Положение о военно-промышленных комитетах (1915 год, август 27)
(Извлечение)
1. Для содействия правительственным учреждениям в деле снабжения армии и флота всеми необходимыми предметами снаряжения и довольствия учреждаются, на время текущей войны, центральный, областные и местные военно-промышленные комитеты.
2. Военно-промышленные комитеты являются общественными организациями, не предусматривающими коммерческих целей...
4.Взаимоотношения правительственных учреждений с военно-промышленными комитетами, содействующими им в деле снабжения армии и флота предметами снаряжения и снабжения определяются по ближайшему соглашению комитетов с подлежащими военными и гражданскими властями....
Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. М., 1990. С. 457-460.
Экономическое положение России.
Записка председателя IV Государственной думы М.В. Родзянко (член партии «Союз 17 октября» -ред.) Николаю II о надвигающейся хозяйственной разрухе в стране.
Февраль 1917 г.
Положение России сейчас катастрофическое и вместе с тем глубоко трагическое... В тылу идет такой развал, который грозит сделать бесцельными все жертвы, всю пролитую кровь... Положение Москвы в продовольственном отношении критическое; вместо 65 вагонов муки в декабре подвоз муки в Москву не превышал 50 вагонов в сутки, а в январе упал даже до 42 вагонов... Не лучше положение Петрограда. Январский привоз продуктов первейшей необходимости равнялся 50 % нормы, утвержденной особым совещанием, а скота, птиц и масла - 25 % ... По заявлению Уральского областного военно-промышленного комитета, Пермская губ. обеспечена запасами зерна только до половины марта... Разверстка, предпринятая министерством земледелия, определенно не удалась. Вот цифры, характеризующие ход последней. Предполагалось разверстать 772 милл. пудов. Из них по 23 января было теоретически разверстано: 1)губернскими земствами 643 милл. пудов., т.е. на 129 милл. пудов менее предположенного 2) уездными земствами 228 милл. пуд. и наконец, 3) волостями только 4 милл. пуд. Эти цифры свидетельствуют о полном крахе разверстки, и ввиду этой неудачи есть опасение, что правительство обратится к военным реквизициям, о которых упоминалось в телеграмме сибирскому земству и которые несомненно поведут к полному разрушению народного хозяйства... Не лучше положение с топливом. Почти вся Россия испытывает острый недостаток в жидком и твердом топливе, в дровах, в торфе...Запасы топлива к зиме на фабриках и заводах в Москве были заготовлены примерно на 2-месячную потребность, но вследствие недовоза, начавшегося еще в ноябре, эти запасы свелись на - нет. Вследствие недостатка топлива многие предприятия, даже работающие на оборону, уже остановились или скоро остановятся. Дома с центральным отоплением имеют топлива в размере всего 50%, а дровяные склады пусты. Городской газовый завод с 28 января сократил свою работу более чем на 3/4, и газовое освещение улиц совершенно прекратилось. Городской трамвай в ближайшие дни останавливает вечернее и ночное движение, и не исключена возможность полного его прекращения. Городские лазареты закрываются одни за другим. В квартирах обывателей температура редко подымается выше 11-12 градусов, а в домах с центральным отоплением падает до 10-9 градусов. В учебных заведениях и многих учреждениях занятия крайне затруднены, так как термометр держится в их помещениях на 6-8 градусах. В городе развилась масса заболеваний инфлюэнцией и воспалением легких, а на почве недоедания - желудочные и кишечные расстройства. Благодаря недостатку топлива... стоят фабрики...
В высшей степени неутешительная картина наблюдается и в Петрограде. Из 73 предприятий, стоявших в декабре 1916 г., 39 были вынуждены приостановить производство вследствие отсутствия топлива и 11 - вследствие прекращения отпуска электрической энергии... Ежедневный подвоз нефти на 50-60 % ниже ежедневного расхода. Запасы угля для газового завода и водопровода равны 250 тыс. пуд, что обеспечивает 2,5 недели работ. Положение электрической станции весьма неблагоприятно...
В Екатеринославском районе из 130 предприятий...работало в декабре и январе только в размере 50 % своего производства...
Стало резко ухудшаться и положение такого важного рынка, как металлический. Уже в октябре 1916 г. определился недостаток металла только для нужд обороны в 3 милл. пуд...
Где причина всей этой разрухи ?... Страна имеет все необходимое, но использовать в достаточной степени не может...
В первую очередь, конечно, следует поставить плохую организацию транспорта...Например, в 1916 г. из Донецкого бассейна было вывезено только 878 милл. пуд. каменного угля из 1 370 милл. добытого...Процент неподачи вагонов составил 59% для всего количества невывезенного угля.
В силу того же расстройства транспорта резко понижается производительность металлургических и металлообрабатывающих заводов... На Сибирских ж.д. гниют миллионы пудов мяса, масла, дичи, разных хлебов.
Чем же вызвано все это расстройство транспорта ? Его нельзя отнести на полное отсутствие технических возможностей,... На железнодорожной сети не достает по крайней мере двух тысяч паровозов и 80 тыс. вагонов... Мало этого, и то, что есть, используется нецелесообразно и неэкономно. Здесь на первую очередь нужно поставить то вредное влияние, какое оказывал и продолжает оказывать на дороги тыла фронт, распоряжающийся тыловым подвижным составом... (В Донецком районе задерживалось до 30 тыс. вагонов ежемесячно. -ред.). Во-вторых, не устранено до сих пор многовластие на местах в деле распоряжения подвижным составом и в самом тылу... На станциях Омской дор. отказались принять... предложения (по перевозке 120 вагонов - ред. ), так как, по мнению железнодорожной администрации, предложения должны бы быть подписаны: «За уполномоченного Иванов», а не «Заместитель уполномоченного Иванов». В результате...груз не был доставлен... В Богословском округе в ноябре-декабре ощущался остро недостаток в муке. Для того, чтобы хотя частью сгладить остроту кризиса, Богословская дорога по соглашению с управлением Омской дороги посылала свои вагоны в Косулино за тем, чтобы перевезти муку. Вагоны эти каждый раз простаивали в Косулине по нескольку дней, так как железнодорожная администрация без особого каждый раз распоряжения управления Омской дороги отказывалась их загружать. На телеграфные же сношения с управлением уходило времени от 3 до 5 дней... В связи с этим развились крайние злоупотребления железнодорожных агентов, система сложного взяточничества... В стране сложилась горькая поговорка, что лучше всего сейчас возить товары на литере Д (деньги). Наконец, следует отметить крайнюю изношенность подвижного состава...
Вместо того, чтобы принять самые решительные меры для обеспечения себя углем надлежащего качества, для чего потребовалось заключить соответствующие контракты с углепромышленниками... министерство путей сообщения, начиная с 1915 г., предпочитает получать уголь путем реквизиций... при реквизиции личная ответственность владельцев рудников за качество угля совершенно исчезает, было вполне естественно стремление некоторых из них сбыть железным дорогам всякий хлам... Между тем министерство путей сообщения не озаботилось за все время войны заготовкой надлежащего количества дров...
Вторая главная причина разрухи тыла - неустройство рабочего рынка. Огромные выемки населения мобилизациями, превысившие 50 % всего трудоспособного мужского населения в возрасте от 16 до 50 лет, создают в тылу чрезвычайно сложное и ответственное положение... Квалифицированные рабочие были мобилизованы...
...Обнаружилась усиленная тяга населения в города и промышленные центры ввиду существующей здесь высокой оплаты труда, что лишило сельское хозяйство рабочих рук и тем самым обусловило острый кризис на рынке сельско-хозяйственных рабочих... Эта масса неподготовленного населения, как и следовало ожидать, оказалась мало продуктивной. Так, например, в каменноугольной промышленности Юга России средняя месячная производительность рабочего упала с 753 п. в начале 1914 г. до 507п. в августе 1916 г., а количество рабочих выросло со 169000 в 1913 г. до 247000 в сентябре 1916 г.(данные М.Р.)...
Столь значительное увеличение количества рабочих в промышленных центрах обусловило увеличение продовольственных затруднений... Местами в империи имеются значительные количества безработных...Так, по данным петроградской биржи труда, за время с 19 января 1915 г. по 21 января 1917 г. предложение труда равнялось 236579 чел., получили работу только 94875 ч. По данным Всероссийского бюро труда, за ноябрь и декабрь 1915 г. и январь 1916 г. искало работы 99155 чел., получило - 72715 ч.
Наконец, как очень неблагоприятный момент, следует отметить здесь существование забастовок...
Третья главная причина разрухи тыла - неправильное использование существующих в стране хозяйственных возможностей. Здоровая экономическая политика требовала и требует, чтобы к делу устроения были привлечены лица со специальными навыками и с специальным опытом... В западно-европейских государствах это отлично понимают, и вся система тыловой хозяйственной организации покоится там на доверии к общественным силам... К сожалению, в России... общественной инициативе не доверяют, в ней видят опасного врага; общественные организации, несмотря на все оказанные ими огромные услуги стране и армии, преследуются...
Четвертый фактор, не упомянуть который здесь нельзя, - безумная финансовая политика правительства... Правительства западно-европейских государств, где также наблюдается бумажно денежная инфляция, принимают ряд мер, дабы предохранить рынок от переполнения его излишними денежными знаками. С этой целью государства развивают чековые операции, принимают меры для привлечения вкладов в кредитные учреждения и, наконец, широко используют систему внутренних займов... (В России - ред.) государственные займы почти ничего не снимают с рынка... Слабо развита чековая операция, и совершенно нерациональная учетная политика Государственного банка... Наконец, необходимо обратить внимание на отсутствие общего правильного народохозяйственного плана во время войны... Но начало организации рынка только тогда может дать положительный эффект, когда оно осуществляется всесторонне и планомерно... Таксы (цены на отдельные продукты - ред.) хороши только в том случае, если за ними стоит всесторонняя организация рынка, если есть возможность наблюдать и за производством, и за распределением продуктов. Без участия общественных сил такой контроль осуществлен быть не может...
Когда причины, поставившие нас на краю гибели, ясны, нетрудно указать средство для их устранения. Необходимо упорядочить транспорт, для чего нужно: а) усилить производительность национальных заводов, что возможно при условиях полного упорядочения тыла, и немедленно заказать недостающий подвижной состав из-за границы; б) приступить к немедленному увеличению пропускной способности железных дорог; в) усилить их погрузочные и разгрузочные средства; г) допустить общественный контроль за работой железнодорожной сети в ее целом; д) допустить образование профессиональных союзов служащих, как самого мощного средства в деле борьбы с железнодорожными злоупотреблениями; е) упорядочить снабжение дорог топливом всякого рода.
Для упорядочения рабочего рынка необходимо: а) допустить профессиональные союзы рабочих, как необходимую основу организации рынков; б) создать повсеместно биржи труда; в)осуществить принудительный арбитраж; г) выработать закон об обеспечении безработных.
Для улучшения финансов: а) выработать стройный финансовый план, ставящий себе задачи не высасывания всех соков страны, а, наоборот, содействующий развитию производительных сил последней; б) принять решительные меры против переполнения рынка бумажно-денежными знаками; в) коренным образом изменить систему внутренних государственных займов.
Наконец, как необходимая предпосылка осуществления всего вышеуказанного: привлечь к делу устроения народного хозяйства все живые силы страны, что необходимо предполагает установление не только полного доверия, но и полного контакта между властью и обществом...только тогда лозунг «война до победного конца» получит твердую основу.
Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий. Период империализма. Учебное пособие. М., 1977 . С. 201-222.