Интересы электората и партийные программы
Современный этап социально-экономического и политического развития России в контексте формирования электората характеризуется следующими основными чертами. Во-первых, гигантским по своим масштабам изменением социального положения миллионов россиян (как в сторону маргинализации, так и в сторону капитализации), сопровождающимся эволюцией, еще не всегда адекватно осознаваемой, их социальных и Политических интересов.
Во-вторых, быстро прогрессирующей имущественной дифференциацией населения при явно замедленном росте численности и благосостояния среднего класса, что ведет к радикализации электората.
Стоит отметить, что современная политическая ситуация в стране подтверждает гипотезу профессора С. Чахотина о том, что политический процесс развивается под влиянием политически «активного мень-
шинства» граждан (обычно 10—12% населения), и их давлениемна политически «пассивное большинство», включающее в себя (на сегодняшний день) подавляющую часть россиян, занимающихся производительным трудом. Но и среди «активного меньшинства» лишь немногие принимают деятельное участие в политической жизни. Можно предположить, что определенное количество политизированных россиян выключено из общественно-политических процессов, происходящих, в стране. Подобное положение грозит потерей контроля над ходом политического процесса и непредсказуемостью результатов тех или иных политических решений.
И хотя вряд ли можно говорить о том, что население настолько недовольно сегодняшним положением дел, что готово к активным деструктивным действиям, можно ли быть уверенным, что современная политическая элита России отчетливо представляет себе всю сложность ситуации в стране, ибо переживаемый нами момент истории — это не кризис, а смена исторической парадигмы развития. Я думаю, пока более естествен отрицательный ответ на этот вопрос. Более того, разделяю мнение профессора В. Тамбовцева о том, что подобное положение дел в среде, инициирующей и регламентирующей политические процессы, детерминировано главным образом таким пороком современных российских политиков, как межстратовая глухота. Последняя выражается в том, что политик начиная с какого-то момента реагирует только на то, что происходит в его окружении, на действия его антагонистов или иных лиц, непосредственно связанных с ним.
Стало банальным говорить о том, что зрелая демократия покоится на прочном социально-экономическом фундаменте, на традиции, на определенном типе массового сознания, — и все это составляет уже образ жизни, в то время как нарождающаяся демократия вольно или невольно находится под влиянием, а то и под давлением уже сформировавшихся образцов.
Поэтому представляется интересным краткий анализ основных принципов, декларируемых большинством партий. Особое внимание привлекают используемые в различных комбинациях идеи: свободы, экономического процветания (эффективности) и социальной справедливости. Между тем лишь немногие из тех, кому адресованы эти слоганы, осознают противоречие, изначально имеющееся между данными принципами, ибо уже существование человеческого сообщества есть само по себе ограничение как свободы каждого, так и принципа экономической эффективности. Путь разрешения этого противоречия может быть только в согласии всего общества в целом и каждого его члена в отдельности на такое ограничение, т. е. то, что еще Гоббс и Локк называли общественным договором. Несомненно, что такое же необоримое противоречие представляет собой и сопряжение принципов социальной справедливости и экономической эффективности. И в этом случае положительные результаты может дать только компромисс, который целиком зависит от системы ценностей, сложившейся в ходе исторического развития страны. В политически стабильном обществе подобные компромиссы достигаются в процессе политического соперничества между партиями консервативного толка, ратующими за принцип экономической эффективности, и социал-демократически ориентированными политическими группировками, выступающими за безусловное соблюдение принципа социальной справедливости. В условиях традиционного общества или общества переходного типа, не имеющего зрелой политической культуры, подобные противоречия приводят к выхолащиванию смысла, заложенного в программных ус-
тановках, превращают идеи в один из элементов демагогической политической практики.
Вызывает озабоченность то, что часть российской интеллигенции вновь создает политические программы для социальных сил, реально не существующих. Это может стать причиной очередного поражения интеллигенции в политической борьбе, ибо она путает свои собственные представления о народе с тем, что народ сам думает о себе. Подобная ситуация порождает идеализацию народа. Критикуя существующий порядок, интеллигенция также способствует появлению искусных демагогов, способных, умело используя свое знание психологии народа, добиться власти над ним. Такие демагоги привлекают массы, апеллируя к чувствам, а не к разуму. Массы же легко покоряются силе и благоговеют перед традициями. В конечном итоге обретение власти демагогами приводит к возведению обмана в ранг государственной политики, что детерминирует разрушение нормативно-ценностных структур и ведет к аномичности общества.
Таким образом, одной из главных черт политического процесса в России является неоформленность социальных групп с однородными политическими интересами, приводящая к расплывчатости программных установок большинства политических группировок, стремящихся привлечь наибольшее число избирателей.
В подобном случае единственным методом, позволяющим адекватно отразить политическую структуру общества, является метод,, предложенный Г. Г. Дилигенским. Суть данного метода заключается в построении двухмерной политической карты, базирующейся на следующей- координатной сетке: на ось абсцисс проецируется отношение россиян к осуществляемым реформам (в действительности реализующееся чаще всего в отношении к частной собственности и процессу приватизации)—от принудительно-распределительного общества к рыночному; ось ординат отражает степень приемлемости для населения тех или иных методов государственного управления — от тоталитарных к демократическим. Использование этого метода позволяет выделить ряд политических группировок и описать их социальную базу, что, возможно, позволит российским политикам принимать верные решения, учитывая особенности менталитета российских граждан.
Поступила в редакцию
06.10.94
BECTH. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12, ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 1995. № 1
И. В. Джус