Вопрос 2. Политико-правовые идеи национально-освободительных движений.
Идея ликвидации монархии и утверждения наиболее совершенных признаков республиканского строя, идея революционной тактики и социальной справедливости, равно как и идея национального суверенитета и борьбы с империализмом, находились в центре внимания общественного деятеля и политического мыслителя Китая Сун Ятсена (1866 - 1925 гг.). Свое воплощение все они получили в разработанных им “трех народных принципов”, которые с развитием китайской революции наполнялись все более глубоким революционным содержанием, подвергаясь существенным уточнениям на протяжении 1905-1925 гг. Государственно-правовые взгляды Сун Ятсен изложил в своем учении “о конституции пяти властей”.
При формулировании “трех народных принципов” Сун Ятсен исходил из представления об их универсальном характере. Вся история стран Европы и Америки есть история претворения в жизнь таких великих принципов, как (1)национализм, (2)народовластие и (3)народное благосостояние. Эти принципы должны быть осуществлены в Китае.
Принцип национализма применительно к китайским условиям первоначально предполагал, по словам мыслителя, “положить предел захвату чужеземцами власти, принадлежащей нашей нации”. В последствие он означал борьбу за национальную независимость китайского государства и полное равенство всех национальностей.
Принцип народовластия, который Сун Ятсен считал основой политической революции, ее сердцевиной означал требование уничтожения императорской власти и учреждения демократического конституционного режима. В дальнейшем сверх того народу предоставлялись косвенные и прямые права при участии в делах государства.
Принцип народного благосостояния связывался с проведением ряда социально-экономических реформ. Развитием и дополнением его явился лозунг “Каждому пахарю – свое поле”.
На теорию трех народных принципов опирается и учение “о конституции пяти властей”. В нем выражены общие взгляды Сун Ятсена на государство, которое представляет из себя сумму людей, выступающих носителями морального духа, воплощениями определенных духовных качеств. Политика государства – есть проявление духовной воли человеческого коллектива. Успех или поражение в политике обусловлены состоянием психики индивидов, “поэтому, закладывая основы нового государства, необходимо начинать с формирования духовной воли граждан”.
Чтобы народ в действительности владел, управлял государством, власть должна делиться на самостоятельные, независимые друг от друга власти законодательную (парламент), исполнительную (президент) , судебную (судьи), экзаменационную и контрольную (компетенция должностных лиц особых палат, входящих в состав правительства).
Идеология индийского национально-освободительного движения стало социально-политическое и религиозно-философское учение Мохандаса КарамчандаГанди(1869-1948 гг.) Концепция М. Ганди уходит корнями в религиозно-нравственные постулаты и составляет звено его универсальной морально-философской доктрины. Ее основные принципы: достижение независимости мирными, средствами, путем вовлечение в борьбу широких масс, апелляция к религиозным чувствам масс. Эти принципы выразились в предложенной М. Ганди тактики ненасильственного сопротивления английскому колониальному гнету - “сатьяграхи”.
“Сатьяграха” предполагала две формы: несотрудничество( бойкот деятельности государства), гражданское неповиновение (открытое, демонстративное нарушение несправедливых законов колониальных властей, невыполнение предписаний официальных учреждений). Посредством таких методов М. Ганди надеялся произвести “революцию в сердцах людей” и на основе реорганизации обновить общество.
Учение М. Ганди строилось на традициях индуизма. В нем усматривались “поиски истины ненасильственными средствами”, истина отождествлялась с Богом, упор делался на метод ее поисков, базировавшийся на принципе “ахимсы” (“неприченения вреда”). “Ахимса” для М. Ганди казалась мировым законом.
Идеи гандизма оказали огромное влияние на развитие национально-освободительного движения в Индии, легли в основу деятельности партии Индийский национальный конгресс, которая добилась освобождения страны от колониального гнета.
Арабский национализм – течение, связанное по преимуществу с первым этапом развития национально-освободительного движения в Азии, охватывающее широкий круг экономических, политических и других проблем. Его цель – объединить все народы, говорящие на арабском языке, в единое независимое арабское государство. С идеями арабского национализма тесно связаны идеи, так называемого “арабского социализма”, сторонники концепции, как правило, идеализируют раннефеодальное арабское общество, апеллируют к религии ислама, считая Мухаммеда первым социалистом.
Одним из видных представителей арабского национализма стал Гамаль АбдельНасер(1918-1970гг.), создавший в 1948-1949 гг. тайную офицерскую организацию “Свободные офицеры”, пришедшую к власти в результате революции 1952 года. “Свободные офицеры” провозгласили шесть целейреволюции: уничтожение господства империализма, феодализма, контроля монополий над правительством, установление социальной справедливости, создание здорового демократического общества, сильной национальной армии. Г.Насер выдвинул идею демократического, социалистического кооперативного общества в “Хартии национального действия”, принятой в 1962 году. В хартии подчеркивалась тесная связь социализма и демократии.
Концепция “африканского социализма” получила широкое распространение в тропической Африке. ЛеопольдСенгор явился одним из наиболее известных его теоретиков. Свою концепцию он именует “африканским”, “лирическим”, “гуманистическим” социализмом. Задача построения социализма по Л. Сенгору состоит в том, чтобы добиться сосуществования и гармонического развития различных социальных групп.
Первый президент независимой Республики ГанаКваме Нкрума (1909-1972 гг.) также отводил большое значение идее социализма в построении государственности. Его взгляды резко отличались от довольно распространенных в Африке концепций, связывающих социализм с консервацией первобытно-общинного строя. К.Нкрума рассматривал социализм как форму общественного устройства, основанную на высоком уровне индустриализации и производительности сельского хозяйства. Одной из важнейших задач являлось проведение политики, обеспечивающей наибольшую часть рабочих в управлении.
Идеи К.Нкрума частично были реализованы в ходе государственного и правового строительства Республики Ганы.