Методологические подходы к исследованию
В. И. Коваленко,
главный редактор журнала
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12, ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 1995. № 1
ПРОБЛЕМЫ ЭТНОПОЛИТОЛОГИИ
Г. И. Марченко
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ
ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
В исследовании этнических явлений в их взаимосвязи с политикой сложились подходы, опирающиеся на различные методологические принципы. Их специфика во многом определяется характером интерпретаций этнической природы. Каждая из этих методологических интерпретаций представляет собой ответ на глобальные вопросы: о судьбах и историческом бытии этнического (дилемма универсализма-релятивизма), об основаниях этничности (объективизм-субъективизм), о моно- или многофакторной природе этнических феноменов. На основе этих ориентации сформировались различные подходы, объединяющие, в свою очередь, конкретные позиции отдельных исследователей.
В рамках одних подходов этнические феномены признаются реально существующими, укорененными в человеческой природе, с иных позиций их существование выглядит условным, необязательным и даже искусственным. Так, в либеральных трактовках этнического (В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев и др.) подчеркивается преходящий, временный характер этнических общностей, их вторичность соотносительно с личностью. Достаточно широкую распространенность в современной науке получил конструктивистский подход, определяющий нацию, этносы как некие интеллектуальные конструкции. Этот подход во многом отталкивается от идей, высказанных К. Поппером еще в 1945 г.: «Мысль о том, что существуют такие естественные элементы, как нации, лингвистические или расовые группы, — чистый вымысел». Эта мысль аргументируется Поппером тем, что «с начала времен люди непрестанно перемешивались, объединялись, расходились и вновь перемешивались»1. Английский исследователь Бенедикт Андерсон в книге «Воображаемые сообщества. Размышления о происхождении и распространении национализма» называет нации воображаемыми, мнимыми сообществами, поскольку в них отсутствуют непосредственные связи между ее членами, а сами они существуют как образ некоего товарищества в головах людей2. Э. Хобсбаум подчеркивает искусственность наций, считает их результатом государственного творения, своеобразным изобретением3. Представителем конструктивистского подхода в России является известный ученый В. А. Тишков. По его мнению, «нация — это внутригрупповая дефиниция, и ей невозможно придать строго научную или конституционную форму. Это же касается еще более мистической категории „этнос"»4. А. Г. Осипов считает этнические группы некоей идеологической псевдореальностью, а их требования, облеченные в идеологическую форму, так же как и В. А. Тишков, называет идеологией узкого этнонационализма5. Д. В. Драгунский также пола-
тает этнос физически не существующим и подразумевает под ним более или менее произвольный выбор личностью референтной группы6.
Необходимо признать определенную справедливость этих суждений, поскольку восприятие и научное осмысление социальной жизни всегда многовариантны и зависимы от специфики исследовательского подхода, характера науки, с позиций и от лица которой ведется исследование, и даже от личности автора. В то же время этот подход весьма уязвим для критики, не говоря уже о том, что порождает неразрешимые проблемы взаимосвязи этнополитической теории и соответствующей практики в решении этнических проблем.
Конструктивистский подход аргументируется ссылками на то, что этнические общности являются результатом сознательной мобилизации. Но в этой связи вполне может быть задан вопрос: можно ли создать из ничего нечто и мобилизовать людей выступать за несуществующие, искусственные цели, далекие от их интересов? Конструктивисты настаивают на том, что это возможно, и в чем-то с ними можно согласиться. В принципе любые движения (этнические и неэтнические), политический процесс вообще предполагают в качестве обязательного элемента мобилизацию, создающую консолидацию людей вокруг определенных идей и целей. Однако сколько-нибудь долговременные движения, например борьба за национальное освобождение, невозможны, если у них нет основательных и реально существующих предпосылок. Столь же несостоятелен и другой аргумент конструктивистов, указывающий на скрытый, латентный характер этнических общностей, далеко не всегда проявляющихся явным образом. Однако никому не придет в голову отрицать реальное существование общностей, формирующихся на схожей с этносами основе, например возрастной или профессиональной, опирающейся на объективно существующие характеристики человека. Они имеют специфические интересы и играют определенную роль в политике. Специфика социального и социально-психологического облика молодежи проявляется как в реально существующих молодежных движениях, так и в молодежной политике; женщин в женском движении; профессиональных групп в профсоюзном движении и т. д.
Конструктивистский подход малопродуктивен для этнополитики, так как выводит ее предмет из сферы реальности и превращает его в феномен мысли, придает ему ирреальные, мистические черты.
Противоположный — примордиалистский — подход признает реальность этнической сферы, существующей в обществе наряду с другими социальными сферами: экономикой, моралью, правом и, др. Примор-диализм в отличие от релятивизма и конструктивизма настаивает на универсальности этнических общностей, являющихся вечными и неизменными спутниками человека и человечества. Так, для И. Г. Гердера нация — нечто заданное, органически присущее человеку. По мнению Н. А. Бердяева, национальное заложено в древних недрах природы, глубже, чем семейные начала. Польский ученый Р. Дмовский (1864;— 1939) считал нацию природным явлением, некоей метафизической данностью.
Значительно большую условность в истолкование этнической природы вносит релятивистский подход. Он ставит этносы в зависимость от широкого круга социальных факторов: экономических, культурных и пр. Сила этого подхода — в его историчности, так как этническое развитие «размещается» в историческом контексте, а возникновение
или деградация этноса, изменение его характеристик объясняются через изменение внешних по отношению к этносу обстоятельств. Например, в соответствии с принципами марксизма И. В. Сталин считал, что «нация, как и всякое историческое явление, подлежит закону изменения, имеет свою историю, начало и конец»7. В то же время этот подход, так же как и конструктивизм, недостаточно учитывает наличие у этносов самостоятельной природы, не сводимой к внеэтническим факторам.
Специфика исследовательского анализа во многом обусловливается опорой на корневые (биологические, географические или экологические, социальные, культурные и пр.) начала, от которых зависит этническая жизнь. Исходя из этого по-разному определяются истоки этнической действительности, соотношение стабильных и изменчивых ситуативных начал, что в свою очередь порождает различные представления о границах и возможностях этнической политики. Если интерпретировать этническую природу как биологическую и в своей основе неизменную, то надо согласиться и с тем, что возможности политических воздействий на нее достаточно скромны. Если же определяющими признаются социальные, исторически преходящие факторы, то при этом для этнополитики открываются довольно широкие перспективы. Помимо этого, обнаружение корней этнического обусловливает ориентированность этнической политики, выбор ею определенных целей и средств. Если полагать, что сущность этнического коренится в социально-экономической сфере, то этническая политика должна ориентироваться прежде всего на изменение социально-экономических оснований общества. Если же природа усматривается в духе, то ориентация этнополитики- становится иной, преимущественно культурной.
Политические мыслители прошлого по-разному представляли себе основания этнической жизни. У Платона — это единство рода (племени), языка, законов, обычаев, порождающее некий род дружбы8. Среди слагаемых «духа народов» Ш. Монтескье— социопсихологические (ум, эмоции, нравы и обычаи), культурные (язык и религия), политические (законы и принципы правления), географические (климат и территория) феномены9. С аналогичной широтой подходил к этому вопросу гений русской поэзии А. С. Пушкин, чем отличался от своих современников, например от декабристов, усматривавших сущность народных начал в языке. «Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии»10.
Современные трактовки этого вопроса во многом основаны на идеях Платона и Монтескье, хотя и отличаются значительно большим многообразием выделяемых элементов, так называемых компонентов этничности. В то же, время авторы учебного пособия «Политология на российском фоне» вообще отвергают поиск в этом направлении и считают его предосудительным. «Любые попытки найти национальную суть ведут к ... «ненавистной розни мира сего», ведь ищут то, что ведет к обособлению»11. Впрочем, если следовать логике авторов данного суждения, то надо вообще отказаться от исследований различий между людьми, поскольку подобные исследования эти различия якобы усиливают.
Ряду исследовательских подходов свойственна монистическая ориентация на выделение какого-то одного основополагающего, этнообразующего фактора. На роль такого фактора, к примеру, немецкие романтики (Гердер, Шеллинг и др.) определяли язык, Монтескье — климат: «Власть климата сильнее всех иных властей»12. При этом влияние других факторов и сил признается второстепенным, менее значимым. Близок к этому подход, подразделяющий характеристики этноса на, сущностные, основные, ведущие и неосновные, вторичные. Современным исследованиям более присущ плюралистический подход, объединяющий различные компоненты этничности в единый комплекс, формирующий этническую жизнь. Среди них — гражданство, этническая принадлежность, территория (А. Смит); особая культура и узы родства (Ф. Шилз); эффективная групповая индивидуальность, психологическая поддержка эмоциональных уз (Дж. Стэк); общее групповое сознание, культура, язык и литература, связь с территорией (Ю. Рецлер). Еще большую убедительность и гибкость приобретает этот подход, когда дополняется указанием на различную роль, выполняемую разными элементами или факторами этничности, на состояние или развитие этноса. Так, еще Монтескье считал, что на дикарей наибольшее влияние оказывают природа и климат, на китайцев — обычаи, японцев — законы, спартанцев — нравы, на римлян — принципы правления, нравы старины13. Одни из них имеют ведущее значение на этапе формирования этноса, другие — в период его зрелости или распада. Более или менее общепризнано, что в формировании этничности наибольшей силой обладает язык, наименьшей — конфессия и раса.
Одной из наиболее древних является биологическаятрактовка, усматривающая природу этнических начал в генетической основе человека, его физических и анатомо-физиологических особенностях, в общности происхождения. Неокантианец Бруно Баух считал, что «общность крови является связкой, закрепляющей естественную прочность нации» (1916). Бывший Председатель Совета Национальностей России Рамазан Абдулатипов называл национально-этническое начало родовой сущностью общества, в которой состыкованы генетические моменты человеческого бытия14.
Наиболее ранняя интерпретация этнической природы в биологическом ключе — расовая. Историческое и культурное развитие общества с этой точки зрения характеризуется вечной борьбой высшей и низшей рас, на роль которых определяются соответственно кавказская и монгольская (X. Мейнерс, 1785), белая и черная (Ж. Гобино, 1853), долихоцефалы (длинноголовые), арийцы и брахицефалы (короткоголовые) (Ж. Лапуж, 1896), арийцы и евреи (X. С. Чемберлен, 1916; А. Гитлер, 1924). На этой основе была сформулирована важная с политической точки зрения мысль об извечной неравноценности рас с оправданием господства одних расовых групп и неизменно подчиненного положения других. Исходя из этих идей, некоторые современные социобиологи полагают ксенофобию, межрасовое соперничество генетически предопределенными. Автор работы «Человек. Народ. Государство. Демократия» Э. Анрих (1966) утверждает, что народ — это биологический организм особого рода и особой жизненной силы, уровень (которой определяется расовой чистотой.
Неоднократно в истории расовые концепции использовались в качестве идейных оснований агрессии, захвата чужих территорий, уничтожения или переселения целых народов и прочих видов этнического» насилия. В особенности они были скомпрометированы человеконенавистнической практикой германского фашизма. В то же время эти идеи, имевшие, в сущности, умозрительный характер, сослужили неплохую службу науке, явились объектом критики и одновременно отправной точкой научного подхода к описанию и анализу расовых признаков. Число последних к настоящему времени существенно расширилось. Ранее среди них чаще всего назывались общность крови, цвет кожи, форма лица и др., сегодня — многообразные антропологические признаки: дерматоглифические, одонтологические, соматологические особенности, характеристики черепа, ушей, носа, губ, глаз, волос, роста, телосложения и пр. Именно на основе их изучения сформировалась наука о расах (расоведение), позволившая сделать точные выводы не только о различиях, но и сходстве между расовыми группами, выработать аргументы в защиту идеи единства человечества и этнического эгалитаризма. Современными исследованиями отчетливо установлена глубокая связь генетических и этнических начал. «Различия между локальными частями генофонда примерно на две трети зависят от этнической принадлежности локальных групп населения»15.
Одновременно представляется ошибочной практика, особенно характерная для политической публицистики, чрезмерно расширительной трактовки понятия «расизм», с которым в точном смысле этого слова связаны разные политические спекуляции по расовой проблематике.. Достаточно часто данное понятие используется применительно к различным проявлениям межэтнической вражды, возникающим вследствие целого ряда причин: экономических, политических и т. п. Подобного рода подход иногда проявляется и в некоторых научных определениях, например в трактовке расизма, данной в «Словаре американской политики»: «Расизм — социальные и другие формы дискриминации, применяемые в частном и общественном порядке (например,, ку-клукс-кланом или нацистским правительством) против индивидуумов или групп из-за их антропологических или расовых отличий от доминирующей группы или из-за приписываемой им культурной или социальной неполноценности»16.
Всевозможные антидвижения (антисемитские, антинегритянские,, антииммигрантские и т. п.) формируются под воздействием многих неразрешенных противоречий и проблем. Среди них расовому фактору принадлежит роль не причины, но скорее своеобразной призмы, через которую эти проблемы и противоречия преломляются. Лежащие на поверхности расовые признаки с большой легкостью становятся точкой притяжения, своеобразным фокусом проявления неприязни к представителям определенной расовой группы. Истинные же причины этой неприязни довольно нелегко рационализируются массовым сознанием и обычно имеют латентный, характер.
Расовые признаки ввиду своей простоты и наглядности (цвет кожи, форма черепа, носа и т. п.) играют огромную роль в формировании этнической идентификации, на основе которой складывается ощущение принадлежности к единой этнической общности, «свои» отде-
ляются от «чужих», определенным образом ориентируются межличностные контакты. По всей Тропической Африке белый цвет ассоциируется с нечистой силой и потусторонними призраками. Весьма ярко этот феномен выразился в стихотворении еврейского поэта Зиси Вейцмана.
Товарищ полковник, товарищ полковник,
Откуда вы родом — из Бэлз или Ковно?
Простите меня за нескромный вопрос.
Но наши глаза как две черные сливы.
И если уж быть до конца справедливым,
Ваш нос мне напомнил мой собственный нос17.
Именно цвет кожи, разрез глаз, характер волос, форму носа и т. п. П. А. Сорокин относил к наиболее значимым расовым признакам, лежащим в основе социальной стратификации18.
Развернутой и достаточно целостной концепцией биологического происхождения этнического является теория современного американского социобиолога Пьера Л. ван ден Берга19. С одной стороны, он признает влияние на этничность социальных, политических факторов и ситуаций. Вполне справедливо он выступает против редуцирования этнического к классовому, социальному и наоборот. С другой стороны, корни этничности Пьер Л. ван ден Берг находит в таких биологических факторах, как эндогамия (преимущественное заключение браков только в своей этнической группе), наличие общего предка — реального или предполагаемого. Современные этнические группы, прежде всего расы, представляют, по его мнению, разросшиеся первозданные племенные общности и являются продолжением и развитием родственных уз. Генетически запрограммированными служат не только имеющее кровнородственную природу этническое притяжение, но и столь же биологически неустранимые доминирование и неравенство этнических групп. Эндогамия и многими отечественными учеными (Ю. В. бромлей, 3. П. Соколова и др.) признается сущностной характеристикой этноса. Ю. В. Бромлей считает, что она выполняет интеграционную, стабилизирующую роль, является защитным механизмом и генетическим буфером, обеспечивающим устойчивость и прочность этноса. Различные исследователи называют численные лимиты смешанных браков, за пределами которых начинается процесс дестабилизации этноса (10% — Ю. В. Бромлей, 10—15%—3. П. Соколова и др.). Утверждается, что превышение этой нормы особенно опасно для малых народов, так как может привести их к ассимиляции. Крупным же народам грозит опасность, когда доля смешанных браков превышает 40%, и этнос может потерять свою сущность20. Кстати, данный норматив довольно близок к удельному весу смешанных рас, устойчиво составляющих менее трети человечества.
Иногда значение подобного фактора в сохранении этнической идентичности осознавалось политиками, принимавшими по этому поводу соответствующие решения. Так, афинский правитель Перикл (V в. до н. э.) запретил браки афинян с варварами, не говорящими на эллинском языке. В этом плане нацисты пошли значительно дальше. Они стерилизовывали немецких женщин, вступивших в связь с
неарийцами, организовывали своеобразные «питомники» для усовершенствования качества представителей арийской расы. В то же время в современной этнической политике довольно широко используются методы, либо ограничивающие численность этноса (Китай, Индия),, либо способствующие ее увеличению, предотвращающие возможное: «похудение» или вымирание народа (Франция). Запрет аборта в СССР в 1936 г. был ориентирован на стимулирование роста рождаемости.
На естественно-природных основаниях этнического основан подход, связывающий этническую природу с характером экологической среды — климатом и территорией. У истоков этого подхода — взгляды Ш. Монтескье, разделявшиеся многими мыслителями, например К. Каутским. В то же время некоторые ученые отвергали связь между этносом и территорией его обитания, что привело, к примеру, Р. Шпрингера, к политическому выводу о том, что национальный вопрос может быть решен с помощью создания внетерриториальной автономии. На этом же основании О. Бауэр, также не признававший эту связь, отказывал в, автономии евреям, не имевшим своей территории. Многие современные исследователи считают территорию признаком, более характерным для: государства, чем для этнических групп, зачастую рассеянных по различным территориям.
Значительно более распространена точка зрения, усматривающая в территории сущностную характеристику этноса. Так, известный украинский социолог Вяч. Липинский (1888—1931) в размере занимаемой этносом территории видел фактор, прямо определяющий безопасность народа. Нацию он характеризовал как органический коллектив, основанный на единстве территории, точнее, «Земли»21. Близкого взгляда придерживался А. Гитлер в своей теории жизненного пространства народа.
Весьма ярким современным представителем этой точки зрения является Л. IT. Гумилев. В своей ранней работе 1967 г. он отвергал наличие у этносов универсальных, внешних признаков, таких, как язык». происхождение, обычаи, материальная культура, идеология, считая более существенным наличие этнической идентификации и этнического противопоставления (мы, свои и чужие), а также этнического самосознания22. В более поздних своих работах он отмечал, что определяющее значение в формировании и развитии этноса принадлежит ландшафту, климату и т. п. «Каждый этнос представляет собой оригинальную форму адаптации человека в биоценозе ландшафта»23. При смене ландшафта этнос, по мнению Л. Н. Гумилева, теряет свою природу и исчезает. Впрочем, его подход базируется не только на экологических, но и на психологических основаниях. В трансцендентальное ядро этноса, по его мнению, входят местные нравы, обычаи, культура. Территорию И. Ильин называл духовным «пастбищем» народа, а привязанность к ней С. Булгаков считал естественным провинциализмом души. Территориальный статус этноса, безусловно, определяет не только ресурсы, которыми он располагает, но и специфику хозяйственных занятий, социальную организацию, образ жизни, особенности психологии и пр. Колоссальную роль во взаимоотношениях между эт-
носами играет территория, а споры из-за нее являются, по существу, основной причиной межэтнических конфликтов.
Социологический подход к истолкованию этнического исходит из того, что его природа определяется условиями ее жизни в обществе. Весьма ярко этот подход выразился в высказывании древнекитайского конфуцианского мыслителя первой половины III в. до н. э. Сюньцзы, который приписывал решающую роль в образовании национальных различий внешней, социальной среде: «Все новорожденные кричат одинаково... но когда вырастают, следуют разным обычаям. Это результат внешнего воздействия»24.
Социологический характер имеет подход к нации К. Маркса. Исходя из логики этого подхода, изменение социальных условий жизни этноса ведет к изменению его природы, уничтожению одних и возникновению других этнических групп, смягчению или ликвидации национального гнета. Сила и ограниченность данного подхода отчетливо проявились в рассмотрении К. Марксом еврейского вопроса. Его суждения на эту тему особенно интересны тем, что исходят не только от выдающегося мыслителя, но и от немецкого еврея, неплохо знавшего еврейскую среду и связанную с этим вопросом обширную исследовательскую литературу. Основу еврейства Карл Маркс («К еврейскому вопросу», «Святое семейство» и др.) видел в наиболее типичных занятиях евреев — торговле и финансах, возражая при этом Бруно Бауэру. Последний в полном соответствии с традицией, продолжающейся, кстати, и сегодня, усматривал сущность еврейства в религии — иудаизме. (Так, современные исследователи Э. Хершак и И. Кумпес еврейский этнос, формирующийся вокруг религии как центрального признака, противопоставляют французскому типу этничности, имеющему политически-областную основу25.) Приведу некоторые высказывания Маркса по этому вопросу: «Химерическая национальность еврея есть национальность купца, вообще, денежного человека»26. К. Маркс объяснял «живучесть еврея не его религией, а напротив, человеческой основой его религии, практической потребностью, эгоизмом»27. «Какова мирская основа еврейства? Практическая потребность, своекорыстие. Каков мирской культ еврея? Торгашество. Кто его мирской бог? Деньги»28. И несколько далее в тексте еще раз повторил: «Деньги— это ревнивый бог Израиля»29. Кстати, аналогичным образом интерпретирует природу еврейского народа известный публицист и писатель Лев Копелев: «Для большинства людей, числившихся в СССР евреями, сегодня понятием «еврей» определяется, по сути, не национальность, а некое наследственное социальное положение, сословие... Говорить о евреях как о расе или этносе нельзя»30.
Используя принципы социологического подхода, К. Маркс обозначил способы решения еврейского вопроса, ликвидации национального гнета вообще. С одной стороны, он считал необходимым отделение государства от религии и церкви, ликвидацию государственной религии, придание государству светского характера. «Политическая эмансипа-
ция иудея, христианина, религиозного человека вообще, есть эмансипация государства от иудейства, христианства, от религии вообще»31. В этом с Марксом вполне можно согласиться, так как поддержка государством определенной религии неизбежно дискриминирует другие религии и вместе с тем исповедующие их этнические группы. Политическая практика развитых современных демократий мира свидетельствует как о реализации принципа отделения государства от религии и церкви, так и о благотворном, стабилизирующем его воздействии на социально-политическую жизнь.
Совсем иначе можно расценить другой, предложенный Марксом, более радикальный путь решения еврейской проблемы. Освобождение человечества от любых форм угнетения, в том числе и национального, он видел в полном преодолении, ликвидации товарно-денежных отношений, которые, с его точки зрения, и составляют сущность еврейства. Следовательно, их ликвидация должна привести не иначе, как к упразднению еврейства. «Эмансипация от торгашества и денег, следовательно, от практического реального еврейства была бы самоэмансипацией нашего времени. Организация общества, которая упразднила бы предпосылки торгашества, — такая организация общества сделала бы еврея невозможным. Эмансипация евреев в конечном значении есть эмансипация человечества от еврейства»32.
Социологический подход тяготеет к объективации и материализации основ этнического бытия. Видный теоретик германской социал-демократии К. Каутский определяющее значение придавал таким характеристикам нации, как территория, единство экономической жизни, язык. Этот подход в результате привел его котказу в статусе нации для евреев, не имевших подобных характеристик. Выдающийся русский социолог П. А. Сорокин полагал приоритетными язык, религию и -биологические признаки, относя формирующиеся на их основе языковые, религиозные, расовые«группы к разряду элементарных, первичных33. Данный подход вполне логично приводит к выводу о том, что становление социально однородного общества неизбежно ведет к ослаблению и даже стиранию национальных различий. Вплоть до сегодняшнего времени он является весьма распространенным не только в отечественной науке, находящейся под явным или косвенным влиянием марксистских идей, но и в зарубежной. Известный американский социолог и политолог Карл Дойч в своей функциональной теории усматривает сущность этнического в наличии внутри этноса дополнительных каналов социального общения, внутригрупповой коммуникации. Американский ученый А. Коэн считает этнические группы частью социальной системы, для которых характерны общие нормы поведения.
Политическая трактовка этнической природы связывает ее с наличием и развитием государства. Согласно Гегелю, национальное является частичной реализацией абсолютного духа в форме национального государства. В этом же ключе определял нацию М. Вебер как общность, стремящуюся к созданию собственного государства. Н. А. Бердяев считал государственное бытие нормальным бытием нации, а потерю нацией своего государства — великим несчастьем, тяжелой болезнью, калечащей душу нации34. Современный польский политолог Ежи Вятр полагает, что существование народа, этноса тре-
бует его выражения в форме государства35. Германский исследователь. Р. Дарендорф единственным обоснованием нации считает конституцию, право36. Их своеобразным оппонентом был П. Б. Струве, разграничивавший национальное и государственное начала в жизни общества. «Национальное начало мистично так же, как государственное, но с другим оттенком, более мягким и внутренним, в силу которого оно без всякого принуждения владеет человеком. Можно ненавидеть свое государство, но нельзя ненавидеть свою нацию»37. Интегрирующее влияние государства на формирование нации; трудно переоценить. Так, англичане и американцы сделались различными нациями, несмотря на общность языка, происхождения и национального характера. Политическая трактовка нации выразилась в названии ведущей международной организации — Организация Объединенных Наций.
В то же время признание государства основным фактором, определяющим этническую природу, с неизбежностью создает ряд искусственных коллизий исследовательского сознания. Во-первых, этносы, имеющие государственность, как более зрелые и развитые, противопоставляются этносам, ее не имеющим, якобы не поднявшимся до осознания необходимости собственного государства. Во-вторых, вместо одного разделенного политическими границами народа, в теории появляется несколько наций, существование которых приходится обосновывать искусственными, идеологическими аргументами. Типичный пример — теоретическая ситуация с капиталистической (ФРГ) и социалистической (ГДР) немецкими нациями, имевшими общее происхождение и культуру, на обоснование которых было израсходовано немало усилий. Так, правившая в ГДР партия (СЕПГ) отстаивала тезис о существовании в. стране нации социалистической по характеру и германской по содержанию. Постановка вопроса о двух германских нациях неизбежно привела к расщеплению исторического сознания, разделению истории на два потока. История ГДР связывалась с освободительными войнами, ФРГ же была объявлена наследницей и олицетворением реакционной линии истории. Разделенность нации порождает также и конкуренцию различных национальных государств на представительство интересов всей нации.
Определенная группа подходов базируется на убежденности в субъективной, духовной природе этнических феноменов. Одни из них возводят ее сущность к Божественному, другие связывают с психологией, третьи — с достаточно широко понимаемой культурой.
С позиций теологического подхода сущность этнического усматривается в Боге. Так, И. Г. Фихте определяющими началами народа считал единство форм жизни, натравляемое Божьим предопределением. «Народ — это совокупность людей, живущих общей жизнью, постоянно воспроизводящих себя физически и духовно и подверженных все вместе действию особого закона внутреннего развития Божественного»38. В. С. Соловьев нации считал органическими и вечными частями человечества, каждая из которых исполняет Божье предназначение. «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности»39.
В основе подхода Дж. Ст. Милля, Э. Ренана и других лежат психоэмоциональные факторы. Решающей силой в объединении людей в нацию Дж. Ст. Милль (1806—1873) считал национальные чувства (воспоминания, гордость и унижение, радость и страдание), которые, в свою очередь, могут порождаться единством расы, происхождения, общностью языка и религии, географическими границами и, что наиболее существенно, общностью политической судьбы и истории40. Схожая трактовка нации у выдающегося французского философа Э. Ренана (1823—1892). В своей лекции «Что такое нация», прочитанной в 1882 г., и в «Новом письме к г-ну Штрауссу» он усматривал ее суть в исторической памяти, общих эмоциональных переживаниях и печалях, в общей воле и согласии, отвергая при этом теории, сводящие сущность нации к языку.
Более широкую социально-психологическую трактовку нации, опирающуюся на единство ее характера, дал германский ученый Отто Бауэр (1882—1938). В своей книге «Национальный вопрос и социал-демократия» он определил нацию «как общность характера, вырастающую на Почве не однородности, а общности судьбы» и механизма генетической и культурной наследственности41. «Национальный характер есть не что иное, как осадок истории данной нации»42. Сохранением своего своеобразия нация, по О. Бауэру, обязана механизму национальной апперцепции — способу восприятия мира, 'который всегда уникален. Особенностями национального характера Бауэр объяснял и политические изменения. Быстрая смена конституций во Франции, по его мнению, была обусловлена органически присущим французам стремлением к переменам и новшествам — свойством, которое еще Цезарь обнаружил в галлах43. Кстати, установить связь между психологией и политическим строем пытался еще Монтескье, утверждавший, что нетерпеливость и мужество свободолюбивого английского народа явились препятствием для установления тирании44.
Бауэр разработал достаточно оригинальную концепцию, связывающую развитие этнического самосознания с развитием материальных основ цивилизации. «Уравнение материального содержания различных национальных культур отнюдь не означает уничтожения национальной индивидуальности»45. Автономия национальной культурной общности в будущем социалистическом обществе означает растущую дифференциацию духовной культуры нации, несмотря на уравнение материального содержания национальных культур»46. В противоположность К. Марксу он считал, что с ростом культуры и цивилизации увеличиваются и консолидируются национальные различия и усиливается национальное самосознание. В этих суждениях Бауэр оказался, безусловно, прозорливее Маркса и более точно предсказал грядущее возрастание фактора этничности.
Существенной характеристикой этничности в современной науке признается наличие самосознания, проявляющегося в самоназвании, этнониме. Именно этноним позволяет личности и группе в целом выделять себя из иноэтнического окружения, противопоставлять себя дру-
гим этническим группам. Так, анализ древнекитайских летописей М В. Крюковым позволил сделать вывод о том, что процесс формирования китайской общности завершился в VII—VI вв. до н. э., когда появился этноним «хуася», противопоставивший китайцев и варваров, настоящих и ненастоящих людей. Оформление греческой этнической общности произошло в этот же период и выразилось в появлении этнонима «эллины»47.
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12, ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 1995. № 1
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Д. В. Ольшанский
ГОРБАЧЕВ ЕЛЬЦИН
Гибкость, умение маневрировать Открытость, прямота
Слабость, неуверенность в себе Решительность, сила, уверенность
Двуличие, лицемерие Искренность, правдивость
Равнодушие к людям, к человеческим Учет интересов, настроений простых
жертвам людей
Хитрость, предусмотрительность Простодушие
Стремление удержать властьлюбой Амбиции, стремление к власти
ценой Умение предвидеть развитие событий и
Склонность медлить, оказываясь в хво- играть на опережение.
сте событий
И. так далее.
Почти те же противоположные друг другу качества, по данным опросов, затем стали приписываться паре «Ельцин — Руцкой» (до октября 1993 г.), а начиная с декабря 1993 г. — паре «Ельцин — Жириновский». Причем Ельцин, естественно, занял место Горбачева, а Жириновский — место Ельцина.
Доминирующая в массовом сознании схема очень проста. Один из лидеров (скажем, Горбачев или затем Ельцин)—человек, на которого возлагается ответственность за все неудачи, кризис общества и неисполненные обещания—за «катастройку». Другой (вначале Ельцин, затем Руцкой и даже Жириновский) предстает до определенного момента как суровый и открытый критик, до поры свободный от такой ответственности. В нем люди видят воплощение тех на