Нравственные основы оперативно-розыскной деятельности.

Тема 1. Этические основы производства отдельных следственных действий.

Что для одних - нелепость, для других - доказательство!

Ш. Купер.

а). Нравственные основы производства осмотра и следственного эксперимента.

Глаза - свидетели более точные, чем уши.

Гераклит.

№1***

При расследовании уголовного дела об убийстве С., расчлененный труп которого был обнаружен в реке, подозрение пало на жену потерпевшего. Полагая, что убийство совершено в доме, где С. проживал с женой, следователь, с согласия последней, произвел осмотр места происшествия, в ходе которого он обошел весь приусадебный участок, осмотрел надворные постройки и все комнаты самого дома, а также погреб.[1]

Дайте правовую и моральную оценку действиям следователя.

№2***

При расследовании уголовного дела о хулиганстве следователь усомнился в возможности с окна свидетеля Якбарова наблюдать за местом совершения преступления. Однако после совершения преступления во дворе дома был поставлен самовольно гараж, частично перекрывающий обзор местности и не дающий возможность провести следственный эксперимент.

Как должен поступить следователь? Изменится ли решение, если гараж кирпичный?

№3***

Расследуя дело об изнасиловании, следователь сообщил потерпевшей Васильевой о своем намерении провести следственный эксперимент с участием ее и обвиняемого с целью установить ход и механизм совершения преступных действий.[2]

Дайте оценку действиям следователя. Должен ли он получить согласие потерпевшей на проведение данного следственного действия?

№4***

В ходе расследования дела о покушении на изнасилование следователь усомнился в правдивости показаний потерпевшей Мяус, утверждавшей, что она, спасаясь от домогательств Сыроштана, выпрыгнула с окна 2, не получив при этом никаких телесных повреждений. Следователь поделился своими сомнениями с самой Мяус, на что та ответила, что в детстве занималась гимнастикой и может повторить прыжок, чтобы доказать свою правдивость,

Вправе ли следователь провести следственный эксперимент в данном случае?

№5***

Ш., управляя неисправной автомашиной ГАЗ -69, выехал на левую сторону дороги и столкнулся и идущим навстречу автомобилем. Суд вынес определение о назначении следственного эксперимента для выяснения, в частности, следующих вопросов: произойдет ли заклинивание колес автомобиля при движении его по прямой, согласно указанному в определении маршруту, с одним выпавшим шаром из радиальных канавок; какое ощущение будет у водителя машины с указанными дефектами, и сможет ли он определить в пути неисправность.

Суд указал также на необходимость производства данного следственного эксперимента с использованием переднего моста от потерпевшего в аварию автомобиля на другой машине с целью установления возможности заклинивания колеса и поломки тех деталей, которые оказались неисправными при осмотре машины после аварии[3].

Оцените решение суда с правовой и этической точек зрения.

б) Нравственные основы производства освидетельствования.

У человека с открытой душой и

лицо открытое.

Ф. Шиллер.

№6***

Следователю Козявину необходимо было установить наличие особых примет на предплечии подозреваемой Бозумц, однако та отказалась, указав, что является гражданкой ОАЭ, не может снимать одежду в присутствии следователя даже с лица. Следователь принял решение о принудительном освидетельствовании.

Соответствует ли закону решение следователя? Разрешите создавшуюся ситуацию с точки зрения морали.

№7***

Следователю Живайкину необходимо было провести освидетельствование потерпевшей Внуковой. Область осмотра - ягодицы. Внукова согласилась добровольно продемонстрировать Живайкину данную часть тела, и тот произвел его самостоятельно.

Оцените действия следователя. Были ли соблюдены требования уголовно-процессуального закона и профессиональной этики? Если да, то повлияло ли это на допустимость протокола освидетельствования?

№8***

По делу о шантаже следователь Поддавашкин решил провести опознание по голосу. Он попросил Кочурова, обвиняемого в этом преступлении, прочитать протокол его допроса вслух, указав, что так якобы положено, для того, чтобы в конце протокола тот сделал надпись: "протокол прочитан мною вслух." Сам он сделал аудиозапись прочтения протокола, а потом сделал запись чтения этого же протокола другими людьми. Все полученные фонограммы были представлены потерпевшему Недеру для опознания.

Оцените правомерность действий следователя. Что может вызвать замечания с этической точки зрения?

№9***

В ходе освидетельствования обвиняемой Утюгенович следователь Ттертуло обнаружил ссадины на ноге (в области колена) и ягодице. С целью фиксации этих следов следователь решил провести их фотографирование. Утюгенович отказалась от фотографирования. Следователь возразил, указав, что сделает фотографии крупным планом, так, что будут видны сами ссадины, а не место, где они расположены.

Оцените действия следователя. Вправе ли следователь провести фотографирование? Влияет ли на ответ позиция обвиняемого?

в). Нравственные основы производства допроса и очной ставки.

Вы просто не представляете, сколько всего может не запомнить человек, если он вызван в качестве свидетеля.

Лоренс Питер.

№10***

Обвиняемый Шувалов на допросе заявил, что одну из краж, вменяемых ему в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, совершил не он, а его знакомый Афонин. Версия о причастности Афонина к краже была тщательно проверена и не подтвердилась. Узнав об этом от следователя, Шувалов признался, что специально оговорил Афонина, с которым у него сложились неприязненные отношения, чтобы причинить ему неприятности, а также направить следствие по ложному пути.

Вместе с тем не было собрано достаточно доказательств, изобличающих самого Шувалова в совершении кражи. Поэтому следователь прекратил в отношении него уголовное преследование по данному эпизоду. Одновременно он решил привлечь Шувалова к уголовной ответственности по ч.1 ст. 306 УК за заведомо ложный донос на Афонина.[4]

Дайте оценку поведению Шувалова и решения следователя ( с правовой и нравственной точек зрения).

№11***

Следователь предположил, что допрашиваемый свидетель не только не захочет, чтобы его показания записывали на аудиопленку, но и впоследствии может отказаться от них. И тогда следователь поступил следующим образом. Поставил магнитофон "Вега" к себе в стол и от него протянул к месту, где будет сидеть свидетель, микрофон. На стол себе он поставил магнитофон "Спутник", микрофон к которому не подключил. Прежде чем пригласить свидетеля в кабинет, следователь включил запись на магнитофоне, который находился в столе. Пригласив свидетеля и на его глазах включив магнитофон "Спутник" (тот, который был на столе), следователь уведомил допрашиваемого о том, что при допросе будет осуществлена звукозапись его показаний на магнитофон "Вега". Затем выяснил анкетные данные допрашиваемого, разъяснил ему право не давать показаний против себя самого, своего супруга и близких родственников, предупредил об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, дал возможность удостоверить данный факт своей подписью.

Далее следователь на глазах у свидетеля выключил магнитофон "Спутник" и сказал следующую фразу: "Ну, а теперь давай по душам, расскажи-ка всю правду, как оно на самом деле-то было". Свидетель дал показания, после чего следователь на глазах изумленного допрашиваемого вытащил из стола магнитофон "Вега", перемотал пленку и полностью воспроизвел допрашиваемому звукозапись. При этом следователь обратил внимание на то, что на столе стоял магнитофон "Спутник", а в начале допроса он уведомлял, что запись будет производиться магнитофоном "Вега".

Дословное содержание данных свидетелем показаний следователь занес в протокол допроса, и свидетелю пришлось засвидетельствовать своей подписью правильность записи в протоколе данных им на допросе показаний.[5]

Оцените действия следователя с нравственной точки зрения. Нарушен ли уголовно-процессуальный закон? Будет ли поступок следователя иметь правовые последствия. Какие нравственные последствия он будет иметь?

№12***

В ходе допроса следователь задал свидетельнице вопрос о том, посещал ли гражданин О. квартиру обвиняемого Г. Свидетельница не смогла ответить на этот вопрос. Тогда следователь предъявил ей О. и спросил, не видела ли она этого человека где-нибудь раньше, когда и при каких обстоятельствах. Свидетельница сразу заявила, что О. посещал Г. и рассказала все, что ей было известно.[6]

Дайте оценку проведенного допроса: действиям следователя и полученным результатам.

№13***

Проанализируйте приведенные вопросы. Какие из них являются наводящими?

Какого цвета были перчатки у Иванова?

Не видели ли Вы Сидорова на месте происшествия?

Какого цветы волосы были у человека, которого вы видели на месте преступления?

С какой скоростью мчалась машина?

Свидетель К. утверждает, что видел Васильева на месте происшествия? А Вы его видели?

Не было ли у подозреваемого в руках портфеля черного цвета?

Когда вы возвращались домой, было уже поздно?

Дайте понятие наводящего вопроса. В чем нравственный смысл запрета постановки наводящих вопросов? Действует ли данный запрет на стадии судебного разбирательства?

№14***

"- Свидетель, Вы должны говорить правду, одну только правду и ничего, кроме правды.

- Да.

- Что в таком случае Вы можете сказать по обсуждаемому делу?

- А что можно сказать при таких ограничениях?"

В чем нравственный смысл обязанности свидетеля давать правдивые показания? Каковы причины лжесвидетельствования?

№15***

"- Вот этот? - сухо спросил Остап, толкая Паниковского в спину.

- Этот самый, - радостно подтвердили многочисленные правдолюбцы. - Своими глазами видели.

Остап призвал граждан к спокойствию, вынул из кармана записную книжку и, посмотрев на Паниковского, властно произнес:

- Попрошу свидетелей указать фамилии, адреса. Свидетели, записывайтесь!

Казалось бы, граждане, проявившие такую активность в поимке Паниковского, не замедлят уличить преступника своими показаниями. На самом же деле при слове "свидетели" все правдолюбцы поскучнели, глупо засуетились и стали пятиться. В толпе образовались промоины и воронки. Она разваливалась на глазах.

- Где же свидетели? - повторил Остап.

Началась паника. Работая локтями, свидетели выбирались прочь, и в минуту улица приняла свой обычный вид. "

И. Ильф, Е. Петров. Золотой Теленок.

Чем объясняется нежелание людей выступать по делу в качестве свидетеля? Как следователь может повлиять на мотивацию такого поведения?

№16***

По делу Мамочкина были допрошены в качестве свидетелей Папочкина, с которой Мамочкин прожил 16 лет, не регистрируя брак, и ее дочь Валентина 20 лет, которую Папочкин воспитывал с детства.

Защитник подсудимого Мамочкина Добронравова суде заявила ходатайство о признании показаний указанных лиц недопустимыми доказательствами, ссылаясь на то, что им не было предоставлено право отказаться от дачи показаний против Мамочкина на основании ст. 51 Конституции. Она указала на то, что с гражданкой Папочкиной Мамочкин заключил церковный брак, на протяжении 16 лет вел с ней общее хозяйство, ее дочь Валентину воспитывал как свою собственную.

Какое решение должен принять в соответствии с законом? Дайте нравственную оценку этому решению?

№17***

В приложении № 59 к УПК РФ содержится бланк протокола допроса свидетеля. Отдельного бланка допроса свидетеля, являющегося близким родственником обвиняемого (подозреваемого) нет.

Означит ли это, что допрос лиц, обладающих указанным социальным статусом проводится по той же форме, что и допрос всех остальных свидетелей? Ответ обоснуйте.

Должны ли близкие родственники обвиняемого (подозреваемого) при допросе в качестве свидетелей предупреждаться об уголовной ответственности за дачу ложных показаний по ст. 307 УК РФ и за отказ от дачи показаний по ст. 308 УПК РФ?

№18***

В ходе расследования дела о причинении тяжкого вреда здоровью гр-ке Небогиной ее сожителем Сухомутом следователь допросил потерпевшую, находящуюся в реанимации в крайне тяжелом состоянии. Опасаясь, что Небогина может в дальнейшем скончаться от полученных повреждений, следователь пригласил в качестве понятых граждан Елькина и Пенькина.

Оцените правомерность действий следователя. Как Вы считаете, в каких случаях участие понятых при допросе является оправданным?

В чем нравственное значение требования закона об участии понятых в следственных действиях? Охарактеризуйте требования, предъявляемые к понятым законом и моралью.

№19***

На допрос 15-ти летнего Трахтенберга, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 131 УК РФ (изнасилование), следователь пригласил педагога-психолога Целкович, работающую завучем в школе, в которой учился Трахтенберг. Она предварительно рассказала следователю об особенностях психологии подростков в возрасте 15 лет и подсказала следователю, как правильно сформулировать некоторые вопросы.

Оцените действия следователя и педагога Целкович. В чем нравственное значение участие педагога при допросе несовершеннолетнего?

№20***

Следователь Неродицкий и начальник следственного отдела Мусин договорились, что в ходе допроса обвиняемого Шмухлера Мусин будет строго разговаривать с допрашиваемым, провоцировать его на конфликт, в то время, как Народицкий, наоборот, будет мягок, предельно вежлив и внимателен.

После получасового допроса в таком режиме Мусин вышел из кабинета, а Шмухлер, сказав следователю Неродицкому: "Вы, я вижу, единственный порядочный человек здесь", дал подробные показания об обстоятельствах совершенного им преступления.

Оцените действия следователя и начальника следственного отдела. Назовите нравственно допустимые способы установления психологического контакта с допрашиваемым?

№21***

В ходе допроса 14-летнего Рыгалова, хулигана и прогульщика, следователь Махнытка рассказал, что сам в его годы был двоечником, дрался с одноклассниками, подделывал оценки в дневнике. Рыгалов, удивленный тем, что рассказал ему следователь, проникся к нему симпатией и подробно ответил на все вопросы следователя.

Дайте оценку примененному следователем способу установления психологического контакта.

Каковы критерии этической допустимости приемов установления психологического контакта, применяемых следователем?

№22***

Зная, что обвиняемый Копырла, содержащийся под стражей, футбольный фанат клуба "Крылья советов", следователь Шиш, никогда не интересовавшийся футболом, сходил на игру этого клуба, чтобы затем в ходе допроса подробно о ней рассказать и убедить Копырла в общности их интересов. Это, по замыслу следователя Шиша, должно было вызвать к нему симпатию и побудить дать правдивые показания.

Дайте оценку выбранному следователем приему установления психологического контакта..

№23***

Допрашивая обвиняемую Ожапанову, отрицающую причастность к совершению преступления, следователь Попик дважды проинформировал ее о том, что признание обвиняемым своей вины является смягчающим обстоятельством.

Оцените действия следователя. Предложите свои варианты мотивации следователем дачи допрашиваемым правдивых показаний.

№24***

Иванов был вызван к следователю по повестке, на которой было указано, что он вызывается в качестве свидетеля по делу Круглова - его соседа. Иванов знал, что того задержали якобы за хулиганство и его подозревали еще в краже у соседки по коммунальной квартире.

Следователь удостоверился в личности Иванова, положил его паспорт в стол и сразу же сказал следующее: "Пойми, мы и без тебя найдем доказательства, что эту кражу из комнаты соседки совершил именно ты, а не твой сосед Круглов. Когда мы найдем доказательства и предъявим их тебе, то для тебя уже будет поздно что-то изменить, так как в этом случае твое признание не будет иметь того веса, который нужен, чтобы суд смягчил тебе наказание, может быть, даже и не посадил. Кстати, от тебя зависит, останешься ли ты на свободе до суда или нет. Так что подумай и помоги себе сам, пока есть еще время и возможность, так как ты видишь, что говорим с тобой без протокола."

После этого Иванов решил признаться.

Тогда следователь взял бланк протокола допроса подозреваемого, записал все его данные, а потом разъяснил ст. 51 УПК РФ. После этого он сказал: "Если хочешь, - можешь этим правом воспользоваться и не давать показаний вообще. Только напомню тебе, что, когда у нас будут доказательства, признаваться будет уже поздно, так как такое признание уже не имеет цены".

Иванов дал показания и расписался о разъяснении ему его прав.

(См. Л.С. Халдеев Судья в уголовном процессе: Практическое пособие. - М.: Юрайт, 2000. - С. 168.)

Допустим ли с точки зрения профессиональной этики примененный следователем способ установления психологического контакта с допрашиваемым?

№25***

Ранее судимый П. обвинялся в вовлечении в преступную деятельность десятилетнего В., который бродяжничал со своей матерью и П. В ходе расследования следователь произвел очную ставку между П., отрицавшим свою вину и В., который уличал его в совершенных преступлениях. Во время очной ставки В. отказался от ранее данных показаний, заявив, что оговорил П.

На допросе, проведенном после очной ставки, В. объяснил свои показания на очной ставке страхом, который он испытывал в присутствии П[7].

Какую ошибку допустил следователь?

В каких случаях проведение очной ставки не рекомендуется по нравственным соображениям даже при наличии формальных оснований?

№26***

В ходе расследования уголовного дела по обвинению двух несовершеннолетних в изнасиловании и убийстве сестра одного из них заявила на допросе, что ее брат не мог совершить подобных преступлений, в то время как тот свою вину полностью признавал. Тогда следователь произвел очную ставку между свидетельницей и ее братом, в ходе которой тот подробно рассказал об обстоятельствах инкриминируемых ему преступлений.[8]

Дайте оценку проведенной следователем очной ставки.

г). нравственные основы предъявления для опознания, назначение и производства экспертизы.

Ни один человек не может быть узким специалистом без того, чтобы не быть идиотом в широком смысле слова.

Б. Шоу.

№27***

Для проведения судебно-медицинской экспертизы у потерпевшего Райха необходимо было взять кровь в качестве образца. Райх отказался от дачи крови, объяснив, что он член религиозной организации Свидетели Иеговы и дача крови для него большой грех.[9]

Как должен в соответствии с законом поступить следователь? Дайте нравственную оценку принятому Вами решению.

№28***

По уголовному делу, возбужденному по ч.1 ст. 130 УК РФ (оскорбление) необходимо было установить авторство анонимных объявлений оскорбительного содержания, расклеенных около входной двери, на подъезде, по пути от дома до работы потерпевшей Интраллегатор.

Приняв решение о назначении почерковедческой экспертизы, следователь задумался: какой текст взять за основу при получении образцов для сравнительного исследования? Дайте совет следователю, как поступить в данном случае.

№29***

При расследовании уголовного дела по обвинению В. в убийстве с особой жестокостью своей жены на глазах малолетних детей возникла необходимость установить принадлежность ножа, которым было совершено преступление. Выяснить это можно было путем предъявления ножа для опознания 11-летнему сыну В.

В ходе допроса на вопрос следователя о том, какой был у отца нож и может ли он его опознать, мальчик в деталях описал нож, при этом расплакался и сказал, что он не хочет, чтобы ему показывали этот нож. [10]

Имеются ли предусмотренные законом основания для производства предъявления для опознания? Как должен поступить следователь в данной ситуации?

№30***

Предъявляя труп для опознания, следователь, для обеспечения достоверности его результатов, предъявил родственникам погибшего одновременно три трупа мужчин примерно одного возраста и телосложения. Весь ход и содержание данного процессуального действия следователь отразил в протоколе.

Оцените действия следователя с нравственной точки зрения. Повлияет ли она на его правовые последствия?

№31***

Гражданка Аэлита Копенкина, жительница военного городка, была изнасилована. В ходе допроса она указала, что насильник был одет в военную форму, погоны свидетельствовали о его офицерском чине. По договоренности с начальником гарнизона был объявлен срочный сбор всего офицерского состава в актовом зале. Следователь предложил гражданке Копенкиной пройти по рядам и опознать среди присутствующих напавшего. В результате она указала на Козлевича как на лицо, совершавшее преступление.

Оцените проведение предъявления для опознания с точки зрения соблюдения требований закона и этики.

№32***

На допросе свидетель Чапай указал, что сможет опознать мошенницу по татуировке в виде дракончика, выполненной на участке тела между поясничным отделом позвоночника и копчиком. Получив описание примерных размеров, формы, расположения татуировки следователь обратился в салон татуировок, попросив список лиц, сделавших аналогичные тату. В результате наряду с подозреваемой Сирунц следователь предъявил для опознания качестве статистов женщин с признаками внешности, схожими с подозреваемой и аналогичными татуировками.

Оцените с правовой и нравственной точек зрения проведение следователем предъявления для опознания.

№33***

На допросе свидетель Дурко показал, что видел человека, предположительно причастного к совершению преступления, выбегающим из подъезда в нижнем белье, описал его внешность, цвет и форму одежды - майку-боксерку и трусы "семейные".

Следователь на основе полученных данных предъявил для опознания Дурко трех мужчин, подпадающих под описание признаков внешности подозреваемого, одетых также, как и предполагаемый преступник.

Оцените с точки рения этики допустимость проведения следователем предъявления для опознания.

№34***

Следователь решил осуществить фиксацию хода предъявления для опознания подозреваемого Черномордина путем фотографирования, с целью удостоверения факта его схожести по признакам внешности со статистами. Однако статист Краснобаев отказался фотографироваться.

Дайте правовую и нравственную оценку решению следователя. Какой выход из создавшегося положения Вы можете предложить?

Тема 2. Тактика предварительного расследования.

Ни один смертный не способен скрыть секрета. Если губы его молчат, то проговариваются пальцы его рук.

З. Фрейд.

№ 1.

Афонин, обвиняемый в убийстве жены, будучи заключенным под стражей, интересовался возможностями выявления изображения убийцы путем исследования сетчатки глаза жертвы. Узнав об этом, следователь сфотографировал глаз человека, изготовил его крупномасштабный снимок, вмонтировал в изображение глаза портрет обвиняемого Афонина и репродукцию монтажа представил обвиняемому на очередном допросе, в результате чего получил от него признание вины в совершении преступления.[11]

Допустим ли данный прием психологического воздействия со стороны следователя?

№2***

"Следователь:

-Вы узнаете этот нож?

Обвиняемый:

- Узнаю...

-Узнаете?!

-Конечно узнаю ... Вы же мне его каждый день уже второй месяц показываете!"

Оцените с этической точки зрения допустимость тактики ведения следователем допроса обвиняемого.

№3***

В совершении преступления подозревались два брата - Николай и Петр, достаточными доказательствами вины которых следствие не располагало. Николай на допросах уверял следователя, что они невиновны. Следователь предложил ему сказать брату: "Петя, я сказал всю правду, говори и ты правду". Николай согласился. В результате Петр признался в том, что они с братом совершили преступление[12].

Допустимо ли с этической точки зрения применение следователем указанного приема психологического воздействия на подозреваемого?

№4***

Некий Кузин был арестован по подозрению в убийстве своей жены. На очередном допросе Кузина, отрицавшего свою вину, следователь достал из сейфа конверт с фотоснимками трупа и места происшествия. На конверте было написано: "Лично прокурору". Следователь начал рассматривать снимки так, что подозреваемому были видны только надпись на конверте и оборотная сторона фотографий. При этом ему было предложено рассказать, как он возвращался с кладбища, расставшись с женой, которую впоследствии нашли убитой. "Этот пакет испугал меня, - вспоминал потом Кузин. - Я был уверен, что каждый мой шаг был сфотографирован, и поэтому все рассказал правильно. Лишь позднее я понял, что никто меня не мог фотографировать".[13]

Оцените допустимость с этической точки зрения применение следователем указанного приема психологического воздействия на подозреваемого?

№5***

По одному уголовному делу следовало установить, встречались ли для согласования показаний взяткополучатель Ников и посредник Шульц. В своих показаниях Ников отрицал встречи с Шульцем.

Первым следователь вызвал на допрос Шульца. Как и следовало ожидать, он показал, что длительное время не встречался с Никовым. Записав показания обвиняемого, следователь отпустил его.

Затем в кабинет пригласили Никова. Он знал, что Шульц только что был на допросе, но поговорить с ним не успел. В присутствии Никова следователь подписал протокол допроса Шульца и с нескрываемым интересом стал его перечитывать. По тому, как он читал протокол и посматривал на допрашиваемого, тот сделал вывод, что Шульц дал какие-то важные показания. Пауза затянулась и Ников забеспокоился.

- Так вы утверждаете, что не видели Шульца больше года? - спросил следователь, оторвавшись, наконец, от бумаг.

- Да, то есть точно не помню, - в голосе Никова уже не чувствовалось уверенности.

- Вы обсуждали с Шульцем, какую вам позицию занять по поводу показаний Пельцера? - тоном, не вызывающим сомнений в осведомленности, спросил следователь.

- Нет, мы только возмущались его показаниями...[14]

Оцените тактический прием, примененный следователем. Укажите, в чем разница между обманом и созданием у допрашиваемого преувеличенного представления об осведомленности следователя?

№6***

Костин был задержан сразу же после угона им автомашины ЗИЛ - 150. У следователя, расследовавшего это дело, в производстве находилось и дело об угоне автомашины ГАЗ -69, ранее совершенном неустановленным лицом. На рулевом колесе автомашины ГАЗ - 69 были обнаружены следы пальцев рук, непригодные для идентификации. Поскольку способ угона в обоих случаях был одинаковым, следователь заподозрил Костина в угоне автомашины ГАЗ - 69. Однако последний отрицал свою причастность к преступлению. Тогда следователь заявил Костину, что на рулевом колесе автомашины ГАЗ-69 остались отпечатки пальцев рук угонщика, и показал ему фотоснимки следов пальцев рук из другого уголовного дела. Когда же следователь принес приспособление для дактилоскопирования, Костин сказал, что автомашину ГАЗ-69 угнал он.[15]

Является ли допустимым примененный следователем прием психологического воздействия?

№7***

Следователь Хренов по делу об убийстве задержал Трындина и Жмырева. В ходе допросов оба отрицали свою вину. Тогда следователь попросил Трындина написать подробно свою автобиографию, указав, что это очень важно для дела и попросил писать все подробно. Жмырева же следователь провел по коридору и, указав в приоткрытую дверь на пишущего Трындина, сказал: ты его выгораживаешь, а ведь он смотри, как все подробно описываете, и, небось, тебя не выгораживает.

После этого Жмырев признался в совершении преступления.

Оцените примененный следователем тактический прием с точки зрения соблюдения требований морали.

№8***

Следователь задержал по подозрению в совершении преступления Мясникова и Поросенкова. Оба отрицали свою причастность к совершению преступления. Тогда следователь поступил следующим образом: он начал по несколько раз в день вызывать к себе на допрос Мясникова, и продержав его некоторое время у себя в кабинете, так ни о чем и не спросив, отпускал обратно в изолятор. Содержащийся с ним о одной камере Поросенков интересовался, о чем его спрашивал следователь, на что Мясников честно отвечал, что ни о чем. Поросенков заподозрил Мясникова в нечестности, и сам вызвался на допрос, дав признательные показания.

Дайте оценку допустимости с этической точки зрения тактического приема, примененного следователем.

№9***

В к/ф "Джентльмены удачи" следователь просит воспитателя детского сада, как две капли воды похожего на преступника, заменить того, чтобы найти украденную музейную редкость.

В к/ф "Место встречи изменить нельзя" в целях разоблачения преступной группы "Черная кошка" в нее был внедрен следователь В. Шарапов.

Вспомните развитие событий и результаты использования следователем "оперативного внедрения" в обоих случаях.

Как Вы оцениваете применение данного приема с этической точки зрения?

№10***

В органы внутренних дел обратился гражданин Незавибатько, который сообщил, что его знакомая Электра Делибалтова предложила ему убить ее мужа, за что она гарантировала ему вознаграждение в размере 3 тыс. долларов. Незавибатько пообещал ей подумать. Оперативные сотрудники предложили ему согласиться на данное предложение, договорились с гр-ном Делибалтовым и сфотографировали его якобы мертвым. Гражданка Делибалтова была взята с поличным в момент передачи денег Незавибатько.

Оцените с этической точки зрения допустимость тактического приема, примененного органами следствия..

№11

Оцените допустимость с этической точки зрения предложенных тактических приемов, примененным следователями в ходе производства следственных действий.

Заполните таблицу, отразив с правой стороны допустимость (недопустимость) примененного тактического приема, указав, соответственно, значок (+ или -), а также в графе "мотивировка" - признаки (критерии), которыми Вы руководствовались, принимая соответствующее решение:

Сущность тактического приема +/-
1. Использование негативного отношения допрашиваемого к обвиняемому, так называемое "использование "слабых мест" в психике обвиняемого (игра на чувствах мести, ревности, стяжательства и т.д.). Например: следователь говорит свидетелю: «Вы выгораживаете человека, который в прошлом причинил Вам столько несчастий. Подумайте, заслуживает ли он такого акта благородства с Вашей стороны и поступил ли бы он на Вашем месте так же, как поступаете сейчас Вы?»  
  Мотивировка:    
2. Использование позитивного отношения допрашиваемого к другим людям, так называемое "использование положительных свойств личности" (игра на чувстве любви, уважения, дружбы и т.д.). Например: следователь говорит несовершеннолетнему обвиняемому: «Вы берете вину на себя, выгораживая соучастника и, соответственно, ухудшая свое положение. Подумайте, что будет с Вашей мамой, когда Вы получите строгое наказание. Перенесет ли она это горе?»  
  Мотивировка:    
3. Использование набожности допрашиваемого. Например: Следователь достает икону и говорит свидетелю: «А теперь перед ликом Бога поклянитесь, что Вы только что сказали правду».  
  Мотивировка:    
4. Использование невежества допрашиваемого: Например: следователь выдает какой-либо прибор за детектор лжи и говорит свидетелю, что когда тот начнет лгать, кнопка на приборе будет загораться.  
  Мотивировка:    
Формирование у заинтересованного лица истинного представления об обстановке и условиях, в которых ему придется действовать, путем передачи информации о реальных обстоятельствах, способных повлиять на него нужным для следователя способом. Например: Следователь сообщает подследственному, находящемуся на свободе, об аресте соучастников.  
  Мотивировка:    
6. Формирование у лица ошибочного представления о тех обстоятельствах, знание которых могло бы привести к нежелательным для следователя решениям и действиям. Например: 1) оставление в неведении относительно имеющихся у следователя доказательств; 2) создание преувеличенного представления об объеме имеющихся у следователя.  
  Мотивировка:    
7. Формирование у лица целей, совпадающие с целями следствия, побуждающих к компромиссным решениям и действиям Например: побуждение к добровольному возмещению вреда.  
  Мотивировка:    
8. Формирование у лица целей, попытка достижения которых поставит его в невыгодное положение. Т.Е. следователь косвенным путем формирует у обвиняемого или подозреваемого намерение, могущее разоблачить его. Например: следователь косвенным путем формирует у подозреваемого желание передать сообщение соучастнику, что приводит к выдаче связи с ним.  
  Мотивировка:    
9. Формирование у лица ошибочного представления о целях отдельных действий следователя, благодаря чему подлинная цель, не вызывая противодействия, достигается без помех. Например: Проводится следственный эксперимент с целью установления реакции водителя на внезапно возникшее препятствие. Следователь сообщает водителю о том, что целью следственного эксперимента будет являться необходимость проверить его способность проехать определенный путь с определенной скоростью за определенное время.  
  Мотивировка:    
10. Создание препятствий для правильной оценки заинтересованными лицами подлинных действий следователя. Например: отыскивая важный для дела документ, следователь осматривает и изымает большое количество документации, в том числе не имеющей никакого отношения к делу.  
  Мотивировка:    
11. Формирование у заинтересованных лиц ошибочного представления о неосведомленности следователя относительно подлинных целей, которые они преследуют. Например: зная об инсценировки кражи со взломом, следователь делает вид, что ни в чем не подозревает материально ответственное лицо и делает вид,

Наши рекомендации