Толстой Лев Николаевич (1828-1910)- граф, писатель, классик русской литературы
Об общественном движении в России (1905)
Люди, теперь в России борящиеся против правительства, - либеральные земцы, врачи, адвокаты, писатели, студенты, революционеры и несколько тысяч оторванных от народа и опропагандированных рабочих, называя и считая себя представителями народа, не имеют на это звание никакого права. Люди эти предъявляют правительству во имя народа требование свободы печати, свободы совести, свободы собраний, отделения церкви от государства, восьмичасового рабочего дня, представительства и т.п. А спросите народ, большую массу, сто миллионов крестьянства о том, что они думают об этих требованиях, и настоящий народ, крестьяне будут в затруднении отвечать, потому что требования эти и свободы печати, и свободы собраний, отделения церкви от государства, даже восьмичасового дня - для большей массы крестьянства не представляют никакого интереса.
Ему не нужно ничего этого, ему нужно другое: то, чего он давно ждет и желает, о чем не переставая думает и говорит, и то, о чем нет ни одного слова во всех либеральных адресах и речах и чуть мельком упоминается в революционных, социалистических программах, - он ждет и желает одного: освобождения земли от права собственности, общности земли. Когда земля не будет отнята у него, его дети не пойдут на фабрики, а если и пойдут, сами установят себе часы и цену.
... Так что мнение мое о совершающихся теперь в России событиях такое: русское правительство, как всякое правительство, есть ужасный, бесчеловечный и могущественный разбойник, зловредная деятельность которого не переставая проявлялась и проявляется точно так же, как зловредная деятельность всех существующих правительств: американского, французского, японского, английского. И потому всем разумным людям надо всеми силами стараться избавиться от всяких правительств, и русским людям от русского.
Для того же, чтобы избавиться от правительств, надо не бороться с ними внешними средствами (до смешного ничтожными в сравнении со средствами правительств), а надо только не участвовать в них и не поддерживать их. Тогда они будут уничтожены.
В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли ХIХ и ХХ веков. М., 1994. Ч. II. С. 4-5.
Мужичья запевка (1906 г.)
Неизвестный автор.
Дали волю - нету воли.
Ждали землю - нет земли.
Баре все пораскололи,
Обманули, провели...
Ждали Думу. Дали Думу,
Но тревожится душа:
На словах-то много шуму,
А на деле - ни шиша...
Тошно жить, а ждать устали...
И чего еще тут ждать?
Нынче, после, ближе, дале, -
Все равно нам умирать.
Все равно - отчизноеды
Не сдадутся так, сдобра...
Прекратить пора бы беды,
Образумить их пора.
Полно гнуть пред ними спину,
Полно падать брюхом в грязь!
Поднимай-ка, брат, дубину
И лупи, благословясь!
Зарево века: Стихи о первой русской революции. М.,1985. С.89.
Глава II
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
После Первой российской революции в России возникло свыше ста политических партий. В мировой политологии существует несколько типов классификаций политических партий. Наиболее распространено деление на левых и правых со времени Великой французской революции конца XVIII в. Левые выступают за наибольшее социально-экономическое равенство в обществе. В современной науке общепринятой является классификация американского политолога С. Коэна: левые - ультралевые, леворадикальные, умереннолевые, левоцентристские; центр; правые - правоцентристские, умеренноправые, праворадикальные, ультраправые. В России исторически возникла своя классификация партий: социал-демократы, трудовики, кадеты, октябристы, черносотенцы.
Все политические партии предлагали свою альтернативу решения главных проблем исторического развития: государственное устройство, аграрный, рабочий и национальный вопрос. Можно сгруппировать эти альтернативы: демократическую республику и созыв Учредительного собрания предлагали социал-демократы и эсеры (трудовики), кадеты, октябристы и черносотенцы сохраняли монархию в различных формах. Ликвидацию помещичье землевладения и передачу земли крестьянам отстаивали социал-демократы и трудовики, право рабочих на стачки признавали социал-демократы, трудовики, кадеты, решить национальный вопрос на основе самоопределения наций предполагали большевики и эсеры. Для полного понимания интересно сравнить программы кадетов и октябристов, октябристов и черносотенцев.
История развития России показала, что решить указанные проблемы можно было с точки зрения социал-демократии и мелкобуржуазных партий. Наиболее гибкую политику проводила РСДРП (б), которая постоянно дополняла свою программу, меняла тактику в зависимости от изменявшихся исторических условий.
Таблица 2