Демократическое обновление организации государственнойвластив России,начатое с 1990 года, привело к необходимости однозначного
решения вопроса о ее государственном устройстве. Такой выбор был сделан - федерализм. Он стал основой конституционного строя России. Акты первого Съезда народных депутатов Российской Федерации и прежде всего Декларация о государственном суверенитете России, предусмотревшие подписание Федеративного договора, договора о создании новой, реальной Федерации, повлекли за собой принятие автономными республиками своих Деклараций о государственном суверенитете.
Вслед за Татарстаном 11 октября 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете Республики Башкортостан. С этого времени началось оформление подлинной государственности нашей Республики. Важнейшими шагами на этом пути стали подписание в 1992 году Федеративного договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации с Приложением к нему от Республики Башкортостан, принятие в 1993 году Конституции Республики Башкортостан и подписание 3 августа 1994 года Договора «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан».
Естественно,что значительная самостоятельность республики не во всем устраивает федеральный центр, Существенным катализатором идей обратной направленности стал экономическийкризис, поразивший страну. Так,первый заместитель главы администрации ПрезидентаО.Н.Сысуевобратился к субъектам Федерации с просьбой до конца декабря сформулировать свои предложения по совершенствованию властной вертикали.
Что требуется от этой вертикали на взгляд из Центра? Она должна беспрепятственно пропускать сверху донизу все властные импульсы, которые не должны вязнуть на каком-нибудь из этажей, как сейчас, когда все ее элементы являются всенародно избираемыми и могут позволить себе
игнорировать мнение другдруга. Одним из пороков действующей КонституцииРоссии некоторые аналитики считают преждевременное,на их взгляд, разрешениерегионам избирать глав своих администраций. С этим согласныи некоторые губернаторы - Д.Ф.Аяцков (Саратовская область)и М.М.Прусак (Новгородская область). У М.Прусака естьсвой план реорганизациигосударственного устройства, предусматривающий возврат к схеме,по которой губернаторов назначает Президент России,но при условии, что и сам глава государства будет избираться невсенародно, а коллегией выборщиков. И неважно,что при этом нарушается принцип федерализма.
На заседании Совета Федерации Е.М.Примаков предложил предоставить право избирать губернаторов местным законодательным собраниям по представлении Президента России. Президент Б.Н.Ельцин призывает не торопиться с пересмотром Конституции. Спикер Совета Федерации Е.С.Строев предлагает начать с вопроса разграничения полномочий местных и федеральных властей.
Нам представляется, что проблемы уровней организации исполнительной власти в принципиальном плане разрешены. Неверно отождествлять должность Президента республики с положением главы исполнительной власти иного субъекта Федерации. Очевидно, что на сегодняшний день полномочия исполнительной власти - это лишь одна .из составляющих статуса Президента республики.
Полагаем, что самым актуальной в нашей стране проблемой для наполнения федерализма реальным содержанием является вопрос организации правоохранительной системы. Как отмечается в литературе, судебная реформа, которой изначально отводилось центральное место в процессе трансформации России а правовое государство, так и не сдвинулась с мертвой точки. Государства в составе Российской Федерации нуждаются в должном оформлении третьей ветви власти и заявляют об этом настойчиво. Так, об этом свидетельствует и факт планирования в феврале 1999 года в Ингушетии, одновременно с выборами в местный парламент, референдума о разграничении полномочий в правоохранительной и судебной системах. Характерно, что Ингушетия вторично поднимает данный вопрос. После того, как первоначально референдум был назначен на 1 марта 1998 года, Москва пошла на создание согласительной комиссии с участием администрации Президента России, Министерства внутренних дел, Министерства юстиции и генеральной прокуратуры, однако положительного результата не достигла. Президент Ингушетии Р.С.Аушев полагает, что решение этих вопросов с учетом национальных особенностей республики имеет принципиальное значение. Сторонники централизма на это заявляют, что субъект Федерации не вправе требовать адаптации законов под
собственные национальные традиции, и опасается, что ингушский референдум может создать опасный прецедент.
Между темзатрагиваемые вопросы в законодательстве РеспубликиБашкортостанразрешены. В республике, как и в некоторых других субъектах Федерации, активно создается свое законодательство,что дает возможность говоритьо правовой системе Республики Башкортостан. В повестке днявопрос о материальном и процессуальном обеспечении деятельности судебной властиБашкортостана, в частности мировых судей, которые Федеральным конституционным законом Российской Федерации «О судебной системеРоссийской Федерации»относятся к местным судам. Напомним, чтостатья 127 Конституции Республики Башкортостан приоритетными направлениями развития системы законодательства Республики Башкортостан называет уголовное, процессуальное, правоисполни-тельное законодательства. Наполнение государственного суверенитета Башкортостана реальными полномочиями в области организации и деятельности судебной власти -актуальное направление деятельности высшего органазаконодательной власти - Государственного Собрания Республики Башкортостан.