Борнемиз (Испания), профессор)

Участники заседания обратились к проблемам миграции, образо­вания, занятости в европейских странах. Было отмечено, что для осуществления проекта обновленной Европы необходимо выявить наи­более важные этапы работы, проблемы, которые должны быть реше­ны в пределах ближайших десятилетий.

Миграция. В настоящее время основные потоки миграции в мире охватывают перемещение населения из стран Восточной и Центральной Европы в более процветающие западные страны, а также из южных," особенно североафриканских, стран в Европу. В целом это традици­онная ситуация. Однако в последние годы намечается тенденция к усилению потока мигрантов в европейские страны, что может нару­шить стабильное состояние данных стран, не принеся существенного улучшения в жизнь эмигрантов. Наряду с этим необходимо сознавать утопичность и неэффективность попыток остановить процесс миграции.

Возможный путь решения этих проблем — помощь отстающим в экономическом и социальном отношении странам Востока и Юга, со­действие в их развитии. Но на каких условиях? Каким образом долж­на осуществляться помощь? Эти вопросы еще предстоит обсудить.

Занятость населения. Данная сфера требует тщательного исследо­вания и проработки. Технический прогресс, последствия международ­ной конкуренции сокращают в количественном отношении потребность в рабочей силе, повышая /тем самым требования, предъявляемые к квалификации работников. Как в этих обстоятельствах должна ре­шаться проблема занятости населения? Как распределить имеющиеся в наличии рабочие места? Как делить прибыль? Как должны соотно­ситься рабочее время и досуг? Необходимость решения этих вопросов влечет за собой кардинальную перестройку в системе общественных отношений, стиле жизни европейских стран, в существующей системе ценностей, что в конечном счете позволит европейцам разрешить воз­никающие противоречия, объединив усилия в построении обновленной Европы.

Образование. Одним из ключевых факторов создания проекта «Европа — 2020» является образование. Только обратившись к систе­ме образования, обновляя и перестраивая процессы обучения, мы смо­жем адаптироваться в сложных условиях постоянно изменяющегося, обновляющегося, требующего все новых и новых коммуникаций сов­ременного мира.

«БЛАГОСОСТОЯНИЕ НАСЕЛЕНИЯ «ЕВРОПЫ — 2020»

(пятая сессия, 03.12.93, председатель — Даниель Гудверт

(Австрия), президент компании «Фольксваген»)

Это заседание было посвящено рассмотрению проблем организа­ции экономической деятельности в Европе, поиску новых путей разви­тия рынка и источников финансирования. На нем отмечалось, что Ев­ропа только тогда реально обретет статус стабильного сообщества, ког­да народы Европы достигнут высокого уровня благосостояния. Эконо­мическая ситуация здесь еще очень далека от совершенства, что обу­словливает необходимость решения следующих вопросов: каким обра­зом столь высокий уровень развития может быть достигнут к 2020 г.? Как должен быть реорганизован рынок? Какие реформы в экономи­ческих и финансовых системах требуются в настоящее время?

«ПУТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА «ЕВРОПА — 2020»

(шестая сессия, 03.12.93, председатель — Филипе Гонсалес,

Глава правительства Королевства Испания)

Шестая сессия — «финальный аккорд» юбилейной конференции Римского клуба. Она была посвящена стратегическим планам созда­ния обновленной Европы. Участники совещания не ограничились пе­речислением комплекса возможных мер перестройки Европы. Напро­тив, было решено закончить встречу, определив ряд конкретных пред­ложений (новаторских, прогрессивных, общезначимых для всех евро­пейских стран), способных вызвать широкие и бурные дебаты повсю­ду в Европе и за ее пределами. Предполагается, что эти дискуссии объединят европейцев разных профессий, вероисповеданий, идеологи­ческих ориентации и могут положить начало обновлению Европы,, стать источником надежд и вдохновения в достижении гуманной це­ли — создании континента нашей мечты.

Подведя итоги 25-летней деятельности Римского клуба, участники встречи приняли ряд программных документов, в том числе «Ганно­верскую декларацию Римского клуба».

Поступила в редакцию
23.06.94

ЕЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12, ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 1995. № 1

Ю. М. Павлов

Наши рекомендации