Общественное развитие может носит реформистский или революционный характер.

Общественное развитие

Реформа (от фр. reforme, лат. reformare — преобразовывать)

Революция (от лат. revo-lutio — поворот, переворот)

Это какая-либо степень усовер­шенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, че­рез ряд постепенных преобразо­ваний, не затрагивающих фун­даментальные основы (систе­мы, явления, структуры)

Это коренное, качествен­ное изменение всех или большинства сторон об­щественной жизни, за­трагивающее основы су­ществующего социально­го строя

Виды

Прогрессив­ные Регрессивные (реакционные) Кратко­временные Долговре­менные

(например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России — Великие ре­формы Алек­сандра II)

(например, ре­формы второй половины 80-х — начала 90-х гг. XIX в. в России — ♦Контррефор­мы» Александ­ра III)

(напри­мер, Фев­ральская революция 1917 г. в России)

(например, неолитиче­ская револю­ция — 3 тыс. лет; промыш­ленная рево­люция xvm-XIX вв.)

Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни:

— экономические реформы — преобразования хозяйст­венного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банк­ротстве, антимонопольные законы и т. п.);

— социальные реформы — преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непо­средственным образом связаны с людьми);

— политические реформы — изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, изби­рательной системе, расширение гражданских прав и т. п.).

Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I» ре­формы в России в начале 90-х гг. XX в.

В современных условиях два пути общественного разви­тия — реформа и революция — противопоставляются практи­ке перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе. Следует признать, что и реформа, и революция «ле­чат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима по­стоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в совре­менном обществознании акцент переносится с дилеммы «ре­форма — революция» на «реформа — инновация». Под инновацией (от англ. innovation — нововведение, новшество, новаторство) понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей со­циального организма в данных условиях.

В современной социологии общественное развитие связы­вается с процессом модернизации.

Модернизация (от фр. moderniser — современный) — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Классические теории модернизации описывали так называемую «первич­ную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории мо­дернизации характеризуют ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в ус­ловиях существования «образца», например в виде западно­европейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимст­вования или насаждения. По сути данная модернизация пред­ставляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «уни­версальными» (западными) формами современности.

Можно выделить несколько классификаций (типоло­гий) общества:

1) дописьменные и письменные;

2) простые и сложные (в качестве критерия в данной ти­пологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах от­сутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управле­ния и несколько социальных слоев населения, расположен­ных сверху вниз по мере убывания доходов);

3) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, комму­нистическое общество (в качестве критерия в данной типоло­гии выступает формационный признак);

4) развитые, развивающиеся, отсталые (в качестве кри­терия в данной типологии выступает уровень развития);

5)

Общественное развитие может носит реформистский или революционный характер. - student2.ru

Окончание табл.

Линии сравнения Традиционное (доиндустриаль-ное) Индустриальное Постиндустри­альное (информа­ционное)
Продолжи­тельность жизни 40—50 лет Свыше 70 лет Свыше 70 лет
Воздейст­вие челове­ка на при­роду Локальное, не­контролируе­мое Глобальное, неконтролируе­мое Глобальное, контролируемое
Взаимо­действие с другими странами Несуществен­ное Тесная взаимо­связь Открытость общества
Полити­ческая жизнь Преобладание монархиче­ских форм правления; по­литические свободы отсут­ствуют; власть выше закона, для нее не нуж­ны обоснова­ния; сочетание самоуправляю­щихся общин и традицион­ных империй Провозглаше­ние политиче­ских свобод, ра­венства перед законом, демо­кратические преобразования; власть не вос­принимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидер­ство Политический плюрализм, сильное граж­данское общест­во; возникнове­ние новой формы демократии — «демократии консенсуса»
Духовная жизнь Господствуют традиционные религиозные ценности; одно­родный харак­тер культуры; преобладает устная переда­ча информа­ции; малое количество об­разованных лю­дей; борьба с не­грамотностью Утверждаются новые ценности прогресса, лич­ного успеха, ве­ры в науку; возникает и занимает лиди­рующие пози­ции массовая культура; под­готовка специ­алистов Особая роль науки, обра­зования; разви­тие индивидуа­лизированного сознания; непрерывное образование

Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества

Наиболее распространенными в российской исторической и философской науке подходами к анализу общественного развития являются формационный и цивилизационный.

Первый из них принадлежит марксистской школе обществознания, основоположниками которой являлись немецкие экономисты, социологи и философы К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895).

Ключевым понятием этой школы обществознания высту­пает категория «общественно-экономическая формация».

Общественно-экономическая формация (от лат. for-matio — образование, вид) — это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взя­тое в единстве всех его сторон, с присущим ему спосо­бом производства, экономическим строем и возвышаю­щейся над ним надстройкой

Структура

Надстройка— это совокупность идеологических от­ношений, взглядов и учреждений (философия, рели­гия, мораль, государство, право, политика и др.), воз­никающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воз­действующая на него

Способ

Базис — это экономический строй (совокупность производственных отношений, т. е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди всту­пают в процессе материального производства)

Производительные силы — это средства производ­ства и люди, обладающие производственным опы­том, навыками к труду производства

Несмотря на относительную самостоятельность, тип над­стройки определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, обусловливая принадлежность того или иного общества.

Производительные силы являются динамичным, постоян­но развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношения­ми, разрешающийся в ходе социальной революции, слома ста­рого базиса и перехода на новую ступень общественного разви­тия, к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Та­ким образом, марксизм понимает общественное развитие как закономерную, объективно обусловленную, естественно-исто­рическую смену общественно-исторических формаций:

Первичная (архаичная) Вторичная (экономическая)

Перво­бытно­общинная Рабовладельческая феодальная Капиталистическая

Третичная Коммуни­стическая: 1) социализм; 2) комму­низм.

Формации Представлены в трудах К. Маркса

Сформиро­вались в со­ветском обществознании в 30-е гг. XX в.

Ключевым понятием цивилизационного подхода к анали­зу общественного развития является понятие «цивилиза­ция», которое имеет множество трактовок.

Термин «цивилизация» (от лат. civis — гражданин) в ми­ровой исторической и философской литературе употребляется:

—как определенная стадия в развитии локальных куль­тур

— как ступень исторического развития

— как синоним культуры

— как уровень (Ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса.

Любая цивилизация характеризуется не столько произ­водственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.

В современной теории цивилизации выделяются два под­хода.

Наши рекомендации