Борнемиз (Испания), профессор)
Участники заседания обратились к проблемам миграции, образования, занятости в европейских странах. Было отмечено, что для осуществления проекта обновленной Европы необходимо выявить наиболее важные этапы работы, проблемы, которые должны быть решены в пределах ближайших десятилетий.
Миграция. В настоящее время основные потоки миграции в мире охватывают перемещение населения из стран Восточной и Центральной Европы в более процветающие западные страны, а также из южных," особенно североафриканских, стран в Европу. В целом это традиционная ситуация. Однако в последние годы намечается тенденция к усилению потока мигрантов в европейские страны, что может нарушить стабильное состояние данных стран, не принеся существенного улучшения в жизнь эмигрантов. Наряду с этим необходимо сознавать утопичность и неэффективность попыток остановить процесс миграции.
Возможный путь решения этих проблем — помощь отстающим в экономическом и социальном отношении странам Востока и Юга, содействие в их развитии. Но на каких условиях? Каким образом должна осуществляться помощь? Эти вопросы еще предстоит обсудить.
Занятость населения. Данная сфера требует тщательного исследования и проработки. Технический прогресс, последствия международной конкуренции сокращают в количественном отношении потребность в рабочей силе, повышая /тем самым требования, предъявляемые к квалификации работников. Как в этих обстоятельствах должна решаться проблема занятости населения? Как распределить имеющиеся в наличии рабочие места? Как делить прибыль? Как должны соотноситься рабочее время и досуг? Необходимость решения этих вопросов влечет за собой кардинальную перестройку в системе общественных отношений, стиле жизни европейских стран, в существующей системе ценностей, что в конечном счете позволит европейцам разрешить возникающие противоречия, объединив усилия в построении обновленной Европы.
Образование. Одним из ключевых факторов создания проекта «Европа — 2020» является образование. Только обратившись к системе образования, обновляя и перестраивая процессы обучения, мы сможем адаптироваться в сложных условиях постоянно изменяющегося, обновляющегося, требующего все новых и новых коммуникаций современного мира.
«БЛАГОСОСТОЯНИЕ НАСЕЛЕНИЯ «ЕВРОПЫ — 2020»
(пятая сессия, 03.12.93, председатель — Даниель Гудверт
(Австрия), президент компании «Фольксваген»)
Это заседание было посвящено рассмотрению проблем организации экономической деятельности в Европе, поиску новых путей развития рынка и источников финансирования. На нем отмечалось, что Европа только тогда реально обретет статус стабильного сообщества, когда народы Европы достигнут высокого уровня благосостояния. Экономическая ситуация здесь еще очень далека от совершенства, что обусловливает необходимость решения следующих вопросов: каким образом столь высокий уровень развития может быть достигнут к 2020 г.? Как должен быть реорганизован рынок? Какие реформы в экономических и финансовых системах требуются в настоящее время?
«ПУТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА «ЕВРОПА — 2020»
(шестая сессия, 03.12.93, председатель — Филипе Гонсалес,
Глава правительства Королевства Испания)
Шестая сессия — «финальный аккорд» юбилейной конференции Римского клуба. Она была посвящена стратегическим планам создания обновленной Европы. Участники совещания не ограничились перечислением комплекса возможных мер перестройки Европы. Напротив, было решено закончить встречу, определив ряд конкретных предложений (новаторских, прогрессивных, общезначимых для всех европейских стран), способных вызвать широкие и бурные дебаты повсюду в Европе и за ее пределами. Предполагается, что эти дискуссии объединят европейцев разных профессий, вероисповеданий, идеологических ориентации и могут положить начало обновлению Европы,, стать источником надежд и вдохновения в достижении гуманной цели — создании континента нашей мечты.
Подведя итоги 25-летней деятельности Римского клуба, участники встречи приняли ряд программных документов, в том числе «Ганноверскую декларацию Римского клуба».
Поступила в редакцию
23.06.94
ЕЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12, ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 1995. № 1
Ю. М. Павлов