Государственные и муниципальные предприятия: их особенности
Муниципальные предприятия – это предприятия, принадлежащие местным органам власти. Они чаще всего создаются за счет средств местного бюджета.
Государственные предприятия различаются по целям, по характеру хозяйственной деятельности, по степени вмешательства государства, по степени хозяйственной самостоятельности. Условно все государственные предприятия можно классифицировать следующим образом:
1. бюджетные;
2. общественные или публичные корпорации;
3. смешанные акционерные общества.
Бюджетные предприятия не имеют ни хозяйственной, ни юридической самостоятельности. Они входят в систему государственного управления. Все доходы и расходы проходят через государственный бюджет. Внешними источниками для финансирования деятельности они не пользуются. руководители назначаются соответствующими органами и являются государственными служащими. Доля этих предприятий составляет 1-2% от общего числа.
Общественные корпорации. Они существуют в форме акционерных обществ, все акции которых принадлежат государству. Общественные корпорации обязаны согласовывать свои планы с государством, а последнее должно осуществлять функции контроля. Управляющий назначается государством, но может и не являться государственным служащим. Эти предприятия могут привлекать заемные средства для финансирования своей деятельности. Свою деятельность осуществляют на коммерческой основе, но в соответствии с установленными государством для этого предприятия нормами и планами. Отчетность этих корпораций является публичной и регулярно публикуется.
Примеры: ?????Возьмите все крупнейшие нефтяные компании России, «Газпром», два самых больших банка – Сбербанк и ВТБ, а также металлургические холдинги с мировым именем – «Русал», «Норильский никель» и «Северсталь». Добавьте в этот ряд ведущих операторов сотовой связи – МТС и «ВымпелКом». Общая стоимость этих публичных корпораций, образующих становой хребет национальной экономики, составляет всего около 580 млрд долларов – примерно столько же стоит одна Apple.
Смешанные акционерные общества. Акции этих предприятий принадлежат и государству, и частным лицам. Деятельность осуществляется в соответствии с законом «Об акционерных обществах». Эти предприятия юридически самостоятельны. Капитал формируется за счет заемных средств. Эти акционерные общества выплачивают дивиденты, публикуют отчетность. Однако в отличие от обыкновенных акционерных обществ смешанные государственно-частные АО пользуются привилегиями со стороны государства (Например, государство гарантирует поставки сырья и сбыт продукции.)
?????Примером смешанных холдинговых компаний являются наиболее известные холдинги РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», нефтяные компании «ЛУКойл», «ЮКОС», «Сургутнефтегаз», в строительной сфере: «ЛенспецСМУ», «Петрострой», «Строймонтаж», «Петербургстрой-Сканска», «Югорскремстройгаз», НПП «Тема» и др.
Экономическое положение государственных предприятий отличается от частных. Деятельность государственных предприятий определяется государственными структурами. В их деятельности просматриваются как рыночные, так и нерыночные мотивы. Государственные предприятия менее конкурентоспособны, реализуют свою продукцию по твердым ценам, пользуются финансовыми льготами со стороны государства. Частное же предприятие обычно живет только за счет собственных средств. Обычно на государственных предприятиях создаются более приемлемые условия труда, чем на частных. Однако это не решает проблем, связанных с мотивацией работников. В целом государственные предприятия менее эффективны по сравнению с частными: низкая производительность, капиталоёмкость высокая, низкая прибыль, более значительные издержки, невосприимчивость к инновациям, чересчур раздутый управленческий аппарат.
7 Государственные учреждения и частные фирмы: общие черты и различия. Приватизация: её преимущества и ограничения
Государственные предприятия и частные фирмы имеют очевидные сходства:
1. Используется иерархический принцип организации деятельности. И предприятия, и фирмы состоят из ряда отдельных лиц и органов, связанных друг и с другом системой долгосрочных контактов и жесткими рамками их внутренних взаимоотношений.
2. Сотрудникам обеспечивается постоянная сфера деятельности.
3. Осуществляется меры контроля за деятельностью сотрудников (ведение отчетности, проверки и контроль со стороны руководства).
4. Легкая адаптация к изменяющимся ситуациям на основе должностных распоряжений, обращений к подчиненным по всем ступеням иерархической лестницы.
5. По мере расширения как государственного предприятия, так и частной фирмы нарастает вероятность ошибок при передаче информации.
6. По мере расширения организация вынуждена тратить все возрастающие средства на разнообразные проверки, в работниках увеличивается апатия и бездеятельность, что уменьшает эффективность работы организации в целом.
Государственные предприятия и частные фирмы имеют и ряд существенных различий:
1. Организация системы контроля.
В любой иерархической структуре деятельность подчиненных контролируется на всех уровнях, чтобы убедиться в добросовестном исполнении обязанностей.
В частной фирме за эффективность ее работы отвечают владельцы. Они выбирают совет директоров, который контролирует деятельность управляющих, хотя и управляющие и члены Совета сами далеки от совершенства (недобросовестны, учитывают свои личные интересы).
В государственном предприятии аналогом Совета директоров является выборный законодательный орган.
Однако, не отрицая несовершенство контроля в частной фирме, отметим, что контроль за деятельности государственного предприятия со стороны избирателя еще хуже. Во-первых, профессиональные знания каждого кандидата, несущего функцию контроля оцениваются в совокупности с его взглядами на ряд других проблем, и могут, в случае его выборов, не играть решающей роли. Во-вторых, акционеры могут передать свой голос тому, кто действительно заинтересован в эффективной работе фирмы. Избиратель таких возможностей лишен.
2. Организация конкуренции.
В сумме конкуренция в частном секторе значительно сильнее, чем в государственном.
3. Личные интересы.
Во-первых, привилегии руководителя зависят от того, насколько крупным предприятием он руководит, вследствие чего государственные учреждения растут очень быстро. Во-вторых, срабатывает «эффект вращающих дверей», т.е. циклическая ротация руководителей частных фирм в родственные им государственные организации и обратно. Служба в государственном секторе может рассматриваться лишь как вложение в человеческий капитал, которое может быть возвращено только тогда, когда его обладатель поменяет государственную службу на работу в частной фирме. В-третьих, бюрократы стараются избежать любого риска, особенно в инновационных вопросах, вследствие чего их действия приходят в противоречие с общественными интересами.
Вследствие названных причин в обществе возрастает интерес к разгосударствлению экономики и приватизации собственности.
Разгосударствление – это процесс снятия с государства излишних функций по управлению экономикой и передача этих функций в частный сектор. В ходе разгосударствления вертикальные связи заменяются горизонтальными (рыночные отношения). Очень близко к понятию разгосударствление стоит понятие приватизация.
Приватизация – предполагает переход государственной собственности в частную, то есть речь идет о передаче объектов государственной собственности в частные сектор. В некоторых случаях приватизация означает возвращение государственного предприятия в частные руки; в другом – подписание контрактов с частной фирмой об обеспечении определенными услугами, а не полную продажу государственного предприятия.
Разгосударствление и приватизация – это общемировая тенденция, которая активизировалась в 80-е гг. ХХ века. Необходимость разгосударствления и приватизации обусловлено чрезмерной раздутостью государственного сектора экономики, что обусловило снижение управляемости экономическими системами и эффективности их функционирования.
Формы разгосударствления:
1. Приватизация.
2. Либерализация рынков, которая предполагает:
- развитие конкуренции;
- стимулирование диверсификации производства;
- государственная поддержка малого бизнеса;
- снятие ограничений для доступа иностранного капитала на национальные рынки.
3. создание смешанных предприятий и расширение сферы их деятельности на основе льготного налогообложения.
4. Коммерционализация деятельности государственных предприятий, т.е. создание для государственных предприятий рыночных условий функционирования (сокращение дотаций из бюджета, снижение налоговых льгот и т.п.).
Формы осуществления приватизации:
1. Продажа государственных предприятий через организацию аукционов и конкурсных торгов. Преимущество аукциона как формы приватизации заключается в том, что приватизацию можно осуществить в короткие сроки. Однако аукционная торговля ограничивает число вероятных собственников. При проведении конкурсных торгов этот недостаток минимизируется. Вместе с тем, конкурентные торги требуют больше денег и средств для подготовки.
2. Акционирование, то есть выпуск акций менеджерами, размещение акций среди работников, населения. Акционирование менеджерами предприятий может осуществляться за наличные деньги или за счет заемных средств (банковские кредиты). Прибыль приватизированных предприятий в дальнейшем служит источником покрытия этих кредитов. Если акционерами предприятия выступают работники, то возникает акционерное общество закрытого типа. Основным недостатком ЗАО является то, что большая часть прибыли не накапливается, а потребляется, то есть распределяется в виде дивидендов среди работников, а не используется для расширения предприятия. При распространении акций среди населения возникают открытые акционерные общества (ОАО).
3. Сдача в аренду государственного предприятия с последующим правом выкупа, заключение контракта на управление. Аренда государственных предприятий дает возможность постепенной их приватизации.
В нашей стране приватизация осуществлялась двумя методами - чековая и платная приватизация.
Достоинства приватизации:
1. Улучшение административного управления.
2. Увеличение конкуренции.
3. Подавление механизмов поиска ренты.
4. Улучшение качества обслуживания.
Ограничения приватизации:
1. В некоторых областях, особенно там, где задействованы общественные блага или внешние эффекты, передать государственное предприятие в частные руки не возможно. В этих случаях правительство может обеспечить некоторую экономию затрат, нанимая частных подрядчиков.
2. В других случаях государство берет на себя такой вид предпринимательской деятельности, которая изначально выгодной не является и вряд ли привлечет частные лица.
3. Приватизация ограничивает механизм поиска политической ренты, но далеко не всегда может свести его на нет (военные заказы).
· [1] Асимметрия информации на рынке страхования. Здесь основой для заключения контракта между продавцом и покупателем является неопределенность. При невозможности деления клиентов на группы по степени риска, страховые компании устанавливают для всех единый размер страхового взноса. В результате клиенты с низкой степенью риска переплачивают за риск. Таким образом, при отсутствии информации о клиентах страхователь осуществляет «ухудшающий отбор». Этой ситуации можно было бы избежать, если бы участники рынка располагали одинаковой информацией о риске. Следствием ухудшающего отбора является неэффективная работа рынка, неэффективное размещение ресурсов, а сам «ухудшающий отбор» является следствием информационной асимметрии. С проблемой «ухудшающего отбора» и информационного неравенства также связан случай так называемого «морального риска». Например, приобретение страховки индивидом может побудить его чаще рисковать. Как результат у страховой компании возрастают расходы, что приводит к увеличению размера страхового взноса для всех, а не только для виновника увеличения расходов, а также к увеличению социальных издержек. Из вышесказанного следует, что рынок страхования в условиях асимметрии информации является неэффективным.
· Кредитный рынок. При предоставлении кредита банки занижают процентные ставки относительно равновесного уровня и осуществляют рационирование кредита, требуя его надежного залогового обеспечения. Банкиры прекрасно понимают, что высокие процентные ставки могут отпугнуть в первую очередь серьёзных клиентов, имеющих умеренно рентабельные проекты и не склонных к риску. С другой стороны, аферист может согласиться на любые процентные ставки, лишь бы заполучить кредит. Таким образом, снижается количество рисковых проектов, принимаемых для кредитования, и доля недобросовестных заемщиков.
· Рынок ценных бумаг. В случае с ипотечными ценными бумагами проблема асимметрии информации проявляется в том, что их эмитент имеет больше информации, чем инвестор, относительно качества предлагаемых ценных бумаг и стоящих за ними ипотечных кредитов. Отсутствие у инвесторов достаточного объема информации об ипотечных ценных бумагах может привести к тому, что они не решатся покупать ценные бумаги или потребуют повышения доходности по таким бумагам в качестве компенсации за риск. Выпуск ипотечных ценных бумаг последней очереди представляет собой самый рискованный транш, на котором лежит риск неисполнения обязательств по ипотечным кредитам, входящих в состав ипотечного покрытия. Обычному инвестору трудно оценить качество всех ипотечных кредитов, стоящих за ипотечной ценной бумагой. Однако эмитент ценных бумаг может использовать сигналы о наличии высокого качества ипотечного покрытия. В частности, в международной практике инициатор рефинансирования ипотечных кредитов может приобрести весь выпуск последней очереди себе в собственность, показывая тем самым наличие у пула ипотечных кредитов приемлемого качества. Таким образом, эмиссия нескольких выпусков ипотечных ценных бумаг свидетельствует о качестве стоящего за ними ипотечного покрытия. Такой сигнал позволяет без каких-либо расходов со стороны инвесторов разрешить проблему с имеющейся на финансовом рынке асимметрией информации.
· Рынок здравоохранения. На рынке медицинских услуг покупка услуг врача рассматривается как плата за его профессиональные знания. Здесь информационная асимметрия связана с тем, что врач и пациент, оплачивающий его услуги, обладают различной информацией. У врача возникает соблазн назначить пациенту более дорогой курс лечения. В этом случае появляется место для возникновения механизма, благодаря которому рынок адаптируется к информационному неравенству. Возникают такие понятия, как профессиональная и предпринимательская этика и нравственные ценности, которые постепенно внедряются в рыночные отношения. Асимметрия информации также проявляется в условиях конкурентной борьбы между лечебными заведениями. Как показали исследования зарубежных стран, недостаток данных может стать причиной негативного влияния конкуренции больниц на качество лечения. Это дает дополнительный аргумент в пользу усиления мер, направленных на повышение прозрачности показателей, обработку информации о деятельности системы, и на дальнейшие более детальные оценки причинно-следственных зависимостей. Асимметрия информации при условии её усиления становится одной из главных проблем в экономике здравоохранения, мешающая выйти на общественно эффективные уровни затрат, объемов, качества медицинской помощи.
· Рынок труда. Прежде всего, асимметрия информации проявляется на стадии найма работников. В этот момент работодатель не знает реального качества приобретаемого товара. Однако доступен ряд других характеристик (образование, возраст, пол, национальность, опыт работы), которые рассматриваются как сигнальная информация о качестве рабочей силы, возможностях и способностях работника. Образовательные сигналы являются одними из наиболее важных. Еще один аспект асимметрии информации заключается в том, что многие фирмы завышают уровень заработной платы относительно равновесного, потому что понимают: с одной стороны, высокая зарплата обязывает к более напряженному труду и условиям формирования высокой корпоративной культуры; с другой — она обуславливает более высокие потенциальные потери для работников в случае их увольнения.
Исходя из анализа финансовых рынков, можно сделать вывод, что информационная асимметрия более характерна для отдельных отраслей сферы услуг, чем для производства товаров. Здесь защита прав потребителя должна опираться на полную информацию о качестве продаваемых товаров и услуг. Здесь контролирующую функцию должны выполнять общества потребителей, СМИ, исполнительные органы власти и фирмы.
[2] Квалифицированное большинство — большинство в ⅔ или ¾ голосов присутствующих или списочного состава, необходимое в ряде случаев для принятия правомочных решений. Например, в большинстве стран квалифицированное большинство необходимо для принятия конституции или внесения в нее изменений. Преодоление вето, как правило, также требует квалифицированного большинства.