Вопрос 2. Консервативные политико-правовые теории.
Буржуазные политико-правовые учения XIX века, особенно в первой его половине, развивались в борьбе с консервативными доктринами, которые защищали отжившие феодально-клерикальные взгляды на государство и право. Феодализм сопротивлялся упорно. После поражения Наполеона в 1814 году контрреволюция, как известно, пыталась взять реванш с помощью так называемого “Священного союза” во главе с Россией, Австрией и Пруссией. Идеологи феодальной реакции Жозеф де Местр, Луи де Бональд и др. с позиций теологии проповедовали феодальные догмы о божественном характере сословных привилегий, об “историческом” и”божественном” праве дворянства на господство. Они заявляли, будто абсолютная монархия - лучшая форма, которая соответствует божественным началам мироздания и необходима всем народам для исправления социально-политических болезней человека как существа несовершенного, греховного и злого.
Буржуазные революции объявилялись “сатанинским” делом, разрушающим человечество, а республику - “худшим состоянием общества”, противоречащим божественному порядку. Идеологи феодальной реакции восхваляли контрреволюцию как “святое”, “богоугодное” дело. Они призывали к реставрации прежней феодальной политико-правовой системы, руководящей роли церкви и религии в жизни общества. Без религии, заявлял Ж.де Местр, наука бесплодна и вредна.
В самом конце XVIII в. в Германии зародилось и сделалось весьма влиятельным особое направление юридической мысли, получившее наименование исторической школы права, Её основоположником считается Густав Гуго(1764-1844 гг.) - профессор Геттингенского университета, автор “Учебника естественного права, как философии позитивного права, в особенности - частного права”. Виднейшим представителем этой школы былКарл Савиньи(1779-1861 гг.), изложивший свои взгляды в книге “Право владения”. Идеи исторической школы праваразвивал иГеорг Пухта(1798-1846 гг.), основные произведения которого - “Обычное право” и “Курс институций”.
В центр своих теоретико-познавательных интересов эти ученые ставили вопрос о том, как право возникает и какова его история. При этом естественно-правовую доктрину и вытекавшие из нее демократические и революционные выводы они категорически отвергали. Право ( частное и публичное) возникает спонтанно, утверждали они. Своим происхождением оно обязано отнюдь не усмотрению законодателя.
Г. Гуго, например, считал,что право создается путем самостоятельного развития, через стихийное образование соответствующих норм общения, добровольно принимаемых народом в силу их адекватности обстоятельствам его жизни. Акты законодательной власти дополняют позитивное право, но “сделать” его целиком они не могут. Позитивное право производно от права обычного, а это последнее произрастает из недр национального духа, глубин “народного сознания” и т. п.
Представители исторической школы права попытались истолковать становление и жизнь юридических норм и институтов как определенный объективный ход вещей. Этот ход, полагал Г.Гуго, совершается непроизвольно, приноравливаясь сам собой к потребностям и запросам времени, поэтому людям лучше всего не вмешиваться в него, держаться исстари заведенных и освященных опытом столетий порядков.
К.Савиньи считал, что с движением национального духа стихийно эволюционирует и право. Динамика права всегда есть органический процесс в том смысле, что она сродни развитию организма из своего зародыша. Вся история права - медленное, плавное раскрытие той субстанции, которая, как зерно, изначально покоится в почве народного духа. На первом этапе своего развития право выступает в форме обычаев, на втором делается предметом обработки со стороны сословия ученых-правоведов, не теряя, однако, при этом связи со своим корнем - общим убеждением народа.
Г.Пухта утверждал, что искусственно созданные, в отрыве от “самой истории народного духа”, правовые системы не могут привиться обществу, отвергаются им. В своем поступательном движении право обладает органическим свойством совпадения стадий и ритмов его развития с ходом эволюции народной жизни. “Органической, - писал он, - является и преемственность правовых установлений. Выразить это можно одной фразой:”Право имеет историю”.
Приверженцы исторической школы права выступали в защиту крепостничества, монархической государственности и партикуляризма изжившего себя феодального права. Они говорили о ненужности кодификации законодательства и иных подобных мероприятий в масштабах всей Германии. Вместе с тем они отвергали теорию договорного происхождения государства, не признавали права народа на революцию, отклоняли идею разделения властей и отрицали другие аналогичные политические лозунги той эпохи.
В философско-правовых суждениях исторической школы положительное значение имела критика умозрительных представлений естественно-правового толка о вечности, неизменности и неподвижности права. Оставила свой след в истории юриспруденции и попытка этой школы трактовать правовые институты в качестве особых социальных явлений, исторически закономерно рождающихся, функционирующих и развивающихся в жизни каждого народа.