IV Государственная дума работала с 15 (28) ноября 1912 г. по 6 октября 1917 г. Председатель - октябрист М.В. Родзянко.

В августе 1915 года буржуазно-помещичьи фракции IV Государственной думы создали так называемый «Прогрессивный блок», в который вошло больше половины всех депутатов Думы, это был либерально-октябристский блок для соглашения с царем по программе реформ и мобилизаций промышленности для победы над Германией . По мере ухудшения в ходе войны положения России, усиления хозяйственной разрухи и приближения революции лидеры «Прогрессивного блока» начали высказывать недовольство политикой царизма, неспособностью правительства довести войну до конца. Они приняли участие в подготовке дворцового переворота, чтобы посадить на место Николая II другого, более устраивающего буржуазию царя.

26 февраля (11 марта) 1917 года царь объявил о роспуске IV Государственной думы. Однако члены Государственной думы, не осмеливаясь открыто протестовать, решили продолжить заседания неофициально. 27 февраля (12 марта) они образовали для борьбы с революцией и спасения монархии Временный комитет Государственной думы, который, войдя в соглашение с эсеро-меньшевистскими представителями Петроградского Совета, принял решение о создании буржуазного Временного правительства. Члены Временного комитета Государственной думы выступали активными врагами революции, на своих «частных» совещаниях они требовали провозглашения военной диктатуры и уничтожения Советов. 6 (19) октября 1917 года под нажимом революционных масс буржуазное Временное правительство было вынуждено издать акт о роспуске Государственной думы.

Постановление Временного правительства

[от 6 октября 1917 г.]

Согласно с постановлением Временного Правительства от 9 августа 1917 года о назначении выборов в Учредительное собрание на 12 ноября 1917 года и ввиду начала 3 октября 1917 года избирательного производства в сие Собрание Государственную думу IV созыва распустить, а полномочия членов Государственного совета по выборам признать утратившими силу.

Подписали: Министр Председатель А. Керенский. Министр юстиции П.Н. Малянтович.

Государственная дума в России: в документах и материалах /Сост. Калинычев Ф.И. М., 1957. С.512.

СИБИРСКАЯ ГРУППА ДЕПУТАТОВ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ.

Сибирь была представлена в I и II Думах 26 депутатами, но ... к моменту их разгона в некоторых частях Сибири выборы не были закончены ... Избирательный закон 3 июня 1907г. сократил число сибирских депутатов до 14... Во всех думах ясно видны два большинства: кадетское и неонародническое [В. Барсуков имеет в виду трудовиков. Сибирский депутат-трудовик В.И. Дзюбинский был председаротелем общероссийской фракции трудовиков во всех Думах до Февральской революции. Депутат-кадет Н.В. Некрасов - один из лидеров партии кадетов в России - ред.]

Идею создания группы выдвинули областники. Томский депутат А.И. Макушин пытался объединить сибиряков еще в I Государственной думе. ... Едва начала работать II Дума ... народные социалисты от Тобольской губернии Н.Л. Скалозубов и В.В. Колокольников и член партии демократических реформ из Акмолинска И.П. Лаптев объявили 20 марта 1907 г. о создании сибирской парламентской группы. Печатным органом группы был объявлен ранее существовавший журнал «Сибирские вопросы» областнического направления. ...

Таблица 6

Партии Количество сибирских депутатов в Думах
  I II III IV
      I сессия V сессия  
Октябристы Кадеты Демократических реформ и прогрессисты Национальная и религиозная фракция Энесы Трудовики Эсеры Социал-демократы Беспартийные - - - - - - - - - - - - - - -

... III Дума. Сибирская группа была воссоздана ... с председателем (до 1917 года) Н.К. Волковым [Фактический лидер группы - Н.В. Некрасов ред.] ... для проработки и подготовки законопроектов были созданы комиссии: аграрно-переселенческая, путей сообщения и порто-франко, народного образования, местного самоуправления и финансов, судебная, инородческая, торгово-промышленная. В точно таком же виде группа была воссоздана и в IV Думе. ... группа полностью отказалась от областнической фразеологии...

О парламентской работе [ред.] сибирские депутаты разработали концепцию развития Сибири и дважды - в III и IV Думах, в выступлениях неформального лидера Н.В. Некрасова оглашали ее, а также внесли несколько своих законопроектов ... Политически эта концепция исходила из того, что Сибирь должна являться неотъемлемой частью конституционно-монархической России при полном отсутствии разницы в политических правах и свободах населения. В области экономической ... Сибирь должна была оставаться аграрной окраиной страны и развивать лишь промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья, некоторые виды легкой, а также добывающую. Организатором производства в деревне и в значительной степени в легкой промышленности объявлялась кооперация, в легкой же и добывающей - частный капитал. Избытки предполагалось экспортировать не в Европейскую Россию (чтобы не задеть интересы тамошнего помещика), а за границу, для чего правительство должно было позаботиться о развитии путей сообщения (в том числе Северного морского пути). При этом ставилась задача обеспечить переселение в Сибирь богатого крестьянства и не допустить появление помещиков. Отношение группы к проекту 1910 г. о распространении на Сибирь столыпинского землеустройства: Одни депутаты во главе с кадетом И.В. Некрасовым признавали желательность некоторых сторон частной поземельной крестьянской собственности, но, боясь усиления классовой борьбы в крае, предложили «ряд компромиссных решений, отодвигающих введение положений указа 9 ноября в будущее». Трудовики во главе с В.И. Дзюбинским твердо выступили против законопроекта. Задачу землеустройства они видели только в отграничении земли государственной от крестьянской. В воззрениях трудовиков отразилось стремление крестьянства свободно хозяйствовать на свободной земле.

Особую позицию заняли социал-демократы. Выступая против вмешательства царского правительства в хозяйственную жизнь крестьян, они подчеркивали основное социально-политическое содержание аграрной политики самодержавия в Сибири - создать крупное помещичье землевладение и развить кулачество - свою опору в деревне. ...

... итоги обсуждения: «1) Нужна сильная атака со стороны сибиряков-депутатов на большинство положений законопроекта, 2) нет особенной надобности заниматься теоретическими спорами об общине. Надо принять во внимание, что законопроект земельной комиссией и Думой будет принят, поэтому надо констатировать неизбежное и заняться выработкой поправок к нему. «Дабы обезвредить его», - говорит депутат Волков (кадет). «Дабы улучшить его», - сказал депутат Белоусов (пока социал-демократ). «Дабы отвергнуть его», - предложил Скалозубов». Сибирские депутаты получили право участвовать с совещательным голосом в работе второй земельной подкомиссии Государственной думы, где обсуждался законопроект [ и в соответствии с выработанной тактикой значительно задержали обсуждение - ред.] - (Когут М.Т. Влияние столыпинской аграрной политики на землеустройство сибирских крестьян // Аграрные отношения и земельная политика царизма в Сибири (конец XIX в.-1917г.) - Красноярск, 1982. - С.34-35.)]

Парламентская деятельность включала в себя также критику правительства. Здесь сибирские депутаты вели себя совершенно по-разному: выступая от имени своих партийных фракций, часто были смелыми обличителями, выступая от имени сибирской группы, они же выглядели робкими просителями.

Важным элементом парламентской работы был и депутатский запрос. Но внесение и законопроектов, и запросов было затруднительным, так как под ними должно было стоять 30 подписей, сибирская же группа насчитывала всего 14 человек. ...

Внепарламентская работа [ред.]... Ряд депутатов стал превращаться в политиков общероссийского масштаба ... Некоторые представители буржуазии и даже крестьянства использовали свое членство в Думе в целях личного обогащения ...

Однако главным направлением деятельности группы стала организация буржуазной «общественности». ... вначале был создан институт так называемых «внепарламентских членов» сибирской группы из живущих в столице сибиряков-интеллигентов и капиталистов ... в Сибири начали возникать дочерние организации группы, замаскированные под беспартийные культурные, земляческие, избирательные общества, руководителями которых являлись сибирские депутаты. Члены же этих обществ являлись руководителями биржевых комитетов, кооперативов, чиновниками царской администрации. К 1914 г. под руководством группы действовали «Общество изучения Сибири и улучшения ее быта», «Сибирское собрание» , «Общество обывателей и избирателей», «Общество содействия учащимся в Петрограде сибирякам», сибирские земляческие студенческие организации, а с началом мировой войны еще и «Сибирское общество помощи раненым воинам». ... с их помощью лидеры группы надеялись без особых потрясений перехватить власть у дряхлеющего самодержавия.

Система сработала в 1918 г. Именно парламентские и внепарламентские члены сибирской группы явились организаторами и руководителями антисоветских восстаний и белых правительств. Более того, Колчак и Хорват также являлись с 1908 г. внепарламентскими членами группы. ...

Главной причиной выбора антисоветской позиции явилась постепенная победа в сибирской группе кадетской партии ... Среди рабочего класса, и особенно крестьянства, составлявшего большинство населения Сибири, работа прекратилась после нескольких попыток. ...

... сама группа доказала возможность и жизнеспособность объединения людей с разными политическими направлениями [для решения региональных задач - ред.]

Барсуков В. Сибирская парламентская группа // Сибирская газета. - 1990. - N 7,9.

Депутаты Государственной Думы от Омска и Акмолинской области

...Омск был представлен двумя деп.: в I думу омичами был избран В.И. Ишерский, а во II - А.К. Виноградов, кандидатуры к-рых были поддержаны прогрессивной общественностью и орг-циями полит. партий социалистической ориентации. От населения Сиб. каз. войска дважды избирался житель Акмолинской обл. И.П. Лаптев, работавший в этот п-од податным инспектором в ст. Модарской.

Омская городская Дума

Омская городская Дума - орган гор. самоупр. Учреждена в 1840 на основании городового Положения. В ее состав входили гласные от всех сословий гор. обывателей, избираемые каждым сословием отдельно в каждой части города на основании общих правил об общ. выборах. О. г. д избиралась на 4 года налогоплательщиками. Являлась распорядительным органом, избирала из своего состава исполнительный орган - гор. управу в составе головы и чл. управы. ...Согласно городовому Положению от 12 июня 1870, на О. г. д и гор. управу возлагались адм. и хоз. задачи. Их попечительству подлежали вопросы благоустройства города ..., народного образования, здравоохранения, торговли и кредита, благотворительности. С 1893 О.г.д функционировала по новому городовому положению 1892.Функции органов гор. самоупр. были значительно сужены, за их дея-тью был установлен адм. надзор. Положение заменило для избирателей налоговый ценз имущественным. ... Число избирателей сократилось в несколько раз. В выборах гласных в О.г.д. в 1901-05 участвовал 1,1% от общего числа жителей; в 1905-09 - 1,6%, в 1910-14 - 1,4%. ... В 1914 из 59 гласных О.г.д. было 14 чиновников,5 военных, 2 дворянина, 4 присяжных поверенных, 1 техник, 1 инженер, 3 врача, 2 каз., 7 купцов, 3 почетных гражд., 14 мещан, 2 крестьянина и 1 доверенный фирмы.

Вибе П.П., Михеев А.П., Пугачева Н.М. Омский историко-краеведческий словарь. М.,1994. С.74, 168-169.

Глава IV.

АГРАРНЫЙ ВОПРОС В РОССИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА.

СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМА

При переходе к либерализму в 1861 г. в России не был решен аграрный вопрос. В ходе Революции 1905-1907 гг. в Государственной Думе шла борьба между проектом кадетов, сохранявшим помещичье землевладение, и трудовиков, проект которых предполагал ликвидировать помещичье землевладение. Николай II распустил I Думу и по статье 87 подписал Указ 9 ноября 1906 г. о разрушении общины, который отвечал требования Совета объединенного дворянства и лег в основу Столыпинской аграрной политики. Правительство давало простор развитию капитализма в сельском хозяйстве при сохранении помещичьего землевладения, ставило задачу расширить свою социальную опору в деревне путем усиления кулачества, чтобы предотвратить новую революцию. Политика проводилась по трем направлениям: ликвидация надельного характера землевладения крестьян посредством разрушения общины и переходом земли в единоличную собственность крестьянина. При этом к одному месту в отруб или на хутор сводилось только надельная крестьянская земля (купленная, арендованная и т.п. оставалась чересполосной). Расширялась деятельность крестьянского банка, созданного в 1883 г. Он получил право скупать дворянские земли и продавать их на льготных условиях хуторянам и отрубникам. Третьим направление стало переселение крестьян на окраины, преимущественно в Сибирь.

О результативности реформы говорят итоги: из общины вышло 23%, на хутора и отруба 10,6% крестьян. Крестьяне не получили землю в частную собственность (продать землю можно было только крестьянину, заложить только в Крестьянском банке, передать по наследству одному человеку и т.д.), и не могли сосредоточить в одних руках свыше 6 душевых наделов. Выйдя из общины кулак много терял: не мог пользоваться «выморочными» (никому в общине не принадлежащими) наделами, общинными угодьями, водоемами, мельницами и пр. Арендовать землю и нанимать батраков было выгоднее также в общине. Кулак не стал союзником помещика. Помещик по-прежнему не смог стать буржуа-предпринимателем (юнкером). Реформа носила юнкерский бонапартистский характер и не решила поставленных задач. Для решения аграрного вопроса в России необходима была ликвидация помещичьего землевладения, национализация и полный передел ее между крестьянами.

Сущность аграрного вопроса в России

Аграрный вопрос в широком смысле - вопрос об экономических законах и путях развития сельского хозяйства, о собственности на землю и связанной с этим классовой борьбе. В узком смысле - это вопрос о путях устранения докапиталистических отношений в сельском хозяйстве.

Сущность аграрного вопроса в России состояла в необходимости буржуазной ломки «старого, средневекового землевладения, как помещичьего, так и надельного крестьянского, ... вследствие крайней отсталости этого землевладения, крайнего несоответствия между ним и всей системой народного хозяйства, сделавшегося капиталистическим». Разрешение его могло произойти двумя путями: революционным и реформистским. В первом случае основой «капиталистического земледелия становится свободный фермер на свободной, т.е. очищенной от всего средневекового хлама, земле. Это - американский тип аграрного капитализма». Победа реформистского пути приводила к буржуазной эволюции прусского образца, в основе которой лежало помещичье хозяйство. Самодержавие стремилось решить вопрос в пользу помещиков. Крестьянство боролось за ликвидацию помещичьего землевладения и феодально-крепостнических пережитков в аграрном строе - «вот в чем своеобразие русского аграрного вопроса. На Западе такой «вопрос» ... давно ... решен. ...

Около 70 миллионов (десятин - ред.) земли у 30.000 крупнейших помещиков [по 2333 дес. на хозяйство - ред.] и приблизительно столько же у 10 миллионов крестьянских дворов [по 7 дес. на двор - ред.] - таков основной фон картины “.

Составлено по: Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 16. С. 215-219, Т.17 С. 150, Т. 21 С. 306-310.

Предложения кадетов по аграрному вопросу (проект 42-х)

(внесен 8 мая 1906 г.)

1. Увеличение площади землепользования населения, обрабатывающего землю личным трудом, как-то: безземельных и малоземельных крестьян и других разрядов земледельцев, - государственными, удельными, кабинетскими, монастырскими, церковными землями и путем обязательного отчуждения для той же цели, за счет государства, в потребных размерах, частновладельческих земель с вознаграждением нынешних владельцев по справедливой оценке, т. e. сообразно с нормальной для данной местности доходности, при условии самостоятельного ведения хозяйства, не принимая во внимание арендных цен, созданных земельной нуждой.

2. Отчуждаемые земли поступают в государственный земельный запас. Начала, на которых земли этого запаса подлежат передаче нуждающемуся в них населению, должны быть установлены сообразно с особенностями землевладения и землепользования в различных областях России.

V. При отчуждении частновладельческих земель подлежит установить следующие правила:

а) без всяких ограничений подлежат отчуждению все земли, обычно сдававшиеся до 1 января 1906 г. в аренду за деньги из доли или за отработки, а также земли, обрабатывавшиеся преимущественно крестьянским инвентарем, и земли впусте лежащие, но признанные годными для обработки. Кроме того, для каждой местности закон должен определить высший размер землевладения, при условии ведения собственного хозяйства (своим скотом и орудиями)...

б) земля, не превышающая по площади установленного законом высшего размера на одного владельца и обрабатываемая его инвентарем, также должна подлежать обязательному отчуждению, если местное земледельческое население не может получить достаточно обеспечения из других земель той же местности или если отчуждение является необходимым для устранения вредной чересполосицы и других существенных недостатков в расположении наделов и в составе их по угодиям;

в) не подлежат отчуждению:

1) Небольшие участки, не превышающие трудовой нормы...

2) Городские выгонные земли, а равно земли, принадлежащие городам, местечкам, земствам, учебным и благотворительным учреждениям, ...

3) Земли под усадьбами, садами, огородами (кроме отдаваемых в аренду), искусственными лесонасаждениями, виноградниками, хмельниками, питомниками и т.п. ...

4) Земли, на которых расположены фабрично-заводские или сельскохозяйственные промышленные заведения, ... Но земельные угодия, обслуживающие хозяйственные потребности этих предприятий, должны подлежать отчуждению наравне с другими землями, ...

5) Участки, которые центральным землеустроительным учреждением признано будет необходимым сохранить ввиду их исключительного характера и общеполезного значения.

VI. Земли из государственного земельного запаса передаются в долгосрочное пользование на срок, установленный подлежащими учреждениями, без права переуступки. За все земли, отводимые из государственного запаса, взимается плата, размер которой определяется соответственно доходности земель ...

Хрестоматия по истории СССР, 1861-1917 / Под ред

В.Г. Тюкавкина. М., 1990. С. 318-321.

Законопроект трудовиков по аграрному вопросу (проект 104-х)

(внесен 23 мая 1906 г.)

Проект основных положений

1. Земельное законодательство должно стремиться к тому, чтобы установить такие порядки, при которых вся земля с ее недрами и водами принадлежала бы всему народу, причем нужная земля для сельского хозяйства могла бы отдаваться в пользование только тем, кто будет ее обрабатывать своим трудом. Все граждане должны иметь равное право на такое пользование ею.

2. C этой целью должен быть образован общенародный земельный фонд, в который должны войти все казенные, удельные, кабинетские, монастырские и церковные земли; в тот же фонд должны быть принудительно отчуждены помещичьи и прочие частновладельческие земли, поскольку размеры отдельных владений превышают установленную для данной местности трудовую норму

3. Надельные земли и те из частновладельческих, которые не превышают трудовой нормы, остаются за теперешними их владельцами, но должны быть приняты законодательные меры, чтобы предотвратить скопление земель выше трудовой нормы в одних руках и обеспечить постепенный переход их в общенародную собственность.

4. Вознаграждение за принудительно отчуждаемые и добровольно уступаемые в общенародный фонд земли частного владения должно производиться за счет государства ...

6. Земные недра и воды, если таковые не эксплуатируются в настоящее время их владельцами, должны быть объявлены общенародной собственностью ...

8. Из общенародного фонда выделяются прежде всего земли, необходимые для государственных и общественных надобностей ...

9. Остальная земля, поскольку таковая может служить для сельского хозяйства, отдается в пользование всем желающим обрабатывать ее своим трудом, причем в очереди местному населению отдается преимущество перед пришлым и земледельческому - перед неземледельческим. Во всяком случае, каждый трудящийся имеет право на усадебную оседлость в той местности, в которой он живет, и право на надел в той местности, где имеется свободная земля.

10. Наделение землей ... производится в пределах трудовой нормы ...

11. ... все имеющие менее продовольственной нормы получают право на переселение за счет государства ...

13. ... Переуступка общенародной земли частным путем вовсе не должна быть допускаема.

14. Поступившие в надел из общенародного фонда земли подлежат особому земельному налогу...

15. Лицам, получившим землю из общенародного фонда и не имеющим достаточных средств для обзаведения всем необходимым для хозяйства, должна быть оказываема помощь за счет государства ...

16. Заведование общенародным земельным фондом, за исключением земель, имеющих общенародное значение, должно выть возложено на местные самоуправления, избранные всеобщим, равным, прямым и тайным голосованием, которые в пределах, установленных законом, действуют самостоятельно.

17. Для подготовительных действий к земельной реформе и для упорядочения экономических отношений в течение переходного времени должны быть учреждены местные комитеты: губернские, уездные и волостные (или другие, соответствующие им по местным условиям). Комитеты должны быть избраны посредством всеобщего, прямого, равного и тайного голосования...

Хрестоматия по истории СССР, 1861-1917 / Под ред

В.Г. Тюкавкина. М., 1990. С. 324-327.

СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМА

Основные положения по аграрному вопросу, принятые I съездом уполномоченных дворянских обществ.(21-28 мая 1906 г.)

1.Неизбежным спутником всех политических революций и движений за последнее столетие были предложения о разделе частновладельческих земель между лицами обрабатывающими землю своим трудом. ...

2.Не отрицая случаев частного малоземелия отдельных селений, никакого реального основания для огульного наделения крестьян землей вновь не возникло ... земельное обеспечение на крестьянскую душу с 5,05 дес. в 60-х годах понизилось к 1902 г. лишь до 4,72 дес.

... заработки крестьян по обработке частновладельческих земель сильно возросли, восполняя этим сокращение земельного обеспечения на душу.

4.Уничтожение частновладельческих хозяйств не должно быть допущено по соображениям общекультурным и общегосударственным ... [деятельность земства, культура, самоуправление - ред.].

14.В принудительном отчуждении частновладельческой земли нет надобности, так как ежегодно на рынок выбрасывается свыше 3,5 млн. дес. земли. При усилении покупной способности крестьян путем предоставления им права закладывать в Крестьянском банке ... свои надельные земли вся эта земля будет поступать в руки крестьян...

15.Способы к улучшению и более полному использованию надельной площади ... должны заключаться: в переходе крестьян к многопольному хозяйству, лучшей обработке и удобрении земли, укреплении прав отдельных крестьян на надельную землю и в приближении пахаря к пашне (переход от общинной к личной собственности, расселения крупных деревень, уничтожения внутренадельной чересполосности, переход к хуторской системе). Инициатива ... должна составить предмет главнейших забот государства...

16.Крестьянам, действительно малоземельным ... переселение на свободные казенные земли...

19. ... правительство должно напрягать все силы к более полному использованию крестьянского труда. По расчетам Комиссии центра 52% этого труда остаются ныне совершенно не использованными ...

Правительственное сообщение по аграрному вопросу. 20 июня 1906 г.

3) Продавать приобретенные за счет государства земли нуждающимся в ней малоземельным крестьянам ... 4) Установить, что земли... не могут быть продаваемы лицам других сословий ... 6) Установить легкий порядок продажи крестьянами, желающими переселиться или заняться каким-либо неземледельческим промыслом, принадлежащих им наделов ... 8) Признать, что в обществах, которые не производили общих переделов земли в течение 24 лет, земельные участки, состоящие в пользовании отдельных домохозяев, составляют их неотъемлемую собственность ... 9) В обществах, производящих переделы земли, предоставить отдельным крестьянам право выйти из общества...

Из указа Правительствующему сенату о дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования (9 ноября 1906 г.)

I ... 1. Каждый домохозяин, владеющий надельной землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.

2. В обществах, в коих не было общих переделов в течении 24 лет, предшествующих заявлению отдельных домохозяев о желании перейти из общинного владения к личному, за каждым таким домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все участки общинной земли, состоящие в его постоянном (не арендном) пользовании...

3. В [других - ред.] обществах ... за каждым сделавшим такое заявление домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все те участки общинной земли, которые предоставлены ему обществом в постоянное ... пользование. ...

4. Домохозяева, за коими укреплены в личную собственность участки общинной земли, состоявшей в постоянном пользовании (ст.1-3), сохраняют за собой право пользования в неизменной доле теми сенокосными, лесными и другими угодьями, которые переделяются на особых основаниях ... , а также ... непеределяемыми угодьями, как-то: мирской усадебной землей, выгонами, пастбищами, оброчными статьями и др. ...

12. Каждый домохозяин, за коим укреплены участки надельной земли в порядке, установленном в статьях I-II настоящих правил, имеет право во всякое время требовать, чтобы общество выделило ему взамен сих участков соответственный участок, по возможности к одному месту.

III... 1. Подворные участки ... составляют личную собственность домохозяев ...

Закон об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении. 14 июня 1910 г.

1. Общества и имеющие отдельные владения селения, в коих не было общих переделов со времени наделения их землей, признаются перешедшими к наследственному (участковому или подворному) владению. ...

Сидельников С.М. Аграрная реформа Столыпина. Документы и материалы. - МГТУ: М., 1973 - С. 80-85, 99-100, 102, 104, 112.

Проведение реформы в жизнь

Разрушение общины

К 1 января 1916 г. из общины выделились 2.008.432 домохозяина на площади 14.122.798 дес. Кроме того, по закону 14 июня 1910 г. (ст. 1-8) получили удостоверительные акты в общинах, где не было переделов, 469.792 домохозяина на площади 1.796.410 дес. Итого вышло из общины и укрепило землю в личную собственность 2.478.224 домохозяина, или 22%, на площади в 15.919.208 дес., т.е. 14% общинной земли.

Дубровский С.М. Столыпинская земельная реформа. Из истории сельского хозяйства и крестьянства России в начале XX в. М., 1963. С.199.

Общее число хуторских и отрубных хозяйств составило, следовательно, около 1610 тыс. на площади свыше 16 млн. десятин. Число же всех крестьянских хозяйств, по переписи 1916 г., равнялось 15.026.785. Таким образом, к 1 января 1917 г., т.е. накануне второй русской революции, хуторские и отрубные хозяйства составили всего 10,6% всех крестьянских хозяйств.

Хуторские и отрубные хозяйства были расположены очень неравномерно по отдельным районам. Наибольшее развитие они получили в губерниях, главным образом, белорусско-литовских, украинских и поволжских, составляющих два обособленных друг от друга района Европейской России.

Ефремов П.Н. Столыпинская аграрная политика.М.,1941. С.99-100.

Деятельность Крестьянского банка

Общее количество земли, купленное крестьянами у помещика и частных владельцев при содействии Крестьянского банка в 47 губерниях Европейской России в 1907-1915 гг.

Таблица 7

Куплено отдельными домохозяевами (1907-1915 гг.)
Число ссуд Число домохозяев Купленная земля Покупная сумма Выданная ссуда
шт. % чел. % дес. % руб. % руб. %
8,3
Куплено товариществами и сельскими обществами
97,7

Продажа земель заемщиков Крестьянского банка за невзнос в срок платежей по полученным ссудам в 1907-1915 гг.

Таблица 8

Отдельных домохозяев Товариществ Сельских обществ Всего
число продаж кол-во земли(дес.) число продаж кол-во земли(дес.) число продаж кол-во земли (дес.) число продаж кол-во земли (дес.)

Сидельников С.А. Аграрная реформа Столыпина. Документы и материалы. М., 1973. С. 178.

Масштабы переселенческого движения за Урал (без ходоков)

C 1906 по 1909 гг. в Сибирь переселилось 1.910.493 человек, из них вернулось обратно 8,8%, а с 1909 по 1914 гг. - 1 133 442 человека, из них вернулось 33,4%. За все годы возвратилось на родину 17,4 %.

Подсчитано по: Скляров А.Ф. Переселение и землеустройство в Сибири в годы столыпинской аграрной реформы. Л., 1962. C. 151-159; Россия 1913 год: Статистико-документальный справочник. СП б., 1995. С. 24.

Таблица 9

Наши рекомендации