население Киева. Как это произошло? Как проводилась христианизация всей Руси? Какое значение для Руси имело принятие византийского христианства?

11. Какое влияние политическое, духовное, культурное оказала церковь на жизнь государства.

Методические рекомендации

В данной теме особое внимание следует обратить на специфику возникновения и генезиса государства у восточных славян. Перед этим студенту следует выяснить «Что такое государство?» и условия его возникновения. Необходимо выяснить суть исторической полемики по вопросу о происхождении славян, пути их расселения по Восточной Европе.

Какие факты и явления ранней истории славян можно рассматривать как предпосылки складывания государства? Какую роль в данном процессе сыграл внешний фактор и соседние народы (норманны, хазары, Византия)?

Опираясь на исторические источники («Повесть временных лет») опишите начальный этап государствообразования у восточных славян.

Проанализируйте общественный быт восточных славян в VI – VIII вв., условия хозяйственной деятельности: охарактеризуйте основные системы земледелия; условия развития животноводства. Подумайте, почему эти условия вызывали необходимость колонизации (хозяйственного освоения) новых территорий.

Определите особенности развития русских городов, их хозяйственной деятельности, характер занятий горожан.

Охарактеризуйте язычество, как религию древнеславянского общества.

При подготовке второго вопроса рассмотрите теории происхождения древнерусского государства «норманскую» и «антинорманскую». Обратите внимание на историю их появления, развитие, покажите научные аргументы каждой из них, выявите степень объективности. Сравните и дайте свою оценку самым известным теориям возникновения и развития древнерусского государства

Ответ на третий вопрос требует анализа текста «Русской Правды». Первоначально выясните причины появления «Русской Правды», обратите внимание на ее новизну по сравнению с «обычным» правом. Структура и композиция древнерусского законодательства таковы, что показывают своеобразный срез общества сверху донизу. Важнейшими для анализа общественной структуры являются статьи о наказаниях за убийство, кражу и повреждение имущества. Статус отдельных категорий определяется суммами штрафов.

Обратите внимание на то, что статус человека (в том числе зависимого) определялся степенью близости к князю или господину.

Определите социальный и правовой статус разных категорий господствующего слоя. Определите функции и занятия людей, составлявших ближайшее окружение князя (старшей дружины).

Определите положение смерда на социальной лестнице. Найдите статьи, показывающие правовой статус смерда как свободного (обеспечение княжеской правовой защиты в случае посягательства на его жизнь и имущество; право выступить в качестве свидетеля).

Определите правовое положение холопов в структуре древнерусского государства, пути поступления свободных в холопы; занятия холопов и их положение по отношению к господину;

При характеристике правового положения закупов обратите внимание на занятия закупов в хозяйстве господина; с одной стороны на частичное сохранение прав свободного человека, а с другой – на ограничение его прав;

При подведении итогов покажите особенности социальной структуры древнерусского общества. Приведите аргументы, характеризующие его дробность и неустойчивость, свойственные начальной стадии процесса формирования.

Что можно сказать о политическом строе и экономическом развитии русских земель на основании «Русской Правды». Покажите смысл и значение статьи «Русской Правды» о вирнике. Какую тенденцию в развитии государственности характеризует эта статья?

Весьма важным является выявление внешних и внутренних факторов образования древнерусского государства, а также влияния на этот процесс христианства. Обоснуйте причины смены языческой веры на православную. Познакомьтесь с разными легендами о выборе веры князем Владимиром. Объясните, почему возобладала последняя?

При подготовке этого вопроса необходимо выяснить особенности христианизации Руси. Какие отношения связывали Русь и Византию до принятия христианства. С этой целью следует сравнить его с процессом христианизации Европы и определить основные отличия. Опишите ход Крещения, какое влияние оказала новая религия на все стороны жизни русского общества? Объясните, в чем конкретно это проявилось.

Источники и литература

1. Вовина-Лебедева В. Г. История Древней Руси: учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования/ В. Г. Вовина-Лебедева. — М.: Академия, 2011.

2. История России: Учебник для ВУЗов./ А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2011. –

3. История России: Электронный учебник / Под. ред. Г.Б.Поляка.-3-е изд.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.- 1 СD.

4. Деревянко А. П. История России: Электронный учебник/ А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. — М.: Кнорус, 2010. −1 CD/

5. Ильина Т.В. История отечественной культуры от Крещения до начала III тысячелетия. – М. : Юрайт, 2011.

6. Повесть временных лет / под ред. Д.С. Лихачева и Л.А. Дмитриева – М.: ЭКСМО, 2009.

7. Русь и Восток в IX — XVI веках: Новые археологические исследования: [сб.ст.]/ Отв. ред. Н. А. Макаров, В. Ю. Коваль; — М.: Наука, 2010. −265 с.

8. http://zakon.rin.ru/cgi-bin/view.pl?id=544&idr=543 – Русская правда (текст источника)

Индивидуальные задания

1. Основные направления внешней политики Древней Руси.

2. Культура в Киевской Руси и Западной Европе: общее и особенное

3. «Русская Правда» как исторический источник

4. Быт и нравы Древней Руси

Вопросы для обсуждения

1. Каковы причины, по которым Ростово-Суздальская земля становится независимой от Киева. Какова была внутренняя политика отдельных городов Северо-Восточной Руси.

2. В чем причины расширения Владимирского княжества в XIII веке?

3. Выявите исторические последствия монголо-татарского владычества на Руси, учитывая различные точки зрения по этому поводу. Чья точка зрения Вам представляется более обоснованной и почему?

4. Опишите взаимодействие русских князей и ордынских ханов. Какова была политика ханов по отношению к местной княжеской власти?

5. Каковы были финансовые повинности, определяемы ханами для русских земель? Как они менялись со временем?

6. Охарактеризуйте взаимоотношения русской православной церковью и Ордой.

7. В чем заключалось своеобразие политического развития Новгородской и Псковской земли?

Методические рекомендации

Рассмотрите причины феодальной раздробленности на Руси. Почему в период феодальной раздробленности Киев утрачивает статус столицы Древнерусского государства. Какие возникли княжества на территории ранние единого государства. При анализе социально-политического развития Северо-Восточной Руси следует обратить внимание на такие аспекты этой проблемы, как роль южной миграции в развитии региона, борьбу княжеской власти с боярством, и взаимоотношение славян с фино-угорскими племенами.

При изучении литературы по данному вопросу обратите внимание на то,как возникло монгольское государство? Почему русские земли не смогли противостоять нашествию хана Батыя. Какие формы зависимости сложились у русских земель от Золотой Орды. Выясните, какие факторы определили характер этих взаимоотношений? Обратите внимание на особую позицию православной церкви в этом вопросе. В вопросе об установлении монголо-татарского ига особого внимания заслуживает вопрос о влиянии кочевой цивилизации монголо-татар на Руси. Покажите разные подходы, существующие в современной исторической науке, по вопросу о роли татаро-монгольского ига в судьбах русских земель.

Какие изменения в ХIII – начале ХVI вв. произошли в развитии русской культуры? С чем они были связаны?

Раскройте понятие «феодальная республика», объясните специфику развития Новгородской земли. При изучении вопроса о развитии Новгородской феодальной республики весьма важными являются такие сюжеты как феномен ушкуйничества в общественно-политической жизни Новгорода, роль различных институтов власти (князь, церковь, вече, бояре).

Источники и литература

1. История России: Учебник для ВУЗов./ А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2011

2. История России: Электронный учебник / Под. ред. Г.Б.Поляка.-3-е изд.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.- 1 СD.

3. Деревянко А. П. История России: Электронный учебник/ А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. — М.: Кнорус, 2010. −1 CD/

4. Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв./ Егоров В.Л. – СПб.: Либроком, 2009.

5. Меморский А. М. Основатель Нижнего Новгорода великий князь Георгий (Юрий) II Всеволодович: Ист. очерк. — Репринт. изд. -Н. Новгород: НИЭЛ, 2010.

6. Русь и Восток в IX — XVI веках: Новые археологические исследования: [сб.ст.]/ Отв. ред. Н. А. Макаров, В. Ю. Коваль; — М.: Наука, 2010.

7. Сочнев Ю. В. Монгольское завоевание в русской истории: (Очерк и документы). — Н. Новгород: НГПУ, 2010.

Индивидуальные задания

1. Экспансия крестоносцев в западную и северо-западную Русь

2. Политический портрет Александра Невского

3. Демократические (вечевые) традиции в жизни Руси

4. Основатель Нижнего Новгорода вел. кн. Юрий Всеволодович

Тема III. Возвышение Москвы. Образование и укрепление единого русского государства в XV–XVI вв.

1. Возвышение Москвы в XIV веке.

2. Политические, социальные и религиозные факторы централизации московского государства при Иване III и Василии III.

3. Политика Ивана IV Грозного

Методические рекомендации

При изучении литературы по данному вопросу обратите внимание на условия, необходимые для преодоления раздробленности и образования единого централизованного государства. Выясните, какие факторы сыграли главную роль в объединении русских земель.

Какой отпечаток на соперничество Москвы и Твери накладывала зависимость обоих княжеств от Золотой Орды?

Назовите основные причины возвышения Москвы в XIV веке. Изучая причины возвышения Москвы, обратите внимание на такие факторы, как удаленность от Золотой Орды и Литвы, пересечение торговых и речных путей. Подумайте, у каких еще княжеств были такие же условия? При объяснении феномена победы Москвы в борьбе за лидерство вспомните происхождение династии московских князей.

Приведите существующие в исторической литературе оценки личности и роли Ивана Калиты в возвышении Московского княжества. Проследите эволюцию взаимоотношений Москвы с Ордой по мере ее усиления. Назовите основные последствия Куликовской битвы. Как повлияло на ход централизации Руси закрепление за Москвой статуса политического и национального центра? Как изменилось содержание ига? Правомерно ли называть новый характер экономических и политических отношений московских князей с Ордой игом?

Какую роль в объединительном процессе сыграла Русская Церковь.

При изучении вопроса о складывании Русского централизованного государства необходимо уяснить предпосылки этого процесса, а также выявить специфику образования единого русского государства. С этой целью требуется сравнить его с аналогичными процессами в Европе. Рассмотрите основные внутренние преобразования Ивана III и его внешнюю политику.

Проследите, как московский князь Иван III сочетал политику собирания земель с государственным строительством. Какие новые земли были включены в Московское государство за годы его правления? Определите значение и главные последствия присоединения Великого Новгорода к Москве?

Покажите, как формировалась система центральных органов управления из «государева двора»? Что значит вотчинный характер власти? Причины и сущность «кормлений» как специфической формы местного управления. Что означало принятие Иваном Ш титула «Государь всея Руси»? Выясняя причины складывания самодержавия, обратите внимание на такие факторы, как: падение ига, вотчинный характер власти, изоляция от христианского мира, удельное происхождение государства. Как стало называться Московское государство?

Раскройте смысл и сущность идеи «Москва – III Рим». Покажите превращение национальной церкви в государственную церковь. Как союз церкви и государства способствовал их возвеличиванию? Почему в Московском государстве внутри господствующего класса вместо вассалитета складываются отношения подданства? Какую роль в этом процессе сыграло преобладание государственной формы собственности на землю? Назовите основные причины формирования системы крепостного права. Проанализируйте основные положения Судебника 1497г.

Изучая эпоху Ивана IV, следует привлечь опубликованные источники. «Домострой», составленный священником Сильвестром, переписку Ивана Грозного с Андреем Курбским, воспоминания иностранцев о России Генриха Штадена, Дж. Горсея, Сигизмунда Герберштейна, Якова Маржерета и др. На основании изучения вышеперечисленных источников необходимо - объяснить суть реформ Избранной Рады, разобраться понятии «сословно-представительная монархия». отследить постепенный переход к политике «опричнины», выяснить ее главные причины, объяснить ее суть и последствия для страны.

Отдельно рассмотрите внешнюю политику Ивана IV выделите удачные свершения и поражения русского оружия и дипломатии.

Подводя итоги правления Ивана Грозного покажите взаимосвязь его царствования со Смутным временем в истории России.

В заключение по данной теме следует выделить специфику российской государственности, социальной структуры и духовного самосознания народа, сформировавшегося за период XIV – ХVI вв. в противоборстве между Востоком и Западом.

Вопросы для обсуждения

1. Какие соперники были у Москвы в борьбе за объединение русских земель?

2. Какими путями и средствами добивались возвышения московского княжества первые русские князья?

3. Назовите юридические нормы крепостного права, впервые закрепленные Судебником Ивана III.

4. Какие изменения произошли в системе государственного управления России в эпоху Ивана IV?

5. В чем причина поражения России в Ливонской войне?

6. Какую цель преследовала опричнина? Была ли она достигнута?

7. В чем суть конфликта между Иваном IV Грозным и князем Андреем Курбским?

Источники и литература

1. История России: Учебник для ВУЗов./ А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2011.

2. История России: Электронный учебник / Под. ред. Г.Б.Поляка.-3-е изд.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.- 1 СD.

3. Деревянко А. П. История России: Электронный учебник/ А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. — М.: Кнорус, 2010. −1 CD/

4. Русь и Восток в IX — XVI веках: Новые археологические исследования: [сб.ст.]/ Отв. ред. Н. А. Макаров, В. Ю. Коваль; — М.: Наука, 2010.

5. http://zakon.rin.ru/cgi-bin/view.pl?id=677&idr=676 – Судебник 1497 года (текст источника)

6. http://zakon.rin.ru/cgi-bin/view.pl?id=546&idr=545 - Судебник 1550 года (текст источника)

7. http://www.vivl.ru/grozny/grozny.php - Иван IV Грозный. Жизнеописания

8. http://www.vivl.ru/grozny/litgroz.php - Иван IV Грозный. Литературные источники

Индивидуальные задания

1. Куликовская битва и ее историческое значение

2. Политический портрет Ивана III

3. Политический портрет Ивана IV

4. Россия XVI века глазами иностранцев.

5. Светское и духовное начала в российской культуре XVI века.

Вопросы для обсуждения

7.8.1. .Кризис конца XVI – начала XVII в. охватил все сферы жизни общества, т.е. был системным. Подумайте, в чем выразился экономический кризис и каковы были его последствия?

7.8.2. В чем заключались причины временного прикрепления тяглых людей к постоянному месту жительства в 1580-х годах? Что такое крепостное право и каковы его характерные черты в России?

7.8.3. Какую роль в развитии политического кризиса сыграло пресечение династии Рюриковичей в 1598 г? Почему народ считал узурпатором царя Бориса Годунова?

7.8.4. Что такое самозванчество и почему оно появилось в России именно в начале XVII в?

7.8.5. Каковы цели интервенции Польши и Швеции в 1609–1612 гг.?

7.8.6. Каково историческое значение Земского собора 1613 г.? Когда завершилась Смута и каковы ее результаты?

7.8.7. В чем суть изменений, происходивших в экономике страны в XVII веке?

7.8.8. Какими новыми чертами характеризовался процесс закрепощения крестьян?

7.8.9. Какая тенденция прослеживается в системе государственного управления при первых Романовых?

7.8.10. Что можно сказать об эволюции приказной системы? Как качественно и количественно изменился состав Боярской думы? Изменились ли органы местного управления? Кто управлял городами и уездами России?

7.8.11. Какие основные направления внешней политики вы можете выделить?

Методические рекомендации

При подготовке к первому вопросу данной темы следует выяснить сущность Смутного времени и его значение для дальнейшего развития России, а также позиции различных слоев российского общества в годы Смуты. При анализе событий Смуты, рассмотрите политику Бориса Годунова, объясните феномен «самозванчества», покажите опасность положения страны во время интервенции и историческое значение подвига второго Ополчения во главе с Козьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским.

При ответе на вопрос о становлении абсолютизма в России в XVII в. необходимо выяснить специфические особенности этого процесса, а также отличия от становления абсолютной монархии в западных странах. Весьма важным для понимания сути российского абсолютизма является вопрос о том, как становление абсолютной монархии повлияло на социальную структуру общества.

Прежде всего, следует проанализировать методы и способы, с помощью которых новая династия (при первых двух царях) укрепляла свои властные позиции: родственные связи с Рюриковичами; распространение на новую династию традиционных представлений о царской власти, включая ее сакрализацию; создание законодательной базы новой власти (Соборного Уложения 1649 г.).

При рассмотрении вопроса о статусе Боярской думы необходимо обратить внимание на то, что внешне Алексей Михайлович не ломал традиционные формы властвования, но реально опирался на нетитулованные элементы, т.н. «дельцов» (думных дворян и дьяков).

Анализ деятельности Земских Соборов ХVII века следует начать с констатации факта об отсутствии их правовой базы, что обусловило их отличие от представительных органов Западной Европы и делало их орудием самодержавной власти. Земские Соборы в России созывались только тогда, когда царь считал нужным, или в условиях глубоких политических и социальных кризисов.

Угасание сословно-представительных органов сопровождалось одновременным усилением чиновного, бюрократического аппарата.

Следует обратить внимание на источники пополнения чиновничества, их профессиональный уровень, внутреннюю организацию приказов, их структуру, иерархию должностей. Сформулируйте черты, свидетельствующие о бюрократизации управленческого аппарата.

Власть воевод сложилась еще в годы Смуты. Но реально по многим вопросам воеводы зависели от московских приказов, которые достаточно жестко их контролировали. Это являлось свидетельством все возрастающей централизации управления. А вкупе с вышерассмотренными вопросами это означало укрепление самодержавной власти.

При изучении внешней политики России в XVII в. нужно выделить ее основные направления и выяснить, как изменялся главный вектор внешней политики России в течение XVII в., охарактеризовать основные ее этапы и лиц, стоящих у истоков внешней политики России в XVII в. Покажите территориальные изменения России на протяжении столетия, важность присоединения Сибири и Украины.

Источники и литература

1. История России: Учебник для ВУЗов./ А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2011.

2. История России: Электронный учебник / Под. ред. Г.Б.Поляка.-3-е изд.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.- 1 СD.

3. Деревянко А. П. История России: Электронный учебник/ А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. — М.: Кнорус, 2010. −1 CD/

4. Протопопов А. С. История международных отношений и внешней политики России. 1648–2005: — 2-е изд., испр. и доп. — М, 2010.

5. http://www.if.tsu.ru/chair1/reader.htm - Соборное Уложение 1649 года (текст источника)

6. http://his.1september.ru/2004/04/15.htm - Финский историк Хенрик Габриэль Портан о Смуте в Московском государстве

7. http://his.1september.ru/article.php?ID=200200306 – Польский дневник 1606 года о событиях в Москве

Индивидуальные задания

1. Новые явления в социально-экономическом развитии России XVII века.

2. Городские и крестьянские восстания в России в XVII веке после Смуты.

3. Воссоединение Украины с Россией и его историческое значение.

4. Культура и общественная мысль России в XVII веке: основные тенденции развития.

5. Судьба старообрядчества.

Тема VРоссия в XVIIIвеке

1. Преобразования Петра I. Создание абсолютистской империи.

2. Екатерина IIи политика «просвещенного абсолютизма».

3. Внешняя политика России в XVIIIвеке.

4. Русская культура в XVIIIвеке.

Вопросы для обсуждения

1.Каковы причины Петровских преобразований, были ли они предопределенны реформами XVII века?

2. Охарактеризуйте общую направленность реформ Петра I?

3. Как были взаимосвязаны события внешней политики Петра I и его реформаторская деятельность?

4. Можно ли считать реформы Петра I цивилизационным поворотом в истории России?

5. В чем сущность политики «просвещенного абсолютизма»?

6. Сравните реформаторскую деятельность Петра I и Екатерины II?

7. Охарактеризуйте основные направления внешней политики Екатерины II?

8. Какие геополитические проблемы Россия решила XVIII веке, и какие новые задачи стояли перед ней накануне XIX века?

9. Какие основные направления в русской культуре XVIII века?

10 Как изменился быт русского человека разных сословий в XVIII веке?

Методические рекомендации

Прежде всего, следует проанализировать процесс становления абсолютизма в России. Когда наметились предпосылки возникновения абсолютизма? Необходимо раскрыть процесс утверждения абсолютной монархии, показать, что с формально-юридической точки зрения абсолютизм характеризуется тем, что глава государства - монарх - рассматривается как главный источник законодательной и исполнительной власти, он устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами. Подумайте над вопросом: что происходит с деятельностью типичных для сословной монархии органами сословного представительства? На какую Социальную базу опирается абсолютизм? Какие складываются отношения с церковью? Как решал абсолютизм вопрос формирования нации и национальных государств? Прогрессивное ли явление «абсолютизм»? Важно показать абсолютизм при Петре Iчерез его реформы. Почему именно при Петре Iзавершилось оформление империи?

При изучении второго вопроса выясните уровень социально-экономического развития России, покажите, в чем заключались преобразования Екатерины II. Какова роль ее «Наказа» в реформировании российского законодательства и деятельности Уложенной комиссии? Уясните основное содержание ее губернской и городской реформы, реформ центральных учреждений. Выделите привилегии, дарованные дворянству и городам по Жало ванным грамотам 1785 г. Определите роль и влияние фаворитизма на внутреннюю и внешнюю политику империи. Уясните термин «просвещенный абсолютизм». Реальным ли было намерение Екатерины IIвоплотить идеи Вольтера, Руссо и Дидро в российскую действительность. Каково было отношение Екатерины IIк А.Н. Радищеву, Н.И. Новикову? Какова их судьба?

Раскройте основные направления и задачи внешней политики России XVIIIвека. Как эти задачи решались в правление Петра 1. Почему основным событием стал конфликт между Россией и Швецией. Как протекала Северная война (основные события, условия мира)? Почему Россия смогла победить в этой войне? Как развивались русско-турецкие отношения в правление Петра Iи эпоху дворцовых переворотов? Покажите роль и значение Семилетней войны во внешней политике России в середине XVIIIвека. Какие задачи во внешней политике стояли перед Россией к началу правления Екатерины II. Каковы причины и итоги русско-турецких войн? Покажите позицию России во время трех разделов Польши. Какую позицию занимала Екатерина IIво время борьбы за независимость североамериканских колоний Англии и Французской революции? Каковы итоги внешней политике России в XVIIIвеке? Смогла ли Россия решить, стоявшие перед ней с начал века задачи?

Акцентируйте внимание на развитие Просвещения, научных и технических знаний. Какое высшее гражданское учебное заведение было создано в стране в середине XVIIIвека? Проследите расширение сети учебных заведений во второй половине XVIIIвека. Что сделано для становления системы женского образования, особенно в эпоху Екатерины II? Важно остановиться на вопросе о вкладе М.В. Ломоносова в русскую науку и культуру. Выделите реалистические тенденции в русской литературе (Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин, А.Н. Радищев, Н.И. Новиков и др.). Осветите особенности русского классицизма в литературе, его борьбу за национальную государственность, абсолютизм (А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков, В.И. Майков, Н.М. Карамзин и др.). Как развивалось театральное искусство? Расскажите о деятельности театра Н.Г. Шереметьевых, Ф.Г. Волкова и А. Дмитриевского. Как изменили облик русских городов зодчие (В.В. Растрелли, Ф. Аргунов, М.Ф. Казаков, В. Баженов)? Каких архитекторов и скульпторов, изучаемого периода вы можете назвать? Почему особый рассвет пережила декоративная скульптура (Ф.Г. Гордеев, М.И. Козловский, И.П. Прокофьев, Ф.Ф. Щедрин)? Подготовте устные сообщения о творчестве выдающихся русских художников (Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, Г.И. Угрюмова.

Источники и литература

1. История России: Учебник для ВУЗов./ А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2011.

2. История России: Электронный учебник / Под. ред. Г.Б.Поляка.-3-е изд.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.- 1 СD.

3. Деревянко А. П. История России: Электронный учебник/ А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. — М.: Кнорус, 2010. −1 CD/

4. Протопопов А. С. История международных отношений и внешней политики России. 1648–2005: — 2-е изд., испр. и доп. — М, 2010.

5. Жалованная грамота дворянству. [www.hist.msu.ru/ER/Etext/dv_gram.htm] Жалованная грамота городам [http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/gorgram.htm]

6. Каменский А. Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. — М., Просвет, 2008.

7. Чистяков А.Е. История Петра Великого. М., Прогресс, 2012.

Индивидуальные задания

1. Петр I в оценках современников и историков.

2. Екатерина II в оценках современников и историков/

3. Присоединение Северного Причерноморья и Крыма к России.

4. Известный деятель культуры XVIII века (на выбор студента)

5. «Птенцы гнезда Петрова»: сподвижники Петра I.

Вопросы для обсуждения

1. В чем причины начала преобразований Александра I?

2. Почему реформы Александра I называют либеральными, дайте краткую содержательную характеристику основным преобразованиям?

3. Почему война 1812 года называется Отечественная?

4. Каких внешнеполитических успехов добилась Росся при Александре I?

5. Какие причины привели к созданию декабристского движения?

6. Какие направления существовали в декабристском движении?

7. Почему западники и славянофилы называются либеральными движениями?

8. Сравните взгляды западников и славянофилов?

9. Сравните преобразования Александра I и его брата Николая I?

10. Почему реформы Николая I не характеризуют как либеральные?

Методические рекомендации

При рассмотрении первого вопроса необходимо первоначально ознакомиться с биографией Александра Iдо восшествия на престол. Отметьте причины и истоки формирования либерального мировоззрения Александра 1. Покажите, как трансформировались его первоначальные идеи реформирования России в конкретные мероприятия правительства в первые годы правления 1801-1805 гг. Укажите, в чем причина таких изменений. В чем причина прекращения реформ? Рассмотрите внешнюю политику Александра Iс начала правления до 1812 г. Укажите основные направления, войны, территории полученные Россией. В чем причина конфликта между Россией и Францией, как завершилось первое столкновение (Тильзитский мир). Рассмотрите второй этап реформ Александра 1. Дайте оценку личности и деятельности М.М. Сперанского. Какой проект предложил М.М. Сперанский императору, что удалось осуществить, в чем причина падения реформатора? Рассказывая об Отечественной войне 1812 г. необходимо следовать следующему плану: 1) Причины войны; 2) Готовность к войне, планы воюющих сторон; 3) Основные этапы, сражения, события войны; 4) Итоги войны, ее историческое значение. Особо отметьте партизанское движение и патриотический подъем в 1812 г. Чем была вызвана такая реакция населения страны? Отметьте важнейшие события в последний период правления Александра 1. Почему реформирование страны прекратилось? Что такое «военные поселения», «обскурантизм», «аракчеевщина»? Что такое Священный союз? Какого направления во внешней политике придерживался Александр Iс 1815 по 1825 гг.?

В чем причина возникновения декабристского движения? Какие декабристские организации существовали? Почему они менялись? В чем между ними идеологическая и организационная разница? Обратите внимание на влияние европейских просветителей на формирование идеологии декабризма. Проанализируйте программные документы Северного и Южного общества. Сравните их между собой и программой реформ М.М. Сперанского и Александра I. Какие общие моменты, а какие моменты принципиально расходятся? Почему декабристское движение потерпело поражение? В чем его историческое значение?

Какие направления общественной мысли существовали в царствование Николая I. Как они сформировались? Перечислите известных представителей направлений? Почему славянофильство и западничество называют либеральными направлениями? Сравните взгляды западников и славянофилов на государственное устройство, крепостное право, историю и будущее России. В чем западники славянофилы едины, а какие идеи стали причиной принципиальных столкновений? Сравните взгляды славянофилов с теорией «официальной народности»? Сравните взгляды западников и революционных демократов? Почему позиция западников и славянофилов до настоящего времени остается актуальной и вызывает оживленное обсуждение?

При рассмотрении данного вопроса необходимо первоначально ознакомиться с биографией Николая I до восшествия на престол. Как декабристское восстание повлияло на характер царствования Николая I? Сравните реформы, проведенные при Николае I с реформами его старшего брата Александра I. Почему реформы Николая I носят название государственные, а не либеральные? Рассмотрите основные направления внешней политики Николая I (Европа, Кавказ, Балканы, Дальний Восток, Средняя Азия). Какую политику проводила Российская империя по отношению к присоединенным народам? Как относилась к местной культуре, обычаям, религии? Объясните причины кризисных явлений (в экономической, политической, социальной и культурной) в жизни страны в 40-50-е гг. XIX в.

Источники и литература

1. История России: Учебник для ВУЗов./ А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2011. – 528 с.

2. История России: Электронный учебник / Под. ред. Г.Б.Поляка.-3-е изд.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.- 2СD.

3. Деревянко А. П. История России: Электронный учебник/ А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. — М.: Кнорус, 2010. −2 CD

4. Корнилов А.А. Лекции по истории России XIX века. М., Восход, 2012

5. Пыпин А.Н. Общественное движение при Александре I. Спб., Гранит, 2011

6. Русская правда. П.И. Пестель [www.hrono.ru/dokum/1800dok/1825pravda.php]

7. Конституция. Н. Муравьев [www.hrono.ru/dokum/1800dok/1825pravda.php]

8. Николай I и его эпоха в воспоминаниях и свидетельствах современников/ Под ред. М. О. Гершензона. — М., Вагриус, 2010

Индивидуальные задания

1. Герои войны 1812 года.

2. Декабристы-нижегородцы.

3. Нижегородское ополчение в заграничных походах русской армии.

4. Выдающиеся мыслители: западники и славянофилы(один на выбор студента).

5. Государственные деятели при Николае I. Е.Ф. Канкрин, М.М. Сперанский, П.Д. Киселев и др.

6. Судьбы декабристов после восстания.

7. Кавказская война.

Вопросы для обсуждения

1. В чем причины преобразований Александра II?

2. Почему крестьянской реформой остались недовольны все слои населения России?

3. В чем сущность земской реформы, насколько сильно она демократизировала российское общество?

4. Какие основы современной судебной системы были заложены судебной реформой Александра II?

5. Какие причины возникновения народничества?

6. Какие течения и организации народников существовали?

7. Каковы течения существовали в русской культуре второй половины XIX века?

8. Каковы достижения русской науки XIX века?

Методические рекомендации

При подготовке вопроса сосредоточьтесь на изучении крестьянской, судебной и военной реформы. После осмысления прич

Наши рекомендации