Иван Антонович - российский император из династии Вельфов (1740 1741), правнук Ивана V.
Формально царствовал первый год своей жизни при регентстве Бирона, а затем собственной матери Анны Леопольдовны. Император-младенец был свергнут Елизаветой Петровной, провёл почти всю жизнь в заключении в тюрьмах, в одиночных камерах и был убит охраной в 23-летнем возрасте при попытке мятежника его освободить. Известный арестант» был похоронен, как принято считать, в Шлиссельбургской крепости. Место захоронения Ивана VI точно неизвестно.
35.Елизавета Петровна (1741-1761):
-дочь Петра I, веселая, склонная к различным удовольствиям, править делами перепоручала своим фаворитам: Разумовскому, Ивану Шувалову;
-господствующими принципами внутренней и внешней политики Елизавета провозгласила возвращение к петровским преобразованиям. Была восстановлена роль Сената, Берг - и Мануфактур-коллегии, Главный магистрат. Кабинет министров упразднён. Сенат получил право законодательной инициативы;
-во время Семилетней войны возникло постоянно действовавшее совещание, стоящее над Сенатом — Конференция при высочайшем дворе;
-в 1744—1747 годах проведена 2-ая перепись податного населения;
-в социальной политике продолжалась линия расширения прав дворянства. В 1746 г. за дворянами было закреплено право владеть землёй и крестьянами. В 1760 г. помещики получили право ссылать крестьян в Сибирь с зачётом их вместо рекрутов. Крестьянам было запрещено вести денежные операции без разрешения помещика;
-была отменена смертная казнь (1756), остановлена массовая практика изощрённых пыток;
-при Елизавете были реорганизованы военно-учебные заведения. В 1744 г. вышел указ о расширении сети начальных школ. Открыты первые гимназии: в Москве (1755) и Казани (1758). В 1755 г. по инициативе И. И. Шувалова основан Московский университет, а в 1760 г. — Академия художеств. 30 августа 1756 года — подписан указ о начале создания структуры Императорских театров России;
- созданы выдающиеся памятники культуры (Царскосельский Екатерининский дворец и др.);
- оказывалась поддержка М. В. Ломоносову и другим представителям русской науки и культуры. В последний период царствования Елизавета меньше занималась вопросами государственного управления, передоверив его П. И. и И. И. Шуваловым, М. И. и Р. И. Воронцовым и др.;
-в целом, внутренняя политика Елизаветы Петровны отличалась стабильностью и нацеленностью на рост авторитета и мощи государственной власти. По целому ряду признаков можно сказать, что курс Елизаветы Петровны был первым шагом к политике просвещённого абсолютизма, осуществлявшейся затем при Екатерине II;
- Россия участвовала в Семилетней войне (1ё756-1761г);
36.Пётр III (Пётр Фёдорович, имя при рождении Карл Пе́тер У́льрих Го́льштейн-Го́тторпский — российский император в 1761—1762:
-после полугодового царствования свергнут в результате дворцового переворота, возведшего на престол его жену, Екатерину II, и вскоре был убит гвардейцами;
- личность и деятельность Петра III долгое время расценивались историками единодушно отрицательно, однако затем появился и более взвешенный подход, отмечающий ряд государственных заслуг императора;
- его характеризуют как невежественного, слабоумного, акцентируют его нелюбовь к России;
-во времена правления Екатерины за Петра Фёдоровича выдавали себя многие самозванцы (зафиксировано около 40 случаев), самым известным из которых был Емельян Пугачёв;
-Петр очень критично относился к российской внешней и внутренней политике и, в силу открытости и эмоциональности своего характера, этого не скрывал. Будучи членом государственного совета, Великий князь открыто критиковал деятельность правительства, а во время Семилетней войны публично высказывал симпатии к прусскому королю Фридриху II. За критику был выкинут из Совета и отставлен от двора;
-к числу важнейших дел Петра III относятся упразднение Тайной канцелярии (Канцелярия тайных розыскных дел; Манифест от 16 февраля 1762 года), начало процесса секуляризации церковных земель, поощрение торгово-промышленной деятельности путём создания Государственного банка и выпуска ассигнаций (Именной указ от 25 мая), принятие указа о свободе внешней торговли;
-важнейший документ царствования Петра Фёдоровича — «Манифест о вольности дворянства» (Манифест от 18 (29) февраля 1762 года), благодаря которому дворянство стало исключительным привилегированным сословием Российской империи;
-в своей реформаторской деятельности старался соблюдать осторожность. Не случайно Манифест о вольности был принят в первую очередь: так он как бы подкупал дворянство и заручался поддержкой Сената на будущее;
-огромен вклад Петра в русскую музыку. Сам прекрасный скрипач, он создал в Ораниенбауме собственный музыкальный театр, к работе над репертуаром которого привлек знаменитых итальянских композиторов и либреттистов;
-прекратил участие России в Семилетней войне;
-правление Петра Третьего было, безусловно, прогрессивным и направлено на превращение феодальной России, явно отстававшей в своем развитии от других стран Европы, в передовую экономически развитую державу. Его реформаторская деятельность приветствовалась обществом в целом. Попытки духовенства воспрепятствовать отъему церковных владений не встретили большой поддержки в народе. Аристократия была всецело на стороне Петра;
-низложенный император тотчас после переворота в сопровождении караула гвардейцев во главе с А. Г. Орловым был отправлен в Ропшу в 30 верстах от Петербурга, где через неделю погиб. По официальной и крайне сомнительной версии, причиной смерти был приступ геморроидальных колик, усилившийся от продолжительного употребления алкоголя, и сопровождавшихся диареей. Однако народная молва считает смерть Петра насильственной и называет убийцей Алексея Орлов.
37. Екатерина II (1762-1796 гг.):
-умна, ловка, целеустремленна, трудолюбива, увлекалась западной литературой;
- всегда держалась спокойно, доброжелательно, была простой и обходительной;
- знала русскую историю, переписывалась с французским философом Вольтером;
- по широте образования была самым выдающимся человеком того времени;
- являлась автором «Наказа»,- начало нового закона, руководство для Комитета;
- продолжала политику Петра I;
- отличалась умением выбирать государственных людей. В ее правление появилось много талантливых людей, которые оставили свой след в истории «Из стана славной Екатерининских орлов»: Никита Панин, братья Орловы, Суворов, Григорий Потемкин, Иван Бецкой, Дашкова и др.;
- предприняла путешествие по России с целью знакомства с людьми и состоянием дел в России;
- разработала вместе и Иваном Бецким меры воспитания и образования;
- при ней был открыт Институт благородных девиц - начало женского образования в стране;
- выпустила бумажные деньги (1768 г.);
- приняты меры к организации врачебного дела в стране - появились аптеки в каждом городе и врачи;
- При ней жили и работали: Сумароков, Державин, Фонвизин, Новиков;
- являлась редактором журналов «Всякая всячина» и «Трутень»;
- ею был основан Эрмитаж в Санкт- Петербурге;
- восстание Пугачева, которое было жестоко подавлено;
38. Павел Петрович (1796-1801 гг.):
- от природы одаренный человек; имел математические способности;
-считал мать виновницей свержения и смерти отца, не одобрял ее действия;
- уединился в Гатчине, жил тихой семейной жизнью;
- нервный, раздражительный, жестокий, в 42 года – изломанный, раздражительный и обозленный человек;
- его кумиром был король Пруссии Фридрих II;
- при вступлении на трон ввел новые порядки, меры были неудачны и мелочны: в армии форму немецкого образца, строгость и служба для дворян потеряла привлекательность;
-узаконил престолонаследие;
1) «по праву естественному»
- власть от отца к сыну или старшему брату;
2) ввел титул, герб великих князей царского двора;
3) император определял имения и доходы членов царской семьи.
- возвел в С-П Михайловский замок, который походил на крепость;
- преследовал и запрещал все французское, закрыты типографии, установлена цензура;
- в 1798 г отдалился от семьи, дурно относится к жене и взрослым сыновьям, стал опасным собственной династии. Это помогло зарождению заговора против Павла (руководил им граф Панин);
- преобразования в армии и на флоте подорвали и без того шаткое положение императора;
- это был последний дворцовый переворот в России;
39. Александр I Благословенный (1801- 1825 гг.):
-воспитывался своей бабушкой- Екатериной II, попечителем был генерал Салтыков, главный наставник либерал и республиканец швейцарец ЛАГАРП;
- наставник воспитывал в нем склонность к политической свободе, отвращение к деспотизму;
- чувствовал себя несчастным из-за притязаний отца и бабки, скрывал истинные чувства и мысли, носил личину, был обаятелен, красив, получил прозвища «ангел» и «очаровательный сфинкс»;
--подбирал себе круг единомышленников: граф Кочубей, Новосильцев, Строганов, Чарторыйский и др.;
- вначале царствования Александра в течение 5 эти люди входили в «Негласный комитет», т.е. негласное правительство при царе;
- взамен коллегий в 1802 г. учредил МИНИСТЕРСТВА;- в его правление проявилась деятельность Сперанского- план государственного преобразования (разделение государственных ветвей власти и др.);
-историк Карамзин составил свой исторический труд «История Российского государства»
- Отечественная война 1812 г., в которой император вышел победителем;
- состоялся Венский конгресс (1814 г.) 216 европейских государств6 Россия получила часть Польши с Варшавой;
- Россия вступила в договор о Священном союзе;
- возникновение тайных организаций декабристов;
- был принят закон о вольных хлебопашцах;
- его царствование вошло в историю как эпоха великих свершений, великих надежд и великих разочарований;
-четверть века - царствование этого императора - ярчайшая эпоха русской эпохи, подьем русского народа в жестокой борьбе с захватчиками, время творчества Карамзина и Пушкина, русские морские кругосветные плавания, открытие Антарктиды;
- умер в 47 лет, бездетен;
40. Николай I Павлович (1825-1855 гг.):
-15-й по счету российский самодержец из династии Романовых, третий сын Павла I, имел мало шансов занять престол;
- отец его любил больше всех детей, первой игрушкой было деревянное ружье;
- воспитателем был боевой генерал, которых часто их с братом Михаилом бил линейкой по рукам и так тряс, что порой Николай терял сознание, но тот не подчинялся, рос своевольным и упрямым мальчиком;
- был очень красив, работоспособен, не любил шуток, признавал свои ошибки только под сильнейшим давлением- с детства увлекался военным делом, поклонник дисциплины, скромен;
- хорошо владел 4 ин. языками, знал историю, географию, от природы обладал хорошим слухом и музыкальной памятью, любил церковное пение, неплохо рисовал и рано проявил интерес строительному, инженерному делу. В 17 лет учеба для него закончилась;
- не готовили к трону, писал брату Константину, что престол получил ценой крови своих подданных;
-Николая I Павловича некоторые авторы прозвали «рыцарем самодержавия». Он твёрдо и яростно защищал устои самодержавного государства и яростно пресекал попытки изменить существующий строй. В период правления Николая I Павловича снова возобновились гонения на старообрядчество.
- восстание декабристов 1825 г. оказало влияние на всю правительственную деятельность императора;
- создал бюрократический аппарат;
- при нем проявили свою деятельность министр финансов, ученый,- финансист, генерал Канкрин, известный своей бережливостью и реформаторской деятельностью;
- создал III отделение императорской канцелярии, во главе которого стоял шеф жандармов, глава политического сыска Бенкендорф;
- проявил себя и министр просвещения, автор официальной народности С. Уваров;
-в России при Николае Первом Павловиче появились 1-ые железные дороги (с 1837);
-Николай I Павлович принимал участие в разгроме венгерской революции 1848–1849 гг.;
- в период царствования Николая I Павловича Россия участвовала в войнах: Кавказской войне 1817-1864 гг., Русско-персидской войне 1826-1828 гг., Русско-турецкой войне 1828-29 гг., Крымской войне 1853-56 гг.;
- в народе Николай I получил прозвище "Николай Палкин", потому что в детстве бил своих товарищей палкой. В историографии это прозвище утвердилось после рассказа Л.Н. Толстого «После бала».