Основні види суспільної влади, її поняття. Державна влада: поняття, ознаки, співвідношення державної влади і держави.
Основные виды общественной власти, ее понятия.
Власть – явление присущее как первобытному, так и современному обществу. Основным элементам социальной структуры первобытного общества соответсвуют такие виды власти как власть рода, племени, общины.
Современное общество обачно характеризуется с учетом таких видов власти как государственная, церковная, общественных объединений, родительская. Данный перечень не является исчерпывающим. Есть основания для включения в него власти средств массовой информации (т. н. «четвертая власть»), экономической власти (власть транснациональных компаний).
Властиотношения предполагают навязывание воли властвующего подвласному (с одной стороны) и подчинение подвластного (с другой стороны). Властеотношения – это отношения «господства-подчинения», «руководства- подчинения».
Власть – это способность и возможность индивида, социальной группы или всего общества оказывать действие на людей, подчинять своїй воли их поведение, деятельность.
Государственная власть – это способ руководства (управления) обществом для которого характерна опора на специальный аппарат принуждения (авторитет силы).
Государственная власть:
-является властью публичной ( официально управляет делами всего общества в целом) и политической ,т.е. она регулирует отношения между большими и малыми социальными группами и, будучи относительно обособлена от общества (социально неоднородного в лице классов, этносов, наций, национальных меньшинств и т.п.), руководит им в интересах той его части, большей или меньшей, которая овладела этой властью (служит инструментом реализации воли политических сил, стоящих у власти);
-является суверенной властью, т.е. в сфере государственных дел обладает верховенством, самостоятельностью и независимостью по отношению к какой-либо иной власти как внутри государства ,так и за его пределами;
-осуществляется на постоянной основе специальным аппаратом власти (государственным аппаратом);
-обладает монопольным правом применять принуждение на территории своего действия (территории государства);
-обладает монопольным правом налогообложения определенных лиц, находящихся на территории государства ( для формирования бюджета – казны государства );
-распространяется на всех лиц (физических, юридических),находящихся на территории государства (исключение: например, иностранные дипломаты);
-издает нормативно-правовые акты.
Государственную власть и государство нельзя отождествлять, это не одно и то же ( в литературе термин «публичная власть» иногда используется как синоним «государства»). Государственная власть – это способ руководства (управления) обществом, а государство – способ (форма) организации общества. Государственная власть – это атрибутивный признак государства, его необходимый элемент как системного образования, поскольку фундаментальные признаки государственно организованного общества (государства) : государственная власть (управленческая основа государства),государственный народ (социальная основа государства),государственная территория (материальная основа государства). Государство – это организация общества как единого целого, управляемого специальным аппаратом власти, распространяющейся на все население страны и ее территорию.
Сутність держави.
Сущность государства — это главное в государстве как социальном явлении: то кому принадлежит государственная власть в обществе и, следовательно, чьи волю и интересы эта власть выражает.
В свете характеристики главного в содержании деятельности государств прошлого и современности, сущность государства как социального института проявляется в устойчивой общей направленности его деятельности, связанной с обеспечением им как общесоциальных, так и узкогрупповых (в том числе классовых) интересов.
Сущность государства проявляется в его функциях, в той служебной роли государства в обществе, качественная определенность которой характеризуется устойчивым осуществлением, обеспечением им преимущественно узкогрупповых (в том числе классовых) либо общесоциальных интересов. История показывает, что государство в своей деятельности всегда в определенной мере сочетает (координирует, консолидирует) эти интересы для сохранения целостности единства общества (без наемных работников нет капиталистов, без крестьян — феодалов, без рабов — рабовладельцев, без общинников и их труда — чиновничьего аппарата восточного государства). Но мера сочетания этих интересов государством исторически неоднозначна. Иными словами, сущность государства двуедина (служение узкоклассовым, групповым и общесоциальным интересам) и исторически изменчива в плане соотношения ее сторон. Так, в рабовладельческом, феодальном обществе преобладает классовая сторона сущности государства (интересы господствующего класса— превыше всего). Это же характерно и для раннебуржуазного государства, раннекапиталистического общества. Но с изменением этого общества меняется и его государство в направлении усиления общесоциальной стороны его сущности. Это можно проследить, приняв, например, за исходную точку момент зарождения противостояния таких общественных сил как буржуазия и пролетариат в период формирования так называемого "дикого" капитализма (середина XIX в.). С этим периодом связано правильное понимание сущности государства как орудия классовой борьбы, машины для подавления классовых противников, поддержания господства одного класса над другим. Однако последовавшие затем такие события всемирно-исторического значения как Октябрьская революция 1917 г. в России, Великий кризис и Великая депрессия конца 20-х гг., нанесли вначале политический, а затем экономический удар по капитализму и поставили вопрос о его дальнейшей судьбе. Государство, правящая экономическая и политическая элиты вынуждены были по-новому подойти к решению проблемы стабилизации общества и конституционного строя. Это выразилось, прежде всего, в усилении социальной защищенности личности, в социальной ориентированности государства. Гуманистическому обновлению капитализма способствовал и разгром фашизма как проявления наиболее реакционных и агрессивных сил монополистического капитала. После этого в развитых западных демократиях государство постепенно становилось средством снятия, преодоления общественных противоречий не путем насилия и подавления, а через достижение общественного компромисса, консенсуса, хотя сам по себе механизм государства по поддержанию общественного порядка мало в чем претерпел изменения. В деятельности же государства все в большей степени стали оптимально сочетаться классовые и общесоциальные цели и функции.
Сущность современного социального, демократического, правового государства состоит в том, что оно является орудием достижения в социально неоднородном обществе социального компромисса и согласия.