Владимир I Святой (980–1015 гг.)
Владимир I Святославович княжил в Киеве с 980 по 1015 гг.
В отличие от своего отца, он большое внимание уделял решению внутренних проблем государства. Владимир был вынужден снова подчинять Киеву некоторые союзы племен, отделившиеся в период усобицы 977–980 гг. В 981 г. и 982 г. он покорил вятичей, а в 984 г. – радимичей. Любопытно, что Владимир заменял племенных славянских князей своими наместниками. Иногда в роли наместников выступали его сыновья.
Внешняя политика Владимира Святого была продуманной и успешной. В 980–981 гг. он воевал с Польшей и отнял у нее Перемышль, Червень и некоторые другие города. В 983 г. он разбил балтское племя ятвягов и вышел к Балтийскому морю. В 985 г. Владимир совершил удачный поход на Волжскую Болгарию и заключил с нею выгодный для Руси мир. Кроме того, он поддерживал активные связи с Византийской империей и даже посылал войска для подавления восстания Варды Склира в Малой Азии.
Апофеозом государственной деятельности Владимира I Святого можно считать крещение Руси в 988 г.
У великого князя Владимира Святославовича было двенадцать законнорожденных сыновей. Старший (приемный) сын Святополк правил в Турове, Ярослав – в Новгороде, Мстислав – в Тьмутаракани, Вячеслав – в Чернигове. В историографии существует мнение, что на киевский престол Владимир прочил Бориса и Глеба – любимых младших сыновей, рожденных в христианском браке византийской принцессой Анной.
Владимир I Святой умер 15 июля 1015 г. под городом Берестовом, собираясь в поход против мятежного сына Ярослава.
Ярослав Мудрый (1019–1054 гг.)
После смерти Владимира Святого (15. 07. 1015 г.) началась усобица между его сыновьями, продолжавшаяся до 1019 г. Поначалу киевский престол захватил Святополк. «Повесть временных лет» обвиняет его в зверском убийстве младших братьев – Бориса и Глеба, поэтому в исторической традиции за ним закрепилось прозвище Окаянный (совершивший «каинов грех» – братоубийство). Ярослав Новгородский выступил против Святополка. Их борьба с переменным успехом продолжалась до 1019 г., когда Святополк был окончательно разбит на реке Альте (место убийства Бориса). Дальнейшая его судьба неизвестна.
С этого года Ярослав Владимирович твердо закрепился в Киеве и княжил там до своей смерти в 1054 г. Однако в 1024 г. усобица возобновилась. Новым противником киевского князя стал Мстислав Тьмутараканский. Ярослав был разбит Мстиславом, но сохранил престол, хотя и вынужден был уступить брату право собирать налоги с левобережья Днепра. В 1036 г. Мстислав умер, и Ярослав вернул себе доходы с данных территорий.
Внутренняя политика Ярослава напоминает политику его отца. Он «посадил» в крупные города и земли своих сыновей. В Новгороде княжил старший сын Изяслав, Святослав получил в управление Чернигов, Всеволод – Переяславль и Ростово-Суздальскую землю. Великий князь зорко следил за своими ставленниками и требовал от них беспрекословного подчинения.
Ярослав был создателем первого сборника юридических актов Древней Руси, составленного на основе обычного права и княжеских уставов – «Русской правды».
В 1036 г. он нанес сокрушительное поражение печенегам под стенами Киева. После этого разгрома они больше не тревожили Русь. Однако на смену печенегам вскоре пришли новые кочевники – половцы (кипчаки).
Ярослав Владимирович прославился как градостроитель. Он основал города Ярославль, Юрьев (Тарту) и др.
Ярослав проводил активную внешнюю политику: совершил поход против прибалтийского племени чудь; вернул польские города Червень и Перемышль; в 1043 г. организовал поход русского флота на Константинополь, но потерпел поражение. Династическими браками Киев был связан почти со всеми европейскими правящими династиями. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе, одна из его дочерей стала французской королевой, другая – венгерской, его сестра вышла замуж за польского короля и т. д.
Энергичная просветительская деятельность, ученость и «книжное радение», покровительство духовенству – все это позволило историкам дать Ярославу Владимировичу прозвище Мудрый. По его инициативе в Киеве был возведен Софийский собор и другие храмы, основывались монастыри, в которых велось летописание, строились школы.
В 1051 г. митрополитом был впервые избран русский (а не грек) священник-книжник Илларион, автор «Слова о законе и благодати».
Время правления Ярослава Мудрого традиционно считают эпохой расцвета Киевской Руси.