Вопрос 3. Политико-правовые теории позитивизма.
Во второй половине XIX века, по мере того, как классовая борьба между капиталистами и пролетариями принимает все более ярко выраженные и угрожающие формы, усиливается апологетический характер буржуазной идеологии в целом. Теперь речь шла уже о том, насколько полезна та или иная теория для капитала, удобна она или неудобна, согласуется с полицейскими соображениями или нет. Научное исследование уступает место компиляциям наемных писак, объективные изыскания заменяются предвзятой, угодливой апологетикой. Для того чтобы обработать политико-правовое сознание трудящихся, снизить их сопротивление власти капитала, буржуазные идеологи выдвигают доктрины, представляющие собой различные интерпретации либерализма, приспособленные к новым условиям.
Важнейшим философским течением не только в XIX-м, но и в ХХ-м веках стал позитивизм (положительная философия), который в целом характерен эклектическими колебаниями между материализмом и идеализмом. Это партия середины в философии. В политических и правовых теоретических построениях позитивисты (1)выступали за освобождение науки от мировоззренческой и ценностной интерпретации, (2)основное внимание уделяли не познанию сущности государства и права, а лишь описанию явлений в их сосуществовании (статика) и последовательности (динамика).
Позитивистская методология получила широкое распространение и стала господствующей в буржуазной философии, социологии, юриспруденции. В Бразилии позитивизм стал даже государственной идеологией (на государственном флаге изображены слова О.Конта “Порядок и прогресс”). Хотя позитивизм способствовал развитию эмпирио-критических исследований политики, государства и права, однако, в конечном счете, это течение ориентировалось на восхваление политико-правовой системы капитализма, а в конце XIX века стало теоретическим обоснованием реформизма.
В позитивистской теории государства и права выделялось два течения.
Первое - социологический позитивизм . Его главными представителями являлись О.Конт(Франция), Г.Спенсер(Англия), Р.Иеринг(Германия) и др.
Второе - юридический позитивизм Его разрабатывали Д.Остин(Англия), К.Бергбом(Германия) и др.
Социологический позитивизм исследовал право в тесной свяэи с другими социальными явлениями и ориентнровался на позитивистскую социологию в ее биолого-натуралистической и психологической разновидностях (органическая теория государства, теория насилия, социолого-психологические концепции и т. д.).
К числу основателей позитивизма обычно относят крупного французского социолога Огюста Конта(1798-1857 гг.). В шеститомном труде “Курс позитивной философии” и др.работах, О.Конт поставил своей задачей преодолеть “умственную анархию и дезорганизованность”, царящие в науках и в обществе. “Идеи правят миром”,- утверждал он, предпринимая попытку классифицировать науки.
Во всех исследованиях, считал О.Конт, следует стремиться “к замене слова почему словом как”. Он высказал свою крылатую формулу:”Знать, чтобы предвидеть, и предвидеть, чтобы мочь”. Для приведения в систему положительных знаний, О.Конт предложил расположить их в порядке нарастающей сложности и убывающей общности: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология. Позже к этому перечню была добавлена нравственность.
Конт придавал большое значение социологии (термин О.Конта) - науке об обществе. Социология О.Конта включала две части: социальную статику, изучающую строение общества, и социальную динамику, изучающую его развитие.
Необходимость государства обусловлена объединением частных лиц для общей цели. Правительства поддерживают общественную солидарность, препятствуют разрыву единства общества, которое достигается средствами материальными и духовно-нравственными. Отсюда вытекает необходимость наличия двух властей: светской и духовной. Описывая историю этих властей, О.Конт приходит к выводу: “Политика должна теперь подняться на уровень наук, основанных на наблюдении”.
В “Плане реорганизации социальной жизни” О.Конт разработал свой проект организации общества, построенной на принципах позитивизма, создателем которого он считал себя. Такой организацией должна была стать ассоциация, корпоративная по своему духу и порядку. О.Конт назвал её социократией. Духовный авторитет в ней принадлежал бы философам, власть и материальные возможности - капиталистам, пролетариату же вменялась обязанность трудиться.
Резко критикуя буржуазный индивидуализм, анархию и бесплановость”дикого капитализма”, О.Конт в то же время хотел превратить его в “казарменный капитализм”, где пролетариат, находясь под неусыпным контролем правительства и церкви, не имеет никаких прав, но лишь выполняет свою функцию рабочей скотины.
Само право и права личности О.Конт отвергал, считая,что в социократии не должно быть ни того, ни другого: “В позитивном состоянии, не опирающемся на божественные начала, идея права исчезает безвозвратно. Каждый имеет обязанности перед всеми, но никто не имеет прав, как таковых...Иначе говоря, никто не имеет другого права, кроме права исполнять свой долг”. Одновременно утверждалось:”Разумное понимание роли капитала облагораживает обладание им, не ограничивая его справедливой свободы и даже заставляя её больше уважать”.
Стремясь обеспечить “классовую солидарность”, О.Конт в работе “Система позитивной политики” разработал учение о “новой церкви” с особым культом Великого Существа, под которым подразумевалось все человечество.
По проектам О.Конта в мире должно возникнуть 500 социократий, в которых будет реализован лозунг:”Порядок и прогресс”. По своим размерам каждая из них должна быть не более Бельгии или Голландии, так как в большом государстве невозможны ни порядок, ни прогресс.
Конт осуждал захватнические войны, колониализм, ставил задачу полной ликвидации колониального гнета. Вместе с тем, пытаясь осуществить свои проекты, он возлагал большие надежды на католицизм и орден иезуитов, обращался со своими проектами даже к Николаю I и к турецкому султану.
На политические и правовые учения XIX в. определенное влияние оказали контовские идеи о необходимости для исследователя стремиться к строго положительному, основанному на фактах знанию, выявлять закономерности исторического процесса, изучать социальные институты и структуры, а идею корпоративизма в ХХ веке пытались реализовать итальянские фашисты.
Английский социолог и психолог Герберт Спенсер(1820-1903 гг.) в работе “Система синтетической философии” и ряде других разработал органическую теорию государства. В ее основе лежала идея аналогии между государством и биологическим организмом. Государство, утверждал Г.Спенсер, есть организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. Подобно биологическому организму государство рождается, развивается, стареет и гибнет.
С позиций вульгарного социал-дарвинизма Г.Спенсер видел в насилии и войнах проявление законов борьбы за существование и естественного отбора, считал их необходимыми условиями развития политического организма.
Г.Спенсер выделял две стадии развития и соответственные типы государства: 1) примитивный или военный, хищнический и 2) высший или индустриальный. Целями государств первого типа является захватническая война, тотальное принуждение спомощью насилия. Развитие хозяйственной деятельности приводит к замене примитивного государства индустриальным, целью которого становится благо индивида. Невмешательство государства в социально-экономическую жизнь, свободная конкуренция и частная инициатива являются необходимыми условиями прогресса.
Г.Спенсер настойчиво защищал “право каждого человека заниматься своими делами, как ему угодно, каковы бы ни были его занятия, лишь- бы они не нарушали свободы других”. Давая традиционный для либерализма перечень индивидуальных прав (безопасность личности, свободное передвижение, свобода печати, совести, слова и др.), он особенное внимание обращал на право собственности и на свободу частной предпринимательской деятельности: “Полная индивидуальная собственность есть спутник промышленного прогресса”.
Политические права он рассматривал лишь как средство обеспечения индивидуальных прав. Ссылаясь на опыт истории, Г.Спенсер писал, что “политические права должны быть так распределены, чтобы не только индивиды, но и классы не могли угнетать друг друга”.
В трудах Г.Спенсера, как и Конта, немало указаний на бедственное положения рабочего класса: “...Хотя рабочий и может по своему усмотрению заключать договор с кем угодно, но это, в сущности, сводится к его праву менять одно рабство на другое”. В связи с этим Г.Спенсер одобрял организацию и воспитательную деятельность рабочих, профсоюзов.
В целом симпатии Г.Спенсера - на стороне капитализма, которому он дает биологическое обоснованне:”В конкуренции с членами своего рода, в борьбе с членами других родов индивид или погибает, или преуспевает и размножается - смотря по тому, насколько он одарен,- писал Г.Спенсер,- противоположный режим, если бы он некоторое время продолжался, был бы роковым для рода”.
Г.Спенсер утверждал, что в результате дальнейшей эволюции, совершенствования людей и общественных отношений промышленный тип будет развиваться к более высокому типу общества, при котором продукты индустрии будут использоваться не для военных целей или увеличения материального благосостояния, а для выполнения высших деятельностей. Тогда же сложится “Союз всех высших представителей цивилизации” и завершит развитие природа человека, личные
Учение Г.Спенсера оказало большое влияние на политическую идеологию США, Англии, Франции и отчасти России для обоснования войн и колониальных захватов в начале ХХ столетия. На его основе датский профессор Р.Челлен разработал теорию геополитики, согласно которой жизнь государств как организмов определяется геофизическими факторами - географическим положением, борьбой за жизненное пространство и т.п.
Немецкий юрист, профессор Рудольф фон Иеринг(1818-1892 гг.) стал одним из основателей так называемой “теории интересов”. Сам он называл свою теорию “реалистической”, хотя по содержанию её обычно относят к социологическим.
В таких работах, как “Борьба за право”, Цель в праве” и др. Р.Иеринг рассматривал государство и право эмпирически, как продукты длительного “социального опыта”. Целью и основной идеей государства, по его мнению, является ”обеспечение общих всем интересов против угрожающего им частного интереса”. Государство - высшая ступень общественного развития, “конечно-значимая форма осуществления власти для человеческих целей”.
Интересы государства выше индивидуальных интересов. В противоположность либеральным теориям Р.Иеринг защищает неограниченное вмешательство государства в частные дела. “Интересы общества выше свободы”- писал он.
В понятии права Р.Иеринг выделял два аспекта: формальный и содержательный. В формальном аспекте право - совокупность норм или правил, обеспечиваемых государственным принуждением. В содержательном аспекте право - совокупность общих и индивидуальных интересов, которые образуют жизненные условия общества и цели, которых добиваются люди. Право, по Р.Иерингу,обеспечивает “равномерность социального движения”, порядок удовлетворения общих и индивидуальных интересов. Право есть результат борьбы различных интересов - индивидов, групп, сословий, классов. Эти интересы и составляют основу права.
Без борьбы нет права. Цель права - мир, но путь к нему - борьба. Каждый этап права - это неустойчивый компромис борющихся интересов. Формула:“В борьбе обретешь ты право свое”,- стала девизом партии соцалистов-революционеров(эсэров) в России.
Р.Иеринг выступал с критикой исторической школы права и юридическго позитивизма.
Юридический позитивизм.
В результате буржуазных революций и связанных с ними преоборазованиями правовых систем юридическое мировоззрение воплотилось в новом, действующем буржуазном праве. Жесткие и жестокие законы рынка заставляли отказываться от идей естественного права, подвергать их критике. Это нашло свое выражение в юридическом позитивизме, представители которого выступили против концепций существования наряду с позитивным(реально действующим) правом еще и права естественного, требующего отражения в законодательстве.
В основе юридического позитивизма лежал формализм. Его приверженцы рассматривали право как самодовлеющую форму, в отрыве от его соделжания.
Одним из основателей юридического позитивизма был Джон Остин(1790-1859 гг.), английский философ, ученик И.Бентама. В своей работе”Лекции о юриспруденции, или философия позитивного права” он рассматривал право в собственном смысле как “агрегат правил”, установленных политическим руководителем, или сувереном.
Первостепенную роль в юриспруденции Д.Остин отводил логике или”логике правовых конструкций”. При этом он утверждал, что юриспруденция “имеет дело с законами, или правом в собственном смысле этого слова, без рассмотрения того, плохи они или хороши”. Таким образом, право отождествлялось с законом, отрывалось от реальной жизни общества, его экономического базиса. Это порождало иллюзию всемогущества закона, правоотношения подменялись законоотношениями. Открывался путь к откровенно этатистским[1] воззрениям на право. Государство рассматривалось как правовая конструкция, как субъект права - юридическое лицо.
Представителем юридического позитивизма в Германии во второй половине XIXвека стал Карл Бергбом , который в работе “Юриспруденция и философия права”, утверждал, что единственно реальным правом является то, что выражено в законе:”Понятие права всегда и повсюду было и есть чисто формальное”. Он определял юридическую науку как“формальную науку о позитивном праве”, тем самым сводя её(науку) к схоластической системе оторванных от жизни формально-логических конструкций.
Норма - это альфа и омега права, его начало и конец. За пределами нормы закона никакого другого права не существует. Положительное право в целом, если оно тождественно правопорядку, логически едино, совершенно, не имеет противоречий и пробелов. Задача правосудия состоит в том, чтобы на основе логического толкования текста закона принять решение по данному делу.
Сторонники юридического позитивизма распространяли свой формально-юридический метод и на науку о государстве.
В юридическом позитивизме выразилось так называемое “юридическое мировоззрение”, в котором право рассматривалось как первооснова общественной жизни, а само общество и государство - в основном, через призму правовых категорий, без учета классовых, национальных и других противоречий. Представления “надпартийности”, “деидеологизации” права активно внедряются в общественное сознание и в современных условиях многими буржуазными теоретиками.