Демократическое обновление организации государственнойвластив России,начатое с 1990 года, привело к необходимости однозначного

решения вопроса о ее государственном устройстве. Такой выбор был сде­лан - федерализм. Он стал основой конституционного строя России. Акты первого Съезда народных депутатов Российской Федерации и прежде все­го Декларация о государственном суверенитете России, предусмотревшие подписание Федеративного договора, договора о создании новой, реаль­ной Федерации, повлекли за собой принятие автономными республиками своих Деклараций о государственном суверенитете.

Вслед за Татарстаном 11 октября 1990 года была принята Деклара­ция о государственном суверенитете Республики Башкортостан. С этого времени началось оформление подлинной государственности нашей Рес­публики. Важнейшими шагами на этом пути стали подписание в 1992 году Федеративного договора о разграничении предметов ведения и полномо­чий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации с Приложением к нему от Республики Башкортостан, принятие в 1993 году Конституции Республики Башкортостан и подписание 3 авгу­ста 1994 года Договора «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Рос­сийской Федерации и органами государственной власти Республики Баш­кортостан».

Естественно,что значительная самостоятельность республики не во всем устраивает федеральный центр, Существенным катализатором идей обратной направленности стал экономическийкризис, поразивший страну. Так,первый заместитель главы администрации ПрезидентаО.Н.Сысуевобратился к субъектам Федерации с просьбой до конца декабря сформу­лировать свои предложения по совершенствованию властной вертикали.

Что требуется от этой вертикали на взгляд из Центра? Она должна беспрепятственно пропускать сверху донизу все властные импульсы, ко­торые не должны вязнуть на каком-нибудь из этажей, как сейчас, когда все ее элементы являются всенародно избираемыми и могут позволить себе

игнорировать мнение другдруга. Одним из пороков действующей Консти­туцииРоссии некоторые аналитики считают преждевременное,на их взгляд, разрешениерегионам избирать глав своих администраций. С этим согласныи некоторые губернаторы - Д.Ф.Аяцков (Саратовская область)и М.М.Прусак (Новгородская область). У М.Прусака естьсвой план реорга­низациигосударственного устройства, предусматривающий возврат к схе­ме,по которой губернаторов назначает Президент России,но при условии, что и сам глава государства будет избираться невсенародно, а коллегией выборщиков. И неважно,что при этом нарушается принцип федерализма.

На заседании Совета Федерации Е.М.Примаков предложил предос­тавить право избирать губернаторов местным законодательным собраниям по представлении Президента России. Президент Б.Н.Ельцин призывает не торопиться с пересмотром Конституции. Спикер Совета Федерации Е.С.Строев предлагает начать с вопроса разграничения полномочий мест­ных и федеральных властей.

Нам представляется, что проблемы уровней организации исполни­тельной власти в принципиальном плане разрешены. Неверно отождеств­лять должность Президента республики с положением главы исполни­тельной власти иного субъекта Федерации. Очевидно, что на сегодняшний день полномочия исполнительной власти - это лишь одна .из составляю­щих статуса Президента республики.

Полагаем, что самым актуальной в нашей стране проблемой для на­полнения федерализма реальным содержанием является вопрос организа­ции правоохранительной системы. Как отмечается в литературе, судебная реформа, которой изначально отводилось центральное место в процессе трансформации России а правовое государство, так и не сдвинулась с мертвой точки. Государства в составе Российской Федерации нуждаются в должном оформлении третьей ветви власти и заявляют об этом настойчи­во. Так, об этом свидетельствует и факт планирования в феврале 1999 года в Ингушетии, одновременно с выборами в местный парламент, референ­дума о разграничении полномочий в правоохранительной и судебной сис­темах. Характерно, что Ингушетия вторично поднимает данный вопрос. После того, как первоначально референдум был назначен на 1 марта 1998 года, Москва пошла на создание согласительной комиссии с участием ад­министрации Президента России, Министерства внутренних дел, Мини­стерства юстиции и генеральной прокуратуры, однако положительного ре­зультата не достигла. Президент Ингушетии Р.С.Аушев полагает, что ре­шение этих вопросов с учетом национальных особенностей республики имеет принципиальное значение. Сторонники централизма на это заявля­ют, что субъект Федерации не вправе требовать адаптации законов под

собственные национальные традиции, и опасается, что ингушский рефе­рендум может создать опасный прецедент.

Между темзатрагиваемые вопросы в законодательстве РеспубликиБашкортостанразрешены. В республике, как и в некоторых других субъ­ектах Федерации, активно создается свое законодательство,что дает воз­можность говоритьо правовой системе Республики Башкортостан. В по­вестке днявопрос о материальном и процессуальном обеспечении дея­тельности судебной властиБашкортостана, в частности мировых судей, которые Федеральным конституционным законом Российской Федерации «О судебной системеРоссийской Федерации»относятся к местным судам. Напомним, чтостатья 127 Конституции Республики Башкортостан при­оритетными направлениями развития системы законодательства Респуб­лики Башкортостан называет уголовное, процессуальное, правоисполни-тельное законодательства. Наполнение государственного суверенитета Башкортостана реальными полномочиями в области организации и дея­тельности судебной власти -актуальное направление деятельности выс­шего органазаконодательной власти - Государственного Собрания Рес­публики Башкортостан.

Наши рекомендации